Проект урока: Там, где Волга впадает в Каспийское море.


Окружающий мир.

Тема урока: «Там, где Волга впадает в Каспийское море . »



Учитель: Гришина М. А.
СОШ № 33




Г. Астрахань.
Тема урока: «Там , где Волга впадает в Каспийское море.»
Цель урока: познакомить детей с водоемами Астраханской области, их расположением и назначением; содействовать экологическому , нравственному воспитанию ; учить работать с картой.
Оборудование урока . Физическая карта России и Астраханской области, иллюстрации по теме, выставка книг, калейдоскоп, костюмы, плакат «Человек, запомни навсегда, символ жизни на Земле - ВОДА!», таблички с названием водоемов ( притоки: Ока, Кама ; рукава, дельта, устье, капельки ), костюмы.
ХОД УРОКА:
1 ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
П. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО:
- Что мы узнали путешествуя по родному краю? ( Ответы детей.)
- Отгадайте загадки. Они подскажут вам о чем мы с вами поведем сегодня разговор.
. ЗАГАДКА;
Я и туча и туман,
и ручей и океан,
и летаю и бегу,
и стеклянной быть могу!
Что это?
Почему я начала с этой загадки?
Правильно . Мы прошли с вами большую тему: «Гидросфера» Узнали много нового, много путешествовали. И каждое путешествие открыло нам что-то необычное Что же мы узнали о воде9 О чем говорили на уроках?
2. КРОССВОРД:

Ш. РАБОТА ПО ТЕМЕ:
Сегодня мы снова отправляемся вслед за капелькой и побываем в безбрежных владениях Нептунова царства, вернее в той ее части, в которой располагается Астраханская область.
НЕПТУН: - Кто это собирается в мои владения? Добро пожаловать! Я всегда рад дорогим гостям ! Мои безбрежные просторы таят много удивительного. Вас интересуют водоемы астраханской области? Ну что же, я рад познакомить вас с ними. Взгляните на карту и назовите реку на которой стоит Ваш город-
Да это Волга - самая большая река Европы. А знаете ли вы где находится начало (ИСТОК) этой самой большой реки? Ну-ка родничок расскажи.
(Входит мальчик в костюме родничка) РОДНИЧОК: - Слушайте. На севере Калининской области, близ озера Селигер, есть деревушка Волгово-Верховье. Названа она так не случайно. Недалеко отсюда стоит расписной бревенчатый домик. В нем есть колодец. В глубине его видно как бьет ключ.С меня и начинается могучая река. Выпьешь этой водички и сразу сила прибавиться.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо - Русская великая река.
Легкий дом, как девичья светелка
Вяз, ольшаник, сумрачная ель,
Стойте люди!
Здесь родилась Волга,
Здесь ее и дом, и колыбель.
НЕПТУН: -А сколько о ней легенд слагают, стихов и песен. В народе ее именуют матерью рек русских.
УЧИТЕЛЬ: - А давайте, ребята, споем песню Волге.
Много песен о Волге звучало...
Красавица народная
Как море полноводная
Как Родина свободная
Широка, глубока, сильна!
{Входит девочка в русском костюме} ВОЛГА:~ Я – Итиль. Это имя вам о чем-нибудь говорит ? Слабеньким ручейком я выгляжу только в своем истоке. А потом, пройдя через озера, сливаюсь с другими ручейками и речушками, я разливаюсь могучей рекой. Много мелких рек несут ко мне свои воды и называются они ПРИТОКАМИ. Самые крупные мои притоки - Ока и Кама.
Где леском зеленым, где по полю,
Где как в песне старой, вдоль села
Пробежала ,вырвалась на волю
И по вольной воле потекла.
Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний прямо на Увек,
Все спешит, спешит,в себя вбирая
По пути 7 тысяч разных рек.
Но не только в меня вливаются реки, есть и те, которые отделяются от меня. Называются они РУКАВАМИ , т. е. речные ответвления, впадающие самостоятельно в море. Самые крупные из них: Бузан, Кигач , Табола, Камызяк, Болда, Бахтемир и другие многочисленные рукава, протоки, речушки. Вот Ахтуба, первая отделилась от меня, захотела быстрее меня
к Каспию прибежать.
АХТУБА:
Здравствуй сестрица! Не обижайся на меня. Ведь я бегу всегда рядом с тобой. А что
тороплюсь, так еще поэтесса Мордовина про меня сказала:
Ах, ты Ахтуба, река с норовом
Сестры к Волге все, а ты - в сторону
Через степи путь -
Не с твоей волной
То пески по грудь, то камыш стеной...
Только Ахтуба - все упрямится! -
Со своей водой в Каспий тянется...
(Выходит мальчик в костюме КАСПИЯ) КАСПИИ (на фоне картины):
Ах, ты Ахтуба, речка-вольница,
Мне твоя вода будет помниться.
Здравствуйте люди добрые! Я - Каспий. Называюсь морем, на самом же деле я - озеро, т.к. не соединяюсь с океаном. Я самое большое озеро в мире. За мои громадные размеры, горько-соленую воду и большие глубины меня и назвали морем. Я суров. Сильные ветры поднимают высокие волны. Вода пенится, бурлит Наверное поэтому меня назвали «седым». Имя же мое произошло от племени каспиев, живущих на побережье. Я богат рыбой. Кто только не живет в моих водах.
(Мальчик раскрывает плащ. На внутренней стороне плаща прикрепрены
осетр, белуга, судак, сельдь, и др.)
-Большие мы друзья с Каспием.
РОДНИЧОК.
-А почему?
НЕПТУН.
-Да потому что не помещаюсь я в Волге , а в Каспии есть, где разгуляться- потешиться. Поэтому и дружим с ним. А зову его ласково – друг – море.

