Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности по географии 8 класса.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 8 класс.
Подготовлено в соответствии с рабочей программой к предметной линии учебников «Полярная звезда».
Тема: Россия в мире. 7 часов.

п/пурока Тема урока Цели урока Предметные результаты Метапредметные результаты
(формирование умений) Личностные результаты Виды деятельности обучающихсяСроки изучения
1. Мы и наша страна на карте мира. Выявить географическое положение России.
Оценить место России среди других государств мира.
Оценить место РФ в Европе и Азии. Формировать умение определять границы РФ и пограничные государства. Формирование знаний об особенностях ГП РФ, её крайних точках, о месте РФ среди других государств мира, о месте РФ в Европе и Азии. 1) работать с текстом, картами, диаграммами;
2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;
3) определять по политико – административной карте соседей РФ. Осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину. Выявлять особенности ГП РФ; наносить на к/к объекты, характеризующие ГП РФ; сравнивать ГП, размеры государственной границы РФ и других стран; выявлять зависимость между ГП и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения её территории; определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам и наносить их на к/к; сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими странами. 2. Учимся с «Полярной звездой». Выявить влияние ГП РФ на природу и жизнедеятель-ность населения. Продолжить формирование умений анализировать различные источники географической информации. Формирование знаний о влиянии северного положения РФ на жизнь и деятельность её населения. 1) работать с различными источ-никами географи-ческой информации – текстом, картами;
2) самостоятельно решать учебные задачи;
3) создавать схемы и таблицы для решения учебных задач на основе текста параг-рафа и дополнитель-ной информации;
4) строить логичес-кое рассуждение и делать выводы;
5) осуществлять учебное сотрудни-чество со сверстни-ками;
6) работать в группе. Определение своей личностной позиции в решении проблемы. Выявлять влияние ГП РФ на климат и жизнь россиян; оценивать выгоды ГП РФ с учётом её северного положения; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. 3. Наша страна на карте часовых поясов. Сформировать представление о местном солнеч-ном и поясном времени, линии перемен дат. Определить положение РФ на карте часовых поясов. Сформи-ровать умения и навыки решения задач на опреде-ление времени в разных населён-ных пунктах. Формирование знаний о системе отсчёта времени по часовым поясам, о местном солнечном и поясном времени, линии перемен дат, о положении РФ на карте часовых поясов, о часовых поясах и зонах РФ. 1) определять положение РФ на карте часовых поясов;
2) решать практические задачи по определению местного солнечного времени;
3) находить информацию о часовых поясах а Интернете. Формирование коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности. Определять положение РФ на карте часовых поясов; определять поясное время для разных городов РФ на карте часовых поясов; определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем; объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей. 4. Как ориентироваться по карте России. Формировать умение читать карты РФ, ориен-тироваться относительно природных объе-ктов и объектов, созданных чело-веком.
Сформировать понятия «геогра-фический район», «районирование», административно-территориальное деление». Формирование знаний о самых крупных природных объектах РФ, помогающих ориентироваться по карте; о видах районирования территории РФ. 1) определять географические объекты, помогающие ориентироваться на карте РФ;
2) анализировать физическую карту РФ и карту экономических и географических районов РФ;
3) работать с текстом и делать самостоятельные выводы. Осознание практической значимости ориентирования по картам РФ. Ориентироваться по карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком; выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, эконо-мического и административно-территориального деления РФ; определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ; определять по карте состав и границы федеральных округов; наносить на к/к субъекты РФ, их столицы и администра-тивные центры; обозначить на к/к границы федеральных округов, подпи-сывать их названия и центры; сопоста-влять информацию из разных источников
. 5. Формирование территории России. Осуществить межпредметные связи с курсом истории по формированию территории РФ. Выяснить, как заселялась территория РФ. Оценить вклад русских путешественников и первопроходцев в освоении территории страны. Овладение знаниями о формировании и заселении территории РФ.
Формирование представлений о вкладе ученых и первопроходцев в освоении территории страны. 1) работать с текстом и картами учебника; 2)извлекать информацию из различных источников и преобразовывать её в таблицу; 3)формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 4)осуществлять совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5)работать самостоятельно. Воспитание российской гражданской индентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое многонационального народа страны; осознание вклада первопроходцев и следователей в освоении территории страны. Выявлять особенности формирования государственной территории РФ, её заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Выявлять зависимость между ГП и размерами государственной территории страны и особенностями её заселения и хозяйственного освоения. Систематизировать знания об освоении территории РФ с древнейших времён до наших дней в таблице. Подготавливать и обсуждать презентации о географических открытиях отечественных путешественников и исследователей. 6. Наше национальное богатство и наследие. Сформировать понятие – национальное богатство. Раскрыть особенности природных ресурсов РФ. Выявить, что такое Всемирное природное и культурное наследие. Формирование знаний о национальном богатстве РФ, о природных ресурсах и месте РФ в мире по их запасам, об объектах природного и культурного наследия РФ. 1)анализировать информацию, содержащуюся в таблице и схеме, и делать самостоятельные выводы.
2)давать аргументированные ответы на поставленные учителем вопросы.
3) работать в группе. Осознание значимости национального богатства РФ для её развития и проц-ветания. Развитие эстетического сознания через изучение объектов Всемирного природного и культурного наследия. Оценивать национального богатство страны и её природно-ресурсный капитал. Наносить на к/к объекты природного и культурного наследия РФ. Характеризовать объекты природного и культурного наследия страны (по выбору). Тема: Россияне. 10 часов.

п/пурока Тема урока Цели урока Предметные результаты Метапредметные результаты
(формирование умений) Личностные результаты Виды деятельности обучающихсяСроки изучения
1.
(7) Численность населения. Установить численность населения РФ. Раскрыть особенности демографических кризисов. Раскрыть причинно-следственные связи, влияющие на изменение численности населения. Выяснить, с чем связаны демографические потери населения в 20 веке. Научиться анализировать графики. Формирование знаний о населении РФ: его численности, естественном приросте, о демографических кризисах и их причинах. 1) создавать простейшие модели (графики) на основе статистических данных.
2)находить и отбирать информацию в соотве-тствии с учебными задачами.
3)использовать учеб-ную информацию для достижения результата.
4)работать в группе.
5)анализировать графики и делать самостоятельные выводы. Осознание факта, что человек – высшая ценность на Земле. Определять место РФ в мире по численности населения на основе анализа статистических данных. Определять и сравнивать показатели ЕП населения РФ в разных частях страны, в Кемеровской области. Наблюдать динамику численности населения на основе анализа графика «Темпы роста населения РФ и демографические кризисы в разные периоды. Анализировать график рождаемости и смертности населения РФ в 20 веке. Прогнозировать темпы роста населения РФ и её отдельных территорий. 2.
(8) Воспроизводство населения. Раскрыть сущность понятия «воспроизводство населения». Выявить особенности воспроизводства населения в РФ. Познакомить с воспроизводством населения в разные исторические периоды. Объяснить особенности перехода районов РФ от традиционного к современному типу воспроизводства. Формирование знаний и представлений о типах воспроизводства населения, в т. ч. в различные исторические периоды, о специфике перехода от традиционного к современному типу воспроизводства населения в различных регионах РФ. 1)анализировать текст для решения поставленной задачи;
2)работать с фото как с дополнительным источником графи-ческой информации;
3)анализировать таблицу на стр.35 учебника;
4)создавать на основе текста таблицу, харак-теризующую измене-ние воспроизводства населения в разные исторические эпохи.
