Рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса Л.Л. Босова

Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса составлена на основе авторской программы Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ для 5-7 классов общеобразовательной средней школы».
Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным  технологиям  (базовый уровень);
Примерной программы по информатике и ИКТ, 7-9 класс, М. Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения).
Программа рассчитана 17 часов в год (1 час в неделю). Программа построена так, что может использоваться как учениками, изучавшими информатику в начальной школе, так и служить «точкой входа» в предмет для школьников, приступающих к ее изучению впервые. Освоение данного курса вполне доступно для учащихся.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник «Информатика и ИКТ. 6класс. Босова Л.Л.,», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; «Рабочая тетрадь по информатике для 6 класса», Босова Л.Л., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методического пособия «Уроки информатики в 5-7 классах», Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
Учебник «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» для 6 класса автора Босовой Л.Л. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
В учебнике представлена логика обучения пропедевтическому курсу информатике и ИКТ в 6 классе, которая отражает идею о том, что данный этап является наиболее благоприятным для формирования инструментальных (операциональных) ресурсов развития личности, что позволяет достичь метапредметных образовательных результатов (на определённом уровне) на базе информатики и информационных технологий. В структуре учебников представлены следующие разделы:
Структура учебника позволяет развивать такие универсальные учебные умения, как:
1) умение выделять главное в тексте учебника; работать с основными понятиями темы; выявлять логическую тему текста отдельных параграфов, пользоваться простым и сложным планом, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (реконструировать текст в процессе подготовки ответа, при конспектировании материала); осуществлять частично-поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; выполнять отдельные задания на установление межпредметных связей на основе знаний, использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы по теме.
2) учиться в процессе чтения, прослушивания объяснений учителя, сообщений учащихся, вести записи основного их содержания (в свободной форме), воспроизводить содержание прослушанного в форме простого или сложного плана; анализировать прослушанный текст с точки зрения соответствия его формы содержанию;
3) учиться работать с публицистической литературой, находить в книгах комментарии (авторские, комментарии, помещенные в конце книги); использовать ее справочный аппарат; учиться использовать сводный алфавитный указатель, справочные материалы; работать с периодическими изданиями, адресованными учащимся школьного возраста.
Структура и содержание учебных текстов, заданий и практических работ (в том числе компьютерного практикума) даёт возможность развивать:
1) умение анализировать учебную информацию вербального, практического и аудиовизуального характера в классной и домашней работах; анализировать учебную информацию более широкого объема (нескольких параграфов, учебной темы, однородных понятий в разных учебных предметах); анализировать межпредметные связи, указанные в учебных программах; развитие умений выполнять целостный анализ единства содержания и формы при изучении научно-популярных и художественных произведений; знакомиться с приемами проблемного анализа информации на примере объяснения учителя;
2) умение выделять главное в классной и домашней работах вербального, практического и аудиовизуального характера; умение выделять главное в работе познавательного характера, пользоваться правилом-ориентиром выделения главного; умение составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста; переносить умение выделять главное на усвоение материала нескольких параграфов, небольшой темы; применение различных типов сравнения, сравнение учебной информации вербального и аудиовизуального характера в классной и домашней работах, во внеклассной деятельности; умение сравнивать коммуникативные, организационные, мотивационные компоненты деятельности (своей и товарищей), давать оценки по результатам проведенного сравнения; умение применять имеющиеся ориентирующие модели и схемы сравнения, учиться составлять план и правила сравнения в групповой и самостоятельной работе.
3) умение обобщать различную информацию вербального и аудиовизуального характера, умение применять разные обобщения для осмысления и систематизации знаний, использование различных средств для обобщения информации, полученной в учебной и внеклассной работе познавательного характера, обобщать информацию более сложного характера и широкого объема: двух параграфов, темы, несложных межпредметных связей; составлять более сложные обобщающие характеристики, планы, таблицы, модельные схемы, способность обобщать умения и навыки, методы и приемы работы, используя опорные конспекты, логические схемы, трансформировать данные средства обобщения;
4) умение осваивать, применять структуру и правила логического определения, объяснения, описания, знакомиться с характеристикой понятий, исправлять неправильные определения товарищей, умение определять понятия в различных видах деятельности;
5) умение конкретизировать различную информацию, использование различных приемов и видов конкретизации для закрепления и применения знаний, умений и навыков, умение реконструировать конкретную информацию на основе планов, характеристик, схем, моделей, умение наблюдать; умение связно излагать мысли в виде рассказа или отчета (как письменного, так и устного);
6) умение индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии, использование дедуктивных способов доказательства и опровержения, овладение полной структурой доказательства, умение строить доказательство в связном рассуждении, в отчете по лабораторной и практической работам, в анализе рассуждения товарища, умение решать познавательные задачи в несколько действий, доказывать выбор хода в дидактической игре, осваивать образцы проблемного доказательства (в рассказе учителя, в учебнике, несложном учебном фильме, диалоге);
7) умение понимания и оценки предложенных проблемных ситуаций, умение рассматривать предмет с различных точек зрения, видеть новые функции и целостную структуру объекта, самостоятельно строить гипотезы и план решения проблем, формулировать аналогичные проблемы, сравнивать различные пути решения, учиться оформлять результаты решения в виде описания, правила, формулы, алгоритма, проверять и уточнять результаты решения, осуществлять внутрипредметный перенос знаний и приемов работы на решение новых проблем.
Цели и задачи обучения
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Изучение информатики и ИКТ в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В 6 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ


Место предмета в учебном плане МБОУ Сычевской СОШ №2

В соответствии с учебным планом МбОУ СОШ №2 на преподавание информатики и ИКТ в 6 классе отводится 0,5 часов в неделю (17 часов в год).



















Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

Универсальные учебные действия

Личностные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.


Метапредметные результаты
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

Предметные результаты
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.




Особенности преподавания курса информатики в 6 классе
Уроки информатики проходят в кабинете информатики. Занятия по информатике делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части происходит знакомство с основными понятиями данного курса информатики.
Методические особенности: 1. Используется подход от теории к практике. 2. Изучение основных понятий и решения различных задач происходит с привлечением знаний из других предметных областей, жизненных ситуаций.
Используемые технологии, методы и формы работы
При организации занятий школьников 6 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.
На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
проблемное обучение;
метод проектов;
ролевой метод.
Основные типы уроков:
урок изучения нового материала;
урок контроля знаний;
обобщающий урок;
комбинированный урок.
В 6 классе наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а конец урока планировать практическую деятельность учащихся (оптимальная длительность работы за компьютером для учащихся 6 классов не должна превышать 10-20 минут).

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Фронтальный опрос,
практические работы,
дискуссии,
творческие работы.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. П.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

Перечень используемых в курсе компьютерных программ
Операционная система.
Клавиатурный тренажер.
Приложение, включающее в операционные системы: текстовый редактор, графический редактор.
Интегрированное офисное приложение, включающее программу разработки презентаций.
Звуковой редактор.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования ЛогоМир.


















Содержание курса информатики 6 класса
Техника безопасности и организация рабочего места.
§1.Объекты окружающего мира. 1 час
Объекты и множества. Объекты изучения в информатике. Признаки объектов.
§2. Компьютерные объекты. 1 час
Файлы и папки. Размер файла. Объекты ОС.
Практическая работа №1. «Работаем с основными объектами ОС».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
§3. Отношение объектов и их множеств. 1 час
Разнообразие отношений. Отношения между множествами. Отношение «входит в состав»
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора».
§4. Разновидности объектов и их классификация. 1 час
Отношение является «разновидностью». Классификация объектов. Классификация компьютерных объектов.
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового редактора»
§5. Системы объектов. 1 час
Разнообразие систем. Состав и структура системы. Система и окружающая среда. Система как «черный ящик».
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора».
§6. Персональный компьютер как система. 1 час
Компьютер как надсистема и подсистема. Пользовательский интерфейс.
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
§7. Как мы познаём окружающий мир. 1 час
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление.
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
§8. Понятие как форма мышления. 1 час
Понятие. Как образуются понятия. Определение понятий.
Практическая работа №8 «Создаем графические модели».
§9. Информационное моделирование. 1 час
Модели объектов и их назначение. Разнообразие информационных моделей. Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».
§10. Знаковые информационные модели. 1 час
Словесные описания. Научные описания. Художественные описания. Математические модели.
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».
§11. Табличные информационные модели. 1 час
Правила оформления таблицы. Таблица типа «объекты - свойства» ОС.
Таблица типа «объекты – объекты - один» ООО.
Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели».
Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
§12. Графики и диаграммы. 1 час
Зачем нужны графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин. Наглядное представление о соотношении величин.
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».
§13. Схемы. 1 час
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Использование графов при решении задач.
Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».
§14. Что такое алгоритм. 0,5 часа
Жизненные задачи. Последовательность действий. Алгоритм.
§15. Исполнители вокруг нас. 0,5 часа
Разнообразие исполнителей. Формальные исполнители. Автоматизация. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
§16. Формы записи алгоритмов. 1 час
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
§17. Типы алгоритмов. 1 часа
Линейные алгоритмы.
Алгоритмы с ветвлением.
Алгоритмы с повторениями.
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
§18. Управление исполнителем Чертежник. 1 часа
Знакомимся с Чертежником. Пример алгоритма управления Чертежником. Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов.
Цикл повторять n раз.














