Урок русского языка в 4 классе Тема:«Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода»

Урок русского языкав 4 классе

Тема:«Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода»

Цель урока: расширение словарного запаса, учить работать с различными источниками информации

Задачи урока:
личностные: способствовать формированию интереса к уроку русского языка, готовности преодолевать возникающие затруднения,

регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для достижения результата, развивать умение осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности,

познавательные: развивать умение определять падеж имен прилагательных мужского и среднего рода; орфографическую зоркость; создавать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать; строить цепь рассуждения; находить дополнительную информацию, используя различный справочный материал,

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, развивать умение полно и точно выражать свои мысли, способствовать развитию монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:
личностные: интерес к изучению языка, формирование способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности,

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение строить речевое высказывание в устной форме, умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам,

предметные: формирование навыка орфографического письма, умение работать с разными источниками информации, использовать в качестве обучения ИКТ.


Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина.

Ход урока.
I. Психологический настрой. Организация на урок.
Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, посмотреть чему мы уже научились, как работаем на уроке. Поэтому все должно пройти без сучка и без задоринки. Как вы понимаете такое выражение? Где можно найти объяснение этого устойчивого выражения?
(отдельные ученики работают со словарями и Интернетом).
II. Чистописание.
Пока ребята ищут ответ на мой вопрос, разминаем руку, прописываем целую строку данные соединения красиво, четко, безотрывно.

Жд стр под

- Итак, какие объяснения вы нашли?

III. Словарная работа. Выделение темы урока.

1. Ребята, начнем урок с небольшой умственной разминки. Помогите мне найти ответы на некоторые вопросы. Но вопросы будут очень не простые. Подсказка соединения букв, которые мы будем писать в чистописании.
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)
В каких лесах не водится дичь? (в строительных)
Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)
(слова появляются на доске)

подъемный строительный железнодорожный
Что общего в этих словах? В какой форме они записаны? Докажите свой ответ.
Сегодня мы продолжаем работать с этой частью речи. Мы будем учиться склонять имена прилагательные.
Запишите их в тетради. Разберите их по составу. В каком слове появились сомнения? Где можем себя проверить?(ученики пользуются словарями)
Устно придумайте словосочетания с этими прилагательными. А если изменить окончание прилагательного на -ое, что произойдет? Можно ли будет оставить те имена существительные, с которыми вы придумали словосочетания? Почему? Напомните, от чего зависит род и число прилагательного?
2. Фронтальная и индивидуальная работа.
Продолжим работу. Замените мое высказывание одним словом. Записывайте эти слова в столбик друг под другом,с маленькой буквы.
-Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями или кустарником (аллея).
- Здание для пассажиров (вокзал).
- Крупное морское судно (корабль).
- Сельскохозяйственная машина (комбайн).
- Летательный аппарат ( самолет).
- Месяц, который год кончает, а зиму начинает (декабрь)
- Где можно взять книгу на время? (библиотека)

-Что общего в записанных словах?
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте написанное друг у друга.
К каждому слову подберите подходящее по смыслу прилагательное и запишите рядом. Что у нас получилось?(словосочетания)
Какое из слов главное, что значит главное? Что можем определить в этих словосочетаниях? (число, род)
На доске вывод: Число и род имени прилагательного зависят от рода имени существительного.
-Определите и укажите над словами род и число..

3. Следующее задание на внимание. Измените одну букву в словосочетаниях или уберите лишнюю, чтобы получились названия известных сказок. Назовите автора этих сказок.
«Нежная королева» Г.Х. Андерсен
«Серебряное корытце» П. Бажов
«Серая лейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Гладкий утенок» Г. Х. Андерсен
«Смоляной бачок» русская народная сказка
«Красная тапочка» Ш. Перро

-Из каких частей речи состоит каждое из этих словосочетаний?

-Напомните, от чего зависит род и число прилагательного? (от существительного, к которому оно относится.
-Выпишите в тетрадь только названия произведений, включающие прилагательные среднего и мужского рода.
Те, кто быстрее всех справились с работой, подберите синонимы к словам смоляной и гадкий. Запишите их через запятую. В какой форме употреблены эти слова?

Работа в группах по 4 человека.
-Проверьте друг у друга, все ли верно вы выполнили.

IV. Склонение имен прилагательных.

1. -Давайте просклоняем словосочетания имен прилагательных с именами существительными.
м.р ср.р.
смоляной бычок серебряное копытце
И.п. -ой -ое
Р.п. -ого -ого
Д.п -ому -ому
В.п. -ой -ое
Т.п. -ым -ым
П.п. -ом -ом
Рассмотрите окончания прилагательных. Есть среди них одинаковые? Являются ли эти окончания орфограммами? Почему?
Что надо сделать, чтобы написать без ошибок окончания имен прилагательного?
Вывод: Чтобы правильно написать окончание прилагательного, надо задать вопрос к нему от имени существительного. Какое окончание в вопросе, такое будет и в прилагательном.


V. Физкультминутка.

VI. Отработка умения правильного написания окончаний имен прилагательных.
1. Фронтальная работа.
Работа по учебнику с. 170 упр.41
В учебнике вставляем пропущенные окончания, объясняя свой выбор. (2 предложения)
работу с остальными предложениями вы проводите самостоятельно. Запишите эти предложения к себе в тетрадь.
- Что вы сделали для того, чтобы правильно написать окончания имен прилагательных.
-Проверьте свою работу.

2. Парная работа
Задания парам.
Записать предложения, вставив окончания имен прилагательных. У прилагательных
определить падеж. От чего зависит падеж имен прилагательных?

1. На высок.... дубе сидит пестр.... дятел.
Катя в высок... стакан налила сладк... какао.

2. У маленьк... Антона живет маленьк... щенок .
По широк... проспекту машина въехала в больш... город.

3. По узк... улице мы шли быстр... шагом.
В син... небе кружились домашн... голуби.

4. Около маленьк... пня выросли дружн... опята.
С колюч... куста мы собираем желт... крыжовник.

Разобрать предложения по членам предложения.
Первое предложение 1 вариант.
Второе предложение - 2 вариант.

Давайте проверим ваши работы.
Подведем итог: чтобы правильно написать окончания имен прилагательных, что надо сделать?
(Выставление оценок)


VII. Д\з
Учебник с.172 упр.44 . Прочитайте задание. Что непонятно?
Словарь 7 записать, выделить орфограммы.

VIII. Итог урока .Рефлексия.
Работали сегодня мы в поте лица. Я не зря болела за вас душой, урок прошел хорошо. Спасибо.


15