Урок русского языка Изменение глагола по временам

Русский язык 3 класс
Тема: Изменение глагола по временам

Цели: Формирование понятия об изменение глагола по временам, учить выделять глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени в тексте.

Развивать умения обобщать словесно, логически и образно; развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Способствовать развитию коммуникативных навыков в процессе обучения.

1.Мотив.
целевой этап












































2.Операц. этап


Исслед. работа




















Изменене
глаголов по временам









Работа в группах













Письмо памяти
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Встаньте ровненько,
Расправьте плечи
Улыбнитесь
Пожелайте успеха (в паре)
Я тебе желаю:



Сели
Открываем тетради, записываем дату


- На каллиграфической минутке выполним упражнение для работы над наклоном и параллельностью элементов, а также высотой букв.
// п /// т // п /// т
Труд накормит и научит. – девиз.
- Что записано на доске?
- Как вы ее понимаете?




- На доске записана анаграмма. Разгадав ее, вы сможете определить тему урока.
а л о л г г
- Молодцы. Вспомните, что вам известно о глаголе (в паре) расскажите всем.
Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы – Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?
Обозначает действие предмета.
В предложении является сказуемым.

?

Глагол имеет начальную (неопределенную) форму, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Неопределенная форма имеет суффиксы -ть, ти
Глагол изменяется по числам.
(По ходу ответов детей появляется схема-модель на доске)
Над чем сегодня вы бы хотели поработать? (постановка цели)


На парте карточка №1. Возьмите. (Работа в группе)
Прочитайте задание.
Прочитайте предложения.
Поставьте вопрос к глаголу.
Определите, когда происходит действие
Доказать что общего? В чем отличие?
Солнце светит.
Солнце светило.
Солнце будет светить.
- Какой вывод можно сделать?



(Если глагол отвечает на вопрос что делает? Обозначает действие, которое происходит сейчас – это глагол настоящего времени.
Если глагол отвечает на вопрос что делало? Обозначает действие, которое происходило давно – это глагол прошедшего времени.
Если глагол отвечает на вопрос что будет делать? Обозначает действие, которое еще не произошло – это глагол будущего времени.)
Сравним наш вывод с правилом в учебнике на стр. 193 вверху.
- Как изменяются глаголы?
- Найдите упражнение 619. Прочитайте задание.
Сушит печка сухари,
Мыши ищут крошки
Знают даже малыши.
Ищут мышек кошки.
- Прочитайте текст. Объясните все известные орфограммы. Как записан текст?
- Внимательно прочитайте еще раз. Найдите глаголы.
Печка (что делает?) сушит
Мыши (что делают?) ищут
Малыши (что делают?) знают
Кошки (что делают?) ищут
- Определите время данных глаголов.
Попытайтесь изменить стихотворение так, чтобы глаголы употреблены были в будущем времени.
Будет сушить печка сухари,
Мыши будут сушить крошки
Будут знать даже малыша
Как будут искать мышек кошки.
- Молодцы!
- Назовите глаголы будущего времени.
Насушит печка сухари,
Мыши найдут крошки
Узнают даже малыши.
Как найдут мышек кошки.
- Молодцы!
- Как изменяются глаголы?
- В каком времени стихотворение не звучало?
- Попытайся изменить стихотворение так, чтобы глаголы стояли в прошедшем времени?
Сушила печка сухари,
Мыши искали крошки
Знали даже малыши.
Как искали мышек кошки.
- Запишите стихотворение, употребив глагол в прошедшем времени. Помним о каллиграфии и орфографии. (Взаимопроверка – оценочный лист)
- Назовите глаголы в прошедшем времени.
Сравните их. Общее и отличия.
Сушила – ед.ч.
Искали
Знали мн.ч.
Искали
- Назовите глаголы прошедшего времени ед.ч.
- Что еще можно определить у этого глагола? Как?
Сушила – ж.р.
Сушило – ср.р.
Сушил – м.р.
Сушили – мн.ч.
Какой вывод можно сделать?


Сверим наш вывод с учебником стр.193-194
Физминутка.
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились ну-ка, ну-ка.
Распрямились, потянулись
А теперь назад прогнулись
Разминаем руки, плечи
Чтоб сидеть нам было легче
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Влево - вправо, раз и два
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка.
Отдохнули мы слегка.
- Сели.
Самостоятельная работа по вариантам.
1в. «Третий лишний»
- Прочитай слова. Определи время глагола. Подчеркни лишний глагол. Докажи:
Ведут, шуршит, летел –
Цветет, замолчу, нарисую –
Танцевал, играет, пел –
Полз, буду кричать, буду молчать –
2в. Укажи стрелкой время глагола.
Растут
Хрустнула прошедшее время
Подует
Пошел настоящее время
Будут светить
Дрожат будущее время
Обмен карточками: проверка по ключу. Оценивание.
Как изменяются глаголы?
Рассмотрите иллюстрацию

Укажите с помощью глаголов на цвет:
Ромашки
Васильки
Одуванчики
Травы
Составьте с этими глаголами предложение
- Какой вывод можно сделать?


- Вернемся к самому началу урока.
Прочитайте пословицу, найдите глаголы и определите их время.
- Молодцы!
- Используя ваши знания о глаголе выполним тест
1. Глаголы:
А) имеют настоящее и прошедшее
время
Б) имеют настоящее, прошедшее и
будущее время
В) имеют настоящее и будущее
время
2. Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы:
А) Что делает? Что делают?
Б) Что делала? Что делала?
В) Что будет делать? Что сделает?
3. Глаголы будущего времени показывают, что:
А) Действие происходит сейчас
Б) Действие происходило давно
В) Действие будет происходить потом
4. Постоянный суффикс –л- есть у глаголов
А) в настоящем времени
Б) в прошедшем времени
В) в будущем времени

5. Глаголы изменяются по числам и родам
А) в настоящем времени
Б) в прошедшем времени
В) в будущем времени

Взаимопроверка – оценочный лист.
Посмотрите сколько оценок и какие вы получили за сегодняшний урок?




Д/з. Правила (с. 193-194)
По выбору
С. 195 упр. 623
упр. 624
Написать небольшой рассказ о том, какой будет школа через 100 лет. Найти глаголы и определить время. Просмотрите оценочный лист.









- внимательно читать
- внимательно писать
- активно отвечать
- пятерки получать
Двадцать пятое февраля.
Классная работа.




Оцени соседа. Взаимопроверка.
Пословица
Наш труд – учеба, а если будем учится, то сможем получить образование и работу.




- глагол


























- узнать новое о глаголе
- сделать открытие
- узнать, как еще изменяются глаголы.





Отличия:
Что делает? Сейчас
Что делало? Давно
Что будет делать? Будет
Общее: Предложение повеств., невоскл., нераспр.




























- по временам
-в прошедшем времени


Текст на доске













1) – гл. употр. в ед. и мн. ч. доказано изменяются по числам
2) – все глаг. прош. времени. Имеют л







Гл. в прош.времени в ед.ч могут быть м. ж. ср.
Мн.ч. - и



























Изменяются по временам









- белеют на полях
- синеют
- желтеют
- зеленеют

- глаголы изменяются по временам
























Б А В Б Б