Конспект занятия по речевому развитию Путешествие в подводное царство (средняя группа)


Муниципальное Административное Дошкольное Образовательное Учреждение
Центр Раннего Развития детский сад №43
Разработка конспекта занятия по развитию речи на тему
«Путешествие в подводное царство»
Воспитатель:
Рындя Ольга Петровна
Калининград
2017
Тема занятия: «Путешествие в подводное царство».
1. Цель занятия: Развитие лексико-грамматического строя речи.
2. Задачи:
1.Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи, диалоговую речь;
2. Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;
3. Развивать внимание, память, восприятие, воображение, стимулирование мыслительных процессов;
4. Воспитывать чувство сотрудничества, ответственности, аккуратность, бережное отношение к природе;
5. Развивать положительные эмоции, чувство музыкального ритма, координации темпа движения рук с темпом произнесения слов, способствовать двигательной активности детей на занятии.
3. Тип занятия: закрепления ранее приобретенных знаний.
4. Форма занятия: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
5. Продолжительность: 30 минут.
6. Участники: дети подготовительной группы.
7. Возраст обучающихся: 6-7 лет.
8. Оборудование и материалы: CD-проигрователь с записью мелодии «Шум моря», пуговичные дорожки (4 шт.), записка в раковине, письмо с заданиями, 4 набора пазлов с изображением морских обитателей, игрушка - золотая рыбка, угощения на тарелке в виде морской раковины, картинки с изображением отгадок к загадкам.
9. Предварительная подготовка: разучивание с детьми загадок о морских обитателях (индивидуальная работа), чтение «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, повторение игры малой активности «Море волнуется», чтение «Легенда о рыбах», наблюдение за рыбками в аквариуме в холле детского сада, рисование рыб, выполнение коллективной аппликации «Морское дно».
10. Методы и приемы работы с детьми:
Словесные (загадки о морских обитателях, легенда о рыбах); коррекционные (упражнение на развитие дыхания, пальчиковая гимнастика; хождение по пуговичному коврику, психогимнастика «Рыбки»); игровые (сюрпризный момент, игра малой подвижности «Море волнуется»)11. Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Организационный момент Минутка вхождения в день «Настроение» 2 мин.
Основная часть (Мотивационно-ориентировочный этап)
Слушание мелодии «Шум моря», создание интереса к занятию, коррекционная мини-гимнастика (пуговичные дорожки), игра малой подвижности «Море», упражнение на развитие дыхания, сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика «Лодочка», игра «Море волнуется», создание проблемной ситуации, загадывание загадок, собирание пазлов, упражнение на развитие связной речи21 мин.
Окончание занятия (Рефлексивно-оценочный этап) Психогимнастика «Рыбки», переключение детей на другой вид деятельности 7 мин.
12. Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Дети вместе с воспитателем собираются на ковре в круг.)
Минутка вхождения в день «Настроение».
Воспитатель: Какой сегодня день?
Дети: Хмурый и пасмурный, светлый и солнечный.
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас такая погода?
Дети: Грустное, плохое, веселое, хорошее, радостное.
Воспитатель: А  знаете, как можно улучшить настроение? Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Дети: Надо улыбнуться, ни с кем не ругаться, рассказать шутку.
Воспитатель: Я хочу поделиться с вами улыбкой. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с  вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Дети: (Улыбаются друг другу).
Воспитатель: У вас такие  солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, на душе стало тепло и настроение улучшилось. А у вас?
Дети: У нас тоже настроение улучшилось!
2. Мотивационно-ориентировочный этап.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что у природы тоже бывает разное настроение?
(Воспитатель включает CD-проигрователь с записью мелодии «Шум моря»)
Дети: (Слушают мелодию).
Воспитатель: Ребята, вы узнали эти звуки? Что они вам напомнили?
Дети: Море, шум моря.
Воспитатель: Правильно,  это шум моря. А кто-нибудь из вас уже бывал на море?
Дети: Да, нет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся к морю. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда в путь, друзья!
Коррекционная мини-гимнастика для профилактики осанки и плоскостопия.
Воспитатель: Для здоровья очень полезно ходить по песку и камешкам босиком. (Воспитатель с детьми идет по пуговичным дорожкам).
Игра малой подвижности «Море».
К морю синему спустились,Наклонились и умылись.Раз, два, три, четыре –Вот так славно освежились.
Упражнение на развитие дыхания.
Воспитатель: Ребята, давайте посидим на берегу моря. Подышим морским воздухом (дети вдыхают). Нам здесь хорошо и спокойно.
(Воспитатель находит записку в большой ракушке, удивляется.) Ой, что это? Какое-то послание? Интересно от кого? Давайте прочитаем:
«Ребята, помогите! От беды меня спасите!
