Рабочая программа по русской литературе в 5 классе







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Примерной программы основного общего образования по русской литературе (Письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 7 июля 2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана);
Учебного плана МБОУ «Староузеевская COШ » от 29 августа 2015 года №52/1;
4.Приказа Минобразования РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
5.Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

.Учебника литературы 5 класс. авт.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.-7-е изд. - М.:ООО "ТИД "Русское слово"- РС",2012 г.
Данная программа нацелена на формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанной на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (УУД) (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.).
В программе реализованы личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности; культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип опоры на культуру как мировоззрение; коммуникативно-деятельностный подход. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 382 ч., в том числе: в 5 классе – 70 ч.

Содержание учебного предмета
Введение
Книга твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель книга читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
Русский фольклор
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.
Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.
Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.
Древнерусская литература
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы;
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира и русские басни
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Вороной Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».
Русская литература XIX века (первая половина)
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...»
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весенние воды».
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
Русская литература XIX века (вторая половина)
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево Карабиха».)
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
Русская литература XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константинове Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
Родная природа в произведениях писателей XX века
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;
Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).
Литература народов России
Г. ТУКАЙ
Стихотворения «Родная деревня», «Книга».
Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда».
Зарубежная литература
Рассказ о мифе и мифологии. Миф своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
ГОМЕР
Поэма «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М.ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Итоговый урок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Для заучивания наизусть
И.А. Крылов. Басня на выбор.
А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).
Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.
А.А. Блок. «Летний вечер».
И.А. Бунин. Одно из стихотворений по выбору.
С.А. Есенин. Одно из стихотворений по выбору.
Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.
Для домашнего чтения
Античные мифы
Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.
Сказания русского народа
Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рождение Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.
Детская Библия
Русское народное творчество
Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, принеси то не знаю что».
Загадки, частушки, пословицы, поговорки.
Литературные сказки
В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (12 по выбору).
Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К.Андерсена (12 по выбору).
Из древнерусской литературы
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.
Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.
Из литературы XVIII века
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум умолк...»
Из литературы XIX века
И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес».
А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».
А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кружат...».
Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».
Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». А.Н. Островский. «Снегурочка».
Из литературы XX века
М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор». И.А. Бунин. « Шире, грудь, распахнись...», «Деревенский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц стоит. ..», «Помню долгий зимний вечер...». И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский. «Лес осенью». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Е.И. Носов. «Варька». В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» по выбору.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
- знание изученных текстов;
- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).

Метапредметные результаты:
- овладение техникой составления плана;
- овладение различными типами пересказа;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
- умение формулировать доказательные выводы;
- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Личностные результаты:
- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
- овладение навыками литературных игр;
- формирование собственного мнения;
- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.





Тема
К-во
час.
Деятельность учащихся
Сроки проведения





План
Факт

1
Введение
1
Выразительное чтение
1.09


2
Миф и мифология.
Античный миф. Мифологические рассказы о происхождении мира и богов:
«Рождение Зевса», «Олимп»
1
Ответы на вопросы учебника
7.09


3
Р/р Устное словесное
рисование персона-
жей мифологического
рассказа
1
Подбор ключевых слов и
словосочетаний
8.09


4
Гомер «Одиссея»
(«Одиссей на острове
циклопов».
1
Составление
плана текста,
характеристика
образов
14.09


5
Р/р Подробный пересказ самого занимательного эпизода
( по произведению Гомера «Одиссея».
«Одиссей на острове циклопов.Полифем»).
1
Подбор ключевых слов и словосочетаний
15.09


6
Устное народное творчество, его основные виды
1
Нахождение образных средств, используемых в загадках, иллюстрирование прямого или иносказательного значения пословиц
21.09


7
Сказки.
Волшебная сказка «Царевна – лягушка»
1
Осознанное, творческое чтение, ответы на вопросы, раскрывающие знание текста и понимание текста, умение выражать свое отношение к прочитанному
22.09


8-9
Понятие о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий», «Дань Хазарам»). Нравственная позиция автора
2
Пересказ статьи о древнерусской литературе; выявление авторской позиции через ответы на вопросы учителя
28.09
29.09


10
Басни народов мира.
Эзоп. Жан де Лафонтен.
Раскрытие характера персонажей в баснях.
1
Выразительное чтение; характеристика особенностей сюжета, композиции
5.10


11.