Осознание факта, что смена поколений - непрерывный процесс. Сравнивать особенности различных типов воспроизводства населения. Сравнивать показатели воспроизводства в разных регионах РФ. Сравнивать показатели воспроизводства населения РФ с показателями воспроизводства населения других стран мира. 3.
(9) Наш «демографи-ческий портрет». Выяснить, что такое демографическая ситуация. Охарактеризовать половозрастную структуру населения РФ. Познакомить с понятием «ожидаемая продолжительность жизни». Формирование знаний и представлений о демографической ситуации в РФ; о факторах, определяющих соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах; о половом и возрастном составе населения РФ; об ожидаемой продолжительности жизни. 1)определять понятия;
2) анализировать источники геогра-фической информации – диаграммы и карты;
3)строить логические рассуждения и устанавливать связи и обобщения на примере карт и диаграмм;
4)осуществлять смысловое чтение;
5)подготавливать и обсуждать презен-тации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни. Формирование способностей к саморазвитию и самообразованию на основе решения учебных задач. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой и возрастной состав населения РФ. Подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни. Сравнивать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни мужчин и женщин в РФ и других странах мира. 4.
(10) Учимся с «Полярной звездой». Сформировать представление о соотношении «дети-трудоспособные-пожилые» в некоторых регионах РФ. Выявить динамику городского и сельского населения в основных возрастных группах за определённый период. Формирование представлений о возрастном и половом составе некоторых регионов РФ, о динамике городского и сельского населения в основных возрастных группах. 1)анализировать диаграммы и делать самостоятельные выводы;
2)работать в группе. Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к познанию демографической ситуации в разных регионах РФ. Сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды разных регионов РФ. Анализировать таблицу динамики городского и сельского населения по основным возрастным группам. 5.
(11) Мозайка народов. Раскрыть понятие «этнос», особенности этнической структуры населения регионов РФ. Раскрыть значение русского языка для народов РФ. Выявить особенности географии религий в РФ. Формирование представлений и знаний об этносе, языковых семьях и группах, о значении русского языка для народов РФ, о религиозном составе населения РФ. 1)определять понятие «этнос», «языковая семья», «языковая группа»;
2)формулировать выводы;
3)извлекать информацию из различных источников знаний. Осознание своей этнической принадлежности. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов РФ Определять крупнейшие по численности народы РФ. Определять по карте особенности размещения народов РФ и сопоставлять географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ. Определять основные языковые семьи и группы народов РФ. Определять современный религиозный состав населения РФ, главные районы распространения религий на карте. Наносить на к/к крупнейшие религиозные центры российского православия, ислама, буддизма. 6.
(12) Размещение населения. Раскрыть особенности размещения населения РФ. Раскрыть роль крупных городов в размещении населения. Формирование знаний о размещении населения РФ, типах расселения, роли крупных городов в размещении населения. 1) Строить логическое рассуждение и делать выводы; 2)устанавливать причинно-следственные связи;
3)находить и использовать различные источники информации;
4)включаться в обсуждение проблем;
5)формулировать и аргументировать свою точку зрения. Осознание значимости повышения качества жизни на всей территории РФ. Выявлять факторы, влияющие на размещение населения РФ. Выявлять по тематическим картам закономерности размещения населения РФ. Анализировать карту плотности населения, выделять территории с высокой и низкой плотностью населения. Сопоставлять показатели плотности населения кемеровской области с показателями плотности населения других регионов РФ. Наносить на к\к главную полосу расселения и хозяйственного освоения, зону Севера. 7.
(13) Города и сельские поселения. Урбанизация. Раскрыть особенности основных типов поселений. Сформировать представление об урбанизации и её влиянии на окружающую среду. Познакомить с типами городов РФ, их функциями. Выявить функции сельской местности. Формирование знаний и представлений о городах и сельских поселениях, их типах и функциях, урбанизации и городских агломерациях. 1)осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
2)осуществлять проектную деятельность;
3)строить логическое рассуждение и делать выводы;
4)работать с текстом;
5)создавать таблицу для решения учебной;
6)работать индивидуально и в паре. Осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры. Развитие этнического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений. Осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях. Определять типы поселений РФ. Характеризовать различия городского и сельского образа жизни. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявлять особенности урбанизации в РФ. Определять территории РФ с самым высоким и самыми низкими показа-телями урбанизации по тематической карте. Подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на окружающую среду. Определять типы городов РФ по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Нано-сить на к/к крупнейшие города и город-ские агломерации РФ. Обсуждать социально-экономические и экологи-ческие проблемы крупных городов. Определять типы сельских населённых пунктов по числу жителей, по внешнему облику, роли в хозяйстве страны. 8.
(14) Миграция населения. Выявить особенности миграций в РФ. Раскрыть, как изменилось направление миграций в конце 20 века. Сформировать представление о том, как миграции изменяют состав населения. Сформировать проблемы, связанные с миграциями а РФ. Формирование знаний о миграциях населения: их причинах, видах и основных направлениях. 1)интерпретировать и обобщать информацию;
2)при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Осознание значения миграций в экономических, социальных и культурных процессах РФ. Понимать роли миграций в судьбе конкретного человека, его семьи. Формирование толерантного отношения к мигрантам. Определять типы и причины внутренних и внешних миграций. Подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития РФ. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории РФ по карте. Определять территории РФ с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным. Выявлять на основе анализа карты влияние миграций на изменение численности населения регионов РФ. 9.
(15) Россияне на рынке труда. Раскрыть особенности понятия «трудовые ресурсы». Вскрыть причины и следствия безработицы. Сформировать представление о требованиях к современному работнику в условиях рынка и профессиях, востребованных на сегодняшний день. Сформировать представление о требованиях общества к качеству трудовых ресурсов. Формирование представлений и знаний о трудовых ресурсах РФ, экономически активном населении, рынке труда и требованиях, предъявляемых к работнику в современных условиях, человеческом капитале. 1)определять понятия; 2)применять схемы для объяснения сути процессов и явлений; 3)при работе в паре или в группе обмениваться с партнёром важной информацией. Понимание значимости качества трудовых ресурсов как фактора развития общества. Осознание важности выбора профессии. Анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения РФ. Сравнивать по статистическим данным численность трудоспособного и экономически активного населения в РФ и других странах мира. 10.
(16) Обобщение темы «Россияне». Повторение и обобщение темы. Выполнение итогового теста. Тема: Природа России. 17 часов.

п/пурока Тема урока Цели урока Предметные результаты Метапредметные результаты
(формирование умений) Личностные результаты Виды деятельности обучающихсяСроки изучения
1.
(17) История развития земной коры. Познакомить с историей развития земной коры. Раскрыть особенности геологи-ческой карты. Познако-мить с геохроноло-гической таблицей. Сформировать умение работать с геохроно-логической таблицей и геологической картой. Формирование представлений об этапах развития земной коры, геологическом летоисчислении, эпохах складчатости. 1)строить логическое рассуждение;
2)устанавливать связи и делать обобщение;
3)планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией. Понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры. Определять основные этапы формирования земной коры на территории РФ по геохронологической карте и геохронологической таблице. Определять по карте возраст наиболее древних участков на территории РФ. Определять по карте, в какие эпохи складчатости возникли горы РФ. 2.
