Организация предпринимательской деятельности.Тема 9. Предпринимательское решение (Факультатив по экономике для учащихся старших классов образовательных учреждений)


Тема 9. Предпринимательское решение
9.1. Понятие, сущность и роль предпринимательского решения.
9.2. Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.
9.3. Экономические методы обоснования принятия предпринимательского решения. 9.4. Комплексное экономическое обоснование предпринимательских решений.
9.1. Понятие, сущность и роль предпринимательского решения.
Предпринимательская деятельность постоянно связана с решением проблем, возникающих во внешней и внутренней среде предпринимательской организации: поиском инноваций, изменением видов продукции, приобретением производственных ресурсов, структурными сдвигами в производстве и многими другими проблемами.
По сути, процесс предпринимательства можно рассматривать как процесс управления по созданию и функционированию объекта (системы) хозяйственной деятельности.
Процесс принятия предпринимательских решений носит циклический характер, он начинается с обнаружения несоответствия параметров осмысленной идеи плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать. В центре этой циклически развивающейся деятельности находятся три элемента предпринимательского процесса: проблема, её решение и люди, участвующие в предпринимательском процессе на всех его этапах.
Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному).
Все проблемы требуют от предпринимателя продуманных решений по локализации или сглаживанию их влияния на управляемый объект и приведению его в заданное (желаемое) состояние.
Под предпринимательским (управленческим) решением понимается нахождение определенного варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат.
Предпринимательское решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели предпринимательского дела.
Импульсом предпринимательского решения является необходимость снятия проблемы или снижения ее актуальности.
Принятие предпринимательского решения – это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в системе не только предпринимательства, но и менеджмента. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства предпринимателя. Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
• для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);
• что именно (какие новые потребности покупателей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);
• как (по какой технологии);
• для кого;
• с какими производственными затратами;
• в каком количестве;
• в какие сроки;
• где (место, производственное помещение);
• кому поставлять;
• по какой цене и когда;
• что это даст предпринимателю, инвестору, обществу в целом?
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность. При принятии чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует «шестое чувство», своего рода озарение, посещающее, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ПВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, предприниматель, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и шансы его на правильный выбор не очень высоки.
Предпринимателю приходится принимать большое количество самых разнообразных решений, различающихся по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т. д.
С целью выработки и применения методов принятия решений последние классифицируются по критериям (табл.).
Таблица
Классификация предпринимательских решений
Критерии Классы решений
Степень структурированности Слабо структурированные (не запрограммированные)
Высоко структурированные (запрограммированные)
Содержание Экономические, социальные, организационные,
технические, научные и т. д.
Количество целей Одноцелевые, многоцелевые
Длительность действия Стратегические, тактические, оперативные (или долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)
Лицо, принимающее решение Индивидуальные, групповые
Уровень принятия решения Предпринимательская организация в целом, её структурные подразделения, функциональные службы, отдельные работники
Глубина воздействия Одноуровневые, многоуровневые
Направления решения Внутрь организации как системы, за её пределы
В практике разработки предпринимательских решений могут применяться следующие основные научные подходы, от которых во многом зависят и методы принятия решений:
системный подход;
структурный подход;
маркетинговый подход;
функциональный подход;
предметный подход;
комплексный подход;
нормативный подход;
ситуационный подход;
директивный подход и др.
9.2. Сущность основных научных подходов к разработке предпринимательских решений. Методы процесса принятия предпринимательских решений.
В практике разработки предпринимательских решений могут применяться следующие основные научные подходы, от которых во многом зависят и методы принятия решений:
системный подход;
структурный подход;
маркетинговый подход;
функциональный подход;
предметный подход;
комплексный подход;
нормативный подход;
ситуационный подход;
директивный подход и др.
Суть системного подхода заключается в том, что предпринимательский объект, по которому необходимо принять решение, рассматривается как система с взаимосвязанными и организованными элементами. Алгоритм решения поведения системы для получения планируемого (заданного) результата не задан – его необходимо на основе системных представлений найти.
