ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Дисциплина: «Социальная политика и технология социальной работы» Тема: «Понятие молодежной политики и ее реализация в РФ»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ»











ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: «Социальная политика и технология социальной работы»

Тема: «Понятие молодежной политики и ее реализация в РФ»
По специальности «Право и организация социального обеспечения» (повышенный уровень) для обучающихся 4 курса на базе основного общего образования









подготовила
преподаватель специальных дисциплин
Лапашова Татьяна Викторовна









Москва
2015


Тема «Понятие молодежной политики и ее реализация в РФ»
1. Молодежная политика: содержание,цели,задачи,проблемы.
2. Основные блоки механизмов реализации молодежной политики.
3. Социальная защита - основное направление молодежной политики.
1.Молодежная политика:содержание,цели,задачи,проблемы. Молодежь как социально-демографическая группа, является одним из субъектов реформационного процесса, от позиций, активности которого зависит не только эффективность социальных преобразований сегодняшнего дня, но и будущее развитие общества, преемственность проводимых общественных реформ.
Продолжающаяся коренная перестройка социальной системы неизбежно ставит вопрос об отношении государства к молодежи, о том, какой по своему содержанию, направлению, способам реализации должна быть молодежная политика. Современная молодежь выступает преемницей не столько сложившихся общественных отношений, сколько социально-экономических, политических мировоззренческих нововведений, которые в настоящее время осуществляются в обществе.
В процессе своего жизненного самоопределения современная молодежь оказалась в сложном положении. С одной стороны, молодые люди составляют сегодня большинство в составе новых социальных групп (предпринимателей, менеджеров). Произошло значительное омоложение властных структур, нередко молодые лидеры возглавляют общественно-политические организации и движения. Но, с другой стороны, эта тенденция не стала определяющей.
Проблема.Молодежь оказалась одной из самых социально незащищенных социальных групп общества. Материальное положение основной части молодежи значительно хуже, чем населения в целом. Большая ее часть не может обеспечить себе социальное продвижение, которое позволило бы занять ей достойное положение в обществе, активно участвовать в общественно значимых процессах.
Перемены, происходящие в российском обществе, изменяют не только экономические и политические отношения, но непосредственным образом влияют на духовный климат в обществе, на систему межличностных связей и отношений. В обществе утверждаются новые мировоззренческие, культурные ценности, как позитивного, так и негативного содержания, все они в первую очередь воспринимаются молодежью.
Существующая до сих пор система управления молодежной политики, базировалась, в основном, на нормативном подходе. На современном этапе формирования и развития молодежной политики только нормативного подхода недостаточно. Необходима система управления с эффективным информационным обеспечением, которая позволит проверять принимаемые управленческие решения по проблемам касающиеся молодежи на результативность, что создает возможность организовать прямую и обратную связь в управлении процессом практической реализации молодежной политики. Изучение оценок молодежью своих возможностей в современном российском обществе, анализ сложившейся в обществе социально-экономической ситуации позволяет определить насколько эффективно используются потенциальные возможности молодого поколения как стратегического ресурса развития российского общества в новом тысячелетии позволяет.
Молодежная политика - значимый фактор проведения социальных реформ, так как эффективная молодежная политика способствует поддержке проведения реформ со стороны молодежи, формирует преемственность их следующим поколениям. В противном случае в обществе возникают затяжные конфликтные состояния, препятствующие успешному реформированию общества.
В условиях трансформации общества, перехода его к новым рыночным общественным отношениям, резкого снижения уровня жизни большей части населения социальная защита молодежи стала одним из важнейших направлений молодежной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В результате коренной политической, социально-экономической реформации общества произошла дифференциация молодежи, сформировались социальные группы молодежи, имеющие наряду с общими и специфические интересы, обусловленные жизненной ситуацией и реальными возможностями молодых людей.
