Использование программно-аппаратных комплексов, мультимедийного и компьютерного оборудования учителями-предметниками


«Использование программно-аппаратных комплексов, мультимедийного и компьютерного оборудования учителями-предметниками»
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. А значит, одной из важнейших задач, стоящей перед школой, является вооружение учащихся умениями работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом. Этого можно достичь, развивая творческие способности детей. Чтобы решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность ребенка, какой бы характер она не носила, она всегда была и будет зависимой от деятельности учителя. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но современный урок остается вечной и главной формой обучения.
Применение программно-аппаратных комплексов, мультимедийного и компьютерного оборудования учителями-предметниками в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.
К аппаратно-программным средствам и компьютерному оборудованию относятся: интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера, многофункциональное устройство (принтер/сканер/копир), портативный программно-технический комплекс учителя (ноутбук), мышь, сетевой фильтр с заземлением. 
Таких, полностью укомплектованных кабинетов в нашей школе 2, но они функционируют не в полном объеме, в связи с тем, что не установлены соответствующие программы.
В школе имеются интерактивные доски, использование которых помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Доска предоставляет уникальные возможности для творчества: можно перемещать объекты, работать с цветом, использовать затемнение экрана для самоконтроля, подсветки для акцентирования внимания обучающихся на наиболее значимых объектах, лупы для увеличения отдельных территорий на картах.
Учителя-предметники на своих уроках используют интерактивную доску Interwrite ™ Board  для более успешного усвоения материала учениками, для поддержания в них интереса к учебе. Интерактивная доска помогает совершать увлекательные путешествия в различные науки. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.
Работа с доской   Interwrite ™ Board помогает правильно и четко строить план работы, фиксировать наиболее важные аспекты, наглядно показывать и выделять значимые детали урока. Использует доску на разных этапах урока: во время объяснения нового материала, закрепления пройденного и проверки навыков и умений.
С помощью данной техники учителя организуют индивидуальную, групповую работу, работу в парах, что способствует сплочению коллектива и укреплению межличностных отношений. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при ведении урока с интерактивной доской. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.
Использование в учебном процессе интерактивных досок, выводит процесс обучения на качественно новый уровень, оказывая неоценимую помощь преподавателю в его работе.
Примеры использования интерактивной доски (экрана) учителями-предметниками:
1. Компьютерная презентация (применяют 100% учителей)
2. Мультимедийные учебники (80% учителей). Большой интерес представляют электронные учебники Кирилла и Мефодия, насыщенные анимационными сюжетами, видеороликами, звуковым сопровождением, динамичными схемами, интерактивными картами, тестовыми заданиями
3.Творческие работы.
4.Практические работы. 
Недостатком в применении интерактивных досок в нашей школе является, то, что чаще всего они используются в качестве обычного экрана. Поэтому необходимо изучить ее возможности и научиться работать с ней. Документ-камера (это специальная видеокамера на раздвижном штативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору, монитору или компьютеру. Все, что находится перед объективом камеры, в реальном времени проецируется на экран).Учителя-предметники активно используют документ-камеру на уроках.
Примеры использования документ-камеры на уроках:
1.Показ иллюстраций или текстов из книг, учебников и т.п. В этом случае докумет-камера заменяет демонстрационные таблицы. Изображение можно увеличить до 200% и более %. Применяя светящийся планшет, можно показывать изображения с прозрачных пленок.
2.Лабораторные работы. Используя документ-камеру, легко показать сразу всему классу, что они должны увидеть.
3.Задания для контрольных и самостоятельных работ можно проецировать на экран прямо с листка. Теперь не нужно писать их на доске – очень удобно и экономит время.
4.Фотографирование объектов.
5.Удобно демонстрировать объемные предметы. Можно показать со всех сторон шишки голосеменных, цветки покрытосеменных растений, форму стебля и т.д.
10.Демонстрация динамических средств наглядности. Подобные средства она использует, чтобы в игровой форме закрепить или проконтролировать знания учащихся. Динамическую игру можно использовать и при объяснении нового материала. В качестве динамических средств я изготавливаю таблицы, схемы, иллюстрированные игры. Благодаря тому, что эти задания яркие, динамичные, видны одновременно всему классу и преподносятся в виде игры, они всецело захватывают внимание детей. В результате важные моменты темы не ускользают от их внимания.
На занятиях с использованием программно-аппаратного комплекса учащиеся выполняют интересные практические задания и на собственном опыте знакомятся с современными технологиями. Применение данного комплекса позволяет учителю качественно изменить методы и организационные формы обучения, внедрять современные достижения теории и методики обучения, создавать реальные условия для максимальной интенсификации и индивидуализации процесса обучения.
Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.
Многообразие средств мультимедиа на уроках
1. Использование презентаций на уроках (100% учителей)
2. Использование интерактивных тестов (инструмент быстрого и относительно точного оценивания, экономия времени на уроке) (используют 80% учителей)
3. Использование анимации на уроках (100% учителей)
4. Использование видео на уроках
На сегодняшний день на уроках есть возможность использовать видеоролики при изучении большинства тем. В различных источниках всемирной сети можно найти практически любой видеоматериал. Использование видео в целях обучения – это реализация принципа наглядности, который не только позволит сократить время объяснения нового материала, но и поможет сформировать учебно-познавательные навыки. Кроме использования готовых ресурсов, всегда есть возможность создания собственного материала, отвечающего всем запросам урока.
5. Использование клавиатурных тренажеров, логической игры «Переливашки»
6. Использование среды программирования PascalABC.NET, КУМир.
7. Использование электронных учебников и пособий, демонстрируемых с помощью компьютера и мультимедийного проектора.
8. Использование электронных энциклопедий и справочников,
9.Использование образовательных ресурсов Интернета,
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями
10. Использование виртуальных лабораторных работ на уроках физики и химии.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.
Сегодня трудно представить работу учителей без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Сейчас школьники зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. Мозг ребёнка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспринимает предложенную учителем информацию с помощью ИКТ. Следовательно, учителю необходимо владеть не только современными методиками, но и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком и непрерывно развивающимися ИКТ.