(18) Рельеф: тектоничес-кая основа. Раскрыть понятие «платформа», «геосин-клиналь». Установить особенности рельефа РФ. Формировать умение работать с тектонической картой. Выявлять причинно-следственные связи рельефа и тектоничес-кого строения. Формирование представлений и знаний об основных типах тектонических структур – платформах и геосинклиналях, о рельефе РФ и его связи с тектоническим строением территории. 1)формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей;
2) составлять схемы;
3)анализировать таблицы. Развитие навыков самостоятельной работы с тектонической картой. Определять особенности рельефа РФ по физической карте. Наносить на к\к основные формы рельефа страны. Определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте РФ. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тектонической картам. Составлять описание рельефа по карте. 3.
(19) Рельеф: скульптура поверхности. Раскрыть, от чего зависит рельеф поверхности. Познакомить с изменением горных пород в процессе выветривания. Определить, какие внешние процессы и каким образом влияют на рельеф. Формирование знаний о рельефе РФ, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф. 1)устанавливать причинно-следственные связи;
2)решать учебные задачи;
3)создавать таблицы и схемы;
4)работать индивидуально и в группе;
5)создавать проекты. Формирование умений использо-вания знаний в пов-седневной жизни для объяснения процессов выветри-вания, влияния внешних и внутрен-них сил Земли на формирование рельефа. Выявлять внешние и внутренние процессы , оказывающие влияние на формирование рельефа страны. Определять взаимосвязь внешних и внутренних процессов , формирующих рельеф. Определять по карте основные центры оледенений, районы распространения многолетней мерзлоты. Объяснять влияние человеческой деятельности на рельеф. 4.
(20) Ресурсы земной коры. Выявить состав полезных ископаемых РФ и особенности их размещения. Объяснить, как образуются полезные ископаемые. Установить основные месторождения полезных ископаемых РФ. Изучить стихийные природные явления, связанные с земной корой, на территории РФ. Формирование знаний о минерально-сырьевой базе страны, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории РФ, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой. 1)подготавливать сообщения о стихий-ных природных явле-ниях в литосфере, пра-вилах безопасного по-ведения в ситуациях связанных с ними;2)объяснить взаимоза-висимости между особенностями литос-феры, жизнью и хозяй-ственной деятельно-стью человека;
3)уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографии-ческой и текстовой информацией;
4)решать учебные задачи;
5)создавать таблицы и схемы;
6)работать индиви-дуально и в группе;
7)разрабатывать проекты. Формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений. Усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления физической карты и карты строения земной коры. Наносить на к/к месторождения полезных ископаемых. В паре формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Определять территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематической картам.5.
(21) Учимся с «Полярной звездой». Систематизировать информацию о полезных ископаемых РФ. Подготовить материалы в соответствии с заданием на стр.80 учебника. Подготовить ответы на вопросы, предложенные на стр. 81 учебника. Систематизировать знания о полезных ископаемых РФ и Кемеровской области. Развитие картографических умений. 1)работать индивид-льно и в группе;
2)принимать участие в обсуждении выступ-лений одноклассников;
3)анализировать информацию о поле-зных ископаемых;
4)подготавливать мате-риалы о полезных иско-паемых, проблемах их рационального использования. Развитие умений самостоятельного поиска информации в книгах, Интернете и на картах. Анализировать и систематизировать информацию о полезных ископаемых РФ. Подготавливать материалы о полезных ископаемых и проблемах их рационального использования.
Принимать участие в обсуждении результатов. 6.
(22) Солнечная радиация. Сформировать понятия «солнечная радиация», «радиационный баланс». Изучить виды солнечной радиации. Сформировать представление об изменении солнечной радиации по сезонам года. Формирование знаний о различных видах солнечной радиации, радиационном балансе. Формирование умений определять по картам закономерности распределения солнечной радиации по территории страны. 1)определять понятия;
2)использовать текст параграфа и карты для получения информации о солнечной радиации;
3)анализировать информацию и делать выводы;
4)создавать схемы. Понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле. Выявлять факторы, определяющие климат РФ. Выявлять закономерности распреде-ления солнечной радиации по территории РФ. Определять по карте количество сум-марной солнечной радиации и радиацион-ного баланса для разных районов и горо-дов РФ. Анализировать карту «Высота солнца над горизонтом на разных широ-тах». Объяснять изменения количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года. 7.
(23) Атмосферная циркуляция. Раскрыть роль атмос-ферной циркуляции в формировании климата РФ. Сформировать понятия: воздушные массы, атмосферный фронт, циклон и анти-циклон. Выяснить, что происходит на грани-цах воздушных масс. Выявить влияние цик-лонов и антициклонов на погоду. Формирование представлений и знаний о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат РФ, атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах. 1)устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
2)формулировать обобщения на основе изучаемого материала;
3)создавать схемы;
4)анализировать рисунки. Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат РФ. Выявлять типы воздушных масс, влияющих на климат РФ. Объяснять влияние соседних территорий на климат РФ. Объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов. 8.
(24) Зима и лето в нашей северной стране. Выяснить, как влияет на климат нашей страны её географическое положение. Установить особенности зимнего и летнего сезонов в РФ. Познакомить с синоптической картой. Формировать умение описывать климат. Формирование представлений и знаний о влиянии на климат РФ её ГП, об особенностях зимнего и летнего сезонов в нашей стране. 1)извлекать информа-цию из текста парагра-фа, анализировать её и делать выводы;
2)строить логическое рассуждение, устанав-ливать причинно-следственные связи и делать обобщение;
3)работать с картами параграфа;
4)осуществлять учебное сотрудни-чество с учителем и сверстниками;
5) работать в группе. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. Раскрывать влияние ГП и морских течений на климат РФ. Определять по картам климатические показатели ( атмосферное давление, средние температуры января и июля, среднегодовое количество осадков) для разных населённых пунктов. Определять по синоптической карте особенности погоды для разных населённых пунктов. 9.
(25) Учимся с «Полярной звездой». Оценить климатические условия РФ. Определить, в пределах каких климатических поясов расположена наша страна. Формировать умение работать с климатической картой. Формировать умение анализировать климатические диаграммы. Формирование знаний о климатических условиях России на основе различных источников информации. 1)планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией;
2)работать с текстом и климатическими диаграммами;
3)работать в группе. Формирование способности к самообразованию на основе мотивации к познанию многообразия климатов РФ. Анализировать карту климатических поясов и областей РФ, климатодиаграммы для разных населённых пунктов РФ. Выявлять закономерности распределения климатических показателей в зависимости от климатических поясов. Определять по карте районы распространения разных типов климата на территории страны. Обозначить на к/к границы климатиче-ских поясов, пункты, в которых были зафиксированы самая высокая и самая низкая температура воздуха, самое боль-шое и самое маленькое количество осад-ков. Определять тип климата по описа-нию. Составлять характеристику одной из климатических областей по плану. 10.
