Планирование Методическая разработка по дисциплине:Правовое регулирование ветеринарной деятельности (СПО)

Методическая разработка: «Методика проведения комбинированного урока»
по дисциплине: «Правовое регулирование ветеринарной деятельности» темы: «Организация ветеринарной службы»

Введение
Правовое регулирование ветеринарной деятельности – дисциплина, изучающая закономерности влияния ветеринарных мероприятий на развитие животноводства, формы и методы ветеринарного обслуживания позволяющие обеспечить эффективную охрану здоровья животных и получить продукцию высокого санитарного качества. Включает в себя основные положения Ветеринарного законодательства, организацию и экономику ветеринарного дела, ветеринарную статистику, бухгалтерский учет, государственный ветеринарный надзор, строительство, снабжение, делопроизводство. В каждом разделе этой комплексной научной дисциплины рассматривается определенная сторона организационно-экономической деятельности ветеринарного фельдшера.
Преподавание дисциплины «Правовое регулирование ветеринарной деятельности» находится во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности. В процессе обучения используем 1. Правовые документы: Гражданский кодекс Российской Федерации; Законов Российской Федерации «О ветеринарии», «О защите прав потребителей», Налоговый кодекс. 2. Документы, издаваемые в соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии»; Также используем учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, современную вычислительную технику.
При изложении учебного материала обращаем внимание студентов на организацию лечебно-профилактической работы, ее планирование, обеспечение связи ветеринарной службы с другими отраслями сельскохозяйственного производства, с органами хозяйственного и государственного управления.
В результате изучения дисциплины «Правовое регулирование ветеринарной деятельностью» студент должен знать законодательство по вопросам ветеринарии в Российской Федерации, планирование, экономику и организацию ветеринарных мероприятий; учет, отчетность и делопроизводство в ветеринарии. Уметь проводить организацию и планирование профилактических, лечебных, противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий.
Активизация познавательной деятельности студентов – одна из основных задач преподавателя, а условием, способствующим этому, является его умение производить тщательный отбор информации, подлежащий передаче студентам. Поэтому при изучении нового материала необходимо исходить из двух принципов:
Учебный материал должен соответствовать целям обучения, которые вытекают из задач, подготовки специалистов.
Учебный материал должен соответствовать реальным возможностям студентов.
Все дисциплины должны работать на специальность и формировать творческую личность будущего специалисты. Методика организации учебной работы студентов на уроке по дисциплине «Правовое регулирование ветеринарной деятельности» имеет следующие этапы:
1. Развернутое, образно-эмоциональное объяснение темы урока.
2. Сжатое изложение учебного материала по логической схеме.
3. Изучение логической схемы, которую получают студенты на уроке;
4. Работа с учебником и логической схемой дома;
5. Письменное воспроизведение логической схемы на следующем уроке.
6. Ответы по логическим схемам.
7. Постоянное повторение и углубление ранее изученного материала.
Методика работы с логическими схемами позволяет активизировать познавательную активность студентов. Компактные необычные логические схемы вызывают живой интерес студентов, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание и вырабатывают умение выделять главное. В логической схеме и элемент игры и экономия времени. На основании логической схемы материал очень доступный это остов для развития мысли. При объяснении материала преподаватель акцентирует внимание студентов на логическую схему. Объяснение нового материала проводится в пределах одной схемы. Студенты во время объяснения не делают записей в тетради. Эти блоки логической схемы демонстрируем слайдами через компьютер с мультимедийным проектором. Для закрепления изученного материала используем фронтальный опрос. В форме беседы преподавателя с группой, вовлекая в активную умственную работу.
Выбранная тема методической разработки по дисциплине «Правовое регулирование ветеринарной деятельности» на тему «Методика проведения комбинированного урока темы «Организация ветеринарной службы» с использованием логической схемы». Является актуальной, так как по окончанию техникума некоторые студенты пойдут работать в коммерческую структуру ветеринарной деятельности, и они обязаны знать, как она функционирует в Российской Федерации. А преподаватели других дисциплин могут ее использовать в своей деятельности для разнообразия своих уроков и активизации учебной деятельности студентов. В методической разработке имеется учебно-методическая карта занятия, методика ведения урока и приложена логическая схема на изучаемый новый материал.
2. Основная часть
2.1. Учебно-методическая карта занятия
Группа 4-1 «В»
Дата _________
Дисциплина: Правовое регулирование ветеринарной деятельности.
Тема занятия: Организация ветеринарной службы
Вид занятия: урок
Тип занятия: урок комбинированный
Место проведения:
Время проведения: 2 часа
Цели занятия:
- учебная: изучить понятие, принципы и виды ветеринарного предпринимательства. Познакомиться с правами и обязанностями ветеринарных предпринимателей. Изучить правовые основы разных видов ветеринарного предпринимательства.
- воспитательная: воспитывать любовь к будущей выбранной специальности «Ветеринария».
- развивающая: развивать логическое профессиональное мышление, внимание, память.
Задачи занятия: студент должен знать организацию предпринимательской деятельности.
Обеспечение занятия
Наглядные пособия, документы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Закон Российской Федерации «О ветеринарии»
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»
Образец Устава Ветеринарного общества с ограниченной ответственностью.
Плакаты:
Права предпринимателей в области ветеринарии.
Обязанности ветеринарных специалистов, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Ветеринарный врач или ветеринарный фельдшер-предприниматель обязан.
Учредительный договор на создание ветеринарного общества.
Раздаточный материал: логическая схема: Краткая характеристика организационно-правовых форм, в которых может осуществляться ветеринарное предпринимательство.
ТСО: компьютер, экран мультимедийный, видеопроектор.
Литература: Никитин И.Н. «Организация ветеринарного дела». – М.: Колос С, 2004. – 216 с.




