Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Геодезия с основами маркшейдерского дела для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЧЕРЕМХОВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. М.И.ЩАДОВА»
(ГБПОУ «ЧГТК им. М.И.Щадова)
Дисциплина
ГЕОДЕЗИЯ С ОСНОВАМИ МАРКШЕЙДЕРСКОГО ДЕЛА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

Черемхово, 2015
РАССМОТРЕНА
Цикловой комиссией
Горных дисциплин
Председатель
Протокол №
________________В.И.Попов
________________20_____ год ОДОБРЕНА
Методическим советом
колледжа
протокол №___
от_____________ 20____года
Председатель МС
_________Е.К.ВащукМетодические указания по дисциплине «ГЕОДЕЗИЯ С ОСНОВАМИ МАРКШЕЙДЕРСКОГО ДЕЛА», составлены в соответствии с рабочим учебным планом для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)».
Составитель: Фёдорова Александра Владимировна – преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ «ЧГТК им. М.И.Щадова»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины «Геодезия с основами маркшейдерского дела», которая является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» (базовый уровень подготовки), входящим в укрупненную группу специальностей 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
Программа практических занятий предполагает практическое осмысление и освоение следующих тем:
1 Тема 1.1 Общие сведения (практические работы № 1,2)
2 Тема 1.3 Теодолит и теодолитная съемка (практические работы № 3,4,5)
3 Тема 1.4 Нивелирование (практические работы № 6,7)
В ходе выполнения практических работ по дисциплине «Геодезия с основами маркшейдерского дела» обучающийся должен уметь:
- определять положение линий на местности;
- решать задачи на масштабы;
- решать прямую и обратную геодезическую задачу;
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
- проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки и геометрического нивелирования;
- вести подсчет запасов полезного ископаемого.
Знать:
- основные понятие и термины, используемые в геодезии и маркшейдерии;
- масштабы, условные топографические знаки, точность масштаба;
- систему плоских прямоугольных координат;
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения превышений;
- виды геодезических измерений;
- назначение опорных маркшейдерских сетей;
- геодезические и маркшейдерские работы, связанные с перенесением проектов в натуру.
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися  общими (ОК) компетенциями, перечень которых представлен в таблице 1.
 Таблица 1 – Общие  компетенции
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях  и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии  в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК  7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
 Методические указания к практическим занятиям являются неотъемлемой частью учебно – методического комплекса и представляют собой дополнение к учебникам и учебным пособиям в рамках изучения данной дисциплины.
СОДЕРЖАНИЕ
стр1 ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 6
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ 7
3 ПРИЛОЖЕНИЕ 23
1ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

п/п Тематика практических занятий Количество часов.
1 Решение задач на масштабы. Перевод численного масштаба в именованный. 2
2 Определение азимутов и румбов линий. 2
3-4 Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом. 4
5 Обработка результатов теодолитной съемки полигона.
Нанесение точек теодолитного хода на план.
2
6 Взятие отсчетов по рейке при помощью нивелира. 2
7 Выполнение индивидуального задания по «Геометрическому нивелированию». 2
ИТОГО: 14
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
(Тема 1.1. Общие сведения)1.Название: Решение задач на масштабы. Перевод численного масштаба в именованный, расчет точности масштаба.
2.Количествочасов: 2.
3.Цель работы:
1 Научить решать задачи на масштабы (перевод длин линий с местности на карту и с карты на местность, различных масштабов).
2 Закрепить знания решением практического задания.
4.Ход работы:
1 Актуализация знаний.
Масштаб - это отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности.
Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение.
Именованный (словесный) масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане,снимке.
2 Алгоритм решения.
Пример 1. Длина линии на местности равна 7895 м, определить длину линии на карте масштаба 1:25000. Найти сколько в 1 см метров в соответствии с масштабом, так как 1 см = 100 м, следовательно 1 см на карте = 250 м на местности (25000:100=250). Решение: 7895 м:250 м = 31,58 см.
Пример 2. Длина линии на карте = 8,5 см, определить длину линии на местности, масштаб карты 1:10000. Найти сколько в 1 см метров в соответствии с масштабом, так как 1 см = 100 м, следовательно 1 см на карте = 100 м на местности (10000:100=100). Решение: 8,3 см ˑ 100 = 830 м.
Ниже приведен  пример численного масштаба карты и соответствующий ему именованный масштаб:
Масштаб 1:  100 000
1 мм на карте - 100 м (0,1 км) на местности
1 см на карте - 1000 м (1 км) на местности
10 см на карте - 10000 м (10 км) на местности
Масштаб 1:10 000
1 мм на карте – 10 м (0,01 км) на местности
1 см на карте - 100 м (0,1 км) на местности
10 см на карте - 1000м (1 км) на местности
3 Индивидуальная работа по карточкам.