(26) Как мы живём и работаем в нашем климате. Углубить знания обучающих о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Раскрыть понятия: комфортность климата, агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения, испаряемость. Установить, какие неблагоприятные климатические явления наблюдаются в РФ. Формирование представлений и знаний о влиянии природных условий на жизнь человека и его хозяйственную деятельность, о комфортности климата, агроклиматических условиях, коэффициенте увлажнения, испаряемости, неблагоприятных климатических явлениях, встречающихся в РФ. 1)подготавливать и обсуждать презентации о влиянии климатических условий на жизнь человека и способах адаптации человека к разным климатическим условиям;
2)систематизировать знания о неблагоприятных климатических явлениях в таблицу;
3)анализировать карты и делать выводы;
4)создавать схемы. Понимание особенностей климата РФ и его влияния на жизнь и здоровье человека. Понимание того, что адаптация человека к климатическим условиям – фактор здоровья. Оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зре-ния их комфортности для жизни и хозяй-ственной деятельности населения. Выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными для проживания людей условиями .Определять коэффициент увлажнения для различных территорий РФ. Анали-зировать карту «Агроклиматические ресурсы», Определять наиболее благоприятные для выращивания с/х культур районы РФ. Выявлять особенности неблагоприятных климатических явлений. Определять районы их распространения на террито-рии страны по тематическим картам. 11.
(27) Наши моря. Познакомить с особенностями морей, омывающих территорию РФ. Формировать умение давать характеристику морей. Оценивать природные ресурсы российских морей. Раскрыть экологические проблемы морей РФ. Формирование представление и знаний о морях, омывающих берега РФ, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании. 1)подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для РФ Северного морского пути;
2) работать с текстом и картами;
3)создавать таблицы и схемы. Осознание значи-мости морей для РФ. Оценивать зна-чение моря как уни-кального природ-ного комплекса. Формирование основ экологиче-ской культуры. Развитие опыта рационального использования ресурсов морей. Выявлять особенности морей РФ. Наносить на к/к моря, омывающие берега РФ, Северный морской путь, крупные порты. Составлять описание моря по плану. Сравнивать моря на основе физической карты. 12.
(28) Наши реки. Выявлять особенности рек РФ. Углубить знания о российских реках. Определять типы питания, режим, годовой сток, прина-длежность рек к бассейнам океанов по картам. Составлять описание рек по плану. Раскрывать значение рек для человека. Объяснять понятия: режим реки, расход реки, годовой сток, падение реки, уклон. Формирование представлений и знаний о реках РФ и их особенностях, о принадлежности рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки. 1)работать с текстом и картами параграфа;
2)осуществлять смысловое чтение и делать самостоятельные выводы;
3)анализировать рисунки;
4)создавать схемы;
5)подготавливать и обсуждать презентации об опасных явлениях, связанных с водами, и их предупреждении. Понимание значимости рек для человека и хозяйства страны. Определять состав внутренних вод на территории страны. Определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по картам. Наносить на к/к речные системы и их водоразделы. Выявлять зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по картам. Составлять описание одной из рек по типовому плану. Определять падение и уклон рек РФ (по выбору). 13.
(29) Где спрятана вода. Раскрыть особенности размещения и типы озёр. Объяснять процесс образования болот. Выяснить, где в РФ находятся источники чистой воды. Раскрыть значимость озёр и болот. Формирование представлений и знаний о крупнейших озёрах РФ, типах озёр, происхождении озёрных котловин, районах распространения озёр в РФ , о других внутренних водах РФ – подземных водах, ледниках, артезианских бассейнах, многолетней мерзлоты. 1)создание схемы;
2)планировать последо-вательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией;
3)работать индивидуа-льно или в группе;
4)при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участво-вать в обсуждении, аргументировать свою точку зрения;
5)подготавливать презентации. Осознание значения внутренних вод РФ, необходимости сохранения озёр, болот, ледников и подземных вод для нынешних и будущих поколений. Определять тип озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам. Наносить на к/к основные районы распространения болот, горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты. Составлять описание одного из наиболее крупных озёр по плану. 14.
(30) Водные дороги и перекрёстки. Раскрыть связь человека с реками. Выявить значение рек в жизни общества. Раскрыть значение водных путей в развитии страны. Формирование знаний о значении рек в жизни человека и в хозяйстве страны. 1)подготавливать и обсуждать презентации о роли в жизни человека и развитии хозяйства РФ, КО;
2)работать с текстом и картами;
3)включаться в дискуссию. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. Формирование понимания ценности водных путей для развития страны. Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий. Определять особенности использования внутренних вод КО. Определять пути охраны и рационального использования водных ресурсов. Наносить на к/к крупнейшие морские и речные порты РФ.15.
(31) Учимся с «Полярной звездой». Попытаться найти решение проблемы, связанной с преобразованием рек. Формировать умение обсуждать проблемы, включаться в диалог. Формирование представлений о деятельности человека, связанной с преобразованием рек, и о возникающих при этом экологических проблемах. 1)формулировать, аргу-ментировать и отстаи-вать своё мнение;
2)при работе в паре или в группе обмениваться с партнёром важной информацией, участво-вать в обсуждении;
3)участвовать в дискуссии. Формирование личностного отношения к проблемам преобразования рек. Систематизировать информацию о преобразовании рек человеком. Устанавливать причинно-следственные связи. 16.
(32) Почва – особое природное тело. Выявить значение почвы. Углубить знания о почве. Установить типы почв, распространённых в России. Познакомить со строением почвенного профиля. Определить особенности механического состава и структуры почвы. Формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв. 1)подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования;
2)наблюдать образцы почв КО, выявлять их свойства и особенности хозяйственного использования;
3)создавать схемы;
4)анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы. Осознание значения плодородия почвы. Определять механический состав и структуру почв, их различия. Выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности. Выявлять основные факторы почвообразования. Определять по карте главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. Наносить на к/к основные типы почв РФ. Определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам. 17.
(33) Обобщение темы «Природа России». Повторение и обобщение темы. Выполнение итогового теста по теме. Тема: Природно-хозяйственные зоны России. 7 часов.

п/пурока Тема урока Цели урока Предметные результаты Метапредметные результаты
(формирование умений) Личностные результаты Виды деятельности обучающихсяСроки изучения
1.
(34) Северные безлесные зоны. Сформировать образы арктических пустынь, тундры и лесотундры и необходимость береж-ного отношения к их природе. Раскрыть уяз-вимость зоны арктиче-ских пустынь, тундры и лесотундры как природно-территориа-льного комплекса, выявить их экологиче-ские проблемы. Выя-вить особенности заня-тий населения тундры. Формировать умение давать характеристику природно-хозяйствен-ной зоны, описание жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны. Формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны – зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры. 1)искать и отбирать информацию по теме;
2)подготавливать и обсуждать презентации;.3)работать с текстом и географическими картами. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Выявлять особенности ГП, климата, растительного и животного мира, занятий населения природных зон. Наносить на к/к границы природных зон. Сравнивать ГП разных природных зон. Выявлять взаимосвязи между компонентами природы в природных зонах на основе анализа физической карты, карт компонентов природы, схемы связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану. Определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности. 2.
