РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной учебной дисциплины ОУД. 09 Химия по специальностисреднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог по программе: базовая подготовка


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
_______________________________________________________________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е г о р о д а М о с к в ы«КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательной учебной дисциплины
ОУД. 09 Химия
по специальностисреднего профессионального образования
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог по программе: базовая подготовка

Москва
2016
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией Естественно-научного цикла
Протокол № 1 от «31 »августа 2016 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
______________ / С.А. Карпова___________
Разработанана основе Федерального государственного образовательного стандартапо специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническаяэксплуатация подвижного состава железных дорог, Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего (полного)общего образования, Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования

Заместитель директора по учебной работе
_____________/ Н.А.Морковина
Составитель-Ламанова Л.П. – преподаватель химии высшей
квалификационной категории ГБ ПОУ КЖГТ

Рецензенты: ____________________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ………………15
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………17
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
Область применения программы:
Реализация среднего общего образования в пределах ОПОП ППССЗ по специальности среднего профессионального образования
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, входящей с состав укрупненной группы 23.00.00. Техника и технология наземного транспорта, в соответствии с ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования, технический профиль обучения, по программе углубленной подготовки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области « Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В учебном плане ППССЗ по специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
дисциплина входит в цикл общеобразовательных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей, направлена на формирование следующих общих компетенций:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность , выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5 Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных) , результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообследованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
-умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности.
метапредметных:
-использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций(постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания(наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
-сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
-сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
-сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4.Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Профильное изучение дисциплины осуществляется через перераспределение дидактических единиц в зависимости от специфики (в разделе «Общая и неорганическая химия» тем:1.4. «Вода. Растворы Электролитическая диссоциация», 1.7 « Металлы и неметаллы», в разделе «Органическая химия» тем:2.2 «Углеводороды и их природные источники», 2.3. « Кислородосодержащие органические соединения»,для расширения и углубленного изучения свойств неорганических и органических веществ).
Отбор дидактических единиц за счет организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося (выполнение творческих заданий, связанных с будущей профессиональной деятельностью) помогает в реализации межпредметных связей и в изучении дисциплин общепрофессионального цикла (ОП. 03 «Электротехника», ОП. 04 «Материаловедение», ОП. 07 « Железные дороги»), общих компетенций дисциплин цикла ОГСЭ: ОП.08 «Охрана труда», ОП. 09«Безопасность жизнедеятельности»,профессиональных модулей (ПМ 03): МДК.03.01 «Разработка технических процессов технической и технологической документации (электроподвижного состава),профессионального цикла (ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава, что обеспечивает освоение ППССЗ.Особое внимание для освоения ППССЗ уделено практическим занятиям и внеаудиторной самостоятельной работе.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося– 78часов;
самостоятельная работа обучающегося- 39 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «Химия»(авт. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. ,2015 г.), рекомендованной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015г. :
Добавлены дидактические единицы в разделе «Общая и неорганическая химии» по темам:1.4. «Вода, растворы. Электролитичекая диссоциация»-1 час,1.7.«Металлы и неметаллы» -3 часа, рубежный контроль (контрольная работа-1 семестр) –2 часа, в разделе «Органическая химия» по темам: 2.2.«Углеводороды и их природные источники»-3 часа, 2.3. «Кислородосодержащие органические соединения» -1 час, промежуточная аттестация (зачет-2-ой семестр) -2 часа в связи с профильной направленностью, углублением межпредметных связей, освоения ППССЗ и сокращением часов по темам:
1.1 Основные понятия и законы-1 час
1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома.-2 часа
1.3.Строение вещества- 2 часа
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства –2 часа
1.6. Химические реакции - 4 часа
2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений- 1 час
2.4. Азотсодержащие органические соединения. -1 час
Перераспределение дидактических единиц способствует обеспечению профильной направленности и устанавлению метапредметных связей.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе: лабораторные работы 28
практические занятия 10
контрольные работы 2
зачет 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
в том числе:
- выполнение домашнего задания: подготовка устных сообщений, по предложенным преподавателем темам, выполнение творческих заданий, упражнений (составление структурных формул, определение названий по формулам);
- работа с дополнительной литературой, ресурсами интернета по подготовке рефератов, презентаций; самостоятельное изучение отдельных тем с составлением опорных конспектов, заполнением схем и таблицсогласно методических рекомендаций преподавателя. 12
27
Итоговая аттестация:
1 семестр – контрольная работа;
2 семестр – зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Значение химии в освоении специальностей СПО. технического профиля профессионального образования. 2 1
Раздел 1. Общая и неорганическая химия. 57 Тема 1.1. Основные понятия и законы химии Содержание учебного материала:
Основные понятия химии. Вещество, атом, молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярные массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания: Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода ( кислород, озон), олова ( серое и белое олово). Понятие о химической технологии , биотехнологии и нанотехнологии. 2 2
Практическое занятие № 1 «Решение задач на основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ. Закон Авогадро и следствия из него. 2 Тема 1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. Содержание учебного материала: Содержание учебного материала
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов- графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды( малые и большие, группы ( главная и побочная).
