Конспект урока по чтению и развитию речи Тема: Г. Скребицкий « На лесной поляне зимой» 2 класс


Муниципальное автономное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида)
Конспект урока по чтению и развитию речи.
Тема : Г. Скребицкий « На лесной поляне» 2 класс
Учитель: Н. И. Маслова
Конспект урока по чтению и развитию речи
Тема: Г. Скребицкий « На лесной поляне зимой»2 класс
Цель: работать над совершенствованием техники чтения;
развивать умение действовать самостоятельно; учить анализировать, делать выводы;
развивать положительно-эмоциональное отношение к ознакомлению с окружающим; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: иллюстрации с изображением зимней природы; предметные картинки; таблицы «Речевая разминка»; грамзапись, карточки для групповой работы.
Ход урока
І. Психологический настрой.
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
 ІІ. Мотивация обучения.
Послушайте стихотворение и попытайтесь определить, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.
Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает ? ( Зима)
- Сегодня на уроке чтения мы с вами отправимся на экскурсию, узнаем много нового, интересного. Но только хорошая работа поможет нам преодолеть трудности и преграды, через которые предстоит пройти мне с вами. Будем внимательными, правильно и грамотно читать и отвечать.
 
ІІІ. Речевая разминка.
Чтобы выразительно и грамотно читать, начнем урок с речевой разминки.
а) Игра "Зеркало".
- Я называю звуки, а вы за мной повторяйте только мимикой рта.
(А, О, Л, Е, У, Ы, И.)
б) Работа по таблице гласных букв
А
О
ЫУ
Э
Я
Ё
И
ЮЕ
- Работаем по таблице гласных букв. Произнесите их с различными эмоциональными интонациями:
У вас в руке мяч и вам надо бросить его как можно дальше, произнося звуки (дети хором читают буквы, которые показывает учитель).
А сейчас представьте, что у вас на парте маленький пушистый котенок и вы хотите его погладить. Гладим и произносим звуки.
Теперь на котенка напала собака, давайте отгоним ее. Как сейчас будут звучать гласные? (хором по таблице за указкой учителя).
- Чтение скороговорки
- Итак, глубоко вдохнули 1-2-3 и выдохнули.
Ма-ма-ма- к нам пришла зима.
Ом-ом-ом- на экскурсию идём.
Су-су-су- будет холодно в лесу.
Ло-ло-ло- много снега намело.
 
- Да, снега много намело. Не видно ни дорожки, ни тропинки. Как пройти в лес? А помогут нам вот эти три указательных столбика. Прочитаем их (сначала самостоятельно, потом хором).
 
лак                                  пир                                    куст
дым                                лев                                     лес
суп                                 пёс                                     дуб
мир                                рот                                     ель
- В каком же направлении нам идти? Какой столбик указывает путь? Почему?
- И вот мы оказались с вами перед лесом. Посмотрите, как красив зимний лес! (обратить внимание на иллюстрации)
У. В лесу какие деревья?
Д. В лесу деревья стали голыми, без листочков. Деревья одели белые шубы, Они одели зимний наряд
У. Каких птиц и животных можно увидеть в лесу?
Д. Лису, белку, дятла, сову, зайчика…
У. Вот мы и вошли с вами в волшебный лес
IV Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
- И если присмотреться внимательно, то вы узнаете, где мы с вами оказались. Прочитайте.
полянке, На, зимой, лесной
- Правильно, на лесной полянке. Здесь мы и остановимся.
- А что можно увидеть на лесной полянке зимой?
(Много снега.Кусты и деревья в снегу.
Кажется, что лес замер, затих.
Зверей не видно).У. А скажите, ребята, а где зимуют наши летние жучки?
2. Сообщение учителя.
- Георгий Скребицкий обо всём этом поведал в рассказе «На лесной полянке зимой». Сам Г. Скребицкий очень любил природу и с ранних лет подружился с ней. В доме в семье Скребицких бывали разные звери и птицы: собака и кот, ежи и зайчата, чижи, щеглы и синицы. Все очень любили своих питомцев, никогда их не обижали, кормили, ухаживали за ними.
- Итак, сядьте все удобно и послушайте один из рассказов этого писателя. Если какие-то слова непонятны , пометьте карандашом.
3. Чтение текста учителем.
4. Словарная работа.
- Прежде чем мы начнем знакомиться с рассказом , давайте прочитаем слова, которые встреться в тексте.
4.  Словарная работа.
Старый трухлявый пень – пень, который уже разваливается, рассыпается.
Лесные обитатели – те животные, которые живут в лесу.
Жук-дровосек – личинки живут в древесине, которой питаются, т.е. разрушают древесину или деревянные постройки. Это вредители леса. Ещё их называют усачами, т.к. у них длинные усы.
Куча хвороста – ветки, сложенные в кучу.
5. Беседа после первоначального прослушивания.
- Что вам запомнилось из рассказа?
- О каких животных говорится?
(обратить внимание на иллюстрации)
6. Самостоятельное чтение текста с предварительным дифференцированным заданием.
У.Приготовьтесь читать самостоятельно, перед тем как вы начнёте читать встретятся длинные слова.
- Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целыми словами.
Кол прят-киКо-лоть пря-татьКо-ло-тить зап-ря-татьВы-ко-ла-чи-вать зап-ря-та-лисьДифференцированные задания
 