(35) Лесные зоны. Сформировать образы лесных зон. Выявить особенности таёжной зоны. Определить занятия населения таёжной зоны. Устано-вить отличия зон смешанных и широко-лиственных лесов от тундровой и таёжной зон. Развивать умение анализировать и давать характеристику при-родных зон. Выявить экологические проблемы лесных зон. Формирование знаний о лесных зонах нашей страны – тайги и смешанных и широколиственных лесов, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах. 1)работать с текстом и картами;
2)сопоставлять физическую карту РФ и карты компонентов природы;
3)анализировать картосхемы и делать выводы;
4)составлять схемы;
5)выявлять проблемы, связанные с лесными ресурсами, и обсуждать их. Воспитание чувства гордости за свою Родину. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Давать описание тайги, сравнивать таёжную зону с зоной смешанных и широколиственных лесов. Выявлять взаимозависимость между компонентами природы внутри природных зон на основе анализа физической карты и карт компонентов природы. 3.
(36) Степи и лесостепи. Сформировать образы лесостепи и степи. Выявить значение степ-ной зоны для развития сельского хозяйства РФ. Раскрыть роль чернозёмов. Формиро-вать умение давать характеристику природных зон. Формирование знаний о природных зонах РФ – степной и лесостепной, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах. 1)работать в группе;
2)создавать образы степи и лесостепи;
3)отбирать и анализировать необходимую информацию, делать выводы. Формирование экологического мышления. Осознание необходимости охраны степных ландшафтов. Сравнивать ГП степи и лесостепи. Наносить на к/к границы природных зон, выявлять причинно-следственные связи между ГП, особенностями климата, растительным и животным миром. Раскрывать особенности ведения сельского хозяйства в степи. Давать оценку чернозёмам. 4.
(37) Южные безлесные зоны. Выявить особенности полупустынь и пустынь. Установить особенности занятий жителей полупустынь. Развивать умение создавать образ природной зоны. Развивать умение характеризовать природные зоны. Решать проблему в игровой ситуации. Формирование знаний о южных безлесных зонах РФ – зонах полупустынь и пустынь, о хозяйственной деятельности человека в зоне полупустынь. 1)работать в группе;
2)создавать презентации о южных безлесных зонах РФ;
3)находить и отбирать информацию;
4)использовать средства информационных технологий;
5)создавать географические схемы;
6)работать с текстом. Осознание уникальности каждой природной зоны. Определять ГП зоны полупустынь и пустынь. Раскрывать особенности природы полупустынной и пустынной зон. Характеризовать занятия жителей полупустынь. Давать оценку Волго-Ахтубинской пойме – оазису полупустынной и пустынной зон. 5.
(38) Субтропики. Высотная поясность в горах. Раскрыть особенности субтропиков РФ. Выявить особенности высотной поясности в горах. Познакомить с особенностями жизни и хозяйства в горах. Продолжить развивать умение давать описание природных зон. Формирование знаний о самой маленькой по площади природной зоне РФ – зоне субтропиков, о высотной поясности гор, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в горах. 1)работать с текстом и иллюстративным материалом параграфа;
2)создавать схемы;
3)анализировать рисунки и делать выводы;
4)обсуждать дискуссионные вопросы;
5)участвовать в ситуационной игре для развития социального опыта;
6)работать в группе. Осознание уникальности субтропиков РФ. Оценивание специфики жизни и хозяйственной деятельности людей в горах. Определять ГП зоны субтропиков. Выявлять особенности климата, растительного и животного мира зоны. Определять степень освоенности зоны. Давать характеристику высотной поясности. Определять особенности жизни и хозяйства в горах. Анализировать карты компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах. 6.
(39) Учимся с «Полярной звездой». Сравнивать природно-хозяйственные зоны в контексте их значимости для сельского хозяйства и жизнедеятельности человека. Раскрыть взаимосвязь природно-хозяйственной зоны и человека. Сформировать ценностную оценку природно-хозяйственных зон. Формирование знаний об условиях жизни и деятельности человека в разных природных зонах. 1)работать в группе;
2)осуществлять самостоятельную деятельность и сотрудничество со сверстниками при работе в группе;
3)извлекать необходимую информацию из различных источников;
4)характеризовать зоны;
5)обмениваться учебной информацией и участвовать в обсуждении.
6)отбирать, анализировать и систематизировать информацию, необходимую для изучения. Формирование ценностного отношения к природе. Формирование экологического мышления. Сопоставлять карту природно-хозяйственных зон и график «Смена природных зон с севера на юг». Сравнивать зоны РФ. Составлять характеристику зоны по плану. Сопоставлять карты зон и плотности населения, делать выводы. Анализировать карту «Зональная специализация сельского хозяйства». Составлять описания особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в сельской местности разных природных зон. Систематизировать знания о природных зонах. 7.
(40) Обобщение темы «Природно-хозяйственные зоны России». Повторить и обобщить знания по теме. Выполнение итогового теста по теме. Тема: Хозяйство России. 20 часов.

п/пурока Тема урока Цели урока Предметные результаты Метапредметные результаты
(формирование умений) Личностные результаты Виды деятельности обучающихсяСроки изучения
1.
(41) Развитие хозяйства. Выявить, что важно для успешного развития экономики. Сформиро-вать представление о природно-ресурсном, человеческом и произ-водственном капитале. Охарактеризовать отраслевую, функции-ональную и террито-риальную структуру хозяйства. Выявить роль секторов эконо-мики в хозяйстве. Познакомить с «цик-лами Кондратьева». Формирование представлений и знаний о природно-ресурсном, человеческом и производственном капитале, об отраслевой, функциональной и территориальной структуре хозяйстве, о секторах экономики и «циклах Кондратьева». 1)анализировать схемы и таблицы учебника, делать самостоятельные выводы;
2)высказывать своё мнение и аргументировать свою позицию;
3)работать с текстом;
4) включаться в обсуждение проблем необходимости развития хозяйства в России. Осознание необходимости динамичного развития экономики. Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства РФ, определять их различия. Формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира. Выделить типы территориальной структуры хозяйства на основе анализа экономических карт. Выявлять значение человеческого капитала как основного фактора развития общества. 2.
(42) Особенности экономики России. Раскрыть понятие «национальная экономика». Охарактеризовать особенности российской экономики. Сравнивать особенности структуры экономики РФ и отдельных стран мира. Формирование представлений и знаний об уровне экономического развития страны, об особенностях российской экономики и этапах её развития, о перспективах развития экономики РФ. 1)принимать участие в дискуссии;
2)прогнозировать особенности развития экономики страны;
3)выдвигать гипотезы и обосновать их;
4)работать в группе. Осознание необходимости прорыва в развитии экономики страны, собственного личностного роста и получения качественного образования для будущего РФ. Выделять особенности национальной экономики. Сравнивать структуру экономики РФ и других стран. Давать исторический анализ факторов развития экономики страны. Обсуждать благоприятные и негативные факторы, влияющие на развитие экономики. 3.
(43) Учимся с «Полярной звездой». Начать подготовку к конференции «Что мы оставим потомкам». Распределить темы докладов. Познакомить с полезными советами по подготовке докладов. Дать рекомендации по реализации проекта. Формирование представлений о российском наследии. 1)планировать свою деятельность;
2)подбирать и систематизировать информацию по предложенным темам;
3)организовать учебное сотрудничество и сов-местную деятельность с учителем и сверстни-ками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействие и общие способы работы;
4)формулировать, аргу-ментировать и отстаи-вать своё мнение;
5)при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участв-вать в обсуждении;
6)оценивать результат, подводить итоги;
7)принимать информа-ционные технологии для создания доклада. Формирование коммуникативной компетенции во взаимодействии со сверстниками при создании собственного проекта продукта. Осуществлять выбор темы доклада, исходя из содержания. Использовать картографический материал для подготовки доклада. Использовать географические знания и свой опыт при подготовке доклада. 4.