/С места ученик тянет руку, прочесть стихотворение про Каспий/
УЧЕНИК:
Разметались рыбацкие станы на изломе полярных миров.
Здесь прибойная свежесть моряны и удушье пустынных ветров.
В стужу прячется Северный Каспий под плиту двухметрового льда. Не мирясь с ледяным самовластьем чуть поглубже синеет вода.
КАСПИЙ. - Ну спасибо. Знать и про меня пишут стихи.

НЕПТУН; -Вот какое интересное озеро-море омывает с юга берега Астраханской
области.
-Так озеро это или море? (дети отвечают)
-А почему же его называют морем? (дети отвечают)
ОЗЕРО БАСКУНЧАК:
А вот я - типичное озеро. Небольшого размера, можно объехать вокруг меня. Я красиво и загадочно. Откуда во мне так много соли? В одной казахской легенде говориться, что когда-то очень давно жил у горы Богдо бай Много байских коней и овец паслось а степи, но самым большим его сокровищем была красавица дочь. Однажды увидела байская дочь молодца-джигита и полюбила его. Часто встречались они тайком от отца. Тем временем отец решил выдать ее замуж за богатого бая. Как не умолял бая возлюбленный красавицы отдать за него дочь в жены, отец был непреклонен. Аза непокорность приказал юношу забить плетьми до смерти. От горя убежала девушка к горе Богдо и много дней и ночей плакала там, пока не умерла. От тех слез побежал ручей вниз, запенилась низина слезами. Так и появилось здесь соленое озеро. Запасы мои велики. А вот попробуйте искупаться во мне. Не успеете войти и сделать несколько шагов, как высоко подпрыгните, а попробуете присесть
- вас тут же вытолкнет на поверхность воды. Чудеса - да и только!
Очень часто птицы садятся на воду, чтобы отдохнуть, но утром взлететь уже не могут. Все их тело покрывается солью и они могут погибнуть, если им не придет на помощь человек.
НЕПТУН. - Есть у меня еще одно интересное озеро -Тинаки. Ну-ка, дружок, расскажи ребятам про себя. ОЗЕРО ТИНАКИ: - Здравствуйте, ребята! Я невелико размерами, но содержу лечебные грязи и ил , в которых растворены лечебные вещества и газы Ими лечатся при заболевании органов движения и опоры, нервной системы, кровеносных сосудов и других болезнях. Жаль, что сейчас эти мои свойства утрачиваются, т.к. вблизи меня люди построили дачи и предприятия, и много загрязненной воды сливаются ко мне. Трудно мне. Забыли люди, что я их лечу.
НЕПТУН. - Не огорчайся друг - Тинаки, будем надеяться, что люди опомнятся и спасут тебя. А ты, Волга - матушка, что- то промолчала про свои беды?
ВОЛГА: -Да что тут говорить, батюшка Нептун. Пусть об этом сами люди скажут.
УЧИТЕЛЬ: - О чем не хочет говорить Волга?