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


урока
Кол-во
часов
Тема урока
Характеристика видов деятельности учащегося
Планируемые результаты








Личностные





Предметные

Метапредметные




1
Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира
Усвоение новых знаний

познакомиться с учебником; познакомиться с техникой безопасности и правильной организации рабочего места.
Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью
Смыслообразование –
адекватная мотивация
учебной деятельности.
Нравственно-этическая
ориентация – умение
избегать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций



1
Компьютерные объекты.
Усвоение новых знаний
Практическая работа №1.
«Работаем с основными объектами ОС». Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Научиться определять признаки объектов, выявлять объекты компьютера создание папок и файлов, действия над файлами и папками
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач
Смыслообразование –
адекватная мотивация
учебной деятельности.
Нравственно-этическая
ориентация – умение
избегать конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций



1
Отношение объектов и их множеств.

Усвоение новых знаний
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора».
Вспомнить навыки работы в графическом редакторе
Регулятивные: целеполагание-преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль.
Самоопределе- ние – внутренняя
позиция школьника на
основе положительного
отношения к уроку.
Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности



1
Разновидности объектов и их классификация.

Усвоение новых знаний
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового редактора»
Вспомнить основные навыки работы в текстовом редакторе, основные правила набора текста Научиться форматировать по образцу текст, вспомнить навыки работы с фрагментом текста
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию
Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности



1
Системы объектов.
Усвоение новых знаний
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового редактора».
Научиться распознавать объекты в системе.
Научиться создавать векторное изображение, найти различия между векторным и растровым изображением.
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию
Нравственно-этическая
ориентация –
уважительное отношение
к чужому мнению



1
Персональный компьютер как система.
Усвоение новых знаний
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
Познакомить с средствами взаимодействия человека и компьютера
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию
Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности




Как мы познаем окружающий мир.

Усвоение новых знаний
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
Работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста вставка и форматирование символов, форматирование, редактирование как фрагмента так и всего текста
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию
Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности



1
Понятие как форма мышления
Усвоение новых знаний
Практическая работа №8 «Создаем графические модели»..
Научиться определять понятия
Научиться конструированию, созданию мини-моделей паркета, мозайки. Создание информационных моделей в графическом редакторе Научиться конструированию, создание моделей «Кабинет», «Карта»
Регулятивные: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: информационные – получать и обрабатывать информацию; общеучебные – ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию
Нравственно-этическая
ориентация –
уважительное отношение
к чужому мнению
Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности




Информационное моделирование.

Усвоение новых знаний
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».
Научиться созданию и оформлению словесных моделей. Создаем словесные модели, работа с фрагментом текста, поиск, замена фрагментов текста
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.
Познавательные: общеучебные – контролировать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения
Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности



1
Знаковые информационные модели.

Усвоение новых знаний
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».
Научиться работать с многоуровневыми списками
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию
Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности



1
Табличные информационные модели

Усвоение новых знаний
Практическая работа №11 «Создаем табличные модели». Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре
Научиться созданию и оформлению табличных моделей
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию

Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности



1
Графики и диаграммы.

