Статья Интерактивные методы обучения


Внедрение интерактивных методов обучения на уроках гуманитарного цикла.
Изменения в нашей школе и новые ФГОС предполагают использование современных методик преподавания, а также компьютерных технологий. Наши учителя широко используют информационные технологии в преподавании различных предметов, в том числе и в преподавании предметов гуманитарного цикла в частности уроках МХК, географии, истории и других. Не так давно в нашей школе был создан виртуальный музей «Истории Советского района». К информационным технологиям, на мой взгляд, можно отнести так называемые интерактивные методы обучения (ИМО), которые неплохо зарекомендовали себя во многих школах нашей страны.
Интерактивные методы обучения как нельзя лучше подходят для обучения на уроках и на дому в условиях развития компьютерных технологий и инноваций на современном этапе развития школы. Кроме того, они могут быть использованы в рамках применения стандартов второго поколения. Интерактивные методы обучения (ИМО) развивают коммуникативные умения и навыки у школьников, приучают их работать в команде, способствуют мотивации к обучению у детей разных возрастных групп, повышают долю самостоятельной работы над учебным материалом, что, на мой взгляд, является целью образования на современном этапе развития школы. При сокращении программ по гуманитарным предметам не остается времени на более детальное рассмотрение той или иной темы, а значит, необходимо научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Интерактивные методы обучения позволяют достичь ещё одного результата – получение хорошей успеваемости, так как у ребёнка появляется стимул получить необходимые знания и высокую оценку своего труда. В наше время, когда на ребёнка ежедневно обрушивается поток информации – всё вышесказанное играет огромную роль А теперь перейдём к рассмотрению интерактивных методов обучения. Интерактивные методы обучения условно подразделяются на: - имитационные, применение которых связано с использованием в учебной деятельности как неигровых методов обучения (анализ конкретных ситуаций, решение познавательных задач, работа с документами, «мозговые штурмы» и т. д.), так и игровых; - неимитационные (проблемные лекции, дискуссии, семинары, олимпиады, научно – практические конференции и т. п.) Используя интерактивные методы обучения, учитель должен народную мудрость: «Всё есть яд и всё есть лекарство – тем или иным их делает доза». Это значит, что учитель должен подобрать такой момент, когда интерактивные методы принесут наибольший результат, а не погубят дело. Это значит, что использование этих методов должно быть под контролем учителя и в сочетании с традиционными методами.
Наиболее простая форма группового взаимодействия – большой круг, при которой учитель формулирует проблему и в течение определённого времени, например 5 – 10 минут, каждый ученик или вместе с соседом по парте записывает в тетради или на специальном листе свои предложения по решению проблемы, которые затем зачитываются. Они должны быть сформулированы кратко. Далее проводится голосование по каждому пункту. В ходе работы принятые предложения фиксируются учителем на доске. В конце занятия вырабатывается общее решение с аргументацией.
Малый круг. Форма диалога, когда проблема обсуждается «перед общественностью». При такой форме деятельности класс делится на малые группы, каждая обсуждает заявленную проблему в течение 10 – 15 минут. Работой руководит избранный группой председатель. Каждый член группы высказывает своё мнение. Учитель наблюдает, как ученики общаются между собой, реагируют на чужую мысль, аргументируют своё мнение. Затем председатель группы докладывает о результатах обсуждения проблемы всем учащимся. Учитель руководит обсуждением, чтобы выработать приемлемое решение проблемы.
Эстафета. Весь класс разделяется на несколько групп. На столе учителя разложены обучающие или контрольные карточки лицевой стороной вниз. Представители каждой из групп поочерёдно берут по одной карточке с заданием и возвращаются к своей группе. Кто - то из игроков начинает писать не менее трёх предложений, относящихся к заданию, и передаёт лист следующему. Тот внимательно читает и дописывает новые предложения. Так лист – конспект обходит всю группу. Главная задача участников – быстро и кратко изложить свои мысли, не повторив записи предыдущего. Последний участник вносит заключительные предложения, и коллективный конспект готов. Затем представитель малой группы освещает заданный вопрос, используя составленный опорный конспект. Задача остальных групп – оценить работу товарищей.
Учитель может использовать самые различные ИМО, но их применение наиболее эффективно при изучении блоков знаний или на уроках повторения и обобщения знаний. Необходимо отметить, также, что интерактивные методы, о которых мы сегодня говорим, играют большую роль при подготовке к ЕГЭ. Ведь не секрет, что выпускники, которым предстоит сдавать ЕГЭ, часто жалуются на то, что они забыли материал, который преподавал им учитель в прошлом учебном году, а многие просто не знают, как подготовиться. Учитель же поставлен в рамки выполнения программ и у него часто не хватает времени на то, чтобы досконально изучить ту или иную тему. Эта проблема волнует меня как учителя истории. Например, на изучение огромной темы « СССР в 40 – 50 годы» по программе отводится всего один час. Где время, чтобы рассмотреть документы? Нам бы успеть вспомнить основные события! И это не единственная проблема. Их очень много. Все я не берусь перечислять. Назову одну из главных – оценка знаний, о которой уже говорилось выше. В заключении мне хочется отметить, что интерактивные методы обучения будут эффективны в том случае, когда во многих школах будут широко применяться новые технологии, о которых часто мы слышим с экранов телевизоров от нашего правительства.
Учитель истории школы № 46 города Нижнего Новгорода
Ефимова Г.П.