5. Объём выполняемой работы
32 варианта по 2 задания в каждом (см. приложение к практической работе № 2)
6.Требования к оформлению:
Практическая работа выполняется на отдельном листе. На котором должно быть указано:
-Фамилия и имя студента, группа (с указанием специальности)
- дата проведения практической работы;
- номер практической работы;
- название практической работы;
- номер варианта;
- решение;
7.Критерии оценки:
Менее 49% Не удовлетворительно – 2
50%-64% Удовлетворительно - 3
65%-79% Хорошо - 4
80%-100% Отлично - 5
8. Перечень литературы
1 Геодезия и маркшейдерское дело: Учебное пособие для учащихся горных техникумов/Под ред. М.А. Перегудов-М.-1952г.202с.:ил.
2 Неумывакин Ю.К. Практикум по геодезии. – М.: КолосС, 2008. – 319с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
(Тема 1.1. Общие сведения)1.Название: Определение азимутов (дирекционных углов) и румбов линий.
2.Количествочасов: 2.
3.Цель работы:
1 Научить определять четверть, находить азимуты (дирекционные углы) и румбы линий.
3 Закрепить знания решением практического задания.
4.Ход работы:
1 Актуализация знаний.
Азимут — это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°, если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным (Аи); если за исходное направление принимается магнитный меридиан, азимут называется магнитным (Аm).
Дирекционный угол - это угол отсчитываемый от северного направления осевого меридиана (оси Х) или линии параллельной ему, по часовой стрелки до данного направления.
Румб – острый угол, отсчитываемый от северного или южного направлений меридиана по часовой или против часовой стрелки.
Рис. 1. r - румб, a – дирекционный угол.
Таблица – 4 Зависимость между азимутами (дирекционными углами) и румбами
Четверть Градусы, ° Нахождение r Нахождение А и α
I СВ 0°-90°      А, α r
IIЮВ 90°-180°    180° - А (α)180° - r
III ЮЗ 180°-270°    А (α) - 180° 180° + r
IVСЗ 270°-360      360° - А (α)360° - r.
2 Алгоритм решения.
Пример 1. Дирекционный угол α=232°43´15´´, найти румб r.

Рис.2 Схема расположения дирекционного угла и румба
Из схемы видно (рис.2), что дирекционный угол расположен в III четверти, так как α = 232°43´15´´. Чтоб найти румб, нужно от дирекционного угла (α) отнять 180° (таблица 4 – формулы связи). Решение: 232°43´15´´- 180° = 52° 43´15´´ (rюз).
Пример 2. Найти азимут, если известен румб rсз=84°35´30´´. В данном примере румб расположен в IV четверти, значит чтоб найти азимут нужно от 360° отнять румб. Решение: 360°- 84°35´30´´= 275° 24´ 30´´ (А).
3 Индивидуальная работа по карточкам.
5. Объём выполняемой работы
32 варианта по 2 задания в каждом (см. приложение к практической работе № 2)
6.Требования к оформлению:
Практическая работа выполняется на отдельном листе. На котором должно быть указано:
-Фамилия и имя студента, группа (с указанием специальности)
- дата проведения практической работы;
- номер практической работы;
- название практической работы;
- номер варианта;
- решение;
7.Критерии оценки:
Менее 49% Не удовлетворительно – 2
50%-64% Удовлетворительно - 3
65%-79% Хорошо - 4
80%-100% Отлично - 5
8. Перечень литературы
1 Геодезия и маркшейдерское дело: Учебное пособие для учащихся горных техникумов/Под ред. М.А. Перегудов-М.-1952г.202с.:ил.
2 Неумывакин Ю.К. Практикум по геодезии. – М.: КолосС, 2008. – 319с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3-4
(Тема 1.3 Теодолит и теодолитная съемка)
1.Название: Измерение горизонтальных и вертикальных углов теодолитом.
 
2. Количество часов: 4
3. Цель работы:
Научить работе с теодолитом и измерению углов.
4. Оснащенность работы:
Штатив, теодолит 4Т30П, нитяной отвес.
5. Ход работы:
1 Постановка задач на занятии.
2 Показ искомых точек для измерения углов.
3 Алгоритм измерения углов.
Угловые измерения выполняются теодолитом.
Измерение горизонтального угла.

Рис. 3 Схема горизонтального «справа по ходу лежащего» угла 1-V-10
Измерение горизонтальных углов будет выполняться полным приемом (при КЛ и КП).
1. Каждый студент получает задание на измерение угла в виде сочетания цифр, например 1-V-10, где средняя цифра обозначает номер станции, на которой установлен теодолит, крайние цифры – номера точек на стенах кабинета. Меньшую по номеру марку следует считать задней точкой, а большую – передней. Схему вычерчивают в отчете с соблюдением подобия фактического и вычерченного углов (рис. 3).
2. Приводят теодолит в рабочее положение, состоит из двух операций: центрирование и горизонтирование. Выполняют центрирование прибора с помощью нитяного отвеса с точностью 5 мм, затем нивелируют теодолит – приводя плоскость лимба в горизонтальное положение по уровню с помощью подъемных винтов. Отклонение пузырька не должно превышать 1…1,5 деления.