Сущность структурного подхода заключается в структуризации предпринимательского объекта, по которому необходимо принять решение, придании каждой структуре балльных оценок (приоритетов) и принятии по основным из них решения. Например, значимость факторов (показателей) достижения конкурентоспособности товара: качества, цены, затрат – у потребителя целесообразна следующей: 4 : 3 : 2 : 1, т. е. при принятии решения о распределении финансовых ресурсов при формировании предпринимательской стратегии приоритет целесообразно отдать качеству товара.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию сущности предпринимательского дела (выпуск товара) на потребителя и экономию у него и у самого предпринимателя дорогостоящих и, особенно, невоспроизводимых ресурсов.
В основе функционального подхода лежит рассмотрение потребности потребителя как совокупности функций, выполнение которых необходимо для удовлетворения потребности. Как правило, при функциональном подходе создается новый предмет (товар), удовлетворяющий минимуму совокупных затрат за жизненный цикл предмета на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта предпринимательства: потребности – функция – показатели будущего объекта – изменение структуры объекта.
Суть предметного подхода – в совершенствовании существующего предмета (товара), предпринимательского объекта.
Суть комплексного подхода заключается в том, что при разработке и принятии предпринимательского решения должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные психологические и другие аспекты и их взаимосвязи.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов выработки и принятия решений диктуется конкретной непредвиденной ситуацией. Эти ситуации могут изменяться по признакам:
содержанию – технические, экономические, политические, организационные, психологические и др.;
виду предпринимательского решения во времени – стратегические, тактические и оперативные;
ресурсам и способам обеспечения реализации управленческих решений;
методам реализации управленческих решений.
Сущность нормативного подхода заключается в обосновании решений нормами и нормативами по важнейшим элементам предпринимательства.
Сущность директивного подхода состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качеств, затрат, продолжительности элементов системы управления в нормативных актах (приказах, распоряжениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. п.). В основе директивного подхода лежат методы принуждения, которые опираются:
на систему законодательных актов страны и региона;
на систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;
на систему планов программ и заданий;
на систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.
Основу системы общенаучных методов, используемых в принятии предпринимательских решений, составляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение таких методов, как моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, экономико-математические и социологические измерения и т. д.
Специфика предпринимательства, как одного из видов управленческой деятельности, оказывает существенное влияние на формы, масштабы и результативность применения общенаучных методов.
Системный подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение.
Так, системный подход к анализу проблемной ситуации позволяет выявить факторы и причины, приведшие к появлению проблемы в целом и ее составных частей. Он особенно важен при возникновении новых проблемных ситуаций, с которыми организация прежде не сталкивалась.
Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем предпринимательства в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. По мнению многих специалистов в области управления, в том числе и предпринимательства, комплексный подход является важнейшим условием эффективного решения проблем управления в многоцелевой открытой системе, активно взаимодействующей с внешней средой, каковым и является предпринимательство.
Моделирование имеет обширную сферу применения в процессах предпринимательства, особенно на начальной стадии проработки предпринимательского проекта, когда решаются сложные проблемы, требующие системного и комплексного подходов. Решение таких проблем немыслимо без применения моделей, под которыми понимается их представление в форме, отражающей свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные параметры системы, существенные для целей решения.
Моделирование обычно осуществляется в несколько этапов, на которых уточняется постановка задачи, конструируется модель, проводится ее теоретический и (или) экспериментальный анализ на достоверность, и после практического применения и анализа полученных данных осуществляется (в случае необходимости) корректировка с целью введения дополнительных факторов и данных, ограничений, критериев и т. п.
Примером моделирования может быть разработка организационной структуры, создание организации, доходности капитала и др.
При решении проблем управления предпринимательским делом наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов.
Экспериментирование, как метод, с помощью которого можно сравнительно быстро решать многие предпринимательские проблемы, получает все большее признание среди предпринимателей, руководителей и менеджеров. Многие управленческие нововведения, требуют экспериментальной проверки. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обоснованных нововведений, использование которых окажется полезным для решения целей и задач организации.
