Проблема взаимоотношений родителей и школы . Пути решения


- Здравствуйте, Мы приехали из Ширинского района, чтобы поговорить о проблемах взаимоотношений родителей и школы. Поделиться опытом работы в этом направлении и позаимствовать опыт других учителей.
Проблема взаимоотношений родителей и школы существует, наверно столько, сколько существуют родители и школа, потому что эту проблемную тему затрагивал ещё «отец педагогики» Ян Амос Коменский, а жил он 300 лет назад; о взаимоотношениях между родителями, учениками и учителями много говорил Василий Александрович Сухомлинский и ещё многие учителя – наваторы.
Поговорим и мы с вами.
-Мы работаем в школе уже более 20-ти лет. И все эти годы из года в год пытаемся организовать работу с родителями так, чтобы они стали нашими союзниками, нашими партнёрами, нашими помощниками. Потому что у нас с ними одна цель – вырастить воспитанного, хорошего, гармоничного человека. А добиться результата можно только объединив усилия.
Поэтому в организации воспитательной деятельности школы особое внимание  уделяется  работе с семьёй, так как воспитательные задачи нельзя решить без привлечения семьи. Только совместными усилиями можно достичь определённых результатов в развитии и воспитании ребёнка.
Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что «Без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребенка, но и во всех других делах».
Поэтому работа  педагогов с семьей  стала одним из приоритетных направлений  деятельности нашей школы.
Каких только приёмов работы с родителями мы не применяли: организовывали вечера отдыха для родителей, проводили вечера совместно с детьми «Под семейным абажуром», «Мы за чаем не скучаем», «Папа, мама, я – спортивная семья», вовлекали родителей в проведение Дня Здоровья.
Но всё - равно процент участие родителей в учебно-воспитательном процессе школы был низкий. Родители считали, что им совсем не надо принимать участие, помогать учителям в организации праздников. У нас на 90 учащихся - 54 родителя, из них человек 10, которые иногда, после уговоров соглашались принять участие в организации мероприятия.
- Пока не вышел Новый Закон об образовании, в нашей школе вся ответственность за воспитание детей лежала на нас, учителях. Ребёнок в летнее время попал в ДТП, виноваты учителя; во время летних каникул был задержан в нетрезвом виде – виноваты учителя; совершил угон автомобиля –виноваты учителя. Нас просили составить отчёт о проделанных работах с ним, классным руководителям объявлялись выговоры. С родителей же спроса никакого не было. Родители выглядели жертвами того, что учителя не доработали, не доглядели за их детьми.
Чтобы предотвратить правонарушения среди школьников в послеурочное время, проследить за их времяпровождением, мы организовывали учительский патруль и ходили по улицам села, заходили в сельский дом культуры, смотрели, как ведут себя ученики в общественном месте. Одна учительница, классный руководитель, выписывала оценки своих учеников и вставала на крыльцо клуба, у кого были хорошие оценки – запускала на танцы в клуб, у кого были плохие – отправляла домой учить уроки.
Родителей привлечь к патрулированию было невозможно, им всегда некогда. Им некогда посещать родительские собрания, прийти в школу посетить уроки, проверить выполнение домашнего задания.
Родители привыкли к тому, что учителя отвечают за детей с утра до вечера, точнее сказать круглосуточно.
Когда вышел новый Закон об образовании, мы его пересмотрели и решили, что пора менять воспитательную работу и с детьми и с родителями, пришла пора вернуть детей родителям.
Родителям было сказано, что Новый Федеральный Закон об образовании требует постоянного присутствия родителей в ходе реализации учебно-воспитательного процесса в школе.
Мы родителей под подпись ознакомили с новым 120-м законом об образовании.
Особое внимание уделили главе 4 «Права и обязанности родителей».
Родителям было сказано, что на основании Федерального закона об образовании они имеют преимущественное право на воспитание ребёнка.
Родители начинают воспитание, закладывают основы воспитания, и ответственность за судьбы их детей, за то каким человеком будет их ребёнок, на все 100% возлагается на родителей. Школа должна создать условия, где родители могут продолжить реализовывать воспитательный процесс своего ребёнка, принимая в нём активное участие.
Об этом говорится в Ст. 44, главе 4.
Родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка. Родители несут ответственность за обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.
В главе 4.3 об образовании говорится, что правовое воспитание должно проходить в рамках трудового и патриотического воспитания.
Значит, трудовое воспитание и патриотическое воспитание должно быть. И трудовое воспитание это не обязанности ребёнка в семье, а «рядом и вместе» с ребёнком и дома и в школьных трудовых операциях, только своим примером можно научить ребёнка выполнять трудовые операции, только в системе можно развить трудовые навыки.
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему.
- Я считаю, что родители должны нести ответственность за воспитание своих детей, заботиться о них не по Закону об образовании, а по закону природы. Родил – отвечай, воспитывай, развивай, проявляй заботу.
