«Моногобридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание» и «Дигибридное скрещивание».


Урок контроля и учета знаний
Конспект урока на тему:
«Моногобридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание» и «Дигибридное скрещивание».

Задачи:
- обучения: систематизировать у учащихся знания по темам «Моногобридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание» и «Дигибридное скрещивание».
- воспитания: способствовать формированию научного мировоззрения на основе изученного материала; способствовать воспитанию биологической грамотности, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности, аккуратности; воспитывать самостоятельность и усидчивость во время выполнения письменных заданий.
- развития: способствовать формированию познавательного интереса у учащихся к учебной деятельности; способствовать развитию когнитивных процессов: мышления, внимания, памяти; развитие грамотной речи на основе установления причинно-следственных связей; способствовать развитию у учащихся таких умений как анализ, синтез, сравнение, обобщение при изучении данной темы.
Тип урока: урок учета контроля знаний.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки с текстом задач.
Методы и приемы обучения: самостоятельная работа, тестирование, беседа.
Основные понятия: «Сцепленное наследование», «Закон Моргана», «Локус гена», «Перекрест».
План урока
1.Организационный момент (1 мин.)
2.Вводный инструктаж (4 мин.)
3.Контрольная работа (36 мин.)
4.Домашнее задание (1 мин.)
5.Подведение итогов (3 мин.)
Ход урока:
Объяснение
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа
Запись в дневник. Организационный момент (1 мин).
- Здравствуйте! Садитесь!

Вводный инструктаж (4 мин).
На прошлых уроках вы изучили темы «Моногобридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание» и «Дигибридное скрещивание». И, сегодняшнее занятие мы посвятим написанию контрольной работы. Сейчас я раздам вам карточки с заданиями. Контрольная работа будет состоять из одного задания на определение понятий и двух задач. Итак, достаем двойные листочки, подписываем их, приступаем к работе. В вашем распоряжении для выполнения контрольной 36 минут.
3.Контрольная работа (36 минут)
Итак, приступаем к выполнению контрольной работы.
Карточка 1.
В-1
Дать определение следующих понятий:
1.Гибриды – ………..; 2. Доминантные признаки – ………..;
3.Гомозиготы – …….; 4. Аллельные гены – ……….;
5. Генотип – ……….; 6. Анализирующее скрещивание –…..;
7. Правило единообразия гласит……
Задача№1 – Какой генотип был у одного из родителей лохматых (доминантных) морских свинок, если при скрещивании их с родителем имеющим гладкую шерсть (рецессивную), было получено потомство , 50% которого имело лохматую и 50% гладкую шерсть.
Задача№2 – Предположим, что скотовод создает большое стадо шортгорского скота, скрещивая чалых быков с чалыми коровами. Какую часть стада будут составлять рыжие, белые, чалые животные? Рыжая окраска определяется геном – а, белая – А, а чалая развивается у гетерозигот.
Ответы:
1.Гибриды- потомство от скрещивания двух генотипически различающихся организмов.
2. Доминантные признаки – подавляющие признаки;
3.Гомозиготы – организм содержащий два одинаковых аллельных гена; 4.Аллельные гены – гены ответственные за развитие одного признака;
5. Генотип –совокупность всех генов какго-либо организма;
6. Анализирующее скрещивание – скрещивание с особью гомозиготной по рецессивному гену.
7. Правило единообразия гласит : при скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга одним признаком, все гибриды первого поколения будут иметь признак одного из родителей, и поколение по данному признаку будет единообразным.
Задача№1
Дано: Решение: Р ♀ А_ × ♂ аа
А-лохматые G А а аа-гладкая F1 Аа ааF 50% : 50% 50% 50%
Р-? Ответ: Аа.
Задача№2.
Дано: Решение:
А-белая Р ♀ Аа×♂Ааа-рыжая G А а А а
Аа- чалая F1 АА Аа Аа ааF-? Белые чалые рыжие
25% 50% 25%
Ответ: Белые -25%, чалые-50%, рыжие -25%.
Карточка 2.
В-2
Дать определение следующих понятий:
1.Гибридологический метод – ………..; 2. Рецессивные признаки – ………..;
3.Гетерозиготы – …….; 4. Фенотип – ……….;
5. Неполное доминирование –.; 6. Правило расщепления –…..;
7. Генетика –……
Задача№1 – Черная окраска шерсти у крупного рогатого скота определяется доминантным геном В, а красная – рецессивным в. Каким будет первое и второе поколение от скрещивания гомозиготного черного быка с красной коровой.
Задача№2– У овса иммунность – невосприимчивость к головне доминирует над восприимчивостью. Учитывая это, селекционер решил скрестить гомозиготную иммунную форму овса с растением, пораженным головней. Определите генотипы родителей и гибридов первого поколения. Определите, можно ли использовать гибриды второго поколения для посева?
Ответы:
1.Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками;
2. Рецессивные признаки –подавляемые признаки;
3.Гетерозиготы – организм содержащий два различных аллельных гена;
4. Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма;
5. Неполное доминирование – возникновение промежуточного признака в гетерозиготном состоянии.;6. Правило расщепления – при скрещивании двух потомков (гибридов) первого поколения между собой во втором поколении наблюдается расщепление и снова появляются особи с рецессивными признаками; эти особи составляют одну четвертую часть от всего числа потомков второго поколения;
7. Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Задача№1
Дано: Решение: Р ♂АА× ♀ ааВ- черная G А ав-красная F1 Aa- черное × АаF1-? F2-? G A a A a F2 AA-черн. Aa-черн. Aa-черн. аa-красн.
Ответ: F1 Aa-100% черн. ,F2 AA-черн.25% Aa-черн.50%, аa-красн.25%
Задача№2.
Дано: Решение: P ♀АА ×♂ ааА-невосприимч. G A a
а-восприим. F1 Aa- невосприимч.
Ответ: родители АА и аа, F1 Aa-невосприимч. Нельзя.

4. Домашнее задание (1 мин).
Ваше домашнее задание – повторить темы «Моногобридное скрещивание», «Анализирующее скрещивание» и «Дигибридное скрещивание».
5. Подведение итогов (3 мин).
Итак, ребята ваше время на выполнение контрольной работы истекло, собираем карточки и листочки с ответами на проверку. Оценки за работу вы узнаете на следующем уроке, так же мы поведем работу над ошибками. Всем спасибо за работу.
До свидания!
Литература
Каменский, А. А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – М. ; Дрофа, 2005. – 303 с.
Пономарёва, И. Н. Биология. 9кл. : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. – М. : Вентана – Граф, 2008. – 239 с.