·Дети рассказывают о проблемах Волги)
НЕПТУН: - А у тебя как дела, братец-Баскунчак?
БАСКУНЧАК - И мне не сладко. Достается и моим кристаллам от серы и других примесей. От этого они теряют свои свойства и даже становятся опасными
НЕПТУН: - Да, плохи дела. Выслушав вас, я - царь морей Нептун, повелеваю:
(читает Указ)
I.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь ее и береги -
Ты ведь на планете не один!
2.
Небо в звездах, океан и сушу,
И в бессмертье верующую душу,
Всех судеб связующие нити
Берегите Землю, берегите!
3.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все объединимся,
Давайте наши души сохраним
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Кто нарушит мой указ и в реки мусор будет сваливать или нечистоты ядовитые сливать, будет
бит при всем народе.
г Астрахань « »_____ 2008_ года.
Повелитель вод НЕПТУН \ \
УЧИТЕЛЬ: - Вот и совершили мы путешествие. Спасибо, батюшка Нептун. А теперь давайте проверим, как нас дети внимательно слушали.
НЕПТУН:
Хорошо, тогда пусть ребята ответят на мои вопросы:
Какие есть у меня реки в Астраханской области?
А какие есть озера?
А есть ли у меня море? Какое?
А теперь отгадайте мои загадки:
К названию животного Приставь одну из мер -Получишь полноводную Реку в России (ВОЛ-ГА)
Молодцы!
Я не груша и не слива , а другой душистый плод, Пожелаю стать заливом-
Это вмиг произойдет.
Нужно только и всего -
«А» поставить вместо «О» (ЛИМОН - ЛИМАН)
УЧИТЕЛЬ: - И последняя наша страничка «Как любить мне эту Землю...»Много мы узнали, услышали интересного. А вот какие фотографии мы сделали. Смотришь на них и сразу же на память приходят строчки стихов. Вам
было дано задание, поискать стихи о родном крае. Я показываю
иллюстрации, а вы, если подходит, читаете стихи.
(Показываю иллюстрации, а дети читают стихи. )


1.
Где леском зеленым, где по полю,
Где как в песне старой, вдоль села
Пробежала, вырвалась на волю
И по вольной воле потекла.
Скатываясь с древнего Валдая,
Через Нижний прямо на У век,
Все спешит, спешит, в себя вбирая
По пути 7 тысяч разных рек.
2
Ой ,ты, Волга, мать-река,
Широка и глубока.
3.
Какие дали за кормой!
Какой простор передо мной!
И Волга сердцу всех милей
Со всей историей своей.
4.
На Волге широкой, на Стрелке далекой Гудками кого-то зовет пароход...
5.
Если Волга разольется,
Трудно Волгу переплыть.
6.
Есть на Волге утес, диким мохом оброс
От вершины до самого края,
И стоит много лет, стоит мохом одет,
Ни нужды ни заботы не зная.
7.
Выйдешь ночью на палубу, как к себе на крыльцо:
В душу - песня раздольная, свежий ветер - в лицо.
8.
Ловись рыбка, большая и маленькая.
9.
Друзей на Волге моих не счесть.
Меня тут ждут, меня тут любят. Спасибо, Волга, за все, что есть,
За все, что есть, за все, что будет!
10.
И дарит Волга себя в каналах,
В арбузах, яблоках, садах, садках И в помидорах, от солнца алых, Как раки-грешники от кипятка.
11.
Асфальт фонтанами трава взрывает, Гуляет волжская волна
Я думал: в сказках вода живая,
А вышло в Астрахани она.

12.
Словно стайка любопытных цапель, Краны плотно обступили стапель, -Корабля родную колыбель.

ИТОГ УРОКА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Рисунок 215