Рабочая программа кружка Юный исследователь для обучающихся 5-8 классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №30 г. Ярославля
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметного кружка по биологии
«Юный исследователь»
для учащихся 5 – 8 классов
-13144520320 Составлена учителем биологии
МОУ СОШ № 30 г. Ярославля
Кокуевой Е.С.
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальнось программы курса определена подготовкой к введению Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (Далее - Стандарта) в среднем звене с 2015-2016 учебного года. В рамках введения Стандарта метод проектов станет одним из основных видов деятельности как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся.
В ходе планирования и различных проектов учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цель: познакомить учащихся с многообразием мира и явлений живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи программы:
ОбразовательныеРасширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
ВоспитательныеВоспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы:
Количество детей - 15 человек
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-15 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
Количество часов - 2 учебных часа в неделю (всего 68 часов)
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Групповая
ИндивидуальнаяДеятельность школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Основные принципы программы
Принцип системности-
Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.
Принцип гуманизации-
Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
Принцип опоры-
Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
Принцип совместной деятельности детей и взрослых-
Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Принцип обратной связи-
Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
Принцип успешности-
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
В результате работы по программе курса учащиеся должны
знать:
методику работы с биологическими объектами и микроскопом;
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Построение работы в кружке «Юный исследователь» имеет свои особенности:
После вводного занятия и ознакомления с правилами работы в биологической лаборатории (п.1), ученики приступают к осуществлению проектов, примерные темы которых приведены ниже (п.2). По правилам проектной деятельности нельзя заранее сформулировать темы проектов, т. к. они рождаются в голове самих учеников исходя из личностной значимости. Поэтому приведенные темы являются приблизительными.
В ходе работы над выбранным учеником проектом, исходя из личностной значимости, дети будут параллельно знакомиться с формами и методами организации исследовательской деятельности (п.3) и оформлением исследовательских работ (п. 4). Таким образом, построение учебного материала носит параллельный характер.
Содержание программы по учебному материалу:
1. Вводное занятие (2 часа).
Цели и задачи, план работы кружка.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней.
Оборудование биологической лаборатории.
Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
2. Проектно - исследовательские работы в области биологии (26 часов).
Выращивание плесени и изучение условий ее существования.
Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени.
Способы борьбы с плесенью.
Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.
«Посев» микроорганизмов.
Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет).
Определение крахмала в пищевых продуктах.
Анализ подлинности пищевых продуктов.
Акция «Контрольная закупка».
Определение органических веществ в продуктах питания.
Определение кислотности продуктов питания.
3. Формы и методы организации исследовательской деятельности (4 часа).
Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы:
чтение-просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала.
Особенности и приемы конспектирования.
Тезисы.
Экскурсия в библиотеку.
4. Оформление исследовательских работ (34 ч.)
Основы научного исследования.
Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования.
Выбор темы исследовательской работы.
Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме.
Составление рабочего плана исследования.
Обоснование выбранной темы.
Оформление титульного листа.
Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература».
Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Power Point.
Логическое построение текстового материала в работе.
Наглядный материал.
Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.
Отбор и размещение рисунков, фотографий.
Научный язык и стиль.
Сокращения, обозначения.
Объемы исследовательской работы.
Эстетичное оформление.
Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.
Выводы.
Оформление «Заключения».
5. Подведение итогов работы кружка (2 часа).
Выступление учеников на научно – практических конференциях различного уровня.
Планы на следующий учебный год.
Календарно - тематический план:
Дата Количество часов Название темы, раздела
1. Вводное занятие (2 часа)
1
1 Цели и задачи, план работы кружка.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней.
Оборудование биологической лаборатории.
2. Проектно - исследовательские работы в области биологии (26 часов)
2 Выращивание плесени и изучение условий ее существования
2 Фитонциды и их влияние на рост и развитие плесени
2 Способы борьбы с плесенью
2
Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов
2 «Посев» микроорганизмов
2 Изучение бактериологического состояния разных помещений школы (коридор, классы, столовая, туалет)
2 Определение крахмала в пищевых продуктах
2 Анализ подлинности пищевых продуктов
2 Акция «Контрольная закупка»
2 Определение белков в продуктах питания
2 Определение жиров в продуктах питания
2 Акция «Контрольная закупка»
2 Определение кислотности продуктов питания
3. Формы и методы организации исследовательской деятельности (4 часа)
2 Источники получения информации
Особенности чтения научно-популярной и методической литературы
2 Особенности и приемы конспектирования
Тезисы
Экскурсия в библиотеку
4. Оформление исследовательских работ (34 часа.)

2 Основы научного исследования
2 Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования
2 Выбор темы исследовательской работы
2 Отбор и анализ методической и научно-популярной литературы по выбранной теме
2 Составление рабочего плана исследования
2 Обоснование выбранной темы
2 Оформление титульного листа. Работа в программе Microsoft Office Word
2 Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Используемая литература». Работа в программе Microsoft Office Word
2 Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point
2 Возможности программы Microsoft Office Power Point
2 Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point
2 Работа с презентациями, созданными с помощью программы Microsoft Office Power Point
2 Логическое построение текстового материала в работе
2 Наглядный материал
Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д.
2 Отбор и размещение рисунков, фотографий
2 Научный язык и стиль
Сокращения, обозначения
Объемы исследовательской работы
Эстетичное оформление
2 Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности
Выводы
Оформление «Заключения»
5. Подведение итогов работы кружка (2 часа)
2 Выступление учеников на научно – практических конференциях различного уровня
Планы на следующий учебный год
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени основного общего образования
1. получат возможность:
расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
2. получат возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности в неучебной деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
3. получат возможность для формирования УУД:
Личностных универсальных учебных действий:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивных универсальных учебных действий:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательных универсальных учебных действий:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативных универсальных учебных действий:
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.