Лекция для родителей 2 класса на темуВоспитание культуры правильного питания у младших школьников


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов п.Добринка Липецкой области
Лекция для родителей
Воспитание культуры питания
у младших школьников.
Разработчик: учитель начальных классов Литвинова Ирина Сергеевна.
2015 г.

Лекция . Воспитание культуры питания у младших школьников.
                                  
1.    Привитие навыков гигиены питания – залог здоровья ребёнка
2 . Умение пользоваться столовыми приборами.
3. Сценка "Хорошие манеры" (Мальвина и Буратино")
Культура питания является важной составляющей здорового образа жизни ребенка. Ее формирование должно начинаться в раннем возрасте, при этом на каждом этапе такая воспитательная работа должна строиться с учетом особенностей возраста, отвечать актуальным задачам развития, носить системный характер. Основной формой для организации воспитательной работы по формированию полезных привычек в младшем школьном возрасте является игра, в которой ребенок осваивает навыки поведения, связанные с питанием. Важную роль в формировании основ культуры питания играют родители, служащие для него основным примером для подражания.
Формирование полезных привычек - длительный и сложный процесс, охватывающий все стороны жизни ребенка. Так, воспитание культуры питания не может быть ограничено отдельными беседами или занятиями с ребенком. Успех будет возможен лишь тогда, когда во время каждого приема пищи ребенок будет получать подтверждение соблюдения правил рационального питания; пример взрослых. Родители являются главным образцом поведения для младших школьников. Даже самые эффективные обучающие методики не дадут положительного результата, если в семье родители не будут соблюдать правил здорового питания, заботиться о своем здоровье.
Основными задачами родителей, связанными с формированием основ здорового питания у детей младшего школьного возраста, являются:
 формирование умения самостоятельно соблюдать основные правила гигиены питания (мытье рук, использование в пищу только продуктов, прошедших термическую обработку или вымытых, использование индивидуальных столовых приборов и т.д.);
самостоятельное соблюдение режима питания (питание "по часам" не менее 3 раз в сутки);
формирование представления о продуктах и блюдах ежедневного рациона;
развитие умения оценивать вкус различных блюд, формирование позитивного отношения к разнообразным продуктам и блюдам, относящимся к категории "полезных";
формирование представления об основных правилах этикета, готовности и желания соблюдать их.
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.
За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Воспитание привычек и культуры поведения
за столом у детей
… Пожалуй, каждый педагог и родитель задумывается над этим вопросом, ведь организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом. Знакомство с ним позволяет ребенку быть уверенным в себе, правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.
Как вести себя за столом. · Не сиди, развалившись. · Не клади ногу на ногу. · Не шаркай ногами, не разговаривай. · Не вертись, не толкай товарища. · Ешь аккуратно, не проливай на скатерть. · Кусай хлеб над тарелкой. · Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай. · Правильно держи вилку, ложку и нож. 
· Когда пьешь, чашку нужно поднимать ко рту, а не выгибаться к чашке, когда она стоит на столе.· После еды положи ложку и вилку в тарелку. · Выходя из-за стола, убери стул, поблагодари.
Сервировка стола
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Необходимо приучать детей садиться за стол спокойно. Важным моментом в правильной организации питания является хорошая сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы. Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные — за завтраком и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,— для вторых блюд. Форма чашек удобнее прямая или суженная кверху, а не наоборот, такие чашки более устойчивые. 
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания в школе активное участие принимают дежурные.
Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети убирают посуду после еды. Выходя из-за стола, они свои чашки относят на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками.
Необходимо учить детей есть с боковой части ложки, не набирать полную ложку, не тянуть суп из ложки, не облизывать ее. Последнее правило особенно важно при еде вторых и третьих блюд. Не разрешаем детям дуть в ложку или в тарелку, объяснив им, что брызги могут попасть на скатерть или на соседа. 
Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, жареная или отварная рыба, картофельные котлеты, творожники, разные запеканки, учим отделять ребром ложи по кусочку и съедать его. Учить необходимо детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. 
Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу. 
