Урок физики Факультатив.Решение задач по физике


Утверждаю
Директор ГБОУ СПО ЛО ТВТ»
_________________ Д.С. Янчин«___»_______________ 2015 год
Программа
факультативного курса «Решение задач по физике»
Разработала:
преподаватель физики
Сабурова Надежда Евгеньевна
Г. Шлиссельбург, Ленинградская область
2015-1016 учебный год
Программа факультативного курса
«Решение задач по физике»
(1ч в неделю, всего 34часа)


Пояснительная записка
Программа факультативного курса разработана в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», рассчитана на студентов 1 и 2 курса.
Факультативный курс «Решение задач по физике» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, себе логику и вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях факультативного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы, связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизн и, физика и наука, физика в твоей профессии.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи. Факультативный курс «Решения задач по физике» реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учрежденияю, то есть является элементом вариативной части учебного плана самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
Основные цели курса:
Развитие интереса к физике и решению физических задач;
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений,
Формирование представлений о методах решения физических задач;
Подготовка студентов 1курса к экзаменам;
Способствовать развитию творческих способностей.
Задачи курса:
Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;
Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;
Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;
Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.
Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
После изучения курса учащиеся должны:
Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.
Материал, отобранный для данного факультативного курса, представляет собой подборку качественных и расчетных задач, позволяющих сделать изучение теоретического материала более осознанным и глубже понять законы, объясняющие природные явления и технические процессы.
Модуль «Кинематика» предполагает рассмотрение ряда понятий: тангенциальное, нормальное и полное ускорения, угловая скоро горизонтали и наклонной плоскости. Кроме того, здесь подробно рассматривается динамика тел, движущихся по криволинейным траекториям.
Модуль «Динамика» на основе теории полученной на урока дает возможность подробнее рассмотреть традиционно сложные для учащихся задачи на движение систем связанных тел по горизонтали и наклонной плоскости. Кроме того, здесь подробно рассматривается динамика тел, движущихся по криволинейным траекториям.
Модуль «Законы сохранения» предусматривает изучение физических принципов реактивного движения. В этой же части предлагается решение комбинированных задач, охватывающих материал всего раздела «Механика», что соответствует уровню «С» на ЕГЭ.
Модуль «Основы МКТ вещества» позволяет изложить ряд вопросов, традиционно рассматриваемых в факультативном курсе: реальный газ, сжижение газов, облака, осадки; кристаллы, процессы их роста, дефекты и дислокации. Задачи, решаемые в этой части спецкурса, соответствуют уровням «В» и «С» по материалам ЕГЭ.
Модуль «Электростатические явления» рассматривается плотность электрического заряда, решаются задачи на расчет соединения конденсаторов. В этой же части программы могут быть рассмотрены вопросы электризации тел и поведение диэлектриков в электрическом поле, электреты и пьезоэлектрики.
Модуль «Законы постоянного электрического тока» позволяет восполнить недостаток времени для решения задач по заявленным в нем темам.
Модуль «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» также предполагается уделить особое внимание решению комбинированных задач, при анализе которых используются знания, умения и навыки по разделам «Механика» и «Электродинамика».
Модуль «Механические и электромагнитные колебания и волны» не предполагает использования дополнительного теоретического материала, но на основе теории полученной на уроках дает возможность подробнее рассмотреть традиционно сложные для учащихся задачи на расчет электрических цепей переменного тока, выполнение векторных диаграмм, расчет параметров волны и расчет параметров трансформаторов. Кроме того, здесь будет подробнее рассмотрено явление резонанса в электрических цепях.
Модуль «Оптика» предусматривает рассмотрение основных законов геометрической и волновой оптики и вывода формулы тонкой линзы. В этой же части спецкурса предполагается решение комбинированных задач, учитывающих корпускулярно-волновой дуализм света, что соответствует уровню «С» на ЕГЭ.
В Модулях «Квантовая и атомная и ядерная физика» изложен ряд вопросов: излучение абсолютно черного тела, оптические квантовые генераторы, трудности теории Бора, а при использовании резервного времени могут быть рассмотрены также эффект Комптона и эффект Вавилова-Черенкова.
