Статья Роль случайности в пьесах А. Вампилова «Старший сын» и «Утиная охота»


Роль случайности в пьесах А. Вампилова
«Старший сын» и «Утиная охота»
В ранних пьесах А. Вампилова очень много традиционных приёмов комедии положений, в том числе велика роль случая. Сам Вампилов писал: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». Случай становится также основой сюжета в комедии «Старший сын». Бусыгин случайно познакомился в кафе с Сильвой. Молодые люди, провожая девушек, случайно оказались в предместье Ново-Мыльниково. Там, спасаясь от холода, они случайно попали в семью Сарафановых. В разговоре с Васенькой Бусыгин называет Сарафанова отцом тоже, по его словам, «случайно». Молодые люди хотели «погреться» и уйти. Эти случайности определят основную комедийную ситуацию – Бусыгина принимают за сына и брата.
В «Утиной охоте» случайна встреча Зилова с Ириной: героиня искала редакцию, а попала в контору, где работал герой. Его жена случайно стала свидетельницей встречи мужа с Ириной в кафе. Но в целом в этой пьесе случай отодвинут на периферию сюжетного движения.
Итак, случай – важный приём сюжетообразования в пьесах Вампилова. Как случай соотносится с судьбой? Случай, как и судьба, приходит извне, некая ситуация «случается».
Но что человек может противопоставить миру, как он есть? Если присмотреться к пьесам Вампилова с этой стороны, то мы обнаружим, что в комедиях «он строит мир весёлой игры, счастливых случайностей», в трагикомедиях и в драмах на первое место выступает индивидуация героя. Но и в «мире игры» случай перестаёт быть простым приёмом занимательной интриги. Примечательно, что своим критикам из Управления культуры при Мосгорисполкоме Вампилов ответил: «Система случайностей, на которых строится сюжет, нарочита». Где система и где нарочитость? Случайность всего одна: появление Сарафанова во дворе как раз в то время, когда там находится Бусыгин и Сильва. Больше случайностей в пьесе нет, все последующие события оправданны и закономерны».
Исследователями давно отмечена особая соотнесённость в «Старшем сыне» бытового и бытийного. Не случайно Вампилов прибегает к метафоре леса и метафоре пути-дороги. На слова Сильвы: «Никто не открывает. Боятся». Бусыгин замечает: «Тёмный лес…Христа ради у нас ничего не выйдет». Бусыгин говорит далее мнимому брату: «Жизнь – тёмный лес, и мы плутаем в нём с начала до конца».
Жизнь, таким образом, абсурдна, человек обречён на скитания и «плутания». Метафора пути-дороги будет развёрнута в пространстве сюжета. Бусыгин и Сильва не могут уехать в город, так как ушла последняя электричка. Сильва врёт Васеньке: «Мы сейчас с поезда». Васенька после разговора с Макарской собирается уйти из дома, Нина, как узнает скоро зритель, должна выйти замуж и уехать на Сахалин. Мать Бусыгина живёт в Челябинске. Сарафанов познакомился с мнимой матерью Бусыгина в годы войны в Чернигове и готов ехать к ней вместе с Бусыгиным.
«Плутаниям» противопоставлен в пьесе топос дома – центральный для фабулы – и он соотносится, в свою очередь, с более широкимтопосом мира, доминантным для сюжетного движения. Жизнь в доме тяготеет к упорядоченности, закономерности. Это царство антислучая, ибо быт консервативен. О жизни Нины в доме зритель должен узнать из слов Сарафанова: «Конечно, ей доставалось. Она была тут хозяйка, работала – она портниха – да ещё готовилась в институт». У Васеньки – школьная рутина, у самого Сарафанова – необходимость работать, играть на похоронах и свадьбах, чтобы прокормить детей. Обитатели дома планируют своё будущее: Нине пора выходить замуж, Васеньке остался месяц до экзаменов, ему необходимо окончить школу и помогать отцу. Мир (случайно) в семью Сарафановых, и всем планам приходит конец. «Тут такой случай, – говорит Васенька отцу. – Я никогда не думал, что у меня есть брат, а тут – пожалуйста».
Правда о человеке и человеческой жизни не лежит у Вампилова на поверхности. И прежде всего случайными оказываются нравственные оценки и суждения героев. Сарафанов – не гусь, следовательно, «выросший на алиментах» Бусыгин мог заблуждаться и в отношении кровного отца. Старший сын в архаичной традиции – всегда наследник и помощник, и, случайно оказавшись в доме постороннего человека, Бусыгин оказывается вовлечённым в семейные проблемы Сарафановых. Его дальнейшие поступки определяются логикой дома, а не мира, хаос и абсурд уступают место сознательному выбору и сердечной интуиции. Сарафанов предлагает жить у него, а не в общежитии. Признание Бусыгина, что он не сын, открывает перспективу иного брака для Нины. И то, что Бусыгин в финале снова опоздал на электричку, закономерно, а не случайно. Все участники финальной сцены этого желали, любящее сердце и другими любимо. Факт отсутствия кровного родства оказывается не значащим. «Всё, что случилось – всё это ничего не меняет» – говорит Сарафанов.
В пьесе Вампилова нет эволюции героя в традиционном понимании. Сам Бусыгин не изменился, мир вокруг героя тоже не изменился, просто жизни-лесу есть альтернатива – «порядок в душе». А «порядок в душе» помог герою установить «святой» Сарафанов, собственная потребность в «отце», зарождающееся на наших глазах чувство к Нине. Таким образом, случай в «Старшем сыне» парадоксальным образом упорядочивает мир, придаёт ему ценностный смысл, содействует разрешению противоречий, он – судьбоносен. Случай – это и есть живая жизнь, он противостоит «внешнему порядку» (Кудимов), социальной и бытовой повторяемости, мышлению стереотипами.
В «Утиной охоте» случай отодвинут на периферию сюжетного движения. Случайная встреча Зилова с Ириной не в силах изменить ни героя, ни его жизнь. Вампилова интересует не социальный тип, а общее состояние жизни, в пьесе есть приметы времени (дефицит, например), но нет того, что принято называть «духом эпохи». Конфликт Зилова с жизнью субстанциален, а не историчен, отчуждение героя асоциально.