Конспект открытого урока по русскому языку на тему Местоимение (общее понятие) 3 класс


Конспект открытого урока по русскому языку «Местоимение (общее понятие)»
учителя начальных классов Рузановой И.ВТема: Местоимение (общее понятие)
Цель: а)формировать общее понятие о местоимении;
б)развивать умение распознавать местоимения , правильно его употреблять в тексте, развивать и обогащать речь ,развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, написание непроверяемых слов из тематической группы «Деревья», развивать память, внимание ,навыки работы в группе;
в)воспитывать интерес к поэзии, бережное отношение к деревьям
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой.
Чистописание.
Рр
-Отгадайте букву. Согласная, звонкая, непарная, есть в словах ракита, берёза, рябина (18 –ая буква в алфавите)
рук кру укр-Определите закономерность следования букв и продолжите запись.
3.Словарный диктант.(слайды)
а) *К***Я, Б****А,К****А, *Л**А,Т****Ь, Р****А, Р****А,*С**А
б) Взаимопроверка по учебнику стр.132
4. Актуализация опорных знаний.
-Что общего у этих слов? К какой части речи они относятся?
-Что такое имя существительное?
-Какие ещё части речи вам известны?
5.Сообщение темы урока.
-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.
- Отгадайте её название.
НИЕ ТО МЕС ИМЕ
6.Постановка учебных задач.
- Что бы вы хотели узнать о местоимении, как о части речи?
Что обозначает местоимение?
На какие вопросы отвечает местоимение?
Каким членом предложения является местоимение?
Какую роль играет местоимение в нашей речи?
7.Изучение новой темы .Работа с книгой.(стр 33 «Русский язык» В.К.Павленко,Г.В.Клыпа,2014г)
А) Учебный диалог.
- Ответьте на поставленные вопросы.
Б) Синтаксический разбор предложения.
Я думаю о тебе.
Вывод: местоимение в предложении может быть подлежащим или второстепенным членом (дополнением).
- Какие вы знаете местоимения? (Я,ТЫ,ОН, ОНА,ОНО,МЫ,ВЫ,ОНИ)
8.Закрепление. Редактирование теста.
Берёза – очень красивое дерево. О берёзе (О ней) слагают стихи и песни.
Берёзу (Её) считают символом добра и красоты.
-Вам понравился текст?
-Какой недостаток есть в тексте? Исправьте.
-Прочитаем отредактированный текст.
-Какую роль играет местоимение в нашей речи?
Вывод: местоимения помогают избежать повторов в нашей речи, делают её лаконичной (краткой и четкой).По частоте употребления в речи местоимение занимает 3 место после существительных и глаголов.

9. Физминутка Я иду и ты идёшь Раз ,два, три.
Я пою и ты поёшь Раз ,два, три.
Мы идём и мы поём
Раз ,два, три.
Очень дружно мы живём
Раз ,два, три.
9.Работа в тетради.(Упр.78 стр 35)Самостоятельная работа.
А) - Прочитайте. Что нужно сделать?(устный разбор)
Один ученик читает.
-Нужно редактировать данный текст? Почему?
-В каком предложении не нужно заменять существительное ёлка на метоимение?(3) Почему? (Потому что уже будет повтор местоимения она.)
-Прочитайте отредактированный текст . Самостоятельная работа.
Проверка .Зачитывание работ.
10.Работа в группах. Каждой группе выдаётся лист с отрывками из стихов поэтов, в которых пропущены местоимения.
-Вставьте нужные местоимения, назовите авторов.
1) «И там … был, и мёд … пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под … сидел, и кот учёный
Свои … сказки говорил.» Автор________________
2) «Белая берёза
Под … окном
Принакрылась снегом
Точно серебром»
Автор___________________
3) «Ель растёт перед дворцом,
А под … хрустальный дом
Белка там живёт ручная
Да затейница какая!»
Автор__________________
4) «Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на … от радости
Растут апельсины»
Автор_____________________
5) «Были бы у ёлочки
Ножки, Побежала бы …
По дорожке.» Автор____________________
Б) Вопрос на внимание.
- Какие деревья упоминались в стихах? Ель и ёлка – разные деревья?
Елка это простонародное название ели. Ель - это дерево, которое относится к семейству сосновых и отряду голосеменных растений. Название Елка употребимо к празднику Новому году. Так и говорят новогодняя елка. А ель употребима к празднику Рождество. Так и говорят рождественская ель
11.Занимательная грамматика.
А) Какое местоимение пишется одинаково слева направо и справа налево?
(оно)
Б) Сколько местоимений в слове семья?(7)
В ) Первый слог - местоимение, второй слог – звук, который издаёт лягушка. А целое – овощ. (тыква)
Г) Какие два местоимения мешают движению , если стоят рядом? (ямы)
12.Рефлексия.
- Закончите предложения.
1.Местоимение – это часть речи , которая не называет, а только______________ на предмет.
2.Местоимение отвечает на те же вопросы , что и имя __________________ _____.
3.В предложении местоимение бывает ________________________или ______________________________.
4.Местоимения помогают избежать в нашей речи _____________________ и делают её ______________________.
13.Итог.Разбор дом.задания. Оценка.
Упр.№76 стр.34


1.Местоимение – это часть речи , которая не называет, а только______________ на предмет.
2.Местоимение отвечает на те же вопросы , что и имя __________________ _____.
3.В предложении местоимение бывает ________________________или ______________________________.
4.Местоимения помогают избежать в нашей речи _____________________ и делают её ______________________.
1.Местоимение – это часть речи , которая не называет, а только______________ на предмет.
2.Местоимение отвечает на те же вопросы , что и имя __________________ _____.
3.В предложении местоимение бывает ________________________или ______________________________.
4.Местоимения помогают избежать в нашей речи _____________________ и делают её ______________________.
1.Местоимение – это часть речи , которая не называет, а только______________ на предмет.
2.Местоимение отвечает на те же вопросы , что и имя __________________ _____.
3.В предложении местоимение бывает ________________________или ______________________________.
4.Местоимения помогают избежать в нашей речи _____________________ и делают её ______________________.
1.Местоимение – это часть речи , которая не называет, а только______________ на предмет.
2.Местоимение отвечает на те же вопросы , что и имя __________________ _____.
3.В предложении местоимение бывает ________________________или ______________________________.
4.Местоимения помогают избежать в нашей речи _____________________ и делают её ______________________.
Я ТЫ
ОН ОНА ОНО МЫ
ВЫ ОНИ