(44) Топливно-энергетичес-кий комплекс. Угольная промышлен-ность. Раскрыть особенности, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса. Выявить особенности размещения угольной промышленности. Определить пути развития угольной промышленности. Формирование знаний о ТЭК РФ и угольной промышленности как базовой отрасли российской экономики. 1)обсуждать проблемы ТЭК и угольной промышленности;
2)извлекать информацию из различных источников;
3)прогнозировать пути развития ТЭК и угольной промышленности;
4)создавать схемы;
5)анализировать таблицы и рисунки, делать выводы. Осознание роли ТЭК и угольной промышленности для развития экономики РФ. Формирование экологического мышления на основе выявления влияния угольной промышленности на состояние окружающей среды. Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объясне-нием функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей – на западе. Высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по её охране. Проводить сопоставитель-ный анализ величины добычи угля в осно-вных угольных бассейнах на основе стати-стических данных и карт. Составлять ха-рактеристику одного из угольных бассей-нов по картам и статистическим материа-лам. Наносить на к/к районы добычи угля. 5.
(45) Нефтяная промышлен-ность. Выявить значение нефти в мире. Раскрыть особенности нефтяной промышленности в РФ. Составить характеристику одного из нефтяных бассейнов на основе карт и статистических материалов. Формирование знаний о нефтяной промышленности как базовой отрасли экономики РФ. 1)обсуждать проблемы нефтяной промышленности;
2)строить логическое рассуждение и делать выводы;
3)составлять таблицы;
4)участвовать в дискуссии. Осознание значения нефтяной промыш-ленности в хозяйст-ве страны. Форми-рование экологи-ческого мышления на основе выявле-ния влияния нефтя-ной промышлен-ности на состояние окружающей среды. Наносить на к/к основные районы добычи нефти. Сопоставлять карту нефтяной промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. Систематизировать знания об экологических проблемах нефтяной промышленности в таблице. 6.
(46) Газовая промышлен-ность. Выявить значение газовой промышленности. Определить особенности размещения и перспективы развития газовой промышленности РФ на основе анализа карт и текста учебника. Формирование знаний о газовой промышленности как базовой отрасли экономики РФ. 1)сопоставлять и анализировать информацию;
2)принимать участие в обсуждении;
3)работать в группе;
4)составлять обобщающие таблицы;
5)работать с кейсом. Формирование экологического мышления на осно-ве выявления влия-ния газовой промы-шленности на состояние окружаю-щей среды. Осозна-ние значения газо-вой промышлен-ности в экономики. Наносить на к/к основные разрабатываемые месторождения газа. Сопоставлять карту газовой промышленности с картой плотностью населения, формулировать выводы. Составлять характеристику одного из газовых месторождений по картам и статистическим материалам. Систематизировать знания об экологических проблемах газовой промышленности в таблице. 7.
(47) Электроэнер-гетика. Выявить значение электроэнергетики для хозяйства страны и лично для человека.. установить существенные признаки понятий: электроэнергетика, энергосистема. Охарактеризовать различные типы электростанций. Выявить особенности размещения электростанций в РФ. Раскрыть проблемы электроэнергетики и Формирование знаний об электроэнергетике как базовой отрасли экономики РФ. 1)определять понятия;
2)составлять структурные схемы;
3)подготавливать и обсуждать презентации о выборе места для строительства электро-станции с учётом фак-торов, влияющих на размещение;
4)анализировать диаграммы;
5)искать и отбирать информацию об электростанциях;
6)использовать средства информацион-ных технологий;
7)участвовать в дискуссии;
8)аргументировано отстаивать своё мнение. Формирование экологического мышления на основе выявления влияния электроэнергетики на состояние окружающей среды. Осознание необходимости экономии электроэнергии. Составлять и анализировать таблицу «Различие типов электростанций по особенностям эксплуатации(преимущества, недостатки), строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявить причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или об отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. 8.
(48) Чёрная металлургия. Выявить особенности металлургического комплекса: его состав, место и значение в хо-зяйстве страны. Опре-делить типы предп-риятий чёрной метал-лургии и особенности их размещения. Уста-новить основные цен-тры чёрной металлу-ргии. Выявить влияние металлургического производства на со-стояние окружающей среды и здоровье человека. Формирование знаний и представлений о чёрной металлургии и её значении в хозяйстве страны, типах предприятий чёрной металлургии. 1)анализировать диаграммы и схемы;
2)вступать в диалог, обсуждать проблемы чёрной металлургии. Формирование экологического мышления на основе выявления влияния чёрной металлургии на состояние окружающей среды. Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии. Приводить примеры различных вариантов размещения предприятий чёрной металлургии. Наносить на к/к главные металлургические районы и центры. 9.
(49) Цветная металлургия. Выявить особенности цветной металлургии. Раскрыть особенности размещения предприятий цветной металлургии. Обосновать размещение крупнейших центров производства алюминия. Формирование знаний о цветной металлургии и её значении в хозяйстве страны. 1)подготавливать и обсуждать презентации об использовании цветных металлов в хозяйстве и о причинах возрастания потребности в них;
2)работать в группе;
3)включаться в диалог, обсуждать проблемы цветной металлургии. Формирование экологического мышления на основе выявления влияния цветной металлургии на состояние окружающей среды. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжёлых металлов. Сопоставлять карты «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения крупнейших центров алюминиевого производства. 10.
(50) Машино-строение. Раскрыть состав и значение машиностроения. Объяснить особенности размещения машиностроительных предприятий. Выявить специфику машиност-роения в РФ. Сформу-лировать проблемы и перспективы развития машиностроения в стране. Формирование знаний о машиностроении и его роль в экономике РФ. 1)работать с текстом, картами, схемами;
2)проводить сопоставительный анализ учебных материалов – текста, карт, схем.;3)находить необхо-димую информацию в СМИ;
4)участвовать в обсу-ждении, высказывать своё мнение. Развитие морального сознания и комплектности в решении проблем отечественного машиностроения. Осознание роли машиностроения в экономике страны и необходимости его модернизации. Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Составлять схему связей автомобильного завода с другими предприятиями. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения, а также районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции, и районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. 11.
(51) Химическая промышлен-ность. Раскрыть роль и место химической промышленности в современном хозяйстве. Установить особенности развития химической промышленности в РФ. Выявить особенности размещения химического производства. Выявить влияние химической промышленности на здоровье человека и окружающую среду. Формирование знаний о химической промышленности и её роли в экономике РФ. 1)работать с текстом и иллюстративным материалом;
2)создавать таблицы;
3)анализировать диаграммы и делать выводы;
4)подготавливать эссе и сообщения о влиянии химической промышленности на окружающую среду. Формирование экологического мышления посредством выявления влияния химической промышленности на окружающую среду и здоровье человека. Выявить роль химической промышленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны. Приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, их изготовившую. Определять по карте основные районы и центры химической промышленности, развивающиеся на собственном и привозном сырье. Анализировать карту основных центров производства минеральных удобрений. Наносить на к/к основные центры химической промышленности. Приводить примеры негативного влияния химических производств на природу и здоровье человека. 12.