В изучении и решении проблем управления важная роль отводится конкретно-историческому подходу, в соответствии с которым каждое явление должно рассматриваться в динамике. В развитии любого объекта управления, например, можно выделить стадии его жизненного цикла: проектирование и создание; рост; зрелость; завершение. Очевидно, что цели, а, следовательно, и проблемы управления на этих стадиях различаются, и довольно существенно. Это вызывает необходимость выбора из всего арсенала методов, наиболее соответствующих объективным условиям, отражающим циклическое (или «возрастное») состояние объекта. Поэтому при анализе проблем, связанных с управлением, важны такие параметры, как время образования организации и основные события развития (роста, объединения, разукрупнения, приватизации и т. д.). Если предпринимательский объект создается заново, необходимо ознакомиться с перспективами его развития, намерениями о вхождении в союзы, ассоциации и т. д.
Методы социологических исследований широко используются в решении проблем, связанных с работниками, их ролью в возникновении отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и заинтересованностью в выполнении намеченного плана мероприятий. Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации о потребностях и интересах персонала организации, о характере взаимоотношений между людьми и группами, о типе культуры, сложившемся под воздействием структурного состава кадров и других факторов развития организации. С этой целью широко применяют интервью и анкетные опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и факторов группового поведения и др. Все это дает необходимую информацию, на основании которой можно прогнозировать реакцию персонала организации на те или иные решения, а также управлять поведением как отдельных индивидов, так и групп людей, чтобы обеспечить их реализацию.
Общенаучная методология составляет фундамент, на котором строится сложное здание арсенала методов управления. Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ, носят название конкретных или специфических методов. Они характеризуются большим разнообразием, отражая множественность, различную сложность и состав управленческих задач, решаемых менеджментом в предпринимательстве.
Классификация решений на высоко и слабо структурированные позволяет более эффективно организовать процесс путем разработки разных подходов и действий, обеспечивающих движение к поставленным целям. Решения, в высокой степени структурированные, известны также как запрограммированные. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов (подобных тем, которые предпринимаются при решении математического уравнения). При этом число альтернатив ограничено, и выбор делается в пределах направлений, заданных организацией, а также с учетом нормативов, стандартов, правил и т. д. В качестве примера можно привести задачу определения числа руководителей при заданной норме управляемости.
Выделение класса запрограммированных решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью.
Слабо структурированные решения (незапрограммированные) принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, внутренней неструктурированностью, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения адекватных математических моделей, и основную роль в поиске играет человек и его способность разрабатывать соответствующую процедуру, ведущую к решению задачи. Слабо структурированными являются решения, связанные с определением целей и формулировкой стратегии развития организации, с изменением ее структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т. п.
Индивидуальные и групповые предпринимательские решения.
Лица, принимающие управленческие (предпринимательские) решения, называются субъектами решения. Это могут быть как отдельные предприниматели, так и группы работников, которые имеют полномочия для принятия решений. В первом случае говорят об индивидуально принимаемых решениях, во втором – о групповом или коллективном решении. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Для индивидуальных решений, принимаемых отдельным субъектом, характерен более высокий уровень творчества; в них нередко реализуется много новых идей и предложений. Как правило, такие решения требуют меньше времени, так как не связаны с необходимостью их согласования на промежуточных этапах. Правда, это не относится к решению таких проблем, в процессе разработки которых приходится затрачивать много времени для сбора и анализа необходимой информации.
Индивидуальные решения чаще, чем групповые, оказываются неверными, в них значительно больший риск ошибок; не в последнюю очередь это связано с тем, что проблемы организаций становятся все более сложными и требуют многоаспектного рассмотрения, а, следовательно, и разнообразных, нередко специализированных знаний.
Именно поэтому в настоящее время все возрастающее количество управленческих решений принимается на основе обсуждения, путем привлечения специалистов разных профилей или создания специальных групп (комиссий, комитетов, временных рабочих групп и т. д.).
