Разработка урока по пьесе А. Вампилова Утиная охота (10 класс)


Стрижаченко Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №35 г. Артёма Приморского края
Тема: «Писать надо о том, от чего не снится по ночам...» (Урок по пьесе А. Вампилова «Утиная охота»)Цель: 1. Познакомить учащихся с драматургом, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия героев.
Учиться анализировать поступки героев, вычленяя позитивные и негативные стороны.
Формировать у ребят истинно человеческие отношения, способствовать духовному становлению личности.
Ход урока:«Прошлым летом в Чулимске», «Прощание в июне»,
«Старший сын».
Выставка книг А. Вампилова.(Кратко охарактеризовать и рекомендовать для чтения произведения А. Вампилова.) (НАПРИМЕР:Первый рассказ Вампилова опубликованный в 1958г., «Стечение обстоятельств». Первые слова в нём станут для писателя пророческими: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека.» Действительно, в его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл... Но сердце не выдержало за несколько метров до берега...
Краткий рассказ о жизни А. Вампилова.(Можно дать сообщение ученику. Можно составить композицию из воспоминаний, писем о Вампилове.) (см: Гушанская Е. и А.Вампилов,-Л, 1990г.)
Слово учителяРебята, мы сегодня будем говорить не только о самой лучшей, но и самой трудной пьесе Вампилова. Напечатанная она вызвала долгое молчание... Почему? Послушайте, что сказал О. Ефремов о пьесе: «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов. Странный «безнравственный» герой «Утиной охоты», предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет... Когда-то Лермонтов, объясняя название своего романа «Герой нашего времени», говорил о том, что людей долго кормили сладостями, что от этих сладостей у них может испортиться желудок. Нужны горькие лекарства, нужны горькие исины»
Так вот Зилов, герой пьесы «Утиная охота», и есть горькое лекарство, которое, как выяснилось, нужно и нам, людям совершенно иного времени. Нужно для того, чтобы нравственно отчиститься, содрогнуться от зрелища духовного опустошения человека очень на нас похожего, совсем не изверга и подонка. Зилов - это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека бессмысленна.
Впечатления ребят о прочитанной пьесе.
-Произведение понравилось. Зилову, наверно, скучно, поэтому он так живет. В нем много отрицательного, но его последний поступок (решение о самоубийстве) говорит о том, что Зилов способен вернуться к лучшей жизни, возвратиться.
-А я думаю, что перед нами деградированный человек. Всё лучшее в нем утрачено. Вспомните, как он выполняют свой сыновний долг? А как относился к женщинам?
Ребята, давайте попробуем выяснить, чья точка зрения верна.
-Итак, мы попадаем в провинциальный город, в среду интеллигенции, в круг друзей знакомых Виктора Зилова. Какие они? Насколько интеллигентны, по нашим представлениям (кратко характеризуем):
-Саяпин (ему принадлежит идея розыгрыша Зилова; он же приходит остановить Зилова от самоубийства, всё переваливает на Зилова, когда выясняется, кто виноват недобросовестной информации.)
-Валерия, его жена.
-Кушак.
-Кузанов.
5. Беседа
-Какие чувства вызывает эта среда обитания? (грусть, неприязнь, но Зилова всё устраивает.)
-В чём же тогда драматургический конфликт пьесы? Что движет пьесу? (конфликт заключён в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос судьбы: как и для чего жить?)
-Мы застали Зилова на следующий день после того, как он, отмечая с друзьями открытие охотничьего сезона, устроил скандал и теперь... происходит осмысление происходящего. Зилов стал раскручивать свою жизнь, воспоминания заполняют всю пьесу.
6. Работа в группах. (Каждая группа готовит воспоминания Зилова, зачитывает комментирует, спорит.)
1 группаВоспоминания о новоселье.
2 группаВоспоминания, связанные с подписью под липовым документам.
3 группаВоспоминания, связанные с письмом отцу.
4 группаСцена, когда Галина уличает мужа во лжи, а он совершенно очевидно лжет.
5 группаСцена, прощания с женой, где Зилов унижает, оскорбляет её и тут же произносит самообличающий монолог.
В споре ребят сталкиваются различные мнения: искренне или нет, верить или нельзя бессердечный, циничный.
-Ребята, а зачем в пьесе возникает мотив охоты?
(охота соединяет человека с природой, в ней мы очищаемся от суеты, дурного в себе нравственно очищаемся.)
-Обращаемся к финальной сцене (зачитать) как истолковать её? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова? (трижды повторяет автор «плачет» или «смеётся», от истолкования зависит судьба героя, но это уже за рамками пьесы).
7. Слово учителя.
В пьесе звучит главный вопрос: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различить даже противоположности - любовь и измены, страсть и равнодушие, искренность и фальшь. Когда потеряны нравственные ориентиры, человек мельчает, теряет ту человеческую суть, без которой он мёртв при жизни, приговаривает себя к духовной смерти.