Структура занятия

№ п/п
Элементы занятия,
изучаемые вопросы
Формы и методы обучения
Планируемое время

1
2
3
4

1.
Организационный момент:
1. Взаимное приветствие
2. Эмоциональный настрой группы
словесный
1 мин.

2.
Актуализация опорных знаний (опрос у доски)
1. Расскажите о правовых нормах создания ветеринарной службы местного самоуправления.
2. Каковы функции органов местного самоуправления в области ветеринарного дела?
3. Какие задачи решают ветеринарные учреждения местного самоуправления?
4. Расскажите об организации платных ветеринарных услуг ветеринарными учреждениями местного самоуправления.
словесный
20 мин.

3.
Мотивация учебной деятельности.
Введение рыночных отношений, различных форм собственности и принципов хозяйствования определенным образом меняет мотивацию отношения ветеринарных специалистов к профессиональным делам. Ранее они не были полностью материально заинтересованы в конечных результатах труда. С рыночной экономикой появилась возможность введения новых форм ветеринарного обслуживания за счет значительного расширения спектра платных услуг, развития предпринимательства в различных формах
словесный
2 мин.

4.
Сообщение темы и вопросов изучаемого материала.
Тема: « Организация ветеринарной службы».
1. Понятие, принципы и основные виды ветеринарного предпринимательства.
2. Права и обязанности предпринимателей в области ветеринарии.
3. Частная ветеринарная практика.
4. Ветеринарное товарищество.
5. Ветеринарное общество.
6. Ветеринарный кооператив и организация его деятельности.
7. Малое предприятие по производству ветеринарных препаратов и оказанию ветеринарных услуг.
словесный
5 мин.

5.
Восприятие и осознание студентами нового материала (беседа, рассказ и работа со справочной литературой)
Объяснение нового материала предпринимателем по плану. Демонстрация слайдов. При объяснении материала пользоваться базовым конспектом.
демонстрационный
словесный
45 мин.