Групповое принятие решений имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным. Групповой подход к принятию решений обеспечивает более высокую обоснованность и меньший процент ошибок, чему способствует сам механизм работы групп (взаимная корректировка решений в процессе групповой работы, создание атмосферы сотрудничества и соревнования, взаимодействие между членами группы), а также вариантность разработок.
Однако у группового принятия решений есть и отрицательные стороны. Это, прежде всего, более высокие затраты времени из-за необходимости формирования группы, ее ознакомления с проблемой и создания условий для нормального и эффективного взаимодействия членов группы. Согласование и координация различных взглядов на проблему и пути ее решения также требуют времени. Чем больше размер группы, тем больше времени уходит на координацию, а следовательно, увеличивается время выработки решения (существует мнение, что наиболее эффективно работают группы из пяти, максимум семи членов). Отрицательным фактором является и то, что групповые решения нередко принимаются под давлением большинства или людей, занимающих высокие посты в организации, а это снижает творческий потенциал остальных участников и группы (вспомним всем известную шутку – «Мы тут посоветовались, и я решил»). В группе обычно отсутствует четкая ответственность за принятие окончательного решения, и именно поэтому так трудно отыскать автора неверного решения при его коллективной разработке.
Методы процесса принятия решений.
Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны и управляемы, процесс принятия предпринимательских решений может быть достаточно прост и скор. В этом случае после уяснения проблемной ситуации принимается решение, которое оказывает на нее прямое воздействие и приводят систему (управляемый объект) в состояние, соответствующее заданному. Например, если произошла поломка станка, на котором планировалось изготовление партии деталей, и известны факторы, приведшие к его выходу из строя (например, высокий износ оборудования), то, при наличии в цехе аналогичного станка в исправном состоянии, проблемную ситуацию (срыв выполнения плана производства партии деталей из-за неисправности станка) можно разрешить путем замены вышедшего из строя оборудования имеющимся в резерве.При решении относительно несложных проблем часто используется интуитивный подход, который характеризуется такими чертами: субъект решения держит всю проблему в голове; по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться; возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов; может не соблюдаться последовательность этапов; качество решения основывается, прежде всего, на предыдущем опыте лица, принимающего это решение. Поэтому интуитивный подход не дает хороших результатов в тех случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Кроме того, на качество интуитивных решений могут оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути.
Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.
Самая простая, «идеальная» схема принятия решений (рис.) предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариантов зависит от многих факторов, и прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Главным ограничителем является время, в течение которого должно быть принято решение. Поэтому параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланированный период времени.
Появление проблемы Выявление
факторов
и условий Разработка решения Оценка
и принятие решения
Рис. Этапы процесса принятия решений
Обязательными элементами процесса являются наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение (см. Табл.).
Таблица
Этапы и процедуры процесса принятия решения
Этапы Процедуры
Постановка проблемы
Разработка вариантов решений
Выбор решения
Организация выполнения решения и его оценка
Возникновение новой ситуации
Появление проблемы
Сбор необходимой информации
Описание проблемной ситуации
Формулирование требований-ограничений
Сбор необходимой информации
Разработка возможных вариантов решений
Определение критериев выбора
Выбор решений, отвечающих критериям
Оценка возможных последствий
Выбор предпочтительного решения
План реализации выбранного решения
Контроль хода реализации решения
Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации
Этап формирования решений начинается со сбора и обработки информации, необходимой для выработки курса действий. Как правило, при решении сложных проблем не удается ограничиться только той информацией, которую предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.
На этапе выработки курса действий, т. е. разработки вариантов решения проблем, применяются различные критерии, позволяющие из множества проектных предложений выбрать допустимые, а из них – наиболее полезные или предпочтительные для решения предпринимательской цели организации. От того, насколько обоснованно они выбраны, зависит качество решений, а оно, в свою очередь, предопределяет конкурентоспособность организации, быстроту ее адаптации к изменениям хозяйственной ситуации и, в конечном счете, – эффективность и прибыльность.