3. При положении КЛ теодолита наводят центр сетки трубы сначала на заднюю 1, а затем на переднюю 10 точки. При каждом наведении считывают отчеты по горизонтальному кругу при двух совмещениях центра сетки с предметом. Отсчеты записывают в журнал (табл. 6).
Величину «справа по ходу лежащего» угла вычисляют по формуле:
= ,
где и – соответственно средние отсчёты на заднюю 1 и переднюю 10 точки.
Второй полуприём выполняют при КП. Точки наблюдают в обратной последовательности – сначала 10, затем 1. Однако величину угла в полуприёме КП вычисляют по той же формуле. То есть точку 1 по-прежнему считают задней точкой независимо от последовательности визирования на точки наблюдения.
Если значения углов в полуприёмах КЛ и КП различаются между собой не более чем на величину двойной точности взятия отсчета (1), то вычисляют среднее значение угла. В противном случае измерение угла повторяют.
Таблица – 6 Журнал измерения горизонтальных углов способом приемов (пример)
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КЛ) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 50°17 (1)
248°50 (2) 161°27 (3) 161°27 (7)
V 10 КП
1 КП 68°51 (4)
267°24 (5) 161°27 (6) Примечание. В круглых скобках указан порядок записей в журнале в приеме. При вычислении углов при необходимости прибавляют 360° к уменьшаемому отсчёту.
Измерение вертикального угла. Угол наклона (вертикальный угол) визирного луча по отношению к плоскости горизонта измеряют при КЛ или КП посредством взятия отсчётов по вертикальному кругу. Если градусное деление с +, то минуты считаются с лево на право до градусного штриха, а если с -, то с право на лево. В конечном счёте угол наклона вычисляют по одной из формул:
= КЛ – МО; = МО – КП; = (КЛ – КП)/2,
где КЛ и КП – соответственно средние отсчёты, считанные по микроскопу с вертикального круга при положении КЛ и КП теодолита (табл. 7).
Формулы углов наклона применяются при измерении большого числа углов. При применении последней формулы вычисления отпадает необходимость в предварительном вычислении МО для вертикального круга.
Определение МО.
Производят нивелирование лимба ГК по цилиндрическому уровню, расположенному на алидаде теодолита. Выбирают высоко расположенную точку (марку на стене) и наводят на неё зрительную трубу при положении КЛ. Изображение точки помещают в центр сетки так, чтобы край точки контактировал с горизонтальным штрихом. Затем считывают отсчёт по вертикальному кругу при условии, что пузырек уровня находится строго на середине (табл. 7).
Действия повторяют при КП теодолита и в заключение вычисляют МО по формуле
МО = (КЛ + КП)/2,
где КЛ и КП – отсчёты по вертикальному кругу на наблюдаемую точку.
Для контроля определение места нуля выполняют повторно на другую марку. Если оба МО различаются между собой не более чем на величину двойной точности взятия отсчёта (1), то вычисляют среднее значение МОСР с округлением до минут.
Таблица 7 - Определение МО и углов наклона (пример)
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 15°32 (1)
–15°34(2) –0°01 (3) 15°33 (4)
15°33 (5)
15°33 (6)
Примечание. В скобках указана последовательность измерений и записей в таблицу при наблюдении одной точки.
4 Индивидуальная работа по карточкам.
6. Объём выполняемой работы
15 вариантов по 2 задания в каждом (см. приложение к практической работе № 3,4)
7. Требования к оформлению:
Практическая работа выполняется на отдельном тетрадном листе. На котором должно быть указано:
- Фамилия и имя студента, группа (с указанием специальности)
- дата проведения практической работы;
- номер практической работы;
- название практической работы;
- схема углов и значение измеренных углов;
- вычисление.
7. Критерии оценки:
Менее 49% Не удовлетворительно – 2
50%-64% Удовлетворительно - 3
65%-79% Хорошо - 4
80%-100% Отлично - 5
8. Перечень литературы
1 Геодезия и маркшейдерское дело: Учебное пособие для учащихся горных техникумов/Под ред. М.А. Перегудов-М.-1952г.202с.:ил.
2 Неумывакин Ю.К. Практикум по геодезии. – М.: КолосС, 2008. – 319с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
(Тема 1.3 Теодолит и теодолитная съемка)
1.Название: Обработка результатов теодолитной съемки полигона.
Нанесение точек теодолитного хода на план.
2.Количество часов: 2
3.Цель работы:
Научить проводить камеральные работы по окончанию теодолитной съемки (замкнутый ход) и построению координатной сетки и нанесению точек хода по координатам на план.
4. Ход работы:
1 Алгоритм решения ведомости замкнутого теодолитного хода.

1) Исходные данные координаты первой точки и дирекционный угол 5-1.
2) Вычислить горизонтальное проложение:
d=D·cosφ,
где D – это измеренное расстояние между точками, cosφ – угол наклона между точками (подписаны на схеме).
3) Определить угловую невязку (fβ) для этого сначала вычислить сумму измеренных углов Ʃβизмер (сложить все измеренные углы) и сумму теоретических углов Ʃβтеор=180ο(n-2), где n-количество углов..fβ =Ʃβизмер- Ʃβтеор.