(52) Лесопромышленный комплекс. Раскрыть состав, место и значение лесопромы-шленного комплекса в хозяйстве страны. Познакомить с геогра-фией важнейших отра-слей лесопромышлен-ного комплекса. Уста-новить факторы разме-щения отраслей комп-лекса. Выявить проб-лемы комплекса, его влияние на среду. Формирование знаний о лесопромышленном комплексе страны как важнейшей отрасли экономики. 1)работать в группе;
2)в процессе групповой работы обсуждать с партнёром проблемы комплекса;
3)работать с текстом и иллюстрациями учебника;
4)подготавливать презентации об охране лесов РФ. Формирование экологического мышления посредством выявления влияния предприятий комплекса на окружающую среду. Анализировать текст и диаграммы, объясняющие особенности лесопромышленного комплекса. Определять отраслевой состав комплекса. Выявлять по карте районы лесозаготовок и переработки древесины. Характеризовать проблемы лесопромышленного комплекса. 13.
(53) Сельское хозяйство. Растениевод-ство. Раскрыть понятия: сельское хозяйство, сельскохозяйственные угодья. Определить особенности сельхозугодий в разных природных зонах. Раскрыть особенности зернового хозяйства. Сформировать представление о технических культурах и районах их возделывания. Формирование знаний о сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. 1)осуществлять поиск необходимой учебной информации;
2)использовать средства информационных технологий;
3)работать в группе;
4)вступать в диалог, вести дискуссию. Формирование экологического мышления посредством выявления влияния сельскохозяйственного производства на окружающую среду. Осознание роли сельского хозяйства в экономике страны. Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства». Проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и с/х угодий РФ с земельными ресурсами и с/х угодьями других стран, комментировать полученные результаты. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Характеризовать отрасль по плану. Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур. Обозначать на к/к главные с/х районы страны. 14.
(54) Сельское хозяйство. Животновод-ство. Выявить особенности животноводства РФ. Раскрыть особенности отраслей специализации животноводства. Выявить особенности размещения животноводства. Формирование знаний о сельском хозяйстве РФ и его основных отраслей. 1)обобщать материал и делать самостоятельные выводы;
2)осуществлять поиск информации в Интернете;
3)анализировать и оценивать информацию для получения новых знаний и умений;
4)создавать таблицы. Формирование экологического мышления посредством выявления влияния сельскохозяйственного производства на окружающую среду. Осознание роли сельского хозяйства в экономике страны. Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы животноводства. Наносить на к/к основные животноводческие районы. Сравнивать показатели сельскохозяйственного производства в РФ и некоторых других странах. 15.
(55) Учимся с «Полярной звездой». Выявить особенности АПК страны. Раскрыть особенности пищевой и лёгкой промышленности. Формирование представлений и знаний об агропромышленном комплексе страны и проблемах, которые он решает. 1)планировать последовательность и способ действий;
2)осуществлять смысловое чтении;
3)строить логическое рассуждение и делать выводы;
4)устанавливать связи;
5)работать с текстом, схемами, картами;
6)при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.
Формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы. Составлять и анализировать схему «Структура АПК». Выявлять и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимо-связь. Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленного производства на основе статистических данных. Высказывать мнение о причинах недостаточной обес-печенности населения отечественной продукцией пищевой и лёгкой промыш-ленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основ-ные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности. Выявлять влияние предприятий пищевой и лёгкой промышленности на окружающую среду. 16.
(56) Транспортная инфраструк-тура (1). Раскрыть понятие «инфраструктура» и виды инфраструктуры. Определять специфику транспорта как отрасли хозяйства. Выявить значение транспорта в экономике страны и жизнедеятельности населения. Выявить основные виды транс-порта РФ. Охаракте-ризовать особенности сухопутного транспор-та. Раскрыть сущест-венные признаки поня-тий «грузооборот», «пассажирооборот». Определять долю различных видов транспорта в перевозках. Формирование знаний о транспортной инфраструктуре РФ, основных видах транспорта. 1)определять понятия;
2)работать с текстом, схемами;
3)давать характеристику транспорта по плану;
4)осуществлять поиск учебной информации;
5)вступать в дискуссию;
6)работать индивидуально и в группе;
7)использовать средства информационных технологий. Осознание значения транспорта для хозяйства страны и жизнедеятельности человека. Формирование экологического мышления посредством выявления влияния различных видов транспорта на окружающую среду. Формирование правил поведения на транспорте. Характеризовать инфраструктуру, определять значение транспорта. Сравнивать различные виды транспорта по ряду показателей на основе анализа статистических материалов. Выявлять преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта а РФ. Наносить на к/к и показывать по карте главные железнодорожные магистрали РФ.17.
(57) Транспортная инфраструк-тура (2). Выявить особенности водного и воздушного транспорта. Раскрыть понятие «транспортный узел». Охарактеризовать понятия «транспортная магистраль» и «транспортная система». Дать характеристику одного из видов транспорта по плану. Формирование знаний о транспортной инфраструктуре РФ, основных видах транспорта. 1)определять понятия;
2)работать с текстом, схемами;
3)давать характеристику транспорта по плану;
4)осуществлять поиск учебной информации;
5)вступать в дискуссию;
6)работать индивидуально и в группе;
7)использовать средства информационных технологий. Осознание значения транспорта для хозяйства страны и жизнедеятельности человека. Формирование экологического мышления посредством выявления влияния различных видов транспорта на окружающую среду. Формирование правил поведения на транспорте. Выявлять особенности, преимущества и недостатки речного и морского транспорта устанавливать по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю речного и морского транспорта в транспортной работе. Определять по материалам параграфа преимущества и недостатки авиационного транспорта. Определять по статистическим материалам долю авиационного транспорта в транспортной работе. Составлять характеристику одного из видов транспорта по плану. Характеризовать транспортную систему страны. Давать оценку транспортным узлам и магистралям России.
18.
(58) Социальная инфраструк-тура. Раскрыть понятие «услуга». Выявить, как отрасли образуют сфе-ру услуг. Раскрыть понятие «территориа-льная организация обслуживания». Выя-вить отличие сферы услуг в городе и сел-ьской местности. Раз-вивать умение прово-дить простейшие социологические исследования. Формирование знаний о социальной инфраструктуре как части инфраструктурного комплекса, о составе сферы услуг и её роли в жизни общества. 1)осуществлять поиск и отбор учебной информации;
2)использовать средства информационных технологий;
3)высказать свою позицию о развитии сферы услуг в РФ .4)работать в группе. Освоение социальных норм, правил поведения в социальной жизни. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. Выявить роль сферы услуг в социальной инфраструктуре. Оценивать степень её развития. Характеризовать состав сферы услуг и виды услуг. Объяснять территориальную организацию сферы услуг. Сравнивать особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Оценивать роль науки как нового вида ресурса. 19.
(59) Информа-ционная инфраструк-тура. Определить роль информации, связи в современной экономике. Выяснить, как формируется информационное пространство. Выяснить, как информационная структура влияет на территориальную организацию общества. Выявить значение достоверности и качества информации, её безопасность. Формирование знаний об информационной инфраструктуре и отраслях, её образующих, об информационных услугах и их видах. 1)планировать последовательность и способ действий;
2)строить логическое рассуждение и делать выводы;
3)осуществлять поиск и отбор учебной информации;
4)работать с различными источниками информации;
5)использовать средства информационных технологий. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Определение роли информационной инфраструктуры в жизни общества и каждого человека. Выявить значение информации и связи в современном мире. Анализировать способы обеспечения информационной безопасности и высказывать мнение об их надёжности. Осознавать понятие «информационное пространство». Характеризовать информационные услуги. 20.