Методические рекомендации.
На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.
На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.
Виды деятельности
- работа с дополнительной литературой
- лабораторные работы
-уроки экспериментальных задач и творческого характера
- семинары по решению задач
- конференции
- тестирование
- доклады и рефераты.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Промежуточный контроль, отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы по решению задач, доклады, презентации. Итоговый контроль- тестирование.
Информационно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для углубл. изуч. физики в 10-11 кл. М.: Просвещение, 2001.
Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Дрофа, 2004
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003
Кабардин О.Ф.. ЕГЭ 2013. Физика. Типовые тестовые задания. – М.: Экзамен, 2013
Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями. М.: Мнемозина, 2001
Н.К. Ханов, Г.А. Чижов, Т.А. Ханнова. Физика. Задачник. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004
Л.А. Кирик, Л.Э. Генденштейн, И.М. Гельфгат. Задачи по физике для профильной школы с примерами решений. 10-11 классы. – М.: Илекса, 2008
Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.
Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.
Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1985 г.
Орлов В.Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.
Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г.
Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.
Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение / составитель: В.А. Коровин. – М.: Дрофа. – 127 сРымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / А.П. Рымкевич. – М.: Дрофа, 2007 г. – 188 с.
Саенко П.Г. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. / П.Г. Саенко, В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова, Н.В. Шаронова, Е.П. Левитан, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, - М., «Просвещение», 2007 г., - 160 с.;
Сборник нормативных документов. Физика. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по физике./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. 2-е изд., – «Дрофа», 2008 г., 107 с.;
Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерите http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22041/?interface=pupil&class=51&sort= льные материалы (КИМ) Физика //[Электронный ресурс]// http://fipi.ru/view/sections/92/docs/
Литература для учащихся
Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2013 г.
Касьянов В.А. Физика. 11 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2013 гСборник вопросов и задач по физике. 9-10 классы» авторы: А.П. Рымкевич, П.А. РымкевичСборник вопросов и задач по физике. 9-10 классы» автор: Г.Н. Степанова.
Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерите http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22041/?interface=pupil&class=51&sort= льные материалы (КИМ) Физика //[Электронный ресурс]// http://fipi.ru/view/sections/92/docs/
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя:
Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение, 1983 г.
Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.
Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г. (мастерская учителя).
Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10-11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.
Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с решениями», М., Наука, 1985 г.
Орлов В.Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи», М., Дрофа, 2007 г.
Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», М., просвещение, 2000 г.
Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.
Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования», М., Наука, 1989 г.
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА
1. «1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы», CD-ROM, «1С».
2. «Открытая физика. 2.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Части 1 и 2», СD-ROM, «Физикон», 2003 г.
3. «Полный курс физики 21 века» Л. Я. Боревский (2 СD), CD-ROM, «МедиаХаус».
4. «Физика. 7-11 классы» (ваш репетитор) (2 СD), CD-ROM, «TeachPro», 2003 г.
5. «Электронные уроки и тесты. Физика в школе» (14 СD), CD-ROM, «Новый диск»2005 г.
6. «Подготовка к ЕГЭ по физике» (учебное электронное издание), CD-ROM, «Дрофа».
9. «Физика. Сдаем ЕГЭ 2007» (1С: репетитор), CD-ROM, «1С», 2007 г.
Попова И.А. Задания и решения дистанционного тура Интернет-олимпиады 2010 г. для учащихся 10-11-х классов по физике / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=16107;
Попова И.А. Информационные технологии в дидактической системе учителя физики / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=6279;
Попова И.А. Контрольные работы по физике за курс средней школы / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=5483;
Попова И.А. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках физики / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=16454;
Попова И.А. Проект "Организация исследовательской деятельности при обучении физике" / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=3663;
Попова И.А. Тематические контрольные работы по физике для старших классов / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=5484;
Попова И.А. Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике в 10 классе / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=26363;
Попова И.А. Школьный этап Всероссийской олимпиады по физике в 11 классе / [Электронный ресурс] / http://numi.ru/fullview.php?id=25713;
Рецензия
на программу факультативного курса «Решение задач по физике»
для студентов 1 и 2 курса.