Я красива и мила,
Обаятельна всегда,
В сказке всем я помогаю,
И желанья исполняю!
Отгадайте, кто я?»
Дети: Золотая рыбка.
Воспитатель: Ребята, поможем Золотой рыбке? Узнаем, что же с ней случилось?Дети: Да!
Воспитатель: Для этого нам с вами надо попасть на дно морское.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка».
Две ладошки прижму,И по морю поплыву.Две ладошки друзья -Это лодочка моя.Паруса подниму,Синим морем поплыву,А по буйным волнам,Плывут рыбки тут и там.
Воспитатель: Море взволновалось! Я предлагаю его успокоить.
Игра малой подвижности «Море волнуется». (С музыкальным сопровождением.)
Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура замри!
(Выполняется три раза).
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы попали на морское дно. Как здесь интересно! А вот еще одно письмо!
(Перед детьми лежит раковина с письмом, воспитатель разворачивает его и читает). « Чтобы помочь рыбке, вам необходимо справиться с тремя заданиями.»
Первое задание: Чтобы рыбку отыскать, надо вам загадки отгадать:
(Дети загадывают загадки, держа в руках картинки с изображением отгадок.)
1 ребенок: Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (Черепаха).
2 ребенок: Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Осьминог).
3 ребенок: Через море - океан
Плывет чудо - великан. (Кит.)
4 ребенок: Не рак, не креветка,
А с клешнями. (Краб).
5 ребенок: Эта рыба — хищник злой,
          Всех проглотит с головой.
          Зубы показав, зевнула
         И ушла на дно… (Акула.)
6 ребенок: Вверх и вниз,
Хвостом он машет,
Плавает, плескается,
И не рыба, зверь при этом,
Как он называется? (Дельфин).
Второе задание: Собрать из пазлов и назвать морских обитателей. (На четырех столах находятся детали пазлов. Дети делятся на четыре команды и собирают их, после чего по-очереди называют морских обитателей.)Третье задание: Расскажите, что вы знаете о рыбах?
Упражнение на развитие связной речи.
(Рассказ детей из легенды о рыбах).
7 ребенок: Рыбьи чешуйки похожи на монетки, считалось, что они приносят богатство.
8 ребенок: По народным поверьям царь рыб – Водяной.
9 ребенок: Сны о рыбе, толковали как предвестье дождя.
10 ребенок: В народе 29 июля – это день рыболова, в этот день готовили рыбные блюда.
11 ребенок: В народной медицине рыбой лечили от многих болезней.
(После выполнения всех заданий, дети находят Золотую рыбку.)
Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы!
Рыбку Золотую вы в море нашли!
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Посмотрите, нас много, а рыбка Золотая одна. Давайте каждый из вас поймает свою золотую рыбку. (Воспитатель вместе с детьми садится на ковер.)
Психогимнастика «Рыбки».
(Включается мелодия «Шум моря»).
В голубой водице
Плывет рыбок вереница.
Чешуей золотой сверкая,
Кружится, играет стая.
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Рыбки, рыбки, вниз пошли.
Рыбки, рыбки, все легли.
Глазки все закрыли.
Хвостики зарыли.
Плавнички расслаблены,
В стороны направлены.
Все мы успокаиваемся.
Тихо расслабляемся.
Ребята, представьте каждый свою Золотую рыбку, и именно она исполнит ваше самое заветное желание.
(Воспитатель выключает музыку.)
Открывайте скорее глазки! Посмотрите, мы оказались на морском берегу. Девочки и мальчики, а какие желания вы загадали? Что бы вы хотели попросить у своей Золотой рыбки?
Дети: (Индивидуальные ответы детей.)
Воспитатель: А Золотая рыбка, за то, что мы ей помогли, приготовила вам подарок – угощения (на тарелке в виде морской раковины). Давайте поблагодарим ее.
Дети: Спасибо, рыбка!
Воспитатель: Я бы хотела пожелать, чтобы у всех людей на земле появилась своя Золотая рыбка, которая будет исполнять заветные желания!
А сегодняшнее наше путешествие закончено.
13. Литература:
1. Андронова Т. А. Итоговые занятия в подготовительной к школе группе.// Научно-методический журнал Логопед. 2009. №1.
2. Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет. Творческий Центр «Сфера», М., 2004.
3. Кудрявцева В. Станем грамотеями, или В гостях у Мудрости.//Дошкольное воспитание. 2001. №8.
4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы. «Детская пресса», С-Петербург, 2005.
5. Пушкин А. С. Сказка о рыбаке и рыбке. «Академия наук», М., 1999.
6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. «Эксмо», М., 2005.
7. Талина Л. Плавание «крепость здоровья». //Дошкольное воспитание. 2001. №8.