Разработка урока по физике. 7 класс. Сила трения. Виды сил трения. Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения».

7
Тема. Сила трения. Виды сил трения. Трение в природе и технике. Л.р. № 7 «Измерение силы трения». Инструктаж по БЖ.
Цели: закрепить знания учащихся о силах; ознакомить с понятием силы трения, видами трения, причинами и природой возникновения силы трения путем самостоятельного исследования, зависимости силы трения от рода поверхностей , от веса тела и площади трущихся поверхностей; на примерах практического использования рассмотреть способы уменьшения и увеличения силы трения;
развивать логическое мышление, интерес к познанию мира физических явлений и законов, речь, память, внимание, воображение, наблюдательность, активность и самостоятельность и практические навыки учащихся при выполнении лабораторной работы с соблюдением правил с БЖД;
воспитывать настойчивость, усердие, дисциплину труда, чувство времени; интерес к производственным профессиям, совершенствовать умение наблюдать и анализировать явления, на этой основе делать соответствующие выводы; добиваться прочного усвоения знаний;
формировать такие виды компетентностей: информационную, поликультурную, познавательную, учебную, коммуникативную, социальную.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся приобретут следующие умения:
- личностные:
- Приобретение навыков сотрудничества при работе в группе;
· Приобретение навыков самостоятельной деятельности;
· Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
· Развитие интереса к исследовательской деятельности.
- метапредметные:
- Развитие логического мышления;
· Развитие культуры речи;
· Умения проводить наблюдения;
· Планирование и выполнение экспериментов;
· Обработка результатов измерений;
· Выдвижение гипотезы и построение модели; установление границы их применимости;
· Выполнение расчетов по формулам;
· Составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами;
· Нахождение нужной формулы в справочных материалах;
· Умение работать с различными источниками информации (справочники, энциклопедии, ресурсы сети Интернет).
- предметные:
- Определение силы трения;
· Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел;
· Исследование зависимости силы трения скольжения от рода соприкасающихся поверхностей;
· Экспериментальное нахождение равнодействующей двух сил;
· Решение качественных и расчетных задач;
· Развитие вычислительных навыков.

Тип модуля: содержательно - поисковый
Вид модуля: комбинированный
Оборудование: электронный учебник, презентации «Силы трения», «Силы трения в природе», динамометр, брусок, дощечка, грузики.


Содержание модуля.

Этапы
Методы та приёмы
Время, мин.

І. Организационный момент.

1

ІІ. Мотивация учебной деятельности. Цели урока.
«Сказочники» (отрывки из сказок, где проявляется сила трения) Проблемные вопросы.
2

III. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос по теории: «Физический марафон». Проверка решения домашних задач (самокоррекция, на дочке решить задачи, которые визвали затруднения), работа по карточкам(индивидуально, по уровням).
17

IV. Изучение нового материала и его закрепление.
Презентации по теме. Эврестическая беседа.
Работа с учебником, демонстрация экспериментов, составление ОК, записи в тетрадях.
Сообщения учащихся.
Решение задач на доске с комментариями.
10 +30

V. Закрепление и практическое применение полученных знаний.
Выполнение лабораторной работы. Инструктаж по БЖ; работа в парах, беседа, иссследовательская деятельность.
27