Выбор окончательного решения из множества допустимых и полезных осуществляется на основе взвешивания важности целей и обязательно учитывает как положительные, так и отрицательные последствия его реализации. Они могут быть социальными, экономическими, организационными, технологическими, политическими, т. е. могут затрагивать самые разные стороны деятельности организации.
Например, принимая решение о строительстве филиала предприятия, необходимо учитывать, как это отразится на его экономике, программах развития, какое влияние новое предприятие окажет на экономическую и социальную среду его обитания и т. д.
Сложность выбора предпринимательского решения и прогнозирования его последствий усугубляется тем, что этот процесс практически всегда осуществляется в условиях действия факторов неопределенности и риска, характерных для рыночной экономики. Это значительно повышает ответственность тех, кто принимает решения, предъявляет высокие требования к их компетенции и личностным качествам.
Организация выполнения принятого решения
Организация выполнения принятого решения – важнейший этап процесса управления. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, где, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним. Важнейшая задача руководителя на этом этапе – преодоление объективных и субъективных препятствий и создание условий для реализации решения.
Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, административное давление и т. д.), используются меры материального стимулирования работников, воздействие путем авторитета и убеждения и т. д. Все они направлены на то, чтобы преодолеть сопротивление нововведению, изменить взгляды и повысить заинтересованность участников процесса реализации принятого решения, активизировать их деятельность и, в конечном счете, – решить проблему, стоящую перед организацией.Большое значение имеет контроль выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как он может выявить не только отклонения от плана выполнения, но и недостатки самого решения, требующие корректировки. Чтобы таких недостатков было меньше, контрольную функцию необходимо осуществлять на всех этапах процесса принятия решений.
9.3. Экономические методы обоснования принятия предпринимательского решения.
Экономические методы принятия решений, необходимых для разрешения предпринимательских проблем, представляют собой совокупности этапов и процедур, базирующихся на использовании экономических показателей. В предпринимательской практике выделяют следующие этапы решения проблем:
постановки проблем;
решения проблем;
выбора решений;
организации выполнения принятых решений.
Методы, используемые на этапе постановки проблемы, обеспечивают ее достоверное и наиболее полное описание, выявление и анализ воздействия внутренних и внешних факторов, дают возможность оценить ситуацию и сформулировать на этом основании проблемную ситуацию. В их составе существенная роль принадлежит методам:
сбора, хранения, обработки и анализа информации;
фиксации важнейших событий;
факторного анализа;
сравнения, аналогии, декомпозиции, моделирования и т. п.
На этапе решения проблемы, т. е. разработки его вариантов, также используются методы сбора информации, но, в отличие от первого этапа, на котором осуществляется поиск ответов на вопросы типа «что произошло?» и «по каким причинам?», здесь надо уяснить, «как можно решить проблему?», с помощью каких управленческих действий. Поэтому информация должна иметь более действенный, конструктивный характер и обеспечивать поиск возможных решений.
При групповой работе раскрытию творческих способностей и неординарного мышления способствуют различные методы, стимулирующие воображение, свободу размышлений, обмен идеями и мыслями. К таким методам, например, относят метод номинальной групповой техники, метод Дельфы и метод мозговой атаки.
Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для принятия решения, на начальном этапе излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Затем каждый участник докладывает суть своего проекта; представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики), и только после этого каждый член группы опять-таки независимо от остальных, в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения. Особенностью данной техники и ее достоинством является то, что, несмотря на совместную работу членов группы, она не ограничивает индивидуального мышления и предоставляет каждому участнику возможность обосновать свой вариант решения.
Метод Дельфы чаще всего используется в тех случаях, когда сбор группы невозможен (например, если в состав участников решения проблемы включены специалисты из различных филиалов и подразделений организации, географически отдаленные друг от друга и от центрального аппарата управления). Более того, в соответствии с этой методикой, членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы. Ее разработка осуществляется в следующей последовательности.