4) Сравнить полученную невязку с допустимой(fβдоп), которую берем из инструкции инструмента.
fβдоп=±2t√n,
где t-точность теодолита, n-количество углов. И если полученная невязка меньше или равна допустимой, то разбросать ее, во все измеренные углы.
fβ ≤fβдоп , а если fβ >fβдоп, горизонтальные углы были измерены не верно.
5) Разбросать угловую невязку с обратным знаком на все углы, то есть найти поправку:
ʋβ= -fβ/n
Правило: контроль вычисления поправок заключается в том, что сумма поправок должна ровняться невязке с обратным знаком.
6) Вычислить исправленные углы:
βисправ=βизмер±ʋβ
Контроль: Ʃβисправ=Ʃβтеор7) Вычислить дирекционные углы:
αпослед=αпред+180ο-βисправЕсли дирекционный угол, какой либо стороны получился больше 360ο, то нужно отнять 360ο от этого угла.
Контроль: от кого значения дирекционного угла уши, к такому же должны вернуться. В данном примере дирекционный угол 5-1 должен быть равен 131ο45' (так как ход замкнутый).
8) По дирекционным углам вычислить румбы.
Четверть Градусы, ° Нахождение r
I СВ 0°-90°      α
IIЮВ 90°-180°    180° - α
III ЮЗ 180°-270°    α- 180°
IVСЗ 270°-360      360° - α
В зависимости от четверти расставить знаки Δх и Δу.
№ четверти, название
I СВ II ЮВ III ЮЗ IV СЗ
Δх+ - - +
Δу+ + - -
Приращения координат вычисляются по формуле:
Δх=d·cosr Δу=d·sinrСложить все Δх с + и с – и находим линейную невязку по оси Х, для этого от большей суммы отнимаем меньшую и ставим знак большей суммы. Точно так же по оси У.
9) Найти абсолютную невязку:
fабс=√f2Δх+f2Δу
10) Найти относительную невязку:
fотн= fабс/Р, где Р-периметр хода
11) Сравнить относительную невязку с допустимой относительной fотн.доп= 1/2000.
fотн≤1/2000, если же fотн>1/2000, то длины были измерены не верно.
12) Разбросать невязки Δх и Δу с обратным знаком пропорционально длинам сторон, поправки округляем до сантиметров:
ʋΔхi=-fΔx·di/P, ʋΔуi=-fΔу·di/P
13) Найти исправленные Δх и Δу:
Δхисправ= Δхвыч+ ʋΔх Δуисправ= Δувыч+ ʋΔуКонтроль: ƩΔхисправ с + = ƩΔхисправ с - и ƩΔуисправ с + = ƩΔуисправ с –
14) Вычислить координаты Х и У:
Хn+1=Хn±Δх Уn+1=Уn±Δу, где
Хn+1, Уn+1 - координаты последующей точки хода соответственно по осям Х и У.
Хn,Уn - координаты предыдущей точки хода соответственно по осям Х и У.
15) Выбрать масштаб плана для нанесения координат точек теодолитного хода.
5. Оснащенность работы:
Чистый лист А1, линейка, карандаш, резинка, цветные ручки (зеленая, черная)
6. Объём выполняемой работы
32 варианта, в которых даны исходные данные для решения замкнутого теодолитного хода (см. приложение к практической работе № 5)
7.Требования к оформлению:
Практическая работа выполняется на отдельном тетрадном листе и листе формата А1. На котором должно быть указано:
- Фамилия и имя студента, группа (с указанием специальности)
- подписан вид теодолитного хода и масштаб съёмки;
- нанесена координатная сетка;
- теодолитные точки;
- подкреплена ведомость замкнутого теодолитного хода.
8.Критерии оценки:
Менее 49% Не удовлетворительно – 2
50%-64% Удовлетворительно - 3
65%-79% Хорошо - 4
80%-100% Отлично - 5
9. Перечень литературы
1 Геодезия и маркшейдерское дело: Учебное пособие для учащихся горных техникумов/Под ред. М.А. Перегудов-М.-1952г.202с.:ил.
2 Неумывакин Ю.К. Практикум по геодезии. – М.: КолосС, 2008. – 319с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
(Тема 1.4 Нивелирование)
1.Название: Взятие отсчетов по рейке при помощью нивелира.
2. Количество часов: 2
3. Цель работы:
Научить работе с нивелиром и взятию отсчетов.
4. Оснащенность работы:
Штатив, нивелир VEGAL24, нитяной отвес, рейка РН-3.
5. Ход работы:
1 Постановка задач на занятии.
2 Алгоритм работы с нивелиром и взятие отчетов.
Прибор привести в рабочее положение, то есть отцентрировать над точкой и вывести пузырек шарового уровня в центр, нивелирную рейку установить в необходимом месте вертикально.
Отсчёт по рейке необходимо брать по средней нити сетки нитей оптического нивелира.