В условиях резко выраженной социально-классовой дифференциации молодежная политика дополняется новым содержанием и функциями в отличие от молодежной политики в однородном обществе. Помимо функций социальной защиты возникает необходимость социальной стабилизирующей функции, а также социально интегрирующей функции молодежной политики.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствует единая государственная концепция молодежной политики, но актуальной стала общественная потребность в реализации интересов многочисленной, крайне неоднородной социально-демографической группы - молодежь. Формирование и практическая реализация молодежной политики осуществляется, прежде всего, на региональных уровнях.
Эффективность региональной молодежной политики зависит от ряда составляющих, в том числе от социально-экономических возможностей и условий региона, демографических, этнических, социокультурных особенностей, научно-образовательного, административно-управленческого потенциала, региональных социальных традиций и норм.
Молодежная политика является важным компонентом в системе социальной политики. Эффективная государственная молодежная политика - это обязательный элемент формирования и окончательного утверждения новой социальной реальности, имеющий перспективу устойчивого социального развития. В то же время - это и новые тенденции в системе социального управления общества, реализуемые на уровне государства, регионов, местного самоуправления.
Социальная востребованность эффективной молодежной политики как направления социальной политики - результат двух фундаментальных органически взаимосвязанных факторов: развития теорки молодежной политики и практики ее формирования.
Развитие концепции молодежной политики базируется на теорети--ко-методологическом обосновании устойчивого социального развития общества, с одной стороны, и отдельных его сфер (в частности социальной сферы) - с другой.
В широком значении молодежная политика - это процесс успешного сотрудничества различных социальных групп, слоев молодежи на основе взаимоприемлемости и согласованности их интересов, способствующих конструктивному решению текущих и перспективных общественных задач, в целях оптимального развития российского общества как в настоящий период, так и в будущем.
В социальной сфере молодежная политика представляет собой особый тип, прежде всего, социально-трудовых отношений, присущих этапу становления рыночной экономики, рыночных отношений. Он предполагает равноправное сотрудничество всех поколений наемных работников, работодателей и государства в целях обеспечения баланса и реализации их интересов. Причем в таком сотрудничестве молодым наемным работникам и работодателям отводится особая роль.
Молодежная политика - это также и особая идеология, порожденная определенным уровнем, прежде всего, социально-экономического развития, в основе ее - отказ от доктрины классовой борьбы, неограниченной власти капитала, неизбежности конфликта поколений.
Субъекты молодежной политики: федеральный центр, регионы, органы местного самоуправления, молодежные организации, движения, инициативы.
Эффективная молодежная политика является одной из оптимальных форм социально-экономических, политических отношений. Она позволяет не только достигать соглашения между различными субъектами молодежной политики, но и контролировать их выполнение. Однако эффективная реализация молодежной политики, предполагает* согласованные действия всех субъектов, действенную государственную активность, а также активную поддержку со стороны общественных молодежных организаций.
Молодежная политика предполагает равноправное сотрудничество всех субъектов этой политики, наличие у всех субъектов молодежной политики готовности к диалогу. Но при этом молодежные организации далеко не всегда воспринимаются государством в качестве равноправного партнера, а гораздо чаще рассматриваются как структура, полностью зависимая от воли государственных чиновников, государства в целом.
Проблема.Актуальной является проблема оптимизации отношений между молодежными организациями, движениями и соответствующими государственными учреждениями, отвечающими за работу среди молодежи.
Проблема. Главная трудность заключается в слабой согласованности целевых установок основных субъектов молодежной политики: федерального государства по причине свертывания многих его социальных функций, региональных органов власти, у которых нет необходимых ресурсов на молодежную политику, самих молодежных организаций, многие из которых все еще находятся в стадии становления.
Эффективность социальных реформ определяется степенью удовлетворенности социальных групп молодежи своим социальным положением, уровнем социальной защищенности, в конечном счете, уровнем и качеством жизни молодого поколения.
Молодежная политика в узком смысле рассматривается как перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами молодежи с использованием механизмов государственной налоговой и бюджетных систем, а также региональных управленческих кадров.
