Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, правописание существительных мужского рода с шипящими на конце.


Урок русского языка в 3 классе
ТЕМА: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, правописание существительных мужского рода с шипящими на конце.
ЦЕЛЬ: Уточнение знаний о правописании мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода и мужского. Развитие умения различать и сравнивать данные существительные. Совершенствовать знание правил. Воспитание и развитие памяти, внимания, мышления.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
II.Минутка красоты письма
Сс Лл Кк Вв Зз Мм
III.Словарная работа
Кроссворд; разгадав его вы прочтете словарные слова, начинающиеся с букв, которые мы только что писали.
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. (Лисица)
3.Я на зайца похож,
Но не заяц все ж. (Кролик)
4.В серой шубке перовойИ в морозы он герой.
Скачет, на лету резвиться,
Не орел, но все же птица. (Воробей)
5. Заворчал живой замок
Лег у двери поперек. (Собака)
6. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц)
7. «My» и «му». Молока кому? (Корова)
8. Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведица)
- На какие сходные группы можно разделить данные словарные слова?
Сорока, ворона, воробей - птицы.
Собака, корова, кролик - домашние животные.
Лисица, медведица, заяц - дикие животные.
Осталось одно слово. Какое? (Молоко)
Какому слову оно ближе по смыслу? (Корова)
IV. Орфографическая минутка
а) Повторение о безударных гласных и парных согласных.
Иду по тропинке. У молодой сосны. Синеет озеро.
безударные гласные, работа над ними
б) Загадки. Отгадки-картинки выставляются на подставку доски, затем пишется отгадка в тетради, определяют правило, говорят его.
Спереди носок,
Сзади рулек.
По бокам ручищи,
А внутри людищи (лодка — лодочка)
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (варежки – варежонки)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но, когда несу еду
Мимо рта я не пройду (ложка- ложечка)
V. Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем, (ходьба с поднимание рук)
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда. (наклоны вперед, выпрямиться)
Тихо птенчика берем (поднять руки вверх)
И назад в гнездо кладем.
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
VI. Сказка.
А теперь послушаем сказку, определите на какое правило она.
Жили-были 3 рода: мужской, женский и средний. Однажды средний род услышал спор. Спорили мужской род и женский. Они не могли поделить мягкий знак среди шипящих Ж, Ш, Ч, Щ. И тогда средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужики-рыцари! Уступите мягкий знак женскому роду!» На этом мирно и закончился спор. Рыцари уступили женскому роду. мягкий знак, и с тех пор в именах существительных женского рода в единственном числе после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ пишется мягкий знак, в именах существительных мужского рода он отсутствует.
Говорят правило о правописании Ь у существительных женского рода после шипящих и его отсутствии у существительных мужского рода.
VII.Поучимся находить такие существительные в тексте. Выборочный диктант.
Дремлет чуткий камыш ...
Тишь, безлюдье вокруг ...
Грач за плугом ходит,
Чиж зерно молотит,
Петух раньше всех встает.
(Словарь: дремлет, чуткий, безлюдье, плуг, молотит.)
Продолжим запись. Игра:
Маленький колючий зверек, живущий в наших лесах. Еж.
Грызун, живущий в поле и уничтожающий зерно. Мышь.
Белый, душистый, весенний цветок. Ландыш.
Часть суток, наступающая вслед за вечером. Ночь.
VIII.Зрительный диктант.
Ученик взял карандаш...
Он нарисовал солнечный луч...
В поле зрела золотая рож...
Проверка с последующим объяснением.
IX.Итог урока
Итак, как проверить безударную гласную?
Как проверить сомнительную парную согласную.
Как проверить Ь после шипящих у существительных женского рода. Вывешиваю схему-опору.
- А сейчас я раздам вам карточки с предложениями, а вы найдите существительное с шипящей на конце и объясните их написание.
В полночь охотник услышал жалобный плач.
В темном лесу промелькнула мышь.
Не кирпич, а человек города строит.
Коза на капусте не сторож.
Ложь стоит на одной ноге, правда на двух.
Любую вещь клади на место.
На первое подали вкусный борщ.
Больному нужно оказать медицинскую помощь.
Печник сложил русскую печь.
Оркестр играл веселый марш.
Дама сдавала в багаж, диван, чемодан, саквояж...
На болоте ночью кричал сыч.
Долгожданный дан звонок - вот и кончился урок!
Ложь стоит на одной ноге, правда на двух.
Любую вещь клади на место.
На первое подали вкусный борщ.
Больному нужно оказать медицинскую помощь.
Печник сложил русскую печь.
Оркестр играл веселый марш.
Дама сдавала в багаж, диван, чемодан, саквояж...
На болоте ночью кричал сыч.
Долгожданный дан звонок - вот и кончился урок!