Урок русского языка для 3 класса «Склонение прилагательных мужского рода с нулевым окончанием»


Класс: 3
Урок: русский язык
Тема урока: «Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: познакомить с двумя вариантами склонения существительных мужского рода с нулевым окончанием: мягким и твердым.
Предметный результат:
- сформировать представление о сходстве форм винительного и именительного падежей у неодушевленных существительных, винительного и родительного падежей у одушевленных существительных.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, формировать представления о здоровом образе жизни, ответственность за свое здоровье.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умение определять тему урока, ставить задачи, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия :- понимать знаки, символы, анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы, заносить результаты наблюдения над изучаемым материалом в таблицу.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, работать в парах, группах.
Методы обучения: проблемный, поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, компьютер, проектор, документ-камера.

Ход урока:
Этапы урока Конспект урока Комментарии
Повторение, мотивация на работу - Мы закончили изучение темы «Склонение существительных первого склонения».
Проверим ваши знания.
- Что такое склонение?
- В каких склонениях встречаются существительные с.р?.ж.р? м.р.?
Игра в домино «Первое склонение». Работаем в парах.
Оцените работу + или –
Лото на каждую пару
Определение темы урока, целей Тему урока нам поможет определить минутка чистописания. Сначала подготовим наши пальчики для работы, выполним упражнения с шариками су-джок.
Запишите:
- букву, которая обозначает парный согласный на конце слова урок;
- букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове страна;
- букву, которая обозначает мягкий непарный согласный звук в слове боль;
- букву, которая обозначает окончание имен существительных первого склонения в П.п;
- общую букву в словах награда, новость;
- букву, которая обозначает парный по звонкости-глухости звук звуку т (д);
- первую букву в алфавите (а);
- букву, с которой начинается название второго по счету падежа в русском языке (р);
- букву, которая не обозначает звука и служит для обозначения мягкости согласного звука (ь).
- Если вы правильно выполнили задание, у вас получилось слово. Какое? Запишите его с новой строки.
Оцените работу + или –
- Это слово словарное. Поставьте ударение, разделите на слоги, определите орфограмму.
Оцените + или –
- Объясните лексическое значение слова. Где об этом можно узнать? (В толковом словаре).
Календарь –
1) таблица или книжка, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года с делением на месяцы и недели;
2) метод нумерации, исчисления дней в году;
3)распределение какой-либо деятельности по дням, неделям и месяцам.
- Слово пришло из латинского языка (calendarium) в переводе «приуроченный к календам». Календами древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. Календариум – «справочник жрецов для своих расчетов». В средние века календариум означало «бухгалтерская книга». В начале каждого месяца наступал срок платить долги.
На Руси до последнего времени вместо слова календарь употребляли слово численник.
- Как можно назвать слова календарь, численник? (Синонимы). Запишите.
- Для чего нужен календарь? Какие бывают календари? (Отрывные, настенные, настольные, карманные; креативные;рыболовные, сельскохозяйственные, православные; календарь Майя и др.)
- Назовите морфологические признаки слова календарь. (Существительное, неодушевленное, нарицательное, м.р., ед.ч., И.п, 2 склонение).
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? («Склонение имен существительных мужского рода с нулевым окончанием»).
- Какова цель урока? (Научиться склонять существительные м.р. с нулевым окончанием)
На экране алфавит с письменными буквами
Слайд 2
Получилось слово календарь
Слайд 3
Слайд 3.1
Слайд 3.2
Слайд 3.3
Слайд 3.4
Слайд 3.5
На экране картинки с изображением разных календарей Слайд 4-8
Слайд 9
Тема на экране
Слайд 9.1
Слайд 9.2
Физминутка- Я называю слова, если слово относится к 1 скл. – приседаем, ко 2 скл. – хлопаем.
Мальчишка, февраль, юноша, дядя, март, апрель, Алеша, май.
Открытие новых знаний
- Прочитайте слова на доске:
Февраль, март, апрель, май.
- Что общего? (Название месяцев, которые встречаются в календаре; сущ., неодуш., слова м.р. с нулевым окончанием, 2 скл., ед.ч., И.п.).
- Какое слово лишнее? (февраль – зимний месяц; март – твердая основа; апрель – 2 слога).
- Какое важное событие произошло в феврале? (22-ые олимпийские зимние игры. Россия заняла первое место по количеству медалей)- Какое событие ждет нас в марте? (11-ые паралимпийские игры)
- Просклоняйте слова февраль и март, ставьте ударение, выделяйте окончания. Работайте в карточках: если знаете падежные вопросы – в зеленых; нужна опора – в розовых.
- Проверьте.
Оцените + или –
- Склонение какого слово вызвало затруднение? Почему? (март – безударное окончание).
Заполните первый столбик таблицы окончаний.
В каких падежах окончания совпадают? ( В И.п. и В.п.)
Проверка.
Оцените + или –
- Продолжаем работу. Прочитайте слова каждой строки, найдите лишнее:
Олимпиада, награда, бегун.
Здоровье, победитель, золото.
- Просклоняйте эти существительные. Работаем на карточках.
Оцените + или –
- Заполните первый столбик таблицы окончаний.
- В каких падежах окончания совпадают? ( В Р.п. и В.п.)
Оцените + или –
Работа в группах:
1) Сравните окончания одуш. и неодуш. имен существительных с твердой основой. Что заметили?
2) с мягкой основой. Что заметили?
3) Сделайте вывод – от чего зависит написание падежных окончаний у существительных 2 скл. М.р. . (Написание падежных окончаний зависит от типа основы и от того, одуш. или неодуш. Существтительное).Вывод читают хором. Слайд 10
Слайд об олимпийских и паралимпийских играх
Слайд 10.1
Проверка по докумен-камере
Карточки с изображением различных поз на экране
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Проверка по докумен-камере
Слайд 14
Заполняют таблицу окончаний
Слайд 15
Слайд 16
Физминутка- Изобразите позу, изображенную на рисунке.
Самостоятельная работа - Откройте учебники на с.51, найдите упр.103.
Прочитайте стихотворение. О чем оно? Зачем нужно заниматься спортом? Какое задание нужно выполнить?
Выполняйте.
Оцените + или -
Домашнее задание - Домашнее задание будет необычным. Чтобы быть здоровым, нужно заниматься спортом. А что еще поможет укрепить здоровье. Посмотрите, как дети закалялись.
- В чем ошибка?
- Дома напишите памятку «Как правильно закаляться», используя существительные 2 склонения м.р.
Слайд 17
Рефлексия - Ответьте на вопрос, какие знания я получил?
Оцените работу:
7 + «5»
6-5 + «4»
4 и меньше + «3» Слайд 18