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.
Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях, s- , p- , d- орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и и понимания химической картины мира.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания.
Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве. 4 2
Самостоятельная работа
Работа с интернет ресурсами и подготовка рефератов по теме: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома».
3
2
Тема.1.3. Строение вещества Содержание учебного материала:
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления.
Ионная связь.как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Демонстрации:
Профильные и профессионально значимые элементы содержания.
Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи и гели. Коагуляция. Синерезис.
6 2
Самостоятельная работа
Составление опорного конспекта и схемы по теме: «Разновидности связи»согласно методических рекомендаций преподавателя. 4 Тема 1.4.
Вода, растворы.
Электролитическая диссоциация
. Содержание учебного материала:
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты, не электролиты
. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания, соли как электролиты. Кислоты, основания, соли, применяемые в качестве электролитов на железной дороге
.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания.
Растворение как как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.
4
2
Лабораторная работа № 1 «Приготовление растворов заданной концентрации12 Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства. Содержание учебного материала:
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам, химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Классификация солей. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. Соли, применяемые при строительстве железнодорожных мостов, железнодорожных станций и узлов.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие, несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Демонстрации:
Взаимодействие азотной и серной кислот с металлами.
Горение фосфора и растворение продуктов горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция.
Обратимый гидролиз солей различного типа.
Профильные и социально значимые элементы содержания:
Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи и их использование в промышленности. Гашенная и негашеная известь, применение в строительстве. Гипс, алебастр, гипсование. Понятие о рН -растворе. Кислотная, основная , нейтральная среда растворов.
2 2
Лабораторная работа №2 Свойства кислот, оснований, гидролиз солей. 2 Самостоятельная работа
Составление опорного конспекта и схемы по теме «Гидролиз солей»,согласно методических рекомендаций преподавателя
4 Тема 1.6. Химические реакции. Содержание учебного материала:
Классификация химических реакций Реакции соединения, разложения, замещения обмена.Каталитические реакции. Обратимые, необратимые реакции. Гомогенные, гетерогенные реакции. Экзотермические, эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции.
Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно- восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности
соприкосновения и использование катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Профильные и профессионально значимые элементысодержания: Понятие о электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов.
Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические яды. Ингибиторы. Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы. 4 2
Самостоятельная работа
Составление опорного конспекта и заполнение таблицы по теме «Виды химических реакций»,согласно методических рекомендаций преподавателя.
4 2
Тема 1.7.
Металлы и неметаллы. Содержание учебного материала:
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические, химические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Металлы и их сплавы на ж/дорожном транспорте. (ингибиторы- замедлители- коррозии металлов, преобразователи ржавчины- используемые для покрытия железнодорожных вагонов).
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы- простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе химических элементов. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Неметаллы на железной дороге. 2 2
Лабораторная работа № 3 «Ознакомление с коллекцией металлов»
Лабораторная работа № 4 Свойства металлов. Свойства оксидов и гидроксидов железа. Качественные реакции на ионы Fe+2, Fe+3»
Лабораторная работа № 5 «Ознакомление с коллекцией неметаллов»
Лабораторная работа № 6. «Качественные реакции на анионы» 8 Самостоятельная работа
Работа с интернет ресурсами и подготовка презентаций по теме «Металлы и неметаллы»
4 Раздел 2 Органическая химия 42 Тема 2.1.
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений. Содержание учебного материала:
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Изомеры.Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению угле родного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология.начала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии.
Реакции присоединения, гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления(дегидрирования,дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания.
Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органическизх веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии. 2 2
Практическое занятие № 2 Составление полных и сокращенных структурных формул изомеров органических веществ» 2 Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники Содержание учебного материала:
Алканы. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура, химические свойства. Применение на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура Химические свойства, применение на основе свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена 1,3, изопрена.Натуральныйи синтетические каучуки. Резина
Алкины. Ацетилен. Химические свойства, применение. Межклассовая изомерия с алкадиенами.
Арены. Бензол, химические свойства, применение на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав, переработка, перегонка нефти. Нефтепродукты.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания.