1.Членам группы предлагается ответить на детально сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме.
2.Каждый член группы отвечает на вопросы независимо и анонимно.
3.Результаты ответов собираются в центре, и на их основании составляется интегральный документ, содержащий все предлагаемые варианты решений.
4.Каждый член группы получает копию этого материала.
5.Ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение по поводу возможных вариантов решения проблемы.
6.Шаги 4 и 5 повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения.
Как и при использовании номинальной групповой техники, здесь обеспечивается независимость мнения отдельных членов группы. Однако затраты времени на разработку решений существенно растут, а количество рассматриваемых альтернатив сужается. Эти недостатки следует учитывать при выборе метода Дельфы для групповой разработки предпринимательских решений.
Суть метода мозговой атаки заключается в предоставлении каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов решения проблемы вне зависимости от их обоснованности, осуществимости и даже логичности. Принцип таков: чем больше разных предложений, тем лучше. С информацией о характере проблемы и проблемной ситуации члены группы знакомятся заранее. Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам-ограничениям, а также по их результативности, т. е. по ожидаемой степени достижения поставленной цели.
На этапе выбора решения необходимо, прежде всего, определить методы формирования критериев выбора. Наиболее полно они разработаны для хорошо структурированных (запрограммированных) решений, где возможно использование методов количественного анализа и электронной обработки данных.
Применение экономико-математических методов к решению предпринимательских проблем позволяет использовать в качестве критерия выбора целевую функцию, которую обычно надо максимизировать или минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. Примерами оптимизационных критериев являются: максимизация прибыли, доходов, производительности, эффективности; минимизация затрат, потерь от брака или простоев и т. д. Выбор оптимального решения осуществляется путем сравнения количественного значения целевой функции по всем возможным вариантам; самым лучшим решением считается то, которое обеспечивает максимум или минимум целевого критерия. В отечественной литературе, рассматривающей применение экономико-математических методов на предприятиях и в организациях, достаточно полно представлены их возможности при решении большого класса задач (например, оптимизации загрузки оборудования, раскроя материалов, определения складских запасов и т. д.).
Этап организации выполнения решения начинается после его принятия и утверждения. Методом доведения принятого решения до исполнителей чаще всего является составление плана реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих успешное достижение поставленных целей.
Большое значение имеет разработка и использование методов контроля выполнения работ, связанных с реализацией решения, так как с их помощью можно не только выявить отклонения от намеченного плана действий, но и обнаружить недостатки самого решения, требующие своевременной корректировки. К методам контроля можно отнести: метод сравнения, метод дублирования части работы, беседу с исполнителем по технологии обоснования и принятия решения, знакомство с полученным результатом и т. п.
9.4. Комплексное экономическое обоснование предпринимательских решений.
Комплексное технико-экономическое обоснование является завершающим этапом процесса разработки решения. Одновременно этот этап является самым ответственным, так как по результатам обоснования принимается к реализации один из альтернативных вариантов решения. Экономический результат реализации решения у изготовителя товара проявляется после его продажи, а у потребителя – после покупки в процессе потребления товара. Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара обуславливают применение методов экономической эффективности для оценки принятия решений. Кроме того, сама оценка экономической эффективности требует применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к этим расчетам.
К принципам экономического обоснования решения относятся:
1) учет фактора времени;
2) учет затрат и результатов за жизненный цикл товара;
3) применение системного подхода к расчетам;
4) применение комплексного подхода к расчетам;
5) обеспечение вариантности технических и организационных решений;
6) обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации.
Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какой-нибудь проект, через несколько лет получит большую сумму. Разницу между этой суммой и размером первоначальных вложений и составит прибыль от инвестиций.
Применение системного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что эффект считается по выходу системы.