Русская басня. Понятие о басне.
1
Составление плана статьи учебника; составление словаря басни (освоение ключевых терминов)
6.10



Басня «Ворона и лисица» В.К.Тредиаковского и А.П. Сумарокова

Выделение смысловых частей басен, выявление авторской позиции, сопоставление сюжета, композиции, изобр.- выр. средств



12-13
И.А. Крылов. Тематика басен. Сатирическое и нравоучительное в баснях «Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха». Образный мир басен.
2
Определение морали басен; работа с выражениями, характеризующими поведение персонажей басен; сопоставление характеров одних и тех же персонажей басен, определение иносказательного смысла басен.
12.10
13.10



14
Внеклассное чтение. Басни.
1
Формирование интерпретационных
умений
19.10


15
А.С.Пушкин. Детские годы поэта.
Пушкин и книга. Анализ стихотворения «Няня»
1

Выделение смысловых частей вступительной статьи учебника, составление тезисов и плана, построение устных высказываний , выразительное чтение; поиск информации о жизненном и творческом пути поэта в дополнительной литературе, подготовка аннотаций; ответы на вопросы.
20.10


16
А.С.Пушкин. «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях».
Литературная и народная сказка. Герои и персонажи. Отношение автора к героям.
1
Определение жанра; формирование умения воспринимать и анализировать текст, давать характеристику героев, сравнить героев, объяснение различий стихотворной и прозаической речи
26.10


17-18
А.С.Пушкин. «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях».

2

27.10
9.11


19
р.р.Классное сочинение
1

10.11


20-22

«Поэзия 19-ого века о родной природе» (П.А. Вяземский «Метель». А.А. Фет «Чудная картина». М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды». Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!») И.З. Суриков «В ночном»
2
Формирование умения воспринимать и анализировать лирические произведения; определение главной мысли стихотворения
16.11


17.11

23.11




23
Детские годы М.Ю. Лермонтова
1
Чтение и составление плана вступительной статьи учебника
24.11


24
Стихотворение
М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Исторический контекст стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова.
1
Выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворного текста, ответы на вопросы, раскрывающие понимание текста, формулирование умения выявлять авторскую позицию
30.11



25-26
Н.В Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя
2
Устный рассказ о детских годах Н. В.
Гоголя и его отношении к «малой» родине, история создания «Вечеров»

1.12

7.12


27
Н.В Гоголь «Ночь перед Рождеством». Тема и сюжет повести
1
Формирование умения определять тему произведения, объяснять свои первые впечатления после прочтения повести, кратко пересказывать сюжет
8.12


28
Контрольное тестирование
1

14.12


29-30
И.С. Тургенев. Детские годы.
Спасское - Лутовиново
в творческой биографии писателя
2
Подготовка литературной композиции по книге В. Боровицкой «Эпилог»
(история рода Тургеневых)
15.12
21.12


31-32
И.С. Тургенев «Муму»
Тематика и социальная проблематика.
2
Знакомство с историей создания произведения, выяснение первых впечатлений от встречи с героями
22.12

28.12


33
Р/р.классное сочинение на тему: «Эпизод в рассказе «Муму», которой произвел на меня сильное впечатление».
1
Обучение анализу эпизода, языковому разбору текста
29.12


34
Стихотворение в прозе.
И.С. Тургенев «Русский язык»
1
Обучение сопоставлению художественных произведений («Муму» и «Щи»)



35
Н.А. Некрасов.
Детские впечатления поэта

1
Обучение пересказу статьи учебника



36
Тема крестьянской жизни в стихотворении Н.А. Некрасова «крестьянские дети», «Орина, мать солдатская» «Тройка»
1
Обучение объяснению смысла названия произведения, роли эпиграфа, выявлению основной мысли



37
Внеклассное чтение
1




38
Л.Н. Толстой.
Сведения о писателе.
Л.Н. Толстой и Ясная Поляна.

1
Обучение составлению комментариев к выставке, формирование умения вести целенаправленный поиск информации



39-41
Творческая история создания рассказа «Кавказский пленник».
Своеобразие сюжета.
3
Знакомство с творческой историей произведения, обучение нахождению завязки, кульминации, развязки



42-43
А.П. Чехов.
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова Врач А.П. Чехов.
Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник» Тема, приемы создания характеров и ситуаций, отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
2
Объяснение смысла названия статьи, пересказ статьи по опорным словам (писатель, книголюб, читатель, человек)



44
А.А. Блок.
«Летний вечер».
Художественное своеобразие стихотворения
«Полный месяц встал над лугом»
1
Устное словесное рисование картины летнего вечера, нарисованного Блоком



45-46
Л.Н. Андреев
«Петька на даче».
Нравственная проблематика рассказа
2
Развитие умения выявлять нравственную проблематику рассказа.