6.
Осмысление материала (фронтальный опрос)
1. Что понимают под предпринимательской ветеринарной деятельностью?
2. Перечислите принципы организации предпринимательской ветеринарной деятельности и дайте им характеристику.
3. Какие виды ветеринарного предпринимательства вы знаете?
4. Какими правами наделены предприниматели в области ветеринарии?
5. Перечислите обязанности предпринимателей в области ветеринарии.
6. Расскажите о полном ветеринарном товариществе.
7. Дайте характеристику ветеринарного товарищества на вере.
8. Расскажите о ветеринарном обществе с ограниченной ответственностью.
9. Как составляют учредительный договор на создание ветеринарного общества?
10. Каков устав ветеринарного общества с ограниченной ответственностью?
11. Каков порядок организации ветеринарного кооператива?
12. Расскажите о малых предприятиях по производству ветеринарных препаратов и оказанию ветеринарных услуг.
словесный
14 мин.

7.
Подведение итогов занятия
1. Отметить активность студентов.
2. Выставление итоговых оценок.
словесный
2 мин.

8.
Задание для самостоятельной работы дома
Задание 1. Изучить по учебнику материал стр.65-85.
Подготовить к представлению реферат: «Хозяйственный расчёт в ветеринарных учреждениях»
словесный
1 мин.


Преподаватель: _______ Семенко Т.В.

2.2. Методика ведения урока
2.2.1 Подготовительный этап

Проведение любого урока требует от преподавателя предварительной подготовки. Подготовить учебно-методическую карту урока. Обдумать вопросы для проведения индивидуального опроса. Которые должны быть четкими, ясными, конкретными, емкими, охватывать основной материал. Подготовить слайды для демонстрации во время урока. И составить логическую схему для более доступного усвоения студентами изучаемого материала. При изучении видов ветеринарного предпринимательства надо выделить основные моменты, на которые необходимо опираться при их изучении:
- дать понятие определенного вида предпринимательства;
- кто является учредителем предпринимательской деятельности;
- на какой учредительный документ опираются при своей работе;
- какая ответственность лежит у участников по обязательствам;
- кто является органом управления.

2.2.2 Организационный момент

После звонка преподаватель и студенты приветствуют друг друга. Доброжелательный настрой должен быть у педагога и у студентов. Дежурный студент перечисляет, кто из студентов отсутствует и по какой причине. Преподаватель организует внимание студентов постановкой общей задачи урока.

2.2.3 Актуализация опорных знаний

В первую очередь преподаватель проверяет, как студенты усвоили материал, изученный на прошлом уроке, используя индивидуальный опрос проверки знаний. Индивидуальный опрос содержит вопросы:
Расскажите о правовых нормах создания ветеринарной службы местного самоуправления.
Каковы функции органов местного самоуправления в области ветеринарного дела?
Какие задачи решают ветеринарные учреждения местного самоуправления?
Расскажите об организации платных ветеринарных услуг ветеринарными учреждениями местного самоуправления.
Индивидуальный опрос служит важным средством развития речи, памяти, мышления у студентов. И вопросы, поставленные перед студентами, требуют развернутого ответа. Вопросы преподаватель задает всей группе и после небольшой паузы, необходимой, чтобы все студенты поняли его и приготовились к ответу, вызывает для ответа конкретного студента.
Для того чтобы группа слушала ответ своего товарища, преподаватель затем может выбрать рецензента, но до этого необходимо научить студентов рецензировать ответы.
Преподаватель вызывает при индивидуальном опросе познавательную активность студентов всей группы. Преподаватель управляет опросом. Он должен уметь слушать студента, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать его деятельность. Преподаватель не должен торопить или без особой надобности прерывать студента. Это можно допустить, когда студент при опросе делает грубые ошибки или отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, преподаватель вызывает другого студента для их исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать студенту, не подсказывая ему правильного ответа. Заключительной частью устного опроса – подробный анализ ответов студентов. Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал студентами. При оценке ответа учитывают его правильность, полноту, сознательность, логичность, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практической.
Устный опрос требует больших затрат времени и по одному и тому же вопросу нельзя проверять всех студентов.



