Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: «Общее понятие о глаголе»


Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема: «Общее понятие о глаголе»
Учитель: Гречко С.А.

Цели урока:
1. Образовательная: учить детей выделять слова-действия, ставить вопросы к словам-действиям.
Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расширять кругозор.
Воспитательная: Воспитывать любовь к языку своего народа, аккуратность выполнения работы в тетрадях, умение слушать своего товарища, умение работать в группах.
Задачи урока:
Учить в речи выделять слова-действия
Развивать речь обучающихсяУчить работе в группах.
УУД: Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя представителем народа - носителя русского языка.
Регулятивные: умение действовать по плану; умение контролировать процесс и результаты деятельности.
Познавательные: умение читать и слушать, извлекая нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции, классификации делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
План урока:
Урок состоит из 10 этапов:
Мотивационный. ( 3 минуты)
Актуализация знаний. (3 минуты)
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.(2 минуты)
Формулирование темы урока обучающимися. (2 минуты)
Работа над новым материалом. (10 минут)
Физкультурная пауза. (5 минут)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ( 3 минуты)
Самостоятельная работа.(8 минут)
Рефлексия. ( 2 минуты)
Итог урока. Домашнее задание.(2 минуты)
Оборудование: интерактивная доска, документкамера, шкатулка, карточки со словами, 3 маршрутных листа, клей, 3 конверта, 9 кругов: зелёный, жёлтый, красный (каждой группе по 3 круга разного цвета), звёздочки: зелёная, красная, жёлтая для каждого ученика.Ход урока:
Этапы урока Оборудование Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Мотивационный
(звучит музыка – волшебство)
Прислушайтесь… что это за звуки? Как вы думаете, кто может к нам прийти под эту музыку?
Это к вам пришла …Сказочная фея.
(показываю картинку на слайде).
Но Фея к вам пришла с подарочком. Что же в этой коробочке? Открываем…. А там… какие-то карточки со словами. Мы сейчас посмотрим, прочитаем их.
Слова:
узнавать, писать, решать, лениться, трудиться, читать, думать, мечтать, рисовать, доказывать, обсуждать, сравнивать, отдыхать, слушать, играть.Слушание музыки, предположения.
Ученики читают карточки.
Регулятивные
Личностные
Актуализация знаний
Коробочка, музыка (ларец)
Показываю слайд «Мы сегодня…»
Как вы думаете, какие из этих слов вам сегодня будут нужны на уроке?
- А что вы можете сказать об этих словах? Попробуйте поставить вопрос к этим словам. Вам поможет мой вопрос:
- Что сегодня мы будем делать на уроке русского языка? Ответьте полным ответом: Мы сегодня будем… и вставляете эти слова в свой ответ.
На какой вопрос отвечают эти слова?
(что делать?) узнавать, писать, трудиться, читать, думать, доказывать, обсуждать, сравнивать, отдыхать, слушать, играть.Познавательные общеучебныеКоммуникативные
Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
3 конверта, 3 листа, 3 клея-карандаша.
На слайде «Проверь себя!» Ребята, Фея для вас приготовила интересное задание. Вот 3 конверта, каждая группа будет выполнять одинаковое задание. Вам даются слова, ваша задача: в 1 столбик приклеить имена существительные, а во 2 столбик- остальные.
(кормит, Алёша, рыбки, бродит, ботинки, выходит, перинки, снег, лёд, слёзы, льёт, белеет, шумят, блещут, гласят, весна)
А теперь проверим вашу работу. (обменяйтесь картами по группам: 1-с 2, 2-3, 3-1).
Я показываю правильный вариант, вы- проверяете друг у друга.
Поставьте вашу отметку работе другой группы: зелёный – нет ошибок, жёлтый- 1-2 ошибки, красный- больше 2-х.
1 столбик: Алёша, рыбки, ботинки, перинки, снег, лёд, слёзы, весна.
2 столбик: кормит, бродит, выходит, льёт, белеет, шумят, кричат. Находят существительные, приклеивают в 1 столбик, а остальные во 2 столбик.
Формулирование темы урока уч-ся
Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? С какими словами вы сегодня будете работать?
Внимательно посмотрите на 2 столбик, попробуйте к этим словам поставить вопрос. На какой вопрос отвечают эти слова?
Да, ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с новой группой слов. Мы познакомимся с новой группой слов.
Эти слова отвечают на вопросы «Что делает?», «что делают?»
Работа над новым материалом.
Тетради, учебники, презентация.
Слайд «Закончи предложение». Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь и отлично потружусь!
Как вы думаете, что обозначают слова 2 столбика?(предмет, действие, признак)
Да, дети, все слова из 2 столбика обозначают действие предмета.
Закончите предложение на слайде:
Слова, которые обозначают действие предмета, отвечают на вопросы…. Оформляют работу в тетрадях.