Усвоение новых знаний
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели – диаграммы и графики».
Научиться создавать графики и диаграммы
Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию; инициативное сотрудничество – формулировать свои затруднения
Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности



1
Схемы.

Усвоение новых знаний
Практическая работа №14 «Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья
Научиться созданию и оформлению табличных моделей
Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в образовательную; контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные – выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодейст- вие – формулировать собственное мнение и позицию

Смыслообразование –
самооценка на основе
критериев успешной
учебной деятельности


1
Что такое алгоритм. Исполнитель вокруг нас.

Усвоение новых знаний
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию
Научиться определять СКИ, различать формальные исполнители
Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия
Смыслообразование –
мотивация учебной
деятельности



1
Формы записи алгоритмов.
Усвоение новых знаний
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
научиться формам записи алгоритма,
создавать графические изображения




1
Типы алгоритмов.
Усвоение новых знаний
Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлением Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
Научиться создавать блок-схемы линейных алгоритмов, с ветвлением и с повторением. Тип алгоритма, линейный алгоритм, условие, ветвление, гиперссылка, циклический алгоритм.













1
Управление исполнителем Чертежник.

Усвоение новых знаний.


Научиться создавать вспомогательные алгоритмы алгоритмы повторения, используя исполнитель Чертежник
Регулятивные: целеполагание – формулировать учебную задачу; планирование – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: общеучебные – самостоятельно формулировать познавательную цель; логические – подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество – обращаться за помощью, ставить вопросы, выполнять учебные действия
Смыслообразование –
мотивация учебной
деятельности








Тематическое планирование по информатике 6

Тема урока
Дом.
задание
Дата
проведения


Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

§ 1
стр. 5-11



Компьютерные объекты
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами»Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»
§ 2
стр12-18



Отношения объектов и их множеств
Практическая работа № 3«Повторяем возможности графического редактора-инструмента создания графических объектов»
§ 3
стр19-27



Разновидности объектов и их классификация
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора-инструмента создания текстовых объектов»
§ 4
стр 28-32



Системы объектов
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»
§ 5
стр33-38



Персональный компьютер как система
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
§ 6
стр39-41



Как мы познаем окружающий мир
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»
§ 7
стр42-46



Понятие как форма мышления
Практическая работа №8 «Создаем графические объекты»
§ 8
стр47-51



Информационное моделирование
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели»
§ 9
стр52-58



Знаковые информационные модели
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки»
§ 10
стр59-65



Табличные информационные модели
Практическая работа №11-12 «Создаем табличные модели». «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»
§ 11
стр 66-78



Графики и диаграммы
Практическая работа №13 «Создаем информационные модели-диаграммы и графики»
§ 12
стр79-88



Схемы
Практическая работа №14 «Создаем информационные модели-схемы, графы и деревья»
§ 13
стр89-99



Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»
§ 14-15
стр100-102



Формы записи алгоритмов
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»
§ 16
стр103-107



Типы алгоритмов
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию»
§17
стр108-117



Управление исполнителем Чертежник
§18


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 6 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности.
Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования.
При выставлении оценок следует придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50-70% «3»;
71-85% «4»;
86-100% «5».
Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.
Компьютерное тестирование интересно детям, а учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 6классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.
В 6-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Практические контрольные работы для учащихся 6 класса представлены в трех уровнях сложности. Важно правильно сориентировать учеников, чтобы они выбирали вариант, адекватный их возможностям.
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума.
Учебно-методические комплекты

Дидактические материалы
Информатика и ИКТ: 6 класс: Под ред. Л.Л. Босова– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.
Л. Босова «Информатика 6 класс». Рабочая тетрадь- М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год



Перечень литературы обязательной для изучения
Л. Босова «Информатика 6 класс», - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год.
Л. Босова «Информатика 6 класс». Рабочая тетрадь- М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 год
Методического пособия «Уроки информатики в 5-7 классах», Л. Босова, А. Босова - М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 год.
Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)








13PAGE \* MERGEFORMAT142415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 815