Допустим, потребитель покупает орудие труда, к примеру, нефтеаппаратуру для разделения нефти. На входе системы (объекта, или нефтеаппаратуры) будет нефть, а на выходе – продукция ее переработки: бензин, мазут и др. Тогда для потребителя важна отдача объекта (нефтеаппаратуры), выражающаяся в доходе, полученном от реализации продукции, произведенной объектом (цена продукции минус ее себестоимость). Чем выше качество объекта, тем выше будет его производительность, качество выпускаемой им продукции (и, соответственно, цена продукции), надежность и безопасность работы и ниже затраты ресурсов на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, а также потери по разным причинам. Затраты на приобретение и монтаж объекта будут вычитаться из дохода.
Другой пример. Изготовитель нефтеаппаратуры совершенствует организацию производства (процессов). В этом случае экономический эффект мероприятия по совершенствованию процесса как элемента системы менеджмента будет проявляться в снижении себестоимости изготовления нефтеаппаратуры (за вычетом затрат на мероприятия).
Третий пример. Для фирмы-изготовителя совершенствуется вход системы, например, качество материалов, комплектующих изделий или других составляющих. Это улучшение повлияет на повышение качества выхода системы – качества нефтеаппаратуры и, соответственно, ее цены, а также качества процесса (как объекта) за счет сокращения брака у изготовителя, снижения времени простоев и др. Дополнительное повышение качества выхода системы увеличит доход потребителя нефтеаппаратуры.
Таким образом, методика расчета экономического эффекта зависит и от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо.
Применение комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что, наряду с прямым экономическим эффектом от реализации предпринимателем технических новинок, необходимо учитывать побочные (сложные по методике расчета) социальный и экологический эффекты от повышения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей среды.
Обеспечение вариантности технических и организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, опыта непосредственных конкурентов не следует инвестировать капитал, поскольку это равносильно трате средств впустую. Необходимо рассматривать не менее трех вариантов. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом.
Сопоставимость вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета.
С учетом рассмотренных требований можно привести четыре целесообразных метода расчета экономического эффекта принимаемого решения. За счет системности и комплексности, эти методы приемлемы для обоснования любых организационно-технических мероприятий по совершенствованию входа, процесса и выхода любой системы.
1) Мероприятия по повышению качества входа системы: качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем. Экономический эффект от внедрения этих мероприятий проявляется:
а) у изготовителя товара – за счет повышения качества процесса изготовления товара, что влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и комплектующих, снижения производственного брака;
б) у потребителя товара – за счет повышения качества применения товара при изготовлении продукции потребителем, что позволяет потребителю повысить на свою продукцию цену (качество разработки не изменяется). Так как сырье, материалы и комплектующие изделия входят в текущие затраты (себестоимость товара), то затраты на повышение качества входа системы могут превысить экономию производственных затрат при применении качественных материалов и комплектующих за счет сокращения остановок производства и брака.
Экономический эффект от разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов и комплектующих изделий (качества входа системы) рассчитывается по формуле:

где
ЭТ – ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по приобретению более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий (качества входа системы) за срок применения мероприятий (Т);
Свх – перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году t за счет приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества входа системы, поэтому они со знаком «минус»);
– снижение себестоимости единицы товара в году t за счет повышения качества процесса, обусловленного высоким качеством входа системы;
– прогноз цены нового товара (после внедрения мероприятий) в году t;
Цс – то же старого товара;
Nt – прогноз объема выпуска данного товара в году t, натуральные измерители (шт., тонны и т. п.);
Звх – единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества входа системы (анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных приемов и т. п.).
При выполнении расчетов обязательно следует соблюдать рассмотренные выше принципы оценки (фактор времени, сопоставимость вариантов, вариантность и др.).
2) Мероприятия по повышению качества процесса в системе – это мероприятия по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации. В этом случае эффект получается у потребителя за счет «переноса» высокого качества входа системы через процесс системы к ее выходу.
