Урок-путешествие по русскому языку на тему «Общее представление о глаголе как части речи. Наблюдение за ролью глаголов в предложении» (3 класс))


Урок русского языка
3 класс
«Общее представление о глаголе как части речи.
Наблюдение за ролью глаголов в предложении»
(Урок-путешествие ко дню космонавтики)
Цель: расширить представление учащихся о глаголе как части речи, ознакомить со значением глагола и его ролью в предложении, учить ставить к глаголам вопросы, строить с ними предложения; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; воспитывать интерес к изучению русского языка.
ХОД УРОКА
Организация класса
У. – В школе прозвенел звонок
Д. – Он зовёт нас на урок
Актуализация опорных знаний
Работа с высказыванием.
Прислушайтесь к слову,
Приглядитесь к нему,
Проникните в его тайну…
У. – Что такое слово? (единица речи)
Для чего нужны слова? Какие вам известны части речи?
Игра «Бережок и речечка».
Какая часть речи называется именем существительным? Приведите примеры имён существительных. Имя существительное – это часть речи, к которой относятся слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопросы Кто? Что?
Как изменяются имена существительные? Приведите примеры имён существительных в единственном числе, образуйте от них форму множественного числа. Имена существительные изменяются по числам.
Например: тетрадь – тетради,
ягода - ягоды
Как определить род имён существительных? Приведите примеры имён существительных мужского, женского и среднего рода. Род имён существительных определяется только в форме единственного числа.
Например: лодки – лодка (ж.род)
Какая часть речи называется именем прилагательным? С какой частью речи связано имя прилагательное. Привести примеры. Имя прилагательное – часть речи, которое обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? В речи связано с именем существительным: огромный мир.
Как определить число и род имени прилагательного? Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род и число имени прилагательного определяется по роду и числу имени существительного с которым оно связано.
Словарный диктант (работа в словариках)
Диктант с использованием загадок. Ученики записывают слово-отгадку в кроссворд и называют в слове орфограмму.
Р Ю К З А К Г О Р И З О Н Т М Е С Я Ц С А М О Л Ё Т
П О Г О Д А В О С Т О К Сижу верхом не на коне,
а у туриста на спине. (Рюкзак)
Ты об этом слышал в школе
И видал конечно в поле,
Там, где линия земли
С небом сходится вдали. (Горизонт)
Единица исчисления времени, равная одной двенадцатой части года. (Месяц)
Что за птица:
Песен не поёт,
Гнёзда не вьёт,
Людей и груз везёт? (Самолёт)
Состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха) в данном месте, в данное время (погода)
Одна из четырёх сторон света, противоположная западу (Восток)
- Что общего в этих словах?
-Назовите выделенное слово. Что оно обозначает? (Это греческое слово, одно из его значений – вселенная, мир)
Кто был первым космонавтом? (Первым космонавтом был Ю.А.Гагарин. 12.04.1961 года на корабле «Восток» он совершил первый полёт в космос).
Сообщение темы и цели урока
У. – Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Знаний. Начнём изучать большой раздел «Глагол»
IV. Работа над новым материалом
Загадка:
Что нас в космос на планеты всех быстрей домчит? (Ракета)
У. – откроем тетради и запишем дату нашего полёта.
2. Чистописание:
Ракета, ракетный, ракетчик.
Разобрать слова по составу и составить словосочетания: сигнальная ракета, космическая ракета.
3. Определите, какой части речи посвящено стихотворение.
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят зданья.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
Что вы знаете о глаголе?
4. Работа с учебником.
С. 87, упр. 528 устно; правило.
5. Выборочный диктант.
Выписать глаголы.
Бег, бегал, беглый;
Рос, рослый, рост;
Пение, петь, певучий;
Зрелость, зрелый, зреть;
Варил, варенье, вареный.
(Проверка выполнения задания. Устно поставить к глаголам вопросы.)
Работа над предложением.
Наш корабль пролетает над Солнцем.
Земля вокруг своей оси вращается.
Солнцем согревается.
- Почему нельзя путешествовать по Солнцу? (Солнце – большая горячая звезда)
Задание: записать и прокомментировать предложение; подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения; определить части речи.
Стоял тихий солнечный денёк.
С какой частью речи связан глагол в предложении?
Правило: учебник, стр.88
Физкультминутка.
Не зевай по сторонам.
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Раз, два, голова.
Три, четыре, руки шире,
Пять, шесть, тихо сесть.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за стол тихонько сесть.
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
V. Закрепление материала урока.
Солнечная система – это семья, в которой живёт и наша планета Земля. Наш корабль попал под метеоритный дождь. Чтобы преодолеть препятствие, нужно выполнить задание.
Игра с мячом.
К именам существительным подобрать подходящие по смыслу глаголы. Например: заяц – бежит, прыгает; человек – идёт, говорит, думает; книга – лежит.
Работа в группах.
Прочитайте тексты. Определите к каким частям речи относятся выделенные слова. Составьте с ними предложения.
Текст № 1 Текст № 2
Это дом или печь? Я раковину эту
Это доменная печь! В коробке берегу.
Что умеет эта печь? Она лежала раньше
Из руды железо печь. В песке на берегу.
Е. Гай и Ф. Леф А. Барто
Текст № 3 Текст № 5
Медведь в лесу, не зная правил, Посадила мама в печь
Однажды мотоциклом правил. Пироги с капустой печь.
Я.Козловский
Текст № 4
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
Я. Козловский
3. Работа в парах. Составление предложений.
Из данных слов составьте предложения. Подчеркните главные члены предложений. Какой частью речи выражено сказуемое?
Растопила, снежные, весна, сугробы.
Листвой, деревья, помолодевшие, украсились.
Быстрые, в, закружились, воздухе, насекомые.
Слышатся, весёлые, всюду, песни, пернатых.
С, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели.
VI. Итог урока
Наступает миг – пора.
Наконец-то детвора
Из полёта возвратилась
И на Землю приземлилась.
- С помощью какой части речи можно обозначать действие?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Какую роль выполняет глагол в предложении?
У. – Космонавты говорят, что космический полёт – это подвиг. А к подвигу надо готовиться за школьной партой.
VII. Домашнее задание.
Стр. 87, упр. 532.