Социальная поддержка ряда социальных слоев молодежи таких как малообеспеченных слоев детей, подростков, учащихся, студентов, молодых рабочих, молодых специалистов в конечном счете экономически, социально эффективна. Спустя некоторое время эти объекты социальной политики станут активными субъектами рыночных отношений и будут вносить свой вклад в увеличение национального богатства страны.
Законодательная ветвь государственной власти вырабатывает общую стратегию не только социальной политики в целом, но и молодежной политики, в первую очередь в аспекте социальной защиты молодежи и определения того минимального уровня социальных гарантий, которым молодежь может быть обеспечена при современной экономической ситуации. Реализации данной стратегии, дифференцируется в различных регионах в зависимости от конкретных социально-экономических особенностей последних. Исполнительная ветвь государственной власти стремится обеспечить реализацию молодежной политики с учетом реальных возможностей (прежде всего, финансовых) для обеспечения мероприятий по социальной защите молодежи.
Политические партии, общественные движения, другие общественные организации играют в процессе формирования и реализации моло-* дежной политики своего рода "идеологическую" роль. Каждая политическая партия, общественно-политическая организация и движение стремятся не только решать проблемы молодежи, но стремится привлечь ее в свои политические ряды, использовать в своих интересах. Молодежная политика политических партий, общественно-политических организаций ограничена их ресурсами и правовыми возможностями.
Цели молодежной политики, определяемые при ее разработке, достигаются использованием конкретных механизмов по ее реализации. Основные из них: законодательная и исполнительная база, финансово-кредитные механизмы, налоговые рычаги и стимулы, административные, управленческие решения, политические методы. Молодежная политика направлена на поддержку и удовлетворение интересов конкретных социальных групп молодежи. Она является деятельностью государства, направленной на создание экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений, инициатив, в конечном счете, поддерживающих государственные реформы.
Задачи молодежной политики.Молодежная политика реализует несколько задач. Одна из них -это социальная защита той части молодежи, которая оказалась в трудной жизненной ситуации. Другая предполагает создание необходимых условий для развития трудового, духовно-нравственного и интеллектуально-творческого потенциалов молодежи.
Молодежная политика должна учитывать специфику социально-экономической ситуации и административно-управленческого ресурса в регионах, концентрировать социально-экономические ресурсы региона на решение наиболее важных молодежных проблем. Успешное осуществление молодежных программ предусматривает формирование у молодежи определенных способностей, для самостоятельной, эффективной творческой жизни.
Нормативно-ценностный подход исходит из того, что важным фактором формирования молодежной политики является учет типа мировоззренческой культуры современной молодежи и соответствующей ему система ценностных ориентаций. Различные виды и формы деятельности молодежи объясняются с точки зрения содержания различных социальных позиций. Молодежь является наиболее мобильной социальной группой общества. В процессе реализации молодежной политики необходимо учитывать особенности современной молодежи.
Значительное социальное расслоение населения молодежи по уровню доходов стало реальным фактором социальной мобильности. Поляризация населения по уровню доходов проявилась для молодежи поляризацией социальных возможностей, существенно ослабивших эффективность молодежной политики. В настоящее время реализация конституционных прав и свобод во все большей степени сопряжены с уровнем фактических доходов и имеющихся в наличии материальных средств. Значимой сферой деятельности молодежи стал бизнес. В регионах существуют далеко не равные фактические возможности получения молодыми людьми образования и приобретения престижной профессии. В целом по России действуют две противоречивые тенденции: с одной стороны расширяются возможности молодежи для получения элитарного образования (при наличии соответствующих средств), а с другой - происходит снижение образовательного уровня российского общества в целом. В результате часть молодежи формируется как будущая интеллектуальная элита общества, другая же часть приобретает навыки наемных работников, а в кризисных условиях - маргинальные черты. Массовая маргинализация россиян стала существенным фактором, влияющим на характер и содержание социальной политики государства, ее составляющих. Молодежь является основным источником пополнения маргиналов. Маргинальные группы быстро вырабатывают свою систему ценностей и особое мировоззрение, которое характеризуется социальной нетерпимостью, крайним индивидуализмом, отрицанием любых видов1" организованности, склонностью к упрощенным экстремистским решениям. Падение уровня жизни, девальвация не только прежних, советских, но и вообще положительных общественных ценностей, рост социальной агрессивности стали факторами, оказывающими существенное влияние на молодежь ее сознание, мировоззрение. Участие в преступных группировках становится для молодежи вг' ряде случаев престижным занятием. Именно молодежь служит основным ресурсом для дальнейшего развития криминальных структур общества. Криминальная социальная структура превратилась во влиятельный социальный фактор, в опасную альтернативу молодежной политики.