Правило В.В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и назначение резин. Вулканизация каучука.
Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакции полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.
Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов.Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция. 2 2
Лабораторная работа № 7 «Изготовление моделей молекул углеводородов»
Лабораторная работа № 8 «Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических соединениях»
Лабораторная работа № 9 «Получение этилена и изучение его свойств». 6 Практическое занятие №3 « Определение названий углеводородов по формулам, составление формул по названию»
Практическое занятие № 4 «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктами ее переработки» 4 Самостоятельная работа
Работа с интернет ресурсами и подготовка презентаций по теме «Углеводороды и их природные источники». 4 Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения Содержание учебного материала:
Спирты. Состав, представители, характерные особенности, классификация. Предельные одноатомные спирты. Получение, свойства, применение. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина..Фенол. Физические и химические свойства. Взаимное влияние атомов в молекуле: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, применение на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе свойств.
. Карбоновые кислоты.Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальметиновой и стеариновой. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификацией. Сложные эфиры в природе, значение. Применение на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация, химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров.Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы, их классификация: моносахариды(глюкоза, фруктоза), дисахариды
( сахароза) и полисахариды ( крахмал и целлюлоза). Химические свойства глюкозы. Применение на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза- полисахарид.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания.
Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в технике и промышленности.
Многообразие карбоновых кислот (щавеливой как двухосновной, акриловой кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической).
Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин. 2 2
Лабораторная работа № 10 « Химические свойства спиртов и фенолов»
Лабораторная работа № 11«Альдегиды, карбоновые кислоты. Исследование свойств»
Лабораторная работа № 12«Углеводы. Химические свойства глюкозы, крахмала, Распознавание органических веществ» 6 Практическое занятие № 5 «Генетическая связь органических веществ. Сложные эфиры, жиры. Мыла» 2 Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры. Содержание учебного материала:
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин.как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Состав, химические свойства. Применение на основе свойств.
Белки. Структуры белков, химические свойства. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.
Пластмассы.Получение, классификация, представители.
Волокна их классификация, получение, представители.
Профильные и профессионально значимые элементысодержания.
Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен(тефлон). Фенолформальдегидные пластмассы. Целлулоид Промышленное производство химических волокон. 4 2
Лабораторная работа № 13 «Белки. Химические свойства белков. Цветные реакции на белки»
Лабораторная работа № 14 «Распознавание органических веществ. Пластмассы. Волокна» 4 Самостоятельная работа
Работа с интернет ресурсами и подготовка рефератов, по теме: « Азотсодержащие органические соединения. Полимеры».
4
Контрольная работа 2 Зачет 2 Домашнее задание 12 Всего 117 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «Химия»

Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся-32
-рабочее место преподавателя-1
-вытяжные шкафы-2 шт;
-стол демонстрационный;
-шкафы для методической литературы, выставочный стенд для литературы и творческих работ;
-пособия на печатной основе( таблицы, схемы, дидактический материал, инструкции и т.д);
-перечни основной и дополнительной учебной литературы.
экранно-звуковые средства обучения(ЭЗСО):
-СD- диски по темам учебного плана,
-видеофильмы.
Технические средства обучения:
телевизор «Philips»;
DVD- плеер « BBKDV 31051»;
кадаскоп «модель 524».
Оборудование лаборатории:
шкафы для хранения химических реактивов;
сейф для хранения химических реактивов;
приборы, лабораторная посуда, принадлежности (наборы моделей, коллекции учебных пособий: волокон, пластмасс, металлов, неметаллов, продуктов переработки нефти, наборы для составления моделей углеводородов) постановки демонстрационного и ученического эксперимента, лабораторных и практических работ. химические реактивы;
3.2. Учебно- методический комплекс (УМК) учебной дисциплины:
выписка из учебного плана по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог;
ФГОС СОО;
примерная программа по дисциплине «Химия»для технических профессиональных образовательных организаций (авторы- Габриелян О.С. кандидат педагогических наук, профессор;Остроумов И.Г. доктор химических наук, профессор);2015г
рабочая программа;
методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы;
методические указания по выполнению практических работ;
методические указания по выполнению лабораторных работ;
раздаточный дидактический материал;
информационно-методическое обеспечение
3.3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студентов учреждений среднего проф. образования, О.С.Габриелян, И.С.Остроумов, изд-во «Академия», ОАО « Московские учебники», 2010г.
Химия. Органическая химия 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD). Г.Е. Рудзитис; Ф.Г. Фельдман- 17 –е издание, М. Просвещение, 2014 год.
Химия. Основы общей химии 11 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD). Г.Е. Рудзитис; Ф.Г. Фельдман- 16 –е издание, М. Просвещение, 2014 год.