I гр. – Найти в тексте сравнение
II гр. – Выбрать понравившееся описание природы
III гр. – Подобрать другой заголовок к рассказу
IV гр. – Подумать, какие б рисунки вы нарисовали к этому рассказу.
Опрос: по 2 – 3 человека от каждой группы. Оценивание отдельных учеников.
V. Физминутка.
- Долго мы с вами путешествовали по лесу. Устали? Давайте отдохнём.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто – то зайку напугал,
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Чтение цепочкой и работа со способными детьми.
 - А теперь, ребята, мы разделимся на 2 группы.
 I группа – работает по карточкам, а II группа – пойдёт дальше по тропинке. Но тропинка узкая, поэтому мы пойдём по одному. Первым пойдёт …(назвать ученика).
2. Проверка заданий по карточкам (в индивидуальном порядке).
3. Анализ произведения с выборочным чтением.
- Почему на поляне тихо и пусто?
- Кто спрятался под корой? Прочитайте.
- Где улеглась ящерица?
- Кто спит под снегом, будто под одеялом? Прочитайте.
- Почему лягушки не знали, что рядом их злейший враг?
- А кого всё-таки изредка можно увидеть на лесной полянке? Прочитайте.
- Почему заяц слушает, всё ли спокойно кругом?
- Что автор хотел показать в своём рассказе?
- Каких животных вы хотели бы увидеть на лесной поляне?
4. Музыкальная минутка.
- Хоть в лесу зимой тихо и спокойно, но те ребята, которые очень внимательны, они услышат мелодию леса. Прислушайтесь и подумайте, к какому отрывку подходит эта мелодия.
У. Давайте сейчас создадим свой зимний лес. Я раздам вам зимние предметы, а вы по ним придумайте предложения. Сначала начну я. Это наша зимняя картина. Издалека кажется, что в нашей поляне никого нет , что она совершенно пуста. Но, приблизившись к поляне можно увидеть , что она полна жизнью.
Каждый из детей составляет предложение, прикрепляет свою фигурку на «полянку»
У. Вот у нас получилась такая красивая поляна. Вам нравиться полянка?
- Кого и что мы видим на нашей полянке?
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
-   Наша экскурсия подходит к концу. Вот мы и дома. Нам тепло и уютно в нашей школе.
-   А как будут зимовать птицы и животные?
-   Как мы можем помочь лесным обитателям?
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали на уроке?
-   Очень хочется, чтобы после нашего урока у вас появилось желание узнать больше нового о зверях и птицах.
- Перед вами лежит снежинка, возьмите её.
У. - Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. Все свои снежинки вы разместите на полянке
VIII. Оценивание. Домашнее задание.
1, 2 группы – прочитать рассказ и выбрать отрывок для пересказа.
3группа – прочитать рассказ.