Проблема педагогического сопровождения детей-сирот интернатного типа, пути её решения.


Лазарева Наталья Вильгельмовна, воспитатель высшей категории
ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»
Проблема педагогического сопровождения детей-сирот интернатного типа, пути её решения.
«Воспитание — не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка». Только с таким подходом можно обеспечить ребенку полноценное развитие и успешную социализацию  жизни.
Дети-сироты с ограниченными возможностями здоровья VIII вида, обучающиеся и проживающие в школе-интернате, вследствие как состояния здоровья, так и социальной изолированности отличаются рядом особенностей: отмечается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудость представлений об окружающем мире, неразвитость адаптационных способностей.
У каждого ребенка проживающего в школе-интернате есть своя проблема и для ее решения требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблемы необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, воспитателей, социального педагога, классного руководителя, учителей.
Однако ученик, выйдя из стен школы-интерната, становится полноправным членом общества, поэтому нам необходимо подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности.
Большую роль в освоении социального опыта нашими детьми играют занятия, проводимые во внеурочное время.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно, в школе-интернате мы создаем такую атмосферу, где ребёнку хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Воспитатели прилагают все усилия, чтобы ребёнок, переступая порог школы, почувствовал, что его здесь ждут. В создании такой атмосферы педагоги школы играют одну из главных ролей.
Ребёнка окружает красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым воспитанником своих потенциальных возможностей. Поэтому педагогическая позиция нашего коллектива заключается в принятии каждого воспитанника как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять своё Я. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ, педагоги создают условия, чтобы каждый воспитанник проявил себя.
Основная задача воспитателя - быть помощником ребёнку в его жизненном самоопределении, тем более ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. Одно из условий успешного воспитания в школе-интернате заключается в следующем. Воспитанник не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, педагоги чаще всего встают на их место.
Цель воспитательной системы в интернате - создание коррекционно-развивающей среды, способствующей подготовке и адаптации воспитанника к современным условиям жизни.
Для реализации намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
гуманизация отношений всех субъектов учебно-воспитательного процесса;
*усиление роли воспитания в образовательном процессе;
- создание комфортного психологического климата в классных коллективах и группах воспитанников, воспитание толерантности, сознательной дисциплины;
*совершенствование работы по организации сопровождения воспитанников школы-интерната;
*мотивирование педагогов на овладение новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания учащихся;
*формирование информационной компетентности всех участников учебно-воспитательного процесса;
активизация работы по социализации обучающихся, подготовке их к жизни в обществе.
Основными целями деятельности учреждения интернатного типа являются:
*. Содействие в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности;
* Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях школы-интерната по преодолению эмоциональной депривации;
*. Повышение социальной компетентности у воспитанников в соответствии с их возрастными особенностями
*. Обеспечение индивидуально-личностного подхода к воспитанникам;
Выходя за порог школы-интерната, воспитанники должны уметь себя самостоятельно обслуживать - приготовить еду, спланировать покупку продуктов на неделю, должны знать, как питаться правильно. Поэтому, воспитание в детях самостоятельности - это главная задача, которую мы стараемся решить.
Особое внимание уделяем социально - бытовому воспитанию через приобщение к самообслуживанию. В школе-интернате созданы условия для социализации: утюги, холодильники, микроволновая печь, электрическая плита с духовкой, чайник, набор посуды, разделочные доски, столовые приборы. Эксплуатация приборов проводится под наблюдением воспитателей. Дети умеют стирать, включить и приготовить простые блюда на электрической плите, разогреть в микроволновой печи, помыть посуду.
В ходе практических занятий дети рассматривают вопросы соблюдения личной гигиены, учатся шить, гладить и производить мелкий ремонт одежды, вести домашнее хозяйство, организации личной жизни и индивидуальной деятельности; формируются умения и навыки по их обеспечению.
К вопросам личной гигиены относятся: уход за волосами и телом, пользование туалетом, привычка следить за одеждой и обувью, поддержание чистоты в месте проживания, украшение помещения.
В ходе занятий проводим следующие беседы-практикумы: “С чего начинается дом, квартира”, “Правила поддержания чистоты в помещении”. Практические занятия: “Уход за различными видами одежды”, “Глажка личных вещей. Значки на одежде”, “Уход за различными видами обуви”. На этих занятиях воспитанники приобретают навыки самообслуживания.
Для получения навыков кулинарии проводятся ставшие уже традиционными, практические занятия по субботам и в дни каникул - приготовление семейного ужина. Перед проведением занятий беседуем с детьми о том, какое блюдо они хотели бы научиться готовить, рассматриваем иллюстрации с рецептами.
На занятиях прививаются навыки сервировки стола и приготовления основных блюд, а именно - блины, каши, супы, бутерброды, салаты. В ходе занятий проводятся конкурсы -практикумы на лучшее украшение стола, на которых дети демонстрируют свои умения и навыки. В обязательном порядке учим детей правилам безопасного поведения на кухне, как правильно пользоваться столовыми приборами, формируем навыки культурного принятия пищи.
Занятия - практикумы с использованием бытовой техники, помогут воспитанникам в дальнейшем быстрее адаптироваться к новым условиям быта.
При наличии широкого ассортимента продуктов, дети проявляют фантазию к созданию полноценных блюд и умеют их приготовить, появляется возможность привить детям любовь к приготовлению пищи, сделать занятия увлекательными.
Особое внимание обращаем на вновь поступивших воспитанников, эти навыки у них практически не привиты.
Воспитанники школы-интерната должны иметь представление о назначении поликлиники, аптеки, сберкассы и т.д. С целью ознакомления, организуем экскурсии в аптеку и поликлинику. Дети должны соблюдать правила поведения в общественном транспорте и общественных местах. Для привития этих навыков проводятся экскурсии по улицам города, на вокзал, развлекательные центры, дети учатся быть пассажирами общественного транспорта: автобуса, троллейбуса, маршрутного такси. В ходе экскурсий в продовольственный магазин и промтоварный, супермаркет дети учатся выбирать продукты для приготовления пищи, соблюдать правила поведения в магазине, на рынке. Перед походом в магазин проводим беседы “Торговые предприятия и их назначения”, “Виды товаров, их маркировка”. Дети должны уметь различать основные средства связи, уметь пользоваться домашним и сотовым телефоном и культурно разговаривать. Экскурсии в различные службы: ремонт часов, пошив и ремонт одежды и обуви, химчистка, библиотека учат детей обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.
Совершенно очевидно, что именно дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, должны осваивать больший объем содержания социальной адаптации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы. И помочь им в этом можем мы, педагоги.
Таким образом, рассмотрев проблему педагогического сопровождения, можно отметить, что педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных диагностических и коррекционных методов, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и ближайшее его окружение.
Список используемой литературы:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2003.
2.Байбородова Л. В, Жедунова Л. Г., Рожков М. И., Преодоление трудностей социализации детей-сирот. – Ярославль, 1997.
3.Мухина В.С. Психологическая помощь детям воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия/Под редакцией В.С.Мухиной,1992.