Черная сторона рейки начинается с «0», красная сторона с любого числа, это число называется пяткой рейки, на нее и ставится рейка. На рейке подписаны дм 0,1…0,2 и т.д. до 30 дм. Каждый дм разбит на 10 частей шашечками по 1 см, каждый см делится на 10 частей (на глаз), то есть отсчет берется с точностью до 1 мм.
 Отсчет берется с начала по черной стороне (до 1 мм), затем покрасной, а затем выполняется контроль: красный отсчет минус передний отсчет должно равняться пятки рейки ± 5 мм.
На рисунке 4 показан пример взятие отсчета по чёрной стороне рейки, он равен 1546 мм или 1,546 м

Рис.4 а) рейка двухсторонняя, складная РН-3 б) значения отсчета по черной стороне – 146 мм
3 Проверка взятия отчета каждого студента.
6. Требования к оформлению:
Практическая работа выполняется на отдельном тетрадном листе. На котором должно быть указано:
- Фамилия и имя студента, группа (с указанием специальности)
- дата проведения практической работы;
- номер практической работы;
- название практической работы;
- значение отсчетов по рейке;
- решения;
7. Критерии оценки:
Менее 49% Не удовлетворительно – 2
50%-64% Удовлетворительно - 3
65%-79% Хорошо - 4
80%-100% Отлично - 5
8. Перечень литературы
1 Геодезия и маркшейдерское дело: Учебное пособие для учащихся горных техникумов/Под ред. М.А. Перегудов-М.-1952г.202с.:ил.
2 Неумывакин Ю.К. Практикум по геодезии. – М.: КолосС, 2008. – 319с.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
(Тема 1.4. Нивелирование)1.Название: Выполнение индивидуального задания по «Геометрическому нивелированию».
2. Количество часов: 2
3. Цель работы:
Научить проводить камеральные работы по окончанию геометрического нивелирования (расчет журнала геометрического нивелирования).
4. Ход работы:
1 Алгоритм решения журнала геометрического нивелирования.
Заполнение примера страницы нивелирного журнала.
№ стан. №№ точек Отсчеты по рейке, ммПревышение, ммГИ, м Абсолют.
отметка, мизмер. сред. исправ. зад. пер. промеж. + - + - + - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 Рп 1 1112
(ч) 346,583(Нн)
6236 (к) пятка ПК 0 0987
(ч) 6108
(к) 2 ПК 0 0671 5796 +20 1012 +60 0314 +70 1584 ПК 1 2132 7259 3 ПК 1 0456 5584 +55 0312 +85 2036 ПК 2 1548 6672 4 ПК 2 2118 7246 Рп 2 1426 6550 346,769 (Нк)
1) Вычислить на каждой станции измеренные превышения черное (Ч) и красное (К) (колонки 6,7 - в зависимости от знака превышения).
hч=Зч-Кч hк=Зк-Кк2) Вычислить среднее превышение на каждой станции округляя до 1 мм (колонки 8,9 – в зависимости от знака превышения).
hср=hч+hк/2
3) Выполнить построничный контроль:
Сложить все задние отсчеты без пяток, от задней суммы отнять сумму передних отсчетов и поделить на 2.
Ʃзадн=Ч+К(колонка 3) и Ʃпередн=Ч+К (колонка 4)
Ʃзадн – Ʃпередн/2 (1)
Найти сумму измеренных превышений, т.е. сложить колонки 6 и 7 с учетом знака, полученную сумму нужно разделить на 2.
Ʃhизмер=hизмер++hизмер- /2 (2)
Сложить все среднее превышения с учетом знака, колонки 8 и 9 и разделить на 2.
Ʃhсред=hсред++hсред- /2 (3)
Контроль: 1=2≈3
4) Вычислить теоретическую сумму превышений, колонка 13:
Ʃhтеор=Нк-Нн5) Найти невязку превышения:
fh= Ʃhсред- Ʃhтеор6) Вычислить допустимую невязку и полученную невязку (5) сравнить с допустимой:
fh=±50√L, где L-длина хода в км, если число станций на 1 км более 25, то fh=±10√n, где n- количество станций.
Если она получилась меньше или равна, то разбрасываем ее поровну округляя до 1 мм, на все превышения с обратным знаком, то есть находим поправки:
ʋi= fh/n
Сумма поправок должна ровняться невязке с обратным знаком.
7) Найти исправленное превышение (колонки 10 и 11, с учетом знака):
hиправ= hсред±ʋКонтроль: Ʃh исправ= Ʃhтеор8) Вычислить отметки связующих точек (пикетов и Х точек):
Нпослед=Нпред± hиправ
9) Вычислить отметки промежуточных точек (+20, +60 и т.д.), через горизонт инструмента (ГИ), которые вычисляются только на тех станциях, на которых есть промежуточные точки.
