Музыкальное занятие Путешествие по сказочной стране.
















Конспект занятия «Путешествие по сказочной стране»
Подготовительная группа









Выполнила: Лебединская Галина Ивановна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №88»
Левобережный район





















Цели:
развивать творческое воображение, поощрять танцевальное творчество;
развивать тембровый слух;
продолжать обучение игре на бубнах и кастаньетах, приемам дирижирования.
Задачи:
обогащение мировосприятия детей красотой и грациозностью музыки П.И.Чайковского;
развитие творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с музыкой П.И.Чайковского посредством танцевального движения;
побуждение детей самостоятельно высказываться о содержании музыкальных произведений;
обучать навыкам музыкально-ритмических движений, развивать пластику, выразительность элементарных танцевальных и образных движений; развивать чувство ритма; побуждать к танцевальному творчеству, применяя систему творческих заданий;
систематически, начиная с младших групп, развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, чувство ритма, обучая детей игре на музыкальных инструментах и игрушках; обучать игре на музыкальных инструментах по слуху.
Оборудование: письмо, шкатулка, игрушечный гном, диск с произведениями, набор карточек к дидактической игре «Узнай инструмент», бубны, погремушки по количеству детей ,кастаньеты, несколько портретов композиторов, среди них портрет П. И. Чайковского.


Ход занятия
Музыкальный руководитель. Ребята! Мы получили письмо из сказочной страны и вот эту музыкальную шкатулку. Интересно, кто же написал это письмо? Хотите узнать?
Дети. Да!
Муз. рук. «Я – королева Гармония – люблю порядок, стройность и красоту во всем! Сегодня я решила проверить, все ли в порядке в моем королевстве и чем занимаются мои подданные. И что же я обнаружила! Придворный гном залез в мою любимую шкатулку и чуть не поломал ее. В наказание я решила навсегда закрыть его в этой шкатулке! Но сердце у меня доброе, и если вы, ребята, разгадаете мои музыкальные загадки и хорошо справитесь со всеми заданиями, я высочайшим повелением освобожу гнома из шкатулки».
Вы хотите помочь гномику?
Дети. Да!
Муз. рук. Тогда слушайте загадки королевы.
Семь подружек – семь чудесниц,
Сложишь вместе – будет песня! (Ноты)

Семь ступенек – лесенка
На ступеньках – песенка ( Нотный стан).
Ребята, кто расскажет королеве о нотах?
Ребенок. Семь всего лишь нот на свете,
Ты запомни ноты эти,
Долго в памяти носи:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
(Дети повторяют название нот)
Муз. рук. Это была маленькая разминка. Прочитаем письмо дальше: «Мы отправляемся в путешествие по моему дворцу. Сейчас я нахожусь на втором этаже. На третьем этаже живут мои придворные дамы, а на первом – мои любимые музыканты. Отгадайте, куда я направляюсь?»
(Звучит звукоряд в восходящем направлении, дети определяют – мелодия пошла вверх, значит, королева пошла к дамам. Письмо читается дальше.)
«Интересно, чем занимаются мои дамы? Наверное, как всегда, сплетничают. Загляну-ка я тихонько к ним.
(Звучит «Вальс» Л.Делиба, музыка детям не знакома. Дети определяют, что дамы танцуют вальс.)
Девочки, а вы умеете танцевать так же легко и изящно, как мои дамы?
(Девочки импровизируют движения вальса, мальчики оценивают их исполнение.)
Наши девочки очень старались, мне даже показалось, что мы попали на бал к королеве Гармонии! Теперь почитаем письмо дальше: «А сейчас я выйду на балкон и посмотрю, что происходит на дворцовой площади.»
(Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского.)
Ребята, кого я вижу на площади? Да, там смотр моих лучших войск. А на каком инструменте играет мелодию военный музыкант (Ответ – флейта пикколо.) Итак, с войсками у меня все в порядке. А ваши мальчики умеют шагать так же четко и горделиво, как мои солдаты?»
(Мальчики получают задание изобразить танец солдат под музыку «Марш деревянных солдатиков», отразить в движениях трехчастную форму музыки. Девочки оценивают движения мальчиков). Я думаю, наши мальчики станут такими же замечательными воинами, как и солдаты королевы.
Интересно узнать, какую загадку загадает нам королева дальше? (Читает.) «Отгадайте, куда я сейчас иду?»
(Несколько раз повторяется один и тот же звук. Ответы детей – никуда не идет, стоит на месте и т. д.)
Ребята! Будьте внимательны, королева пытается нас запутать! (Письмо читается дальше.) «Я вижу, что вы очень внимательны и не допускаете ошибок! Куда же я иду сейчас?
(Звучит нисходящий звукоряд. Ответ детей – пошла вниз, к музыкантам, на первый этаж и т.д.)
Как люблю я бродить по коридорам и слушать прекрасную музыку, доносящуюся из-за дверей. Мне нравится узнавать голоса моих любимых инструментов. Попробуйте отгадать их вместе со мной.
(Проводится дидактическая игра «Узнай инструмент»; прослушав фрагмент, дети поднимают карточку с изображением инструмента, используется музыка: «Шутка» И.С.Баха(флейта), «Лебедь» К.Сен-Санса(виолончель), «Тарантелла» В.Гаврилина(флейта, скрипка), «Неаполитанская песенка» П.Чайковского(труба). Из всех произведений детям знакомо последнее.)
Кто написал последнее произведение? Покажите портрет.
(Ребенок из нескольких портретов выбирает нужный.)
Попробуйте посоревноваться с моим виртуозом-трубачом в искусстве игры на музыкальных инструментах».
(Дети исполняют «Неаполитанскую песенку» на шумовых инструментах – бубнах, кастаньетах, отмечая концы музыкальных фраз. По мере надобности проводится работа над качеством исполнения. Музыкальный руководитель смотрит письмо.)
Ребята, у нас осталось всего одно задание, слушайте внимательно: «Я вижу, вы хорошо научились играть в оркестре, а вот сможете ли вы стать дирижерами».
(Проводится игра «Оркестр», звучит русская народная мелодия, отрабатывается дирижерский жест. По окончании игры из шкатулки доносится механическая музыка, музыкальный руководитель предлагает детям подойти ближе, читает письмо.)
«Дорогие ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями, показали, что любите музыку и умеете в ней разбираться. Вы мне очень понравились, поэтому я освобождаю гнома из шкатулки и дарю диск с моими любимыми музыкальными произведениями. До свидания, до новых встреч!»
(Музыкальный руководитель достает гнома из шкатулки и отдает его детям «погостить», вручает диск с произведениями П.Чайковского. Под «Вальс» П.Чайковского дети покидают зал.)

Литература

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991
Зацепина М.Б. «Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников». Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004
Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста». Учебник для студ. высш. учебн. Зав. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000








13PAGE 15


13PAGE 14615