Проект «Край в котором мы живем»

ПРОЕКТ
«Край, в котором мы живём».

Краеведческий проект «Край, в котором мы живём», является формой организации проектно-исследовательской работы учащихся 5-11 классов, в ходе реализации которого учащиеся исследуют, изучают и обобщают данные о своём родном крае и родном селе Первомайское Аулиекольского района.
Разработка данного проекта проводится согласно Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, Программной статьи Президента Республики Казахстана «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» от 10 июля 2012 года, Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования.
Актуальность проекта:
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время одним из главных направлений духовно-нравственного воспитания ребёнка, является воспитание казахстанского патриотизма, что невозможно без чувства любви к своей малой родине, через уважение и активное изучение своего родного края. Исследование истории края и села, изучение богатств нашего края, знакомство с судьбами людей живущих в нашем селе, внимание к примечательным фактам истории села будут способствовать росту интереса к истории родного края и Казахстана в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.
Помимо воспитательного аспекта данный проект является актуальным и в образовательном аспекте, являясь средством для формирования и развития учебных, исследовательских умений и навыков, что позволит расширить число учащихся вовлечённых в проектно-исследовательскую деятельность. Работа в разновозрастных группах будет способствовать социальному взаимодействию и обмену опытом между учащимися.
Полученный в ходе реализации проекта исследовательский материал, может быть использован, как краеведческий компонент при изучении многих учебных дисциплин, при осуществлении воспитательной работы, при проведении классных часов и других мероприятий, станет основой создания школьного музея.
Цель проекта:
воспитание казахстанского патриотизма через воспитание любви к своему краю;
воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего края и государства.
Задачи проекта:
изучение истории села, географии и биологии края, экологического состояния села и прилежащих земель, этнографического материала различных народов проживающих в нашем селе, проведение социологического исследования о жителях села Первомайского;
выпуск информационных буклетов, оформление демонстрационных стендов, фотоальбомов, которые станут основой школьного музея;
проведение краеведческой конференции по итогам, проведённой исследовательской работы;
развитие гражданских качеств личности школьника, его патриотического отношения к своему краю и Казахстану;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
овладение и развитие умений и навыков исследовательской деятельности.
Участники проекта:
Участниками проекта являются учащиеся 5-11 классов ГУ «Чернышевская средняя школа отдела образования Аулиекольского района», разделённые на разновозрастные исследовательские группы.
Сроки реализации проекта: август – декабрь 2013 года.
Планирование реализации проекта:


содержание
сроки

1.
Формирование состава исследовательских групп, закрепление руководителей из числа педагогов.
август, 2013г.

2.
Разработка и утверждение вопросов исследования, для каждой группы.
август, 2013г.

3.
Составление плана исследовательской работы, для каждой группы.
август, 2013г.

4.
Проведение исследовательской работы.
август-октябрь, 2013 г.

5.
Анализ полученных результатов исследовательской деятельности.
ноябрь, 2013г.

6.
Подготовка и выпуск информационных буклетов, оформление демонстрационных стендов.
ноябрь, 2013г.

7.
Подготовка к проведению краеведческой конференции «Край, в котором мы живём».
1-13 декабря 2013г.

8.
Проведение краеведческой конференции «Край, в котором мы живём».
14 декабря 2013г.


Этапы реализации проекта
Организационная часть проекта
Из учащихся 5-11 классов формируются шесть исследовательских групп, по количеству направлений исследования. Группы формируются разновозрастные, с учётом интересов учащихся. За каждой группой закрепляется руководитель из числа педагогов ГУ «Чернышевская средняя школа отдела образования Аулиекольского района».
Исследовательская часть проекта
В ходе реализации проекта учащимися будет проведена большой объём исследовательской работы.
Исследование будет вестись по следующим направлениям:
история создания села Первомайское, запись воспоминаний первоцелинников и старожилов нашего села, сбор фотоматериалов и предметов быта, связанных с периодом создания нашего села;
история Чернышевской средней школы, выдающиеся педагоги и известные выпускники нашей школы;
географическое положение села Первомайское относительно района, области, республики, описание особенностей нашей местности (почвы, озёра и т.д.), изготовление карты села Первомайское Аулиекольского района;
флора и фауна нашего края, редкие и лекарственные растения, животные, внесённые в Красную книгу, о реальном отношении людей к природе, изготовление гербариев, создание сборников рисунков (фотографий) растений и животных;
экологическая ситуация и экологические проблемы нашего села, изучение причин существующих экологических проблем и поиск путей их решения;
сбор и изучение материала о быте, традициях и обычаях различных народов проживающих в нашем селе, образцы устного творчества, элементы национальных костюмов, образцы орнаментов, создание экспозиции выставки собранных образцов (рисунков нац. костюмов);
социальная структура нашего села, соотношение социальных групп, численность населения, проведение социологического опроса жителей села Первомайское.
Для достижения решения данных задач в ходе работы над проектом будут использованы различные формы и методы. Это социологический опрос, экскурсии по прилегающей к селу землям, создание гербария, встречи и беседы с жителями села, создание рисунков, запись интервью, создание карты села, разработка экологических проектов, работа с архивными материалами и фотоматериалами, групповая и исследовательская работы учащихся, выпуск информационных буклетов, оформление демонстрационных стендов, участие в работе краеведческой конференции.
Оценка эффективности проекта
Эффективность проекта будет оцениваться по сформированности активной гражданской позиции, чувства патриотизма и заинтересованности
в судьбе своего села и страны (анкетирование), по качеству созданных исследовательских работ, количеству учащихся привлечённых к исследовательской работе, усилению интереса учащихся к истории своего края и Республики Казахстан, повышению качества знаний по данным учебным дисциплинам, желанию учащихся продолжить занятия исследовательской деятельностью (количество исследовательских работ).
Ожидаемые результаты проекта
Результатами реализации проекта станет вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую работу, создание базы для организации школьного музея, повышение интереса к истории своего села, края и государства, формирование у учащихся активной гражданской позиции и заинтересованности в судьбе своего села. Использование полученных материалов в учебном и воспитательном процессах. Разработка новых направлений исследовательской работы по краеведению.
Перспективы реализации проекта
Проведение краеведческих конференций, приуроченных ко Дню независимости Республики Казахстан, должно стать традиционным в нашей школе. Также краеведческие работы могут стать основой создания научно- исследовательских проектов, с которыми учащиеся нашей школы смогут участвовать в районных и областных смотрах научных проектов школьников.
Источники финансирования
Реализация проекта осуществляется за счёт спонсорских средств и средств родителей.
Заключение
Проект «Край, в котором мы живём», позволит привлечь ребят и их родителей к изучению своего края, будет способствовать развитию исследовательских, коммуникативных компетенций у учащихся, поможет расширить социальное взаимодействие старших и младших учащихся, сформировать активную гражданскую позицию у школьников.


15