ГИi=абсолютная отметка пикета (первого на станции)) + отсчет по черной задней рейке пикета (первого на станции).Н+i=ГИ-промежуточный отсчет по рейке
5. Объём выполняемой работы
32 вариантов с исходными данными (см. приложение к практической работе № 7)
6.Требования к оформлению:
Практическая работа выполняется на отдельном тетрадном листе. На котором должно быть указано:
- Фамилия и имя студента, группа (с указанием специальности)
- дата проведения практической работы;
- номер практической работы;
- название практической работы;
- номер варианта;
- решение;
7.Критерии оценки:
Менее 49% Не удовлетворительно – 2
50%-64% Удовлетворительно - 3
65%-79% Хорошо - 4
80%-100% Отлично - 5
8. Перечень литературы
1 Геодезия и маркшейдерское дело: Учебное пособие для учащихся горных техникумов/Под ред. М.А. Перегудов-М.-1952г.202с.:ил.
2 Неумывакин Ю.К. Практикум по геодезии. – М.: КолосС, 2008. – 319с.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1
Вариант №1
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:5 000 а) 1426,34 м
б) 13,8 см
М 1:25 000 а) 8445,46 м
б) 6,8м
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №2
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:1 000 а) 72,44 м
б)6,3 см
М 1:25 000 а)824,36 м
б)4,9 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №3
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1: 2 000 а) 236,84 м.
б)7,4 см.
М 1: 25 000 а) 13426,32 м.
б) 9,4 см.
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №4
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:5 000 а)236,42 м
б)8,4 см
М 1:200 000 а)6844,32 м
б)7,2 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №5
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:50 000 а)4836,42 м
б)7,6 см
М 1:10 000 а)884,22 м
б)4,9 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №6
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:10 000 а)6341,24 м
б)8,7 см
М 1:5 000 а)839,42 м
б)14,6 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №7
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:5 000 а)236,46 м
б)7,8 см
М 1:10 000 а)634,26 м
б)6,3 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант № 8
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:5 000 а) 823,49 м
б) 6,8 см
М 1:25 000 а) 4314,63 м
б) 13,2 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №9
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:5 000 а) 844,26 м
б)9,6 см
М 1:200 000 а)16426,88 м
б)7,4 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №10
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:100 000 а)8436,22 м
б)13,4 см
М 1:25 000 а)12436,22 м
б)7,8 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №11
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1: 500 а) 74,28 м.
б) 13,6 см.
М 1:2 000 а) 174,48 м.
б) 12,2 см.
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №12
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:25 000 а)1412,66 м
б)7,4 см
М 1:50 000 а)7483,21 м
б)7,4 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №13
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:5 000 а) 836,22 м
б)11,4 см
М 1:25 000 а)12326,44 м
б)6,9 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №14
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:100 000 а) 8446, м
б)15,3 см
М 1:50 000 а)4886,25 м
б)7,3 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №15
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1: 10 000 а) 1844,22 м.
б) 13,2 см.
М 1: 500 а) 134,26 м.
б) 2,6 см.
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №16
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:25 000 а)1844,28 м
б)12,2 см
М 1:2 000 а)286,39 м
б)8,4 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №17
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:200 000 а)8624,54 м
б)8,4 см
М 1:50 000 а)1244,28 м
б)13,4 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №18
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1: 2 000а) 684,56 м.
б) 4,9 см.
М 1: 25 000 а) 14426,55 м.
б) 8,8 см.
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №19
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами
М 1:25 000 а)13824,6 м
б)11,4 см
М 1:5 000 а)432,88 м
б)14,7 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант № 20
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:5 000а) 154,32 м.
б) 6,3 см.
М 1:25 000 а) 648,32 м
б) 4,6 см.
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №21
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:200 000 а)24836,22 м
б)2,8 см
М 1:50 000 а)6342,25 м
б)4,9 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №22
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:2 000 а)836,42 м
б)13,8 см
М 1:5 000 а)4526,44 м
б)6,3 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №23
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:100 000 а)6413,62 м
б)4,4 см
М 1:50 000 а)2436,83 м
б)3,5 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.

Вариант №24
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:1 000 а)188,24 м
б)12,4 см
М 1:5 000 а)249,56 м
б)5,6 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №25
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:2 000 а)183,24 м
б)13,6 см
М 1:25 000 а)1346,24 м
б)4,9 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №26
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:500 а)94,22 м
б)13,4 см
М 1:2 000 а)236,46 м
б)12,4 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.

Вариант №27
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:25 000 а)1826,33 м
б)11,2 см
М 1:5 000 а)624,36 м
б)9,2 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант № 28
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:5 000 а)194,28 м
б)6,3 см
М 1:100 000 а)2496,24 м
б)8,9 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант № 29
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:2 000а) 383,49 м.
б) 21,4 см.
М 1:25 000 а) 2196,88 м.
б) 12,3 см.