Молодежная политика предполагает создание необходимых условий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, инициатив, движений. В этой связи необходима реализация мероприятия по обеспечению молодежи информацией о ее правах и возможностях, созданию условий для самостоятельной ее деятельности в сфере образования, отдыха, оздоровления, занятости, предпринимательства, международных обменов и т.п. Необходимо содействие в решении жилищной проблемы, поддержка молодой семьи, поддержка детских и молодежных организаций, социальная защита наиболее нуждающихся молодых людей. Без анализа социального положения невозможно осуществлять эффективную молодежную политику, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Применительно к молодежи социальный анализ включает в себя: исследование социального положения молодежи, ее социальных проблем, ее мировоззрения; анализ системы общественных ценностей, которые следует считать основой для молодежной политики; анализ процесса реализации молодежной политики, ее эффективности. Цель молодежной политики состоит в том, чтобы не только создавать условия для самореализации и саморазвития молодежи, но й. включать ее в решение государственных и общественных проблем.
Проблема молодежи.Серьезной проблемой для молодежи стали опасность безработицы и возможность получения достойного места работы. Результаты всероссийских социологических исследований свидетельствуют, что сузились сферы использования квалифицированного труда, прежде всего в массовых профессиях. Половина молодых людей работает не по специальног сти, значительная часть молодых людей не имеет возможности повысить свою квалификацию, реальную зарплату, продвинуться по службе. Распределение молодежи в сфере труда все более определяется ее отношением к различным формам собственности. Молодежные оценки престижности, эффективности работы в госсекторе ниже, чем занятость на предприятиях других форм собственности. Среди молодежи получила распространение и так называемая вторичная занятость. При формировании молодежной политики важен учет отношения молодежи к работе на предприятиях различных форм собственности, например, в сфере предпринимательства.
Отрицательно влияет на молодежную политику то обстоятельство, что по сравнению с советским периодом заметно снизилась и роль системы образования в обеспечении условий для успешного развития молодежи. Декларируемая демократизация системы образования дала больше негативного, чем позитивного. В настоящее время около половины всех видов профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не требуются на рынке труда. Кризис системы образования в современном обществе продолжается: прежние основные элементы этой системы распались, новые образовательные ориентиры еще не сложились, государственные и общественные приоритеты образования остаются для общества расплывчатыми.
Плановая экономика и социалистическая идейно-ценностная система ориентировала индивида и, прежде всего, молодого человека на приоритет общественного интереса, коллективизм, контроль над личностью, исполнительность, социальные гарантии, ограниченность потребления, унификацию и т.п. В современных условиях резко возросло значение иных качеств: приоритет частного интереса, индивидуализм, расчет на собственные силы, расширение рамок свободы личности, инициативу, предприимчивость, ориентацию на богатство как цель, на максимальные достижения в труде и личный успех. Поэтому воздействия на современную российскую молодежь должны быть во многих отношениях иными. Советская система воздействия на детей, подростков, взрослую молодежь, справедливо раскритикованная за лицемерие и унитарность, единообразие и консерватизм, вместе с тем была ориентирована на создание равных стартовых возможностей, что отсутствует в современном обществе. В обществе формируется и функционирует конкретная система учреждений и предприятий, главной функцией которых является организация культурного досуга граждан. Особые усилия общество предпринимает в отношении молодежи для того, чтобы направить ее энергию в общественно-полезное русло. Сеть специализированных центров охватывает, как правило, учреждения искусства, туристско-экскурсионные предприятия, историко-культурные комплексы, развлекательно-игровые заведения, библиотечные, парковые, клубные учреждения. Активными участниками досуговой сферы является молодежь.