Пирожки, печенье, пряники ставятся на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учу детей брать, не выбирая, тот пирожок или печенье, что лежит ближе к ним. Приходится учить детей пить чай, или другие напитки с бутербродами, печеньем небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом. 
Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания. 
Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно ученики привыкают есть культурно.
Вопросы для обсуждения.
    1.В каком возрасте ребёнку следует прививать навыки гигиены питания?
   2.Какие факторы способствуют закреплению навыков гигиены питания?
   3. Можно ли младшему школьнику доверять сервировку стола?
Сценка "Хорошие манеры" (Мальвина и Буратино")
МАЛЬВИНА: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы пришли к вам за помощью. Тетушка Тортилла пригласила нас на завтрак. Но у Буратино такие серьезные проблемы с поведением! Я очень переживаю.
БУРАТИНО: Мальвина, зря ты переживаешь! Я специально выучил правила поведения в гостях. Хочешь расскажу?
МАЛЬВИНА: ну расскажи.
БУРАТИНО:  . Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем. Слов "пожалуйста", "спасибо" никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай и тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!МАЛЬВИНА: какой кошмар! Буратино, ты сейчас рассказал, как нельзя себя вести! Вот послушай мое правило: слова "до свиданья", "спасибо", "простите", "пожалуйста", "здравствуйте" - щедро дарите! Дарите прохожим, дарите друзьям, знакомым в троллейбусе, в парке, в школе и дома. Слова эти очень и очень важны. Они человеку как воздух нужны. Без них не возможно на свете прожить. Слова эти надо с улыбкой дарить.
БУРАТИНО:  да, хорошее правило.
Ребята, как вы думаете, о чем нам сейчас показали Мальвина и Буратино. Правильно о правилах этикета.
Сейчас каждая команда соберет анаграмму и мы узнаем о чем будем говорить сегодня .Анаграмма ЕСВРРИВОАК (сервировка).
Дорогие ребята, мы расскажем сегодня вам о правилах сервировки стола к завтраку, научимся правильно и со вкусом накрывать на стол. Ребята, как вы думаете за каким столом вам приятнее сидеть и принимать пищу?
Эстетичность стола зависит от скатерти, салфеток, столовых приборов, посуды, цветочных композиций, присутствующих на столе, а также от общей гармоничности с интерьером помещения, его цветовой гаммы и стиля. К тому же, сервировка стола должна соответствовать виду и поводу застолья, сочетаться с меню. И, конечно, каждый предмет должен располагаться на своем месте.
Существует множество способов создания веселого и яркого стола.
Красиво оформленный стол обязательно должен быть украшен салфетками.
Дополнительный шарм за столом придают салфетки, сложенные оригинальными способами.
По разным поводам можно по-разному складывать салфетки, тем самым меняя и вид сервировки стола.
Сейчас мы с вами сложим салфетку к завтраку.
Пleft0left0left0left0рактическая работа "Складывание салфетки - "Ракета"
Мы с вами научились складывать салфетки, конечно это один вид из множества. Но как правильно использовать салфетку за столом вы знаете? А помогут нам в этом наши герои Мальвина и Буратино.
Сценка "Как пользоваться салфеткой"
Мальвина: Буратино, а ты умеешь пользоваться салфеткой.
Буратино: конечно, посмотри. – Буратино садится перед учащимися на стул и демонстрирует как нельзя пользоваться салфеткой, а Мальвина его поправляет и демонстрирует выполнение правил пользования салфеткой).
Правило первое: Перед едой салфетку нужно аккуратно развернуть, сложить вдвое и положить изгибом к себе на колени.
– Выполняем!
Закладывать салфетку краем за воротник или за лацкан пиджака больше не принято: это неэстетично и неудобно.
Правило второе: Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.
– Выполняем!
Правило третье: Для обтирания губ салфетку берут с колен двумя руками, укорачивают путем перевертывания ее концов в ладони и, приложив середину к губам, промакивают их о верхнюю половину салфетки.
– Выполняем!
Вытирать губы путем скользящих движений по ним салфеткой некрасиво. Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или полотенца для сильно испачканных рук.
Правило четвертое: По окончании еды салфетку не следует тщательно складывать, пытаясь придать первоначальный вид, а просто аккуратно положить справа от своей тарелки.
– Выполняем!
Не рекомендуется вешать салфетку на спинку стула или класть на его сиденье. Почему?
Правило пятое: Перед тем как запить еду, непременно следует промокнуть губы салфеткой, чтобы не оставлять на краях бокалов, стаканов неприятных следов.
Мальвина: Ребята, я надеюсь, что вы будете соблюдать правила этикета, будете помогать правильно и со вкусом накрывать на стол.
Литература:
Богуславская Н. Е., Купина Н.А. весёлый этикет.- Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
Ванхален Э. Гигиена питания. М.:Колос, 1996.
Патент Р.Л., Дубенецкая М.М. Питание и здоровье школьника. Мн., «Нар. асвета»,1977.