Слова из 2 столбика обозначают действие предмета.
Что делают, что делает..Познавательные.
Коммуникативные
Физкультурная пауза
Фея предлагает вам поиграть в интересную игру.
Сейчас вы поиграете в игру. Если я называю действие, вы- хлопаете в ладоши и выполняете его. Если я называю другие слова, вы – молчите.
Наклоняюсь влево-вправо,
Нагибаюсь низко я,
Руки вверх, и руки вниз,
Быстро на пол все садись!
Голову наклоним вбок,
И на месте быстро скок!
Встали, сели,
Встали, сели,
Встали,
Очень мы устали,
Потянулись,
Улыбнулись,
Ах, какие молодцы,
Дружно тихо все садитесь
И смотрите, не шепчитесь! Выполняют упражнения, задания. Познавательные
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
3 листа, 3 ручки.
Документ
камера Продолжаем наш урок. Выполним задание в срок!
Сейчас посмотрим, кто был самый внимательный , кто запомнил больше всех слов и сможет их грамотно написать. Объявляется учебная задача: за 2 минуты в группах написать те слова- действия, которые вы выполняли.
Проверка : от группы читаем по 1 слову.
Сдайте ваши листы, проверим грамотность. Пишут слова-действия из физминутки. Самостоятельная работа.
Учебники
Слайд «Проверь!»
Учебники
Слайд «Пиши правильно!»
3 листа, 3 ручки, слайд «Зима».
Документ-
Камера. А теперь наша Фея желает посмотреть, как вы умеете работать по учебникам. Откройте учебники на с. 25.
Найдите упражнение №40. Прочитайте задание в группах.
- Какое задание вам надо выполнить?
Итак, в группах самостоятельно выписываете слова, которые отвечают на вопрос «что делают?»
Проверьте свою работу. Поставьте себе баллы.
Нет ошибок- 5 б., 1ош.-4б., 2-3 ош.- 3б., более- 0 баллов.
- Отгадали загадки? Какие отгадки?
- Что вы можете сказать об этих словах? К какой части речи они относятся?
- Что вы рассказать об этих словах?
Молодцы, ребята!
Откройте учебники на с. 26, найдите упражнение №42. Прочитайте задание.
- Что вам надо сделать в этом упражнении?
Проверим вашу работу. Внимательно смотрите на слайд и проверяйте себя. Критерии оценок вы знаете.
Несколько дней лил дождь. В саду шумел ветер. Птицы прятались под крышу.
- Подчеркните двумя чертами все слова, которые отвечают на вопрос «что делал, что делали?»
- Что обозначают эти слова?
- Правильно, ребята, эти слова обозначают действие предмета.
И последнее задание у Феи для вас, ребята. Она просит вас на листе в группах за 2 минуты, пока звучит музыка- Вивальди «Зима», написать как можно больше слов, которые обозначают действие предмета. Помните, писать слова надо без ошибок.
Сдайте свои листы, сейчас проверим работу ваших групп.
(проверяем грамотность и правильность написания слов-действий: за каждое слово-1 балл, если слово написано с ошибкой, то 0 баллов.) Выписать из каждой загадки слова, которые отвечают на вопрос «что делает?»
(пишут слова)
Проверяют свои работы.
Гусь, зима.
Это имена существительные.
Гусь-птица, сущ. Нариц., зима-время года, сущ. Нариц.
Надо расставить знаки препинания и заглавные буквы.
(расставляют знаки препинания)
Проверяют по образцу на слайде.
Подчёркивают слова: лил, шумел, прятались.
Эти слова обозначают действие предмета.
Пишут свои слова-действия. Познавательные общеучебныеКоммуникативные
Рефлексия.
Слайд «Оцени свою работу» Ребята, Фее очень понравилось у вас, и она решила вас наградить за старание и усердие. На память об этом необычном уроке Фея вам всем дарит волшебные звёздочки.
Если вам было на уроке интересно , то поднимите вверх зелёную звёздочку, если очень трудно и вы плохо справлялись с заданием, поднимите красную, если вам на уроке было неинтересно и скучно, поднимите жёлтую. Личностные
регулятивные
Итог урока.
Домашнее задание. Слайд «домашнее задание». О каких словах вы сегодня узнали на уроке?
-На какой вопрос они отвечают?
С.26 №43.
Или по выбору: написать 5 предложений из худ.литературы и подчеркнуть слова-действия двумя чертами.
Спасибо за урок. Мы сегодня узнали на уроке о словах-
действиях.
Они отвечают на вопросы «что делает?» Познавательные
Коммуникативные

Список литературы:
Учебник «Русский язык» Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова, Москва «Просвещение», 2-е издание, 2012 год.Методическая разработка Нефёдова Е.А., Уварова О.В. Москва, АСТ Астрель, 2012 год.
«Нетрадиционные формы проведения урока» «Русский язык в начальных классах» Теория и практика обучения под редакцией М.С.Соловейчик Москва, «Просвещение» 2009г.
«Я иду на урок в начальную школу» Русский язык, Книга для учителя, Москва, 2009г.
Интернетресурсы:
http://teoria.ru/glava-3-uchebnaya-deyatelnost/p-2-vidy-deyatelnosti-sostavlyayushhie-uchebnuyu-deyatelnost/3http://vsyaanimaciya.ru/photo/140-0-6696http://www.expo-pages.com/stands/gallery/?stand_id=151&gallery_id=231http://randrs.ru/photo/546-0-23041