Лопата: устройство, приемы вскапывания почвы, рабочая поза.


ТЕМА: «Лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза».
Задачи:
Образовательные: дать представление о том, что такое лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза, в какую погоду можно выкапывать почву, техника безопасности.
Развивающие: развитие познавательной деятельности через работу с наглядным и раздаточным материалом; формировать умения последовательно работать, уметь правильно выполнить в практике.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе, любовь к труду. 1.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня отсутствует? Ребята, вы готовы к уроку? Сегодняшний урок будет состоять из нескольких частей: проверка домашнего задания. Объяснение нового материала, закрепление изученного материала в виде практической работы.
2. Актуализация знаний.
Прежде, чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке и ответим на вопросы по данной теме.
- В какие месяцы мы проводим осенние работы в цветнике?
- Какие ты можешь назвать действия цветовода во время осенних работ в цветнике?
- В чем заключается осенний уход за многолетними растениями?
- Какие же работы ждут цветовода в октябре?
- Расскажите о способах осеннего ухода за луковичными растениями, кустовыми розами, садовыми ландышами, каннами?
- Перечислите правила ТБ при работе с садовым инвентарем?
3. Ознакомление с новым материалом.
Основная цель нашего урока иметь представление о том, что такое лопата: устройство, приёмы вскапывания почвы, рабочая поза, в какую погоду можно выкапывать почву, техника безопасности, повторение ТБ при работе с лопатой.
Для перекопки почвы применяют лопату. Лопата состоит из деревянного черенка (ручки) и железного штыка (полотна) высотой 27 – 28 см. Черенок вставляется в ушко лопаты и закрепляется гвоздем. Верхние края лопаты по обе стороны ушка (плечики) загнуты назад и к низу, чтобы удобнее было нажимать ногой. Ручка лопаты должна быть выше пояса работающего, но не доходить до плеча.
При перекопке лопатой захватывают определенную часть почвы, отрезают пласт, переворачивают его и укладывают движением от себя. Образуется борозда, которая определяет перекопанную часть почвы от не перекопанной. Если копать на полный штык, глубина перекопки может быть равна 25 – 27 см, такую обработку почвы проводят под посадку картофеля и посев овощных культур.
4. Физминутка.
5. Требования к качеству перекапывания:
одинаковая глубина перекапывания на всем участке;
равномерность и слитность перекопки;
ровная поверхность перекопанной почвы;
заделка сорняков и послеуборочных остатков на дно борозды.
Правило перекапывания почвы лопатой:
лопата должна входить в почву на необходимую глубину (на полный штык, на пол штыка);
захватывать пласт почвы для перекопки шириной 13 – 15 см, стенку борозды делать ровной;
при сбрасывании почвы с лопаты переворачивать почву и верхний ее слой класть вниз;
укладывать подрезанные пласты почвы на боковую часть борозды ровно и слитно. При перекапывании почвы непосредственно под посев или посадку растений комья в пластах разбивать лопатой.
Правила безопасной работы с лопатой:
пользоваться лопатой только по назначению;
получая лопату, проверить исправность ее рабочей части, состояние и насадку черенка;
переносить лопату к месту работы рабочей частью вниз;
работать на отведенном месте. Во время перерыва заглубить рабочую часть лопаты в почву, чтобы кто – ни будь, случайно не наступил на острый край;
работать спокойно, размеренно, не торопясь, соблюдать правила перекапывания почвы лопатой.
6. Первичное закрепление материала.
- Как устроена лопата?
- Какие требования предъявляются к перекапыванию почвы?
- Назовите правила перекапывания почвы.
- Перечислите правила безопасной работы с лопатой.
7. Оценивание работ и ответов учащихся.
Домашнее задание.