47
И.А. Бунин.
Детские годы писателя.
Книга в жизни поэта.
Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении
«Густой зеленый ельник у дороги»
1
Развитие умения определять тему стихотворения, обучение «чтению стихотворения по частям речи»




И.А. Бунин.
«В деревне».
Характеристика образа – персонажа.

Выявление роли литературных приемов в описании картины зимней дороги



48
А.И. Куприн.
Детские впечатления и их отражение в произведениях писателя.
«Детский сад», «Золотой петух»
1
Обучение умению выявлять основные нравственные проблемы рассказа, особенности создания образов, смысл названия произведения



49
Внеклассное чтение
А.И.Куприн « Чудесный доктор»
1
Формирование умения пересказывать произведение от другого лица.



50-51
С.А. Есенин.
Детские годы поэта. В есенинском Константинове.
Художественный мир произведений С.А. Есенина
2
Развитие умения восприятия, анализа и оценки лирических произведений




В мире художественного слова Есенина.
Единство человека и природы в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы» «Поет зима аукает»

Совершенствование умений анализа и оценки лирического произведения



52-53
А.П. Платонов.
Рассказ «Никита».
2
Ответы на вопрос, раскрывающие понимание текста




Мир глазами ребенка в рассказе
А.П. Платонова
«Никита».


Совершенствование умений анализа рассказа с опорой на раздел учебника:
«В мире художественного слова А.П. Платонова»




54-55
П. П. Бажов.
«Каменный цветок».
Человек труда в сказке.
2
Совершенствование умений языкового анализа произведения (раздел учебника «В мире художественного слова П. П. Бажова»).




56
Н.Н Носов
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника», тема, система образов.
1
Развитие умений характеристики образа - персонажа



57
Е.Н. Носов.
«Как патефон петуха от смерти спас».
1
Совершенствование умений изучения биографии писателя, поиска информации с использованием возможностей библиотеки, Интернета; ответы на вопросы учебника, раскрывающие понимание текста.



58
Вн / ч. В.П. Астафьев.
«Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»


1
Определение функции художественных образов



59
Контрольное тестирование
1




60-61-
Поэзия и проза 20- века о родной природе
2
Характеристика лирического героя



62-63
Д. Дефо.
«Робинзон Крузо».
Характеристика персонажей.
2
Нахождение сюжетных линий, характеристика персонажей и жанра



64
Х.К. Андерсен.
«Соловей
Комментированное чтение

Совершенствование умений анализа и оценки лирического произведения



65
М. Твен.
«Приключения Тома Сойера».
Комментированное чтение
1
Ответы на вопрос, раскрывающие понимание текста



66
Ж. Рони – Старший.
«Борьба за огонь».
Человек и природа в доисторическом мире.
1
Совершенствование умений анализа рассказа с опорой на раздел учебника:
«В мире художественного слова»




67
Д. Лондон.
«Сказание о Кише».
Портрет героя.
1
Совершенствование умений языкового анализа произведения




68
А. Лингрен. Краткие сведения о писательиице. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок)
1
Развитие умений характеристики образа - персонажа



69
Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»
1
Совершенствование умений изучения биографии писателя, поиска информации с использованием возможностей библиотеки, Интернета; ответы на вопросы учебника, раскрывающие понимание текста.





обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Мультимедийный компьютер
Мультимедиадиапроектор
Экран на штативе или навесной
Методическое обеспечение курса
1. Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие/ под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово"- РС",2011 г.
2. Соловьева Ф.Е Тематическое планирование к учебнику "Литература. 5 класс" (авт.-сост. Г.С. Меркин)/под ред. Г.С. Меркина. - М.:ООО "ТИД "Русское слово" - РС",2010 г.
3. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
4. Программа по литературе для 5- 11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.-7-е изд. - М.:ООО "ТИД "Русское слово"- РС",2011 г.
Информационно-компьютерная поддержка.
Электронная библиотека школьника
Интернет-ресурсы: Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям
Портреты поэтов и писателей