2.2.4 Мотивация учебной деятельности

Чтобы студенты запомнили тему урока «Организация ветеринарной службы» необходимо их заинтересовать и объяснить, что введение рыночных отношений, различных форм собственности и принципов хозяйствования определенным образом меняет мотивацию отношения ветеринарных специалистов к профессиональным делам. Ранее они не были полностью материально заинтересованы в конечных результатах труда. С рыночной экономикой появилась возможность ведения новых форм ветеринарного обслуживания, новых форм ветеринарного обслуживания за счет значительного расширения спектра платных услуг, развития предпринимательства в различных формах.

2.2.5 Сообщение темы и вопросов изучаемого материала

Преподаватель демонстрирует слайд, где имеется тема урока и изучаемые вопросы и диктует название темы и вопросов, чтобы студенты в тетрадь могли записать в виде плана.
Тема: «Организация ветеринарной службы»
Понятие, принципы и основные виды ветеринарного предпринимательства.
Права и обязанности предпринимателей в области ветеринарии.
Частная практика.
Ветеринарное товарищество.
Ветеринарное общество.
Ветеринарный кооператив и организация его деятельности.
Малое предприятие по производству ветеринарных препаратов и оказанию ветеринарных услуг.

2.2.6 Восприятие и осознание нового материала

Для глубокого понимания материала студентам были розданы логические схемы по изучаемой теме «Организация ветеринарной службы». Преподаватель при объяснении 1 вопроса: «Понятие, принципы и основные виды ветеринарного предпринимательства» в первую очередь уделяет внимание, на какие документы необходимо опираться при осуществлении ветеринарного предпринимательства. Которые демонстрирует. Излагает когда была разрешена индивидуальная трудовая деятельность и на основании, какого закона. Объясняет преподаватель в виде беседы студентам, какие необходимо получить документы на предпринимательскую деятельность, чтобы все было на законных основаниях. Преподаватель при объяснении материала дает определение, что такое ветеринарное предпринимательство. Преподаватель перечисляет, кто является участниками предпринимательской ветеринарной деятельности. Объясняет гражданские права физических лиц и юридических лиц в сфере ветеринарного предпринимательства. Преподаватель демонстрирует слайд, где изложены принципы, на основании которых организуется коммерческая ветеринарная деятельность. И объясняет сущность этих принципов.
В конце этого вопроса перечисляет преподаватель все виды ветеринарного предпринимательства и демонстрирует слайд. При объяснении второго вопроса «Права и обязанности предпринимателей в области ветеринарии» преподаватель конкретно перечисляет, какие даны права по Гражданскому кодексу Российской Федерации предпринимателям в области ветеринарии. Студенты обязаны их законспектировать в тетрадь в виде конспекта кратко.
Затем преподаватель объясняет в виде беседы, какие возможны обязанности на ветеринарных специалистов, занимающихся предпринимательской деятельностью. И что обязан выполнять ветеринарный врач или ветеринарный фельдшер – предприниматель. Затем пользуясь логической схемой студентам полную характеристику всех видов ветеринарного предпринимательства.
По третьему вопросу «Частная ветеринарная практика» дает определение, что это самая простая, дешевая форма организации ветеринарного предпринимательства, кто является учредителем и участником. Отсутствует учредительный документ и невозможна, специализации функций управления и то, что сам ветеринарный специалист отвечает за свои действия. Органом управления является единоначалие.
По четвертому вопросу «Ветеринарное товарищество» преподаватель объясняет, что имеются два вида ветеринарного товарищества: полное ветеринарное товарищество (ПВТ), и ветеринарное товарищество на вере (ВТВ). Даются понятия этих двух ветеринарных товариществ, чем они отличаются учредителями и участниками. То, что они имеют одинаковый учредительный документ – это Учредительный договор. Ответственность участников по обязательствам отличается в ПВТ – полная субсидиарная ответственность, а в ВТВ отвечает по обязательствам своим имуществом.
И отличаются в ветеринарных товариществах органами управления. В ПВТ органом управления являются участники, а в ВТВ органом управления являются полные товарищи, вкладчики не участвуют в управлении.
По пятому вопросу «Ветеринарное общество» преподаватель перечисляет, что имеются два вида:
Ветеринарное общество с ограниченной ответственностью (ВООО);
Ветеринарное общество с дополнительной ответственностью (ВОДО).
Объясняет определение каждого вида ветеринарных обществ, кто является учредителем и участником этих обществ, какими документами пользуются – это учредительный договор или устав. Преподаватель объясняет, какую ответственность несут участники по обязательствам и кто является органами управления в ВООО и в ВОДО.
По шестому вопросу «Ветеринарный кооператив и организация его деятельности» преподаватель дает определение, коммерческой организации, кто являются учредителями и участниками, каким учредительным документом пользуются – это уставом. Какую ответственность несут участники ветеринарного кооператива по обязательствам, и кто является органом управления.
По седьмому вопросу «Малое предприятие по производству ветеринарных препаратов и оказанию ветеринарных услуг». Преподаватель дает определение этой коммерческой организации, кто является учредителем и участником, каким пользуются учредительным документом, какую ответственность несут участники по обязательствам и кто является органом управления. При объяснении с 3 по 7 вопрос преподаватель каждую коммерческую организацию демонстрирует слайдами:
Название коммерческой организации и определении понятия этой организации.
Кто является учредителем.
Учредительные документы.
Ответственность участников по обязательствам.
Органы управления.
Необходимо обобщить изученную тему студентами «Организация предпринимательской ветеринарной деятельности», выделить главное:
- понятие, принципы и основные виды ветеринарного предпринимательства;
- права и обязанности предпринимателей в области ветеринарии;
- понятие, учредители (участники), учредительные документы, ответственность участников по обстоятельствам и органы управления разных видов ветеринарного предпринимательства.