4. Химия. Тесты, задачи, упражнения: пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, О.С.Габриелян, Лысова Г.Г.. М. Академия, 2014г
5.Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение для студентов учреждений среднего профессионального образования М. 2014.
Для преподавателя
6.Федеральный Закон от29.11 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего( полного) общего образования».
8.Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.9.Химия: книга для преподавателя: учебно-методическое пособие, М.2012, ГабриэлянО.С., Лысова Г.Г.
10.Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение), Габриэлян О.С. и др , М. 2014.
Дополнительные источники:
11. Химия тематические тренировочные задания, интенсивная подготовка к ЭГЭ. И.А. Соколова, изд-во «ЭКСМО», 2010 год
12. Химия- О.С. Габриелян, 10, 11 класс учебник 5-ое издание, Изд- во « Дрофа», 2009 г
13. Сборник самостоятельных работ по органической химии 11 класс, базовый уровень, И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская, изд-во «Русское слово», Москва, 2009 год;
14. Ответы и решения , практические работы , подробный разбор заданий из учебника по химии автора Габриеляна О.С., Москва, « Веко» 2009 г;
15. Поурочные разработки о химии 10 класс к учебникам О.С. Габриеляна, Л.С. Гузея, Г.Е. Рудзитиса, М.ЮГорковенко, М. «ВЕКО», 2008 г;
16. Химия для преподавателей, поурочные планы 11 класс, профильный уровень по учебнику О.С. Габриеляна, В.Г. Денисова, Волгоград, «Учитель», 2008 г;
Интернет-ресурсы
1. www.pvg.mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»)
2. www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»3.www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
4.www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии)
5.www.enauki.ru (Интернет-издание для учителей «Естественные науки»)
6.www.1september.ru(Методическая газета 1 сентября»)
7.www.hvsh.ru(журнал «Химия в школе»)
8.www.hij.ru( журнал «Химия и жизнь»)
9. www. chemistry-chemists.com (Электронный журнал «Химики и химия 10. www.vikipedia/org/viki4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, тестирования, выполнения обучающимися самостоятельных и творческих работ, в ходе выполнения индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
личностные:
-чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
-готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
-умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности.
метапредметных:
-использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
-сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
-владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
-сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
-сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Общие компетенции:
ОК. 1 ОК. 2
ОК .4 ОК. 5
ОК .6 ОК. 7
Общие компетенции:
ОК. 1 ОК. 2
ОК .3 ОК. 4
ОК .5 ОК. 6
ОК .8 ОК. 9
Общие компетенции:
ОК. 2 ОК. 4
ОК .5 ОК. 6
ОК .7 ОК. 8
ОК. 9
Форма оценки. Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу. На основе текущих выставляется итоговая отметка:
внеаудиторные самостоятельные работы ;проверка домашнего задания;
рубежный контроль;
тестирование;
тематический опрос;
зачёт.
Методы оценки. Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.
Форма оценки. Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу. На основе текущих выставляется итоговая отметка:
внеаудиторные самостоятельные работы ;проверка домашнего задания;
рубежный контроль;
тестирование;
тематический опрос;
зачёт.
Методы оценки. Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.
Форма оценки. Традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу. На основе текущих выставляется итоговая отметка:
внеаудиторные самостоятельные работы ;проверка домашнего задания;
рубежный контроль;
тестирование;
тематический опрос;
зачёт.
Методы оценки. Мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающихся ( на уровне учебных действий)
Важнейшие химические понятия Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.
Основные законы химии формулирование закона сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. установка причинно- следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И. Менделеева, объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева
(номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева.
Основные теории химии Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциациии характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений.
Важнейшие вещества и материалы
Химический язык и символика Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов(1А и 11А групп, алюминия, железа)
Характеристика состава,строения, свойства, получения и применения важнейших неметаллов(V111А, V11A,V1A групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений.
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов ) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.
Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанол и этанол, сложных эфиров, жиров, мылов, адльдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс. Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символик.
Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул.
Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций.
Химические реакции
Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакции по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисление элементов, образующих вещества.
Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.
Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакции с помощью метода электронного баланса.
Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
Химический эксперимент Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности.
Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента.
Химическая информация Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Расчеты по химическим формулам и уравнениям Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям.
Профильное и профессионально значимое содержание Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.
Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.
Соблюдение правил экологических грамотного поведения в окружающей среде.
Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.
Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из различных источников

Рекомендуемый перечень тем рефератов (докладов), презентаций
1.Биотехнология и генная инженерия-технология XX1 века.
2.Современные способы обеззараживания воды.