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №30
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:2 000 а)163,82 м
б)4,9 см
М 1:50 000 а)6326,44 м
б)3,8 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №31
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:25 000 а) 1941,79 м
б)14,9 см
М 1:200 000 а)6842,13 м
б)8,6 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
Вариант №32
1) Перевести длину линии с местности на карту (а) и с карты на местность (б), в соответствии с масштабами:
М 1:50 000 а) 4382,66 м
б)11,6 см
М 1:10 000 а)834,31 м
б)6,4 см
2) Написать именованный масштаб карт по 1 заданию.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 2
Вариант №1
1)Найти румб:
А=112°29´15´´А=212°43´45´´А=292°46´30´´
2) Найти азимут:
rюз=12°37´15´´rюв=76°32´15´´rсз=84°35´30´´
Вариант №2
1)Найти румб:
А=312°37´15´´ А=118°34´45´´ А=262°38´30´´
2) Найти азимут:
rсз=53°17´15´´rюз=51°42´15´´rюз=22°58´30´´
Вариант №3
1)Найти румб:
А= 152°26´15´´ А=326°44´45´´ А=202°28´30´´
5)Найти азимут:
rюз= 84°47´15´´ rcз=76°48´15´´ rюв=62°42´30
Вариант №4
1)Найти румб:
А=232°43´15´´ А=288°54´45´´А=162°24´30´´
2) Найти азимут:
rюв=33°47´15´´rсз=73°56´15´´rюв=44°38´30´´
Вариант №5
1)Найти румб:
А=332°25´15´´А=126°41´45´´А=262°38´30´´
2) Найти азимут:
rюв=32°42´15´´rюз=45°18´15´´rсз=26°24´30´´
Вариант №6
1)Найти румб:
А=92°46´15´´А=256°24´45´´А=296°58´30´´
2) Найти азимут:
rюв=78°27´15´´rсз=55°33´15´´rюз=72°55´30´´
Вариант №7
1)Найти румб:
А=352°26´15´´А= 126°44´45´´А=192°28´30´´
2) Найти азимут:
rсз=28°37´15´´rюз=66°44´15´´rюв=22°45´30´´
Вариант №8
1)Найти румб:
А=92°46´15´´А=256°24´45´´А=296°58´30´´
2) Найти азимут:
rюв=78°27´15´´rсз=55°33´15´´rюз=72°55´30´´
Вариант №9
1)Найти румб:
А = 92°16´45´´А= 271°32´15´´А= 181°14´45´´
2) Найти азимут:
rсз = 81°39´15´´rюв= 26°54´15´´rюз= 44°42´30´´
Вариант №10
1)Найти румб:
А=332°26´15´´А=126°44´45´´А=192°28´30´´
2) Найти азимут:
rсз=28°37´15´´rюз=66°44´15´´rюв=22°45´30´´
Вариант №11
1)Найти румб:
А=132°19´15´´А=346°48´45´´А=282°58´30´´
2) Найти азимут:
rюз=68°57´15´´rюв=33°18´15´´rсз=72°15´30´´
Вариант №12
1)Найти румб:
А=212°29´15´´А=312°43´45´´А=92°46´30´´
2) Найти азимут:
rюв=12°37´15´´rсз=76°32´15´´rюз=84°35´30´´
Вариант №13
1)Найти румб:
А = 95°45´45´´А = 299°15´15´´А = 209°36´45´´
2) Найти азимут:
rсз= 16°18´30´´rюз=38°48´30´´rюв=71°14´15´´
Вариант №14
1)Найти румб:
А=132°43´15´´А=348°54´45´´А=262°24´30´´
2) Найти азимут:
rюв=33°47´15´´rюз=73°56´15´´rсз=44°38´30´´
Вариант №15
1)Найти румб:
А= 98°14´45´´A=184°52´15´´A=346°42´15´´
2) Найти азимут:
rcв=72°19´45´´rюв=54°42´30´´rюз=32°22´15´´
Вариант №16
1)Найти румб:
А=152°26´15´´А=326°44´45´´А=202°28´30´´
2) Найти азимут:
rюз=84°47´15´´rюв=76°48´15´´rсз=49°12´30´´
Вариант №17
1)Найти румб:
А=252°26´15´´А=326°44´45´´А=172°28´30´´
2) Найти азимут:
rюз=28°37´15´´rсз=66°44´15´´rюв=45°45´30´´
Вариант № 18
1)Найти румб:
А=326°42´45´´А=98°26´15´´А =254°16´30´´
2) Найти азимут:
rюв = 44°25´30´´ rсз=88°48´15´´rюз=26°15´´
Вариант №19
1)Найти румб:
А=232°26´15´´А=326°44´45´´А=92°28´30´´
2) Найти азимут:
rюз=28°37´15´´rюв=66°44´15´´rсз=22°45´30´´
Вариант №20
1)Найти румб:
А=212°26´15´´А=156°44´45´´А=338°28´30´´
2) Найти азимут:
rюз=59°41´15´´rсз=16°54´15´´ rюв=29°49´30´´
Вариант №21
1)Найти румб:
А=232°19´15´´А=146°48´45´´А=352°58´30´´
2) Найти азимут:
rюв=68°57´15´´rюз=33°18´15´´rсз=36°15´30´´
Вариант №22
1)Найти румб:
А= 179°18´30´´А=268°16´30´´А= 272°42´15´´
2) Найти азимут:
rсз=18°14´15´´rюз=42°34´30´´rюв=88°19´45´´
Вариант №23
1)Найти румб:
А = 184° 18´15´´ А =276°39´30´´ А= 168°18´15´´
2) Найти азимут:
rсз= 62°44´45´´rюв= 87°13´15´´ rюз= 64°43´30´´
Вариант № 24
1)Найти румб:
А= 94°29´15´´А= 181° 47´ 15´´ А= 272°44´30´´
2) Найти азимут:
rюз=39° 39´ 15´´rюв= 68° 19´ 30´´ rcз = 66° 36´ 45´´
Вариант №25
1)Найти румб:
А= 197°43´15´´А= 289°19´45´´А = 101°38´30´´
2) Найти азимут:
rсз=36° 39´40´´rюз= 41°43´30´´r юв=14°49´15´´
Вариант № 26
1)Найти румб:
А =91°42´15´´ А= 286°14´15´´А= 262°13´30´´
2) Найти азимут:
rсз= 46°12´45´´rюз=42°28´15´´r юв= 12°56´15´´
Вариант №27
1)Найти румб:
А = 289°16´45´´А = 269°42´30´´А = 179°42´15´´
2) Найти азимут:
rюз= 36°38´15´´rсз= 72°41´30´´rюв= 88°40´15´´
Вариант № 28
1)Найти румб:
А= 214°42´30´´ А= 94° 32´30´´ А = 324° 30´ 30´´
2) Найти азимут:
rюв= 41° 19´ 30´´rюз=16°14´45´´rсз=62°44´15´´
Вариант №29
1)Найти румб:
А = 98°43´15´´А =276°16´15´´А = 269°45´45´´
2) Найти азимут:
rсз=12°41´15´´rюз= 28°14´15´´rюв=38°39´30´´
Вариант №30
1)Найти румб:
А= 199°40´19´´А= 280°19´25´´А = 104°48´10´´
2) Найти азимут:
rюв= 43° 15´ 20´´rюз=14°29´57´´rсз=68°41´05´´
Вариант №31
1)Найти румб:
А= 159°11´21´´А=260°16´30´´А= 252°22´36´´
2) Найти азимут:
rсз=17°24´05´´rюз=32°34´12´´rюв=87°16´49´´
Вариант №32
1)Найти румб:
А=316°32´30´´А=95°20´15´´А =253°17´38´´
2) Найти азимут:
rюв = 24°25´30´´ rсз=87°45´17´´rюз=23°14´´00´´
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ № 3,4
Вариант № 1
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 50°17
248°50 V 10 КП
1 КП 68°51
267°24 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 15°44
–15°44 Вариант № 2
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 210°19
58°09 V 10 КП
1 КП 358°51
206°41 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 10°18
–10°19 Вариант № 3
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 110°07
189°43 V 10 КП
1 КП 299°44
18°20 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 15°44
–15°44 Вариант № 4
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 53°25
268°05 V 10 КП
1 КП 275°33
130°14 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 29°18
–29°20 Вариант № 5
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 110°14
23°01 V 10 КП
1 КП 187°52
100°40 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 06°15
–06°13 Вариант № 6
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 351°11
102°22 V 10 КП
1 КП 68°59
180°11 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 36°01
–36°02 Вариант № 7
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 109°14
22°01 V 10 КП
1 КП 186°52
99°40 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 18°40
–18°38 Вариант № 8
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 303°16
186°50 V 10 КП
1 КП 88°21
331°56 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 09°44
–09°46 Вариант № 9
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприеме КЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 115°26
181°20 V 10 КП
1 КП 76°43
142°36 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 19°16
–19°17 Вариант № 10
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприеме КЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 56°19
254°52 V 10 КП
1 КП 74°53
273°27 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 10°40
–10°42 Вариант № 11
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 133°13
33°10 V 10 КП
1 КП 256°40
156°36 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 03°11
–03°10 Вариант № 12
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприемеКЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 89°28
261°50 V 10 КП
1 КП 59°51
232°13 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 07°09
–07°11 Вариант № 13
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприеме КЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 210°21
48°37 V 10 КП
1 КП 104°02
302°19 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 05°05
–05°07 Вариант № 14
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприеме КЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 54°17
242°50 V 10 КП
1 КП 72°51
271°24 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 03°59
–03°57 Вариант № 15
Вычисление горизонтального угла
№ станции № наблюдаемой точки и положение круга Отсчет по горизонтальному кругу Величина угла в полуприеме КЛ (КП) Средняя величина угла
V 1 КЛ
10 КЛ 53°27
241°40 V 10 КП
1 КП 71°31
270°43 Вычисление вертикального угла
№ точки наблюдения Отсчёт по вертикальному кругу КЛ, КП МО Угол наклона

12   КЛ
КП 07°32
–07°34 ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 5
Даны общие измерения в замкнутом теодолитном ходе:
Горизонтальные углы:β1=115ο27'30'', β1=154ο23'30'', β1=78ο41'30'', β1=114ο00'30'', β1=141ο34'30'', β1=115ο50'00''.
Расстояние: D1-2=204,80, D2-3=181,72, D3-4