Родители – это основные воспитатели, которые закладывают основной «фундамент» в развитие и воспитание своего ребёнка.   Школа же, в свою очередь, ставит перед собой задачу – как организовать работу между родителями, учениками и учителями.  Целью школы является необходимость не только дать основы школьной программы, но и помочь ребенку стать личностью, привить нужные качества, оказать помощь каждой семье в воспитании ребенка.    Поэтому в первую очередь надо найти общий язык с родителями. Ведь, иногда так бывает, что с мамой или папой ребенка, работать намного сложнее, чем с самим учеником.
__________________________________________________________________
Чтобы добиться того, чтобы родители стали принимать участие в школьной жизни своих детей, мы каких только не использовали приёмов.
Чтобы родители 100% посещали родительские общешкольные собрания, мы ввели регистрацию родителей. Родители приходят, своей рукой записывают в журнале в первой колонке Фамилию Имя, Отчество, во второй колонке своих детей к которым пришли на собрание.
Мы сказали, что если родители в течение года не будут посещать родительские собрания, без уважительной причины, а значит не будут выполнять свои родительские обязанности, мы будим об этом сообщать в опеку. ( у нас нет в школе социального педагога. психолога)
- Хотите ли вы, не хотите ли, но дел, товарищи, в том, что прежде всего вы родители, а всё остальное, потом.
Наших родителей это напугало, на собрания стали ходить почти все.
Очень часто в работе с родителями приходится использовать метод убеждения.
Чтобы убедить их в том, что детей воспитывать надо вместе, не по одиночке, да ещё в тесном сотрудничестве с другими родителями приводили притчу: “Пророк и длинные ложки”
  - На востоке есть такая притча, которая поможет нам разобраться в вопросах сотрудничества семьи и школы. 
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел в какой-то дворец. Вошли они в большой зал, где толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые и длинные ложки из супа, но даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми большими ложками.
Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.
    Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого они видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.
Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”
- Уважаемые родители, поясните, что в этой притче означает «Ад», «Рай», что в них общее?
  “Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
- Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.
3. Как то использовали такой приём убеждения:
- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? ( в руке учителя чаша).
-У каждого из Вас  есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток),поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. )
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
-А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок и школа, в которой обучается ваш ребенок, должны сотрудничать, чтобы ребёнок стал личностью, получил подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.
А школа делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить  возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.
4. Чтобы привлечь родителей к составлению плана воспитательной работы на год, мы провели « Мозговой штурм»
- Сегодня мы должны запланировать воспитательные мероприятия, которые будем проводить в следующем учебном году.
Всё, что вы запланируете, должно быть направлено не только для детей лично, но и для других, для социума. Дела должны быть социально значимыми.
- Сейчас мы проведём мозговой штурм: «Все дела творчески, а иначе зачем?».
В ходе штурма соберём сундучок идей: какие значимые дела вместе с детьми вы можете провести для села, для природы, для школы, для класса, для людей.
Для этого разделимся на 6 групп. Каждой группе даётся листок, на который они записывают свои идей. Идей было так много, что мы составили социальный общешкольный проект «Добром откроем мир».
5. В конце учебного года подвели итог, выполненных совместных дел и совместно запланировали работу на следующий учебный год, используя приём работы «ворд кэфи», которым как-то на одном из таких заседаний поделилась педагог- организатор какой-то школы. Звучит лёгкая музыка, стоят столики, накрытые бумажными белыми скатертями, на столах печенье, чай и карандаши. Родителям своего столика предлагается обсудить и записать на скатертях мероприятия, которые бы они хотели провести вместе с детьми и смогли организовать. Затем каждый столик рассказывает что они придумали . Все идеи заносятся в план совместной работы с родителями.
Два мира есть у человека: один, который нас творил, другой, который мы творим по мере наших сил.
6. Ладошка и пальцы: дети часть родителей.
Очень убедительным был рисунок.
7. Применяли приём убеждения «Кто не работает, тот не ест».
С самого рождения, с детьми играют в «Сороку-ворону», а ведь в этой игре заложена народная мудрость. Детям с пелёнок объясняют, что хоть ты и маленький, а надо трудиться со всеми, маленькую помощь, но оказать.
8. В интересной форме можно проводить рефлексию. Например: Рефлексия «Энергизатор».
- Уважаемые, родители! Я вас прошу дать оценку нашего родительского собрания, но сказать свою фразу вы должны с первой буквы вашего имени. Например, мое имя Надежда – надеюсь, вам понравилось родительское собрание, и т. п. ( Людмила – любопытно было; Наталья – ну, что же, неплохо; Оксана – очень хорошо; Майя- много хорошего и полезного; Светлана – сколько интересного узнали! Спасибо!)Но, а теперь наглядно покажем, чего мы добились систематической работой, используя разные приёмы.(фото)