(60) Обобщение темы «Хозяйство России». Повторить и обобщить знания по теме. Выполнение итогового теста по теме. Тема: Природа, население и хозяйство Кемеровской области. 10 часов.

п/пурока Тема урока Цели урока Предметные результаты Метапредметные результаты
(формирование умений) Личностные результаты Виды деятельности обучающихсяСроки изучения
1.
(61) ГП и рельеф Кемеровской области. Выявить географическое положение области и г.Калтан. Установить особенности рельефа и основные месторождения полезных ископаемых области. Формирование знаний об особенностях географического положения области и г.Калтан. формирование знаний о рельефе области, об особенностях размещения полезных ископаемых на территории области. 1) работать с текстом, картами, диаграммами;
2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм;
3) определять по политико – административной карте соседей области. Воспитание любви и уважения к малой Родине, чувства гордости за неё. Выявлять влияние ГП на климат и жизнь населения области. Сравнивать ГП области с более северными и более южными соседями. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Определять и объяснять особенности рельефа области и г.Калтан. Наносить на к/к месторождения основных полезных ископаемых области.2.
(62) Климат и внутренние воды Кемеровской области. Сформировать представление об изменении солнечной радиации по сезонам года. Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата области. Продолжить формировать умение описывать климат, работать с климатической картой. Формирование знаний о внутренних водах области. Формирование знаний о климатических условиях области на основе различных источников информации. Формирование представлений и знаний о внутренних водах области. 1)устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
2)формулировать обобщения на основе изучаемого материала;
3)создавать схемы;
4)анализировать рисунки. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. Выявлять факторы, определяющие климат области. объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от сезонов года. Наблюдать за изменениями воздушных масс на территории области, за изменениями погоды при приближении и прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов и антициклонов. Выявлять особенности распределения температуры и осадков в области. Оценивать агроклиматические ресурсы области для развития сельского хозяйства. Оценивать обеспеченность водными ресурсами области. определять особенности использования внутренних вод области. 3.
(63) Население Кемеровской области. Выявление особенностей населения области. Продолжить формирование умения строить и анализировать графики. Формирование знаний о населении области. 1) Строить логическое рассуждение и делать выводы; 2)устанавливать причинно-следственные связи;
3)находить и использовать различные источники информации;
4)включаться в обсуждение проблем;
5)формулировать и аргументировать свою точку зрения;
6)анализировать графики и делать выводы. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. Определять и сравнивать показатели естественного прироста в области по статистическим данным. Строить и анализировать график изменения численности населения в области по статистическим материалам. Подготавливать презентации о факторах. влияющих на среднюю продолжительность жизни. сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды разных регионов и области. Определять по карте народы области и их принадлежность к языковым семьям РФ. 4.
(64) ТЭК Кемеровской области. Раскрыть особенности, значение и проблемы отраслей ТЭК, размещённых на территории области. Формирование знаний о ТЭК области и угольной промышленности как базовой отрасли экономики области..1)обсуждать проблемы ТЭК и угольной промышленности;
2)извлекать информацию из различных источников;
3)прогнозировать пути развития ТЭК и угольной промышленности;
4)создавать схемы;
5)анализировать таблицы и рисунки, делать выводы. Осознание роли ТЭК и угольной промышленности для развития экономики области. Формирование экологического мышления на основе выявления влияния угольной промышленности на состояние окружающей среды. Наносить на контурную карту основные разрабатываемые месторождения угля. Составлять характеристику одного из угольных месторождений по картам и статистическим данным. Систематизировать знания об экологических проблемах ТЭК области и угольной промышленности в таблице. 5.
(65) Металлурги-ческий комплекс Кемеровской области. Определить типы предприятий металлургии и особенности их размещения в области. установить основные центры металлургии. Выявить влияние металлургии на состояние окружающей среды и здоровья человека на территории области.
Формирование знаний и представлений о металлургии и её значении в хозяйстве области, типах предприятий металлургии области. 1)подготавливать и обсуждать презентации об использовании металлов в хозяйстве и о причинах возрастания потребности в них;
2)работать в группе;
3)включаться в диалог, обсуждать проблемы металлургии. Формирование экологического мышления на основе выявления влияния металлургии на состояние окружающей среды. Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии. Формулировать главные факторы размещения предприятий металлургии. 6.
(66) Машино-строение и химическая промышлен-ность Кемеровской области. Объяснить особенности размещения предприятий машиностроения и химической промышленности на территории области. Выявить влияние химической промышленности на здоровье человека и окружающую среду области. Формирование знаний о машиностроении и химической промышленности и их роли в хозяйстве области. 1)работать с текстом, картами, схемами;
2)проводить сопоставительный анализ учебных материалов – текста, карт, схем.;3)находить необхо-димую информацию в СМИ;
4)участвовать в обсу-ждении, высказывать своё мнение. Формирование экологического мышления посредством выявления влияния химической промышленности на окружающую среду и здоровье человека. Выявление по карте предприятий по производству машиностроительной продукции области. Приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, их изготовившую. Определять по карте центры химического производства области. Приводить примеры негативного влияния химических производств на природу и здоровье человека. 7.
(67) АПК Кемеровской области. Выявить особенности АПК области. Раскрыть особенности пищевой и лёгкой промышленности области. Формирование представлений и знаний об агропромышленном комплексе области и проблемах, которые он решает. 1)планировать последовательность и способ действий;
2)осуществлять смысловое чтении;
3)строить логическое рассуждение и делать выводы;
4)устанавливать связи;
5)работать с текстом, схемами, картами;
6)при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении. Формирование познавательной и информационной культуры в процессе самостоятельной работы. Составлять и анализировать схему «Структура АПК Кемеровсой области». Выявлять и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимосвязь. Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленного производства на основе статистических данных. Высказывать мнение о причинах недостаточной обес-печенности населения отечественной продукцией пищевой и лёгкой промыш-ленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основ-ные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности. Выявлять влияние предприятий пищевой и лёгкой промышленности на окружающую среду. 8.
(68) Инфраструк-турный комплекс Кемеровской области. Выявить, как развита сфера услуг КО. Подготовить предложения по повышению качества услуг, оказываемых населению. Обсудить проблемы развития сферы услуг КО. Формирование знаний о предприятиях сферы услуг КО и качестве услуг, ими предоставляемых. 1)планировать последовательность и способ действий;
2)строить логическое рассуждение и делать выводы;
3)работать индивидуально и в паре;
4)осуществлять поиск и отбор учебной информации;
5)работать с различными источниками информации;
6)использовать средства информационных технологий. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Характеризовать особенности размещения и взаимосвязь предприятий сферы услуг КО (в т.ч. г.Калтан). Высказывать предложения по улучшению качества обслуживания. Оценивать степень доступности сферы услуг. Систематизировать знания о сфере услуг в таблицах. 9.
(69) Обобщение и повторении темы «Природа, население и хозяйство Кемеровской области». Выполнение итогового теста по теме. 10.
(70) Итоговое тестирование за курс. Выполнение итогового теста за курс географии 8 класса.