Допустим, качество входа системы отвечает требованиям конкурентоспособности, т. е. оценивается на «отлично», а качество процесса удовлетворительное, т. е. технология и организация процессов не отвечают требованиям «входа». Тогда на выходе системы будет оценка «удовлетворительно». Для использования преимуществ высокого качества входа системы обязательно следует повысить качество процесса (в данном примере – до уровня «отлично»). На это мероприятие предпринимателю-изготовителю требуются дополнительные затраты (себестоимость товара, как правило, повышается). Эффект, получаемый потребителем за счет применения более качественного товара и, соответственно, более полного удовлетворения его потребностей, либо выпуска с применением данного товара более качественной продукции (реализуемой по более высокой цене) или в больших количествах (за счет повышения качества товара), в условиях конкуренции, автоматически распределяется между изготовителем и потребителем товара через его цену на рынке.Экономический эффект от разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства (в целом – повышение качества процесса в системе) у изготовителя товара определяется по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):
,
где
ЭТ – ожидаемый экономический эффект от разработки и внедрения мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок применения мероприятий (Т);
i = 1, 2, ..., п – число наименований выпускаемых фирмой товаров, на которые распространяется данное мероприятие;
Ц ti – прогноз цены товара в году t; C ti – прогноз себестоимости единицы товара в году t; H ti – прогноз налогов по единице данного товара в году t;
tвл – прогноз объема выпуска товара в году t;
tвл = 1, 2 ...;
Твл – год осуществления инвестиций в мероприятия по повышению качества процессов в системе (Твл – последний год вложений, год внедрения мероприятий); единовременные (инвестиции) на повышение качества процессов (на совершенствование технологии, организации и т. п.) в году tвл.
3) Ожидаемый экономический эффект от разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара (повышение производительности, надежности, экологической чистоты и других показателей) организационно-технического развития производства рассчитывается по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):

где
ЭТ – ожидаемый экономический эффект повышения качества товара за нормативный срок его службы;
tc = 1, 2, ...; Tc – срок действия мероприятий по улучшению экологических и социальных показателей внешней среды;
Эсоп – сопутствующий экологический или социальный эффект (в денежном выражении) от использования товара повышенного качества;
Зк – единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных производственных фондов в связи с освоением и внедрением нового товара (если при ликвидации этих элементов получается прибыль, то они вычитаются из Зк).
4) Ожидаемый экономический эффект от приобретения потребителем нового товара – орудия труда, с помощью которого им выпускается продукция, определяется по следующей формуле:

где
ЭТ – ожидаемый экономический эффект от приобретения и применения потребителем единицы нового товара (орудия труда) за нормативный срок его службы (Т);
Ц tпi – прогноз цены единицы i-й продукции, выпускаемой с применением нового товара в году t;
C tпi – прогноз себестоимости единицы i-й продукции в году t;
H tпi – прогноз доли налогов по единице i-й продукции в году t;
П tпi – прогноз полезного эффекта (производительности) нового товара по i-й продукции в году t;
Зк – инвестиции на покупку единицы товара, его транспортировку, монтаж, пуск, строительство ремонтной базы, подготовку кадров для обслуживания, создание оборотного фонда запасных частей и другие единовременные затраты, включая затраты (экономию) на ликвидацию элементов старых основных производственных фондов, выводимых в связи с освоением нового товара в году tвл.
Если ввод нового товара у потребителя изменяет экологические параметры внешней среды, то они учитываются аналогично, по формуле (1), но при условии, что эти параметры по новому товару не хуже, чем по старому. В общем виде сопутствующий экологический или социальный эффект (в денежном выражении) от внедрения нового товара определяется по формуле:

где
Рсt – экологический или социальный показатель старого товара в году t (в натуральном измерении (например, выбросы в атмосферу, почву, уровень радиоактивности, шума, вибрации и т. п.);
Р tн – то же нового товара;
C tcдр – стоимостная оценка единицы показателя Р.
В приведенных формулах экономический эффект, по сути, является синонимом чистого дисконтированного дохода (ЧДД), который широко применяется в мировой практике.
Экономическое обоснование крупных инвестиционных проектов осуществляется по «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов (1999 г.).