Рабочая программа по учебному предмету Математика (Геометрия) 7 класс


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Максимовская основная общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
Утверждаю Рассмотрен на
Директор ОУ заседании МО предметов
Естественно-математического цикла
_________________ Л.В.Кравченко Протокол № ______ от ______________
Приказ № ________от___________ Руководитель МО
______________________Н.Д.Доренская

Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
(Геометрия)
7 класс
Составитель:
Кравченко Л.В. – учитель математики

с. Дорохо-Доренское2016г
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2014. – с. 19-43). Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 7 классе отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. На изучение курса в соответствии с программой Бурмистровой Т. А. «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. М.: Просвещение, 2008» (второй вариант планирования) так же отводится 68 часов (2 часа в неделю). Планирование учебного материала по геометрии рассчитано на 68 учебных часов согласно календарно-тематическому планированию на 2016-17 учебный год.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
II. Содержание тем учебного предмета
1.Начальные геометрические сведения (10 час.)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2.Треугольники(17 час.)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
3.Параллельные прямые (13 час.)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.4.Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 час.)Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на Построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Повторение. Решение задач. (8 часов.)
III. Учебно – тематический план
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов Контрольные работы
Начальные геометрические сведения. 10 1
Треугольники. 17 1
Параллельные прямые. 13 1
Соотношения между сторонами и углами треугольника. 18 2
Повторение. Решение задач 8 -
Итого: 67 5
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса геометрии 7 класса учащиеся должны:
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задачземлемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов); находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования; решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
V. Перечень учебно – методического обеспечения
образовательного процесса
Печатные пособия:
УМК:
Геометрия,7-9 кл. Учебник. для общеобразоват. учреждений [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Рабочая тетрадь. Геометрия: рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов- М. Просвещение 2014г
Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации: книга для учителя/ Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.]- М.: Просвещение, 2012Зив Б.Г. .Геометрия: Дидактические материалы для 7 класса / Б. Г. Зив, В.М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.
Геометрия. Тесты. 7-9 классы: учеб.-мет. пособие / П. И. Алтынов-М.: Дрофа,2010.
Контрольные работы по геометрии, 7 класс: к учебнику Л. С. Атанасяна « Геометрия, 7-9»/ Н. Б. Мельникова-М.: Изд. «Экзамен», 2012.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: кн. для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. -М.: Просвещение, 2010 — 2012.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 – (В помощь школьному учителю)
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса./ Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С.— М.: Илекса, 2009
Технические средства обучения:
1) Компьютер.
2) Видеопроектор
Информационно-коммуникативные средства:
Тематические презентации
Интернет- ресурсы:
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «Математика»)
http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «Математика»)
http://www.center.fio.ru/som - методические рекомендации учителю-предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активизации процесса обучения в старшей школе.
http://www.edu.ru - Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о проведение эксперимента, сервер информационной поддержки Единого государственного экзамена.
http://www.internet-scool.ru - сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ и представляет область знаний «Математика». На сайте представлены Интернет-уроки по алгебре и началам анализа и геометрии, включают подготовку сдачи ЕГЭ, ГИА.
http://www.legion.ru – сайт издательства «Легион»
http://www.intellectcentre.ru – сайт издательства «Интеллект-Центр», где можно найти учебно-тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений
http://www.fipi.ru - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

Приложение к рабочей программе
по учебному предмету «Математика»
(Геометрия) 7 класс
Календарно – тематическое планирование по геометрии
№ Тема урока Дата проведения урока
По плану Фактически
Глава 1. Начальные геометрические сведения. 10 ч.
1. Прямая и отрезок. 2. Луч и угол. 3. Сравнение отрезков и углов. 4. Измерение отрезков. 5. Решение задач по теме «Измерение отрезков». 6. Измерение углов. 7. Смежные и вертикальные углы. 8. Перпендикулярные прямые. 9 Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения» 10. Контрольная работа №1 Тема «Начальные геометрические сведения» Глава 2. Треугольники. 17 ч
11. Треугольник. 12. Первый признак равенства треугольников. 13. Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. 14. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. 15. Свойства равнобедренного треугольника. 16. Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник» 17. Второй признак равенства треугольников. 18. Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. 19. Третий признак равенства треугольников. 20. Решение задач на применение признаков равенства треугольников. 21. Окружность. 22. Примеры задач на построение. 23. Решение задачи на построение. 24. Решение задач на применение признаков равенства треугольников. 25. Решение задач по теме «Треугольники» 26. Решение задач по теме «Треугольники». 27. Контрольная работа №2 Тема «Треугольники» Глава 3. Параллельные прямые. 13 ч
28. Признаки параллельности двух прямых. 29. Признаки параллельности двух прямых. 30. Практические способы построения параллельных прямых. 31. Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» 32. Аксиома параллельных прямых. 33. Аксиома параллельных прямых. Решение задач. 34. Свойства параллельных прямых. 35. Свойства параллельных прямых. 36. Признаки и свойства параллельных прямых. Решение задач. 37. Признаки и свойства параллельных прямых. Решение задач. 38. Решение задач по теме «Параллельные прямые» 39. Решение задач по теме «Параллельные прямые» 40. Контрольная работа №3 Тема «Параллельные прямые» Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. 18 ч
41. Сумма углов треугольника. 42. Сумма углов треугольника. Решение задач. 43. Соотношения между сторонами и углами треугольника. 44. Соотношения между сторонами и углами треугольника. 45. Неравенство треугольника. 46. Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 47. Прямоугольные треугольники. 48. Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника. 49. Признаки равенства прямоугольных треугольников. 50. Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники». 51. Построение треугольника по трём элементам. 52. Построение треугольника по трём элементам. 53. Построение треугольника по трём элементам. Решение задач. 54. Решение задач на построение. 55. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 56. Решение задач по теме «Прямоугольные треугольники» 57. Решение задач по теме «Построение треугольника по трём элементам» 58. Контрольная работа №5 Тема «Соотношения между сторонами и углами треугольника» Повторение. Решение задач. 10 ч
59. Повторение по теме «Начальные геометрические сведения» 60. Повторение по теме «Начальные геометрические сведения» 61. Повторение по теме «Треугольники» 62. Повторение по теме «Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник» 63. Повторение по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников» 64. Повторение по теме « Параллельные прямые» 65. Повторение по теме « Параллельные прямые». 66. Повторение по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» 67. Повторение по теме «Задачи на построение» 68. Повторение по теме «Задачи на построение»