2. Основные блоки механизмов реализации молодежной политики.Главной общественной ценностью является деятельность, которая соответствует общечеловеческим нормам морали, высоким образцам художественного вкуса, задачам творческого роста личности. Но коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью, сексом, в тоже время появление новых типов видеопрограмм помогает молодежи в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты в том числе и позитивных знаний. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся важным фактором воздействия на молодежь в целом. Традиционные социальные институты, обеспечивающие воздействие на молодежь (семья, школа, общественные организации, средства массовой информации) пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет для молодежи процесс поиска смысла жизни, обретения социального статуса и мировоззренческого идеала.
С одной стороны, молодежь более успешно, чем старшее поколение, приспосабливается к изменившимся социально-экономическим условиям, более мобильно входит в рыночные отношения, занимая там прочные позиции, реализуя свои интересы и способности, с другой - молодежь более других социальных слоев населения ориентирована на "легкие деньги". Она расходует полученные средства во многих случаях не на расширение своего "дела", а на получение удовольствий.Практика региональной молодежной политики позволяет выделить четыре основных блока механизмов ее реализации:
-нормативно-правовой блок,
-молодежные социальные службы,
общественные фонды, технологический блок,
-ресурсный блок.
Каждый из данных блоков имеет свои составные части. В регионах имеется следующая нормативно-правовая ях база для молодежной политики: региональные законы о молодежи, законы о деятельности молодежных социальных служб, о порядке создания и функционирования молодежных объединений, законодательные акты, регламентирующие положение отдельных наименее социально защищенных групп молодежи.
Социальные службы для молодежи представлены в самых различных формах и дифференцируются по различным направлениям деятельности: центры социально-психологической помощи для молодежи; центры информации; центры реабилитации; приюты для подростков; молодежные лагеря; подростковые и молодежные клубы. Набор оказываемых социальных услуг довольно широк, но он не во всех регионах равнозначен из-за недостатка материальных средств, значительно ограничен. Формирование и осуществление молодежной политики предполагает включение в данный процесс многообразные социальные ресурсы: экономические, интеллектуальные, информационные, коммуникативные, демографические, экологические, инновационные, кадровые, организационные и другие.
В тоже время пассивность молодежи в реализации региональных молодежных программ является очевидным фактом. Она объясняется следующими причинами: низкий уровень информированности о проводимых мероприятиях; недостаточная их эффективность; отсутствие лидеров, способных организовать молодежь на решение собственных проблем; не самые лучшие традиции политической культуры российского общества, ориентированные на пассивность.
Особенностью современного этапа реализации молодежной политики в России является смещение центра тяжести работы от федеральных государственных органов к регионам. Возрастание роли региональных и местных органов власти в реализации молодежной политики подтверждается результатами практики работы с молодежью. Федеральная власть в настоящее время оказывает решающее влияние на экономические и политические процессы в регионах, прежде всего, через формирование нормативно-правовой базы. Федеральные законы, касающиеся молодежи, служат основой для соответствующих региональных законов. Муниципальная молодежная политика обеспечивает целенаправленное формирование условий для полноценной социализации и индивидуализации подрастающего поколения, для упорядочения и повышения эффективности молодежной политики созданы и реализуются ряд молодежных программ, основной задачей которых является объединение усилий различных субъектов социальной политики направленных на включение подростков и молодежи в становление единой городской культуры через основные сферы жизнедеятельности - труд, быт, отдых. В процессе реализации молодежной политики в регионе необходимо определять, на основе каких ценностей осуществляется молодежная политика. А также обеспечивать сочетание этих ценностей с общероссийскими,региональными, культурно-историческими традициями.