3.Аллотропия металлов.
4. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
5. «Периодическому закону- будущее не грозит разрушением…»
6. Синтез 114-го элемента триумф Российских физиков-ядерщиков.
7. Изотопы водорода
8. Использование радиоактивных изотопов в технических целях
9. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине
10. Плазма- четвертое состояние веществ
11. Аморфные вещества в природе, технике и быту.
12.Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности
13. Растворы вокруг нас. Типы растворов
14. Вода как реагент и среда для химического процесса.
15. Жизнь и деятельность С.Аррениуса.
16. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации
17. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
18. Серная кислота- «хлеб химической промышленности»
19. Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
20.Оксиды и соли как строительные материалы.
21. История гипса
22. Поваренная соль как химическое сырье.
23. Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.
24. Реакции горения на производстве и в быту.
25. Виртуальное моделирование химических процессов.
26. Электролиз растворов электролитов.
27. Электролиз расплавов электролитов.
28. Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
29, История получения и производства алюминия
30. Электролитическое получение и рафинирование меди.
31.Жизнь и деятельность Г. Дэви.
32.Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство.
33. История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно- техническом прогрессе.
34. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии..
35. Инертные или благородные газы.
36. Рождающие соли- галогены.
37. История шведской спички.
38. История возникновения и развития органической химии.
39. Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова.
40. Витализм и его крах.
41 Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
42. Современные представления о теории химического строения.
43. Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
44. Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
45. История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
46. Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
47. Углеводородное топливо, его виды и назначение.
48. Синтетические каучуки: история, многообразие, перспективы.
49. Резинотехническое производство и его роль в научно- техническом прогрессе.
50. Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
51. Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.

III. Используемая литература
Основная
№ п/пНаименование Автор Издательство и год издания
1 Химия для профессий и специальностей технического профиля Габриелян О.С., Остроумов И.Г. М.,АКАДЕМИЯ,2010.
2 Химия. Органическая химия 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD- 17 изданиеГ.Е. Рудзитис; Ф.Г. Фельдман М. Просвещение, 2014 год.
.3 Химия. Основы общей химии 11 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD). 16 –е издание,
Г.Е. Рудзитис; Ф.Г. Фельдман- М. Просвещение, 2014 год.
4 Химия, тематические тесты, подготовка к ЕГЭ, 10-11 классы базовый и повышенный уровни, учебно- методическое пособие В.И. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралеваг. Ростов на Дону «Легион», 2010г.
5 Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение для студентов учреждений среднего профессионального образования М. 2014
Для преподавателя
6 Федеральный Закон от29.11 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
7 . Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего( полного) общего образования».
8
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования9 Химия: книга для преподавателя: учебно-методическое пособие Габриэлян О.С., Лысова Г.Г. Москва ,.2012
10 Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение), Габриэлян О.С. и др , М. 2014. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение), Габриэлян О.С. и др , М. 2014.
Габриэлян О.С. и дрМосква, . 2014.
Дополнительная
№ п/пНаименование Автор Издательство и год издания
11 Химия- тематические тренировочные задания , интенсивная подготовка к ЕГЭ И.А. Соколова
М. «Эксмо», 2010г
12 Химия в тестах, задачах, упражнениях для СПО, подготовка к ЕГЭ Габриелян О.С., Лысова Г.Г. М., Академия ,2010
13 Сборник самостоятельных работ по органической химии 11 класс, базовый уровень И.И. Новошинский, Н.С. НовошинскаяМ. «Русское слово», 2009г.
14 Ответы и решения, практические работы О,.С. Габриелян М. «Веко» 2009г.
15 Поурочные разработки по химии 10 класс к учебникам О.С. Габриеляна, Л.С. Гузея Г.Е. Рудзитиса М.Ю.ГорковенкоМ. «Веко» 2008г.
16 Химия для преподавателей поурочные планы 11 класс профильный уровень по учебнику О.С. Габриеляна В.Г. Денисова г. Волгоград ..»Учитель»,2009
17 Химия для преподавателей, поурочные планы 11 класс, профильный уровень по учебнику О.С. Габриеляна
В.Г. Денисова Волгоград, «Учитель», 2008 г
Интернет ресурсы.
1. www.pvg.mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»)
2. www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»3.www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).
4.www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии)
5.www.enauki.ru (Интернет-издание для учителей «Естественные науки»)
6.www.1september.ru (Методическая газета 1 сентября»)
7.www.hvsh.ru( журнал «Химия в школе»)
8.www.hij.ru( журнал «Химия и жизнь»)
9. www. chemistry-chemists.com (Электронный журнал «Химики и химия 10. www.vikipedia/org/viki