Библиотечный урок на тему морально-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста Волшебный мир русских сказок


Библиотечный урок-игра
на тему морально-нравственное воспитание детей
младшего школьного возраста
Волшебный мир русских сказок
Тема: Морально-нравственное воспитание детей
1-4 класс
Цели и задачи:
привлечение детей к чтению, воспитание бережного отношения и любви к книге; 
развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих делать выводы;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство товарищества;
воспитывать такие нравственные качества как доброта, почитание старших, ценность семейных отношений, трудолюбие, любовь к родному дому и родной земле;
получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей;
воспитание нравственных чувств, направленных на осознание своего отношения к Родине, обществу, к самому себе;
воспитание навыков и привычек нравственного поведения
научиться выявлять качества главных героев, оценивать их поступки, осмысливать проблемы и мотивы поведения, которые движут их поступками, поставить себя на место героя.
Оборудование: мультимедийный экран, карточки, выставки книг («Русские народные сказки»), презентация выполненная в программе Microsoft PowerPoint.
Ход урока:
Организационный момент.
Ознакомление с темой урока.
Основная часть
отгадывание загадок про русские народные сказки;
Подведение итогов.
Ход урока
Здравствуйте ребята, давайте поговорим о книгах. Многие любят читать книги, но правильно ли они это делают? Чтобы знать и понимать все то, что написано в книге, надо читать вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц.
Первые книги, которые нам читали родители – это конечно же наши любимые сказки. Почти все любят сказки. Увлекательное повествование, интересный сюжет, любимые герои привлекают нашу фантазию, развивая творческий взгляд на мир, заставляя затаить свое дыхание в ожидании чуда. Но у многих сказок не только развлекательные и развивающие функции. Еще они, занимаются воспитанием, передавая народную мудрость и основные моральные принципы от поколения к поколению. Чему учат сказки, чем они привлекают детей и взрослых? В сказках положительный герой, как правило, берется за выполнение непосильной, казалось бы, работы. Одному ему явно не справиться. В том, что он одерживает победу, немаловажная роль друзей героя, которые всегда приходят на помощь в трудную минуту. Это могут быть люди, звери, птицы, рыбы. Потому что герой всегда помогает тем, кто встретился ему на пути и попросил о помощи. Таким образом, сказки учат ценить дружбу и верить во взаимопомощь.
Русские сказки учат трудолюбию, тому, что надо не бояться трудностей. Ведь всякое хорошее дело с первой попытки не удается сделать, а смелость и упорность вознаградятся победой.
А еще — учат любви к родителям и уважению к старшим. Вся мораль, которой учат сказки, ненавязчива, воспринимается нами легко, в игровой форме. Нельзя обманывать, нельзя жадничать, нужно всегда ценить друзей и помогать добрым, пусть даже не знакомым, людям. Сказки учат, что добро обязательно побеждает зло, что хороший поступок «цикличен» и обязательно возвращается к тому, кто его совершает, в виде благодарности.
И сегодня на уроке я хотела бы предложить вам всем вместе поставить себя на место наших любимых героев, и попробовать понять и оценить их поступки.
Ребята, скажите, вы любите отгадывать загадки? А давайте отгадаем загадки про сказки:
Сейчас начнется наш парад,
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад,
Твои любимые герои.
Вот книги шелестят страницы,
И кто-то к нам уже стучится!
Итак начнем!

Утащили злые птицыКроху-братца у сестрицы,Но сестричка, хоть малаВсе же малыша спасла.Что за птицы в сказке былиИ кому они служили?
Гуси-лебеди
(показать картинку с изображением сказки)

Ребята давайте подумаем, чему может научить нас эта сказка?
Ответы учащихся.
Предполагаемые ответы. Эта сказка учит детей слушаться взрослых. Ведь вся беда случилось от того, что сестрица не выполнила наставлений родителей. Эта сказка учит исправлять свои ошибки и принимать мужественные решения. В сказке ясно видно, что значит ответственность старшего по отношению к младшему. Сказка учит отзывчивости, взаимопомощи. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей.
Не послушался братишкаСтаршую сестрицуИ попил из лужицыМутную водицу.Много горя принеслаИм нечистая вода.
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
(показать картинку с изображением сказки)
А чему нас учит эта сказка?
Ответы учащихся.
Предполагаемые ответы. Эта сказка учит что надо быть послушным и выполнять то, что велят старшие. А не послушание и эгоизм не к чему хорошему не приведут.
Обе эти сказки говорят нам о том, что нужно ценить семейные отношения, что семья это самое главное в нашей жизни.
Новая загадка.
Бабушка за дедушкуУхватилась крепко:«Ох, никак не вытянуть,Помогите, детки!»Добрые помощникиСкоро набегут,Победит упрямицуОбщий, дружный труд.
Репка
(показать картинку с изображением сказки)
Как вы думаете, чему учит эта сказка?
Ответы учащихся.
Предполагаемые ответы. Мораль этой сказки в том, что совместным усилиями можно добиться большего успеха. Во-вторых, герои сказки не только действуют сообща, но и с готовностью приходят на помощь. Объединенная и сплоченная семья - еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая эту сказку. В этом и заключается еще один смысл - на благо семьи с удовольствием работает каждый из членов, включая самых маленьких. Сказка учит быть дружными и трудолюбивыми.
Следующая загадка.
Невысокая избушка
в ней живут лиса, лягушка,
мышка, заяц, серый волк --
в крепкой дружбе знают толк.
К ним ещё медведь просился,
только он не поместился.
Залезая он бы мог
разломать весь
Теремок
(показать картинку с изображением сказки)
Давайте поговорим об этой сказке.
Ответы учащихся.
Предполагаемые ответы. В этой сказке речь идет о друзьях и настоящей дружбе и поэтому нужно быть внимательным к выбору друзей. Кто то станет настоящим другом и будет помогать и в беде и в радости, а кто то станет притворяться другом и будет наносить вред. И мораль такова, что если есть истинные друзья, то все будет по плечу, и они никогда не будут бояться более сильных, потому что вместе они сила.
Давайте подведем итоги нашей беседы. Скажите, ребята, какой вы можете сделать вывод из того, о чем мы сегодня говорили.
(Ответы учащихся)
Предполагаемые ответы. Анализируя все эти сказки можно сделать вывод, сказки учат нас теплым семейным отношениям, крепкой дружбе, трудолюбию, любви к своей родной земле.
Верно, нужно быть добрым, отзывчивым, уважать старших, помогать и слушаться их, нужно быть трудолюбивым, старательным. Относиться к окружающим тебя людям так, как вы бы хотели чтобы относились к вам. И еще очень важно любить свою семью, свой дом и свою родную землю.
Скажите ребята, а книга вам друг?
(Ответы учащихся)
А давайте вспомним, как нужно себя вести с ней, вспомним правила обращения с книгой.
(Ответы учащихся)
   1. Нельзя книги перегибать.
   2. Нельзя загибать книжные страницы.
   3. Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
   4. Нельзя писать и рисовать в книгах.
   5. Нельзя читать книги во время еды.
И если выполнять эти простые правила, то книга в свою очередь подарит вам много интересных впечатлений.
На этом ,я думаю мы можем закончить нашу беседу. До свидания, ребята и до новых встреч. Спасибо за урок!