Осмысление материала

Осмысление материала построено на фронтальном опросе. Необходимо проверить понимание студентами сущности организации предпринимательской ветеринарной деятельности. И выявить пробелы первичного осмысления изученного материала. Перед студентами были поставлены вопросы:
Что понимают под предпринимательской ветеринарной деятельностью?
Перечислите принципы организации предпринимательской ветеринарной деятельности и дайте им характеристику?
Какие виды ветеринарного предпринимательства вы знаете?
Какими правами наделены предприниматели в области ветеринарии?
Перечислите обязанности предпринимателей в области ветеринарии.
Расскажите о полном ветеринарном товариществе.
Дайте характеристику ветеринарного товарищества на вере.
Расскажите о ветеринарном обществе с ограниченной ответственностью.
Как составляют учредительный договор на создание ветеринарного общества?
Каков устав ветеринарного общества с ограниченной ответственностью?
Каков порядок организации ветеринарного кооператива?
Расскажите о малых предприятиях по производству ветеринарных препаратов и оказанию ветеринарных услуг.
При ответах учитывается правильность и осознанность основного содержания изученного материала студентами.

Подведение итогов урока



Преподаватель в своем заключительном слове подводит итоги урока, подчеркивая какое значение, имеет знание организации предпринимательской ветеринарной деятельности, так как некоторые будущие специалисты будут работать в ветеринарных коммерческих организациях.
Затем преподаватель благодарит студентов за работу на уроке, оценивает ответы и выставляет поурочный балл за активное участие в ведении урока и за ответы студентов.

Задание на дом

Студенты получают домашнее задание. Изучить по учебнику материал стр.65-85. При инструктаже по домашнему заданию преподаватель указывает, на какие вопросы студентам необходимо обратить внимание. Подготовить к представлению реферат: «Хозяйственный расчёт в ветеринарных учреждениях»






15