Реализация молодежной политики вполне может быть представлена и как деятельность по обеспечению преемственности между культурно-ценностным развитием предшествующих поколений и молодежью. Таким образом, молодежная политика всегда имеет ценностные ориентиры, воспитательную направленность. Молодежная политика в регионах включает комплекс мер, направленных на формирование активных граждан, имеющих навыки жизни в условиях рыночного общества, успешно сочетающих общественные интересы и личные устремления. Молодежная политика в регионах всегда стремилась соответствовать к местным условиям. Ориентация руководителей молодежных структур, прежде всего, на региональную политическую конъюнктуру стала неизбежной. Молодежную политику в регионах в решающей степени определяют региональные политические элиты и руководители.
Наиболее оптимальным решением молодежных проблем в настоящее время является достижение определенного социального равновесия между общими целями молодежной политики и социокультурной средой в конкретном регионе. В связи с началом экономических и политических преобразований в России возникла необходимость коренного реформирования системы социального обеспечения молодежи, которая оказалась совершенно непригодна к решению новых задач в новых рыночных условиях. Потребовалась не столько социальное обеспечение, сколько социальная защита и социальные гарантии. Существовавшая ранее система социального обеспечения предусматривала большое число категорий получателей и видов выплат, льгот. Вместо этого были приняты решения об установлении различных видов социальной помощи, услуг, оплачиваемых из местных бюджетных и внебюджетных средств. Разработаны новые принципы социальной политики, направленные на организацию системной адресной помощи нуждающимся группам населения.
Источниками финансирования адресной социальной помощи в регионе являются средства областного фонда социальной помощи районных, городских фондов социальной поддержки населения. Реализация молодежных программ предусматривает создание и дальнейшее развитие специальных служб социальной помощи молодежи с местом работы в микрорайоне, поселке, селе.
3.Социальная защита молодежи.Социальная защита направлена на обеспечение минимальных потребностей молодых жителей региона на основе прожиточного минимума, установленного на территории региона для каждой конкретной категории молодых граждан, путем предоставления социальных услуг и назначения региональных (областных) социальных пособий.
Социальная защита молодежи имеет сложную структуру. Она представляет собой интегральное явление, имеющее множество аспектов. Это экономический, правовой, идеологический, культурный, психологический, демографический, этнический, организационный, региональный и др. В ряде российских регионов отработан механизм оказания помощи конкретным лицам на основе применения минимального прожиточного уровня в сопоставлении с реальными доходами населения, выявляемых через социальный паспорт семьи и систему мониторинговых исследований динамики доходов населения.
Приоритетными направлениями социальной защиты молодежи определены:поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг для молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования. В отношении этих приоритетов нормативно установлены необходимые действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и закреплены положения, направленные на расширение участия молодых граждан в формировании и реализации молодежной политики в регионе.
Выводы.Эффективность деятельности органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации и местного самоуправления оказывалась выше, чем соответствующих федеральных органов. Активная позиция региональных и местных органов по отделам молодежи обеспечивает известную стабильность осуществления государственной молодежной политики в масштабе всей страны.
При реализации молодежной политики необходимо учитывать: что сама молодежь предлагает сделать в целях повышения уровня жизни населения. Результаты социологических исследований области в регионах показывают, что молодые жители региона предлагают создавать новые рабочие места, реально определять потребительскую корзину, обеспечить возможность хорошо заработать.
Значительная часть молодежи включилась в экономические и демократические преобразования. Система ценностей развивающегося предпринимательского слоя становится значимой для большой части подрастающего поколения. Происходит становление рыночных стандартов поведения (экономическая активность и свобода действий, предприимчивость и способность к риску).
Главными достижениями современной России молодые люди считают права и свободы в политике, экономике, культуре и частной жизни, хотя и убеждены, что большинство свобод не гарантируется, а лишь декларируется государством. Тем не менее, Россия как демократическое государство сегодня становится значимым и неоспоримым фактом для сознания молодых людей.
Контрольные вопросы:
1.Дать характеристику сущности молодежной политики.
2. Перечислить цели и задачи молодежной политики.
3. Перечислить формы и методы проводения молодежной политики в регионах.
4. Перечислить основные блоки механизмов реализации молодежной политики в регионах.
5. Проблемы реализации молодежной политики в регионах.
6.Перечислить приоритетные направления социальной защиты молодежи.