Актуальность и важность программы «Решение задач по физике» не вызывает сомнений, т.к. она содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов, способствует и дальнейших планов после техникума. Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами студентов и их родителей, а так же продиктована тем, что требования к подготовке по физике возросли, в то время как количество часов, отводимых на решение задач повышенного уровня недостаточно.
Программа факультативного курса «Решение задач по физике» удовлетворяет запросы учащихся, нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне, дополняя базовую программу.
Особый интерес и практическую значимость в данной программе представляет выполнение практических лабораторных и экспериментальных работ.
Вместе с тем, можно преподавателю рекомендовать, на занятиях студентам представлять задачи постепенно возрастающей сложности, после коллективного разбора 2-3 ключевых задач предложить комплект из 5-10 задач по данной теме для самостоятельной работы и, при проверке наиболее трудных домашних задач, полезна методика, используемая при проведении турнира физиков. (Одна группа рассказывает решение задач, вторая является оппонентом, третья – рецензентом).
Данную программу можно использовать и при подготовке студентов к дальнейшуму повышению уровня образования.
В целом рецензируемая работа носит завершенный характер и может быть использована преподавателем физики.
Таким образом, данная программа соответствует требованиям к составлению программ факультативных курсов и может реализоваться в жизни.
Дата: 29.08.2015г.
Руководитель МО

Список студентов, посещающих факультатив
«Решение задач по физике»
1 курс Фамилия, имя, 2курс Фамилия, имя,
1 Аблажевич Александр 1 Маслова Александра
2 Олинович Владислав 2 Жабин Дмитрий
3 Нигматуллин Сергей 3 Прокуденков Иван
4 Железняк Кристина 4 Карташов Александр
5 Климович Мария 5 Богаев Алексей
6 Воевода Игорь 6 Михалевский Валерий
7 Чурсин Андрей 7 Зайцев Роман
8 Захаров Игорь 8 Еремина Ирина
9 Дорохов Илья 9 Нажмидинов Леонид
10 Кизименко Дмитрий 10 Муртазина Альбина
11 Балакина Анастасия 11 Егоров Никита
12 Бурова Елизавета 12 Тюрин Сергей
13 Чириков Александр 13 Егорова Виктория
14 Осипов Андрей 14 Чистяков Никита
15 Король Валерий 15 Волкова Александра
16 Стано Елена 16 Ефимов Александр
17 Титенкова Мрия17 Смирнов Даниил
18 Кохановский Павел 18 Жабрев Егор
19 Ипатов Сергей 20 Кулаков Даниил Заместитель директора
По учебной работе _________________ З.В. ЕхроповаРасписание работы кабинета по дням недели, занятость кабинета в урочное и внеурочное время.
Расписание класса:
№ Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
1 Физика(17) Физика(154) Физика (17) Физика(150) 2 Физика (17) Физика(154) Физика (17) Физика(17) Физика(150) 3 Физика(11) Физика(154) Физика (11) Физика(150) 4 Физика(11) Физика(150) Физика (11) Физика(11) Физика(154) 5 Физика(150) Физика(154) 6 Физика(150) Физика(154) Расписание внеклассной деятельности в кабинете.
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Занятия по коррекции знаний 15.00 Консультации для гр. № 150 № 154 в 15.00 Консультации для гр. № 11, № 17 в 15.00
Факультатив «Решение задач по физике»15.
В 15.00 Ген. уборка
16.00 Справка
Дана Сабуровой Надежде Евгеньевне преподавателю физики ГБОУ СПО ЛО «Техникум водного транспорта» в том, что она действительно ведет факультатив «Решение задач по физике» для студентов техникума, обучающихся по специальности «Судовождение», «Судостроение» в количестве 34 аудиторных часов.
Директор ГБОУ СПО ЛО «ТВТ» _________________ Д.С. Янчин