Формы и средства контроля
Тест
Составление сложного плана и простого плана к тексту
Сочинение
Составление рассказа по сюжетным картинкам

Виды контроля

В год
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть


прогр
план
прогр
План
прогр
план
прогр
план
прогр
план

Домашнее сочинение
1
2

1



1



Классное сочинение
3
3



1

1

1

Тестирование

1







1

Контроль за усвоением программы
6.1 Стартовая диагностика. Создание связного рассказа на заданную тему. Составление рукописного сборника «Слово о словах» (высказывания о художественном слове, чтении, книге

6.2.Перечень проверочных работ

№ п/п
Раздел программы
Тема
Вид контроля

1.
Русский фольклор
Особенности волшебной сказки
Сочинение

2


Контрольное тестирование

3
Древнерусская литература
«Кий, Хек и Хорив», «Дань хазарам»
Исследовательская работа

4
Басня
Басни И.А.Крылова
Инсценировка басни

5
Литература 19 века (первая половина)
Подготовка и написание сочинения «Путешествие на поле славы»
Сочинение

6
Литература 19 века (2 половина)
Анализ эпизода рассказа И.С.Тургенева «Муму»
Сочинение

7

Подготовка и написание сочинения «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»
Сочинение

8

Подготовка к домашнему сочинению.
Юмористический рассказ о случае из жизни
Сочинение

9
Литература 20 века
С.А.Есенин. лирика
Конкурс чтецов

10

Подготовка и написание сочинения «Какие поступки сверстников вызвали мое восхищение?»
Сочинение

11
Зарубежная литература
Письменный отзыв о герое произведения М.Твена
Сочинение

12

Контрольное тестирование по материалам, изученным в 5 классе
Тест


Итоговое тестирование
1 вариант
1. Композиция – это:
А) расположение, построение художественного произведения.
Б) столкновение, противоборство персонажей.
В) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
Г) организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.
2.Иван Сергеевич Тургенев жил:
А) 1819-1875
Б) 1818- 1883
В) 1895- 1935
Г) 1923-1969
3. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит Н.В. Гоголю:
А) «Ночь перед Рождеством»
Б) «Сорочинская ярмарка»
В) «Муму»
Г) «Вечер накануне Ивана Купала»
4.Кто НЕ является героем произведения Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»:
А) Жилин
Б) Костылин
В) Дина
Г) Герасим
5. Марк Твен – это псевдоним:
А) Рея Брэдбери
Б) Х.К. Андерсена
В) Д. Лондона
Г) Сэмюэла Клеменса
6.Из какого произведения этот отрывок и кто его автор:
«Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов поди тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки.»
7.О ком из писателей эти строки:
Он родился в местечке Сорочинцы Полтавской губернии , учился в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской гимназии.
8. Письменно и развернуто ответьте на вопрос:
Каким изображает детство крестьянских детей Н.А. Некрасов в стихотворении «Крестьянские дети»? Только ли радостным и безоблачным?
2 вариант
1. Какой жанр литературы был наиболее близок писателю П. П.Бажову:
А) сказ
Б) роман
В) повесть
Г) рассказ
2. Николай Васильевич Гоголь жил:
А) 1819-1875
Б) 1809-1852
В) 1895- 1925
Г) 1920-1972
3. Какое из приведенных литературных произведений НЕ принадлежит А.С. Пушкину:
А) «Бесы»
Б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
В) «Руслан и Людмила»
Г) «Вечер накануне Ивана Купала»
4.Кто НЕ является героем произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
А) Чуб
Б) Капитон
В) Оксана
Г) кузнец Вакула
5. Из какого произведения этот отрывок и кто его автор:
«На другой день был славный морозец, но затем сделалась оттепель, а там пришла и весна. Солнышко светило, цветочные ящики опять были все в зелени, ласточки вили под крышей гнезда, окна растворили, и детям опять можно было сидеть в своем маленьком садике на крыше».
6.Сюжет- это:
А) ход событий, описанных в художественном произведении.
Б) круг событий, образующих основу художественного произведения
В) установившиеся принципы, правила.
Г) расположение, построение художественного произведения.
7. О ком из писателей эти строки:
Родился он в 1814 году в семье отставного капитана, мелкого помещика. Детские годы его прошли в бабушкином имении Тарханы Пензенской губернии.
8. Письменно развернуто ответьте на вопрос:
О чем басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» и в чем ее мораль?











5 лит15