VI. Итог урока
Ключевые слова.
2

VII. Домашнее задание
Комментарий учителя. Записи в дневниках. Написать мини-сочинение «День без силы трения»
1






















Содержание урока.
1 * 30
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деяльности. Тема и цели урока. (Презентации.)
Сказочники
Сказка ложь, да в ней намек
Нужно найти в сказках описание проявлений силы трения, предложить пути выхода из описанных в сказках ситуаций.
Добрый и злой (дунганская сказка). «Прямо у ворот Понтун полил дорогу водой, чтобы она стала скользкой, и каждый, кто проходил мимо, падал. Тогда Понтун подбегал и спрашивал, кто такой и далеко ли путь держит».
Как хитрый шакал обманул лесных зверей (эфиопская сказка). «Сначала ему намазали хвост толстым слоем жира. Потом гиена ухватилась лапами за его хвост и начала раскачивать шакала в воздухе. Один взмах, другой Но тут хвост выскользнул у гиены из лап, шакал отлетел в сторону и со всех ног бросился бежать».
Принцесса на стеклянной горе (норвежская сказка). «Вот пришли братья Аскеладдена к стеклянной горе, а рыцари и принцы уже на конях скачут, да так стараются, что кони все в мыле. Только проку от этого никакого: как вступит конь копытом на стеклянную гору, сразу вниз скользит; ни одному даже на вершок не удалось забраться. Оно и неудивительно: гора была гладкая, как оконное стекло».
Каждому ученику учитель может дать характеристику: умный, послушный, старательный. Сила также имеет характеристики. Мы уже знаем - их три: числовое значение (модуль), направление, точка приложения.
Мы с вами рассмотрели уже две механические силы: силу упругости и силу притяжения, дали им характеристику. Осталась еще одна - это сила трения.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Решение задач индивидуально по уровням.
Фронтальный опрос. «Физический марафон».

Решение задач (3 ученика работают с карточками).
а) Самые мелкие диназавры были размеров с кур. Космогнатус - один из самых маленьких динозавров. Длина его тела составляет 60 см, в его масса всего 4 кг. Каков вес этого динозавра? (40 Н)
б) К пружине жесткостью 50 Н / м подвешен шар массой 400г. На сколько удлинилась пружина под действием веса шара? (8 см)
в) Один мальчик толкает санки сзади с силою 20 Н, а второй тянет их за веревку с силою 15 Н. Изобразить эти силы графически, считая, что они направлены горизонтально. (35 Н)

IV. Изучение нового материала.
Разминка
Прослушайте стихотворение. Он поможет нам ознакомиться с материалом, который мы сей час рассмотрим.
Зима - это радость, лыжи и смех,
Это каток, это горки и снег.
Крепости, снежки - это развлечения!
У зимы свои преимущества.
Но дорога, безусловно,
Зимой очень опасна,
А то, что скользко, - всем удовольствие!
А водителю не до смеха!
Дорога, как каток, блестит,
Машину сразу не остановить!
В зимнее время, и что и говорить,
Дорогу надо посыпать!
Чтобы происходило ... (трение).

Работа з учебником, сообщения учащихся. Эврестическая беседа

2 * 30
Просмотр презентаций, составление ОК. Решение задач.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
А) Когда возникает сила трения?
С трением мы сталкиваемся на каждом шагу. Вернее было сказать, что без трения мы и шагу ступить не можем. Трение может быть полезным и вредным, эту аксиому человек вывела еще на заре цивилизации. Ведь главные изобретения - колесо и добывание огня - связаны именно с уменьшением и увеличением эффекта трения.
Движение тела в реальных условиях не может продолжаться бесконечно долго. Если толкнуть брусок, лежащий на столе, он вступит в определенной скорости, но под чает движения его скорость будет уменьшаться. Какая же «невидимая» сила тормозит брусок? Это сила трения скольжения. Она действует со стороны стола и направлена противоположно движению бруска. Такая же по модулю, но противоположно направленная сила - тоже сила трения скольжения - действует на стол со стороны бруска.
Сила трения скольжения - это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого.
Б) Сила трения скольжения
Сила трения скольжения всегда направлена против направлении движения тела, к которому она приложена. Необходимо отметить, что при скольжении одного тела по поверхности другого всегда возникает пара сил: одна сила приложена к скользящему тела и направлена против его скорости, другая - приложенная к поверхности, за которыми ее тело скользит, и направлена против первой силы скольжения .
От чего же зависит сила трения скольжения?
Потяните за помощью динамометра брусок вдоль поверхности стола так, чтобы брусок двигался с постоянной скоростью.
Силы, действующие при этом на брусок, уравновешивают друг друга (они изображены на рисунке). Сила упругости со стороны пружины уравновешивает силу трения скольжения, поэтому по показаниям динамометра можно определить модуль силы трения.
Положив на брусок второй такой же брусок, мы удвоим силу тяжести (и силу нормального давления). При этом заметим, что и сила трения сколжения увеличилась вдвое.
В) Природа силы трения
Сила трения покоя возникает, а двум причинам:
а) На шероховатых поверхностях существуют неровности. При попытке сдвинуть одно тело относительно другого эти неровности цепляются друг за друга, в результате чего возникают силы, подобные сил упругости.
б) Если обе поверхности тщательно отшлифованы, при их столкновении возникают силы межмолекулярного притяжения. Это может привести даже к прилипанию поверхностей.
Г) Сила трения качения
Возьмем какой-либо шар или просто круглый карандаш. Эти предметы движутся от толчка, конечно, гораздо легче, потому что они уже не скользят по поверхности стола, а катятся по нему, и в этом случае также возникает трение. Но это уже другой трения, и имеет оно другое название: трение каченния.
Вероятно, здесь и доказывать не надо, что при тех же условиях трения качения всегда будет меньше трения скольжения.
Обычное трение качения тем меньше, чем твёрже поверхности соприкасающихся тел. Поэтому, например, стальной шарик долго катится по стеклу. Вот почему рельсы и колеса вагонов делают из стали, а шоссе делают с твердым покрытием.
Французский физик и военный инженер Шарль Огюстен Кулон в 1781 исследовал трения качения и скольжения.
Д) Сила трения покоя
Если сила тяжести не знает покоя и действует за¬вжды, то сила трения появляется только во время ру¬ху одного тела по поверхности другого. Точнее, она появляется даже чуть раньше - уже через попытки заставить одно тело начать движение по поверхности другого.
Каждый знает, как трудно сдвинуть с места пианино. Какая же сила уравновешивает силу, прикладывается к пианино?
Это - сила трения покоя. Она возникает при попытке сдвинуть один из соприкасающихся тел относительно другого и потому препятствует, движения тел друг относительно друга.
Если увеличивать прилагаемую к пианино силу, мы все-таки сдвинем его. Получается, силы трения покоя не может превышать некоторую «граничную» величину, называется максимальной силой трения покоя. Опыт показывает, что максимальна сила трения покоя чуть больше силы трения скольжения, однако во многих задачах для упрощения эти силы считают равными.
Несмотря на свое название, сила трения покоя часто приводит тела в движение.
Например, без этой силы мы буквально и шага не могли бы ступить: делая шаг, мы отталкиваемся от дороги именно с помощью силы трения покоя. Сила трения покоя разгоняет и автомобили: с ее помощью колеса, вращающиеся отталкиваются от дороги.
Если по натянутой струне скрипки провести смычком, то за счет силы трения покоя струна смикатиметься рывками, начнет колебаться и зазвучит.
Е) Способы уменьшения и увеличения силы трения
модуль силы трения скольжения Fтер пропорционален модулю силы нормального давления N.
 13 EMBED Equation.3 1415
Коэффициент пропорциональности
· называется коэффициентом трения скольжения. Он определяется материалом соприкасающихся поверхностей и качеством их обработки.
Коэффициент трения определяется экспериментально.
Материалы
Коэффициент трения

Сталь по льду
0,02

Сталь по стали
0,20

Дерево по дереву
0,25




Резина по бетону
0,75


3* 30
V. Выполнение лабораторной работы, согласно инструкции.
Учитель инструктирует учащихся по соблюдению правил и требований безопасной работы на уроке.
Робота в парах.
По приведенным в руководстве алгоритмом выполнения данной Л.Р. следует определить цель работы, выяснить назначение оборудования, изучить ход проведения работы и появление погрешностей.
После окончания работы с текстом учащиеся обсуждают непонятные операции или действия.
Учащиеся самостоятельно выполняют Л.Р. во время проведения экспериментов
Учитель при необходимости помогает ученикам, отвечает на их вопросы.
Обсуждение вопросов с учениками после выполнения Л.Р.
1. Каких результатов достигли в данной лабораторной работе?
2. эти результаты предсказуемыми и реальными?
3. возникли трудности при выполнении данной работы? Как удалось их преодолеть?
4. При каких причинах в лабораторной работе могли возникнуть ошибки? Как можно было бы их уменьшить?
Учащиеся оформляют отчет о выполнении Л.Р.

VІ. Итог урока
«Результат», «Ключевые слова»
VІІ. Домашнее задание.

Выучить конспект, формулы, § 32-34, главное, с. 96-97,
Решить задачи в тетради
Написать мини-сочинение «День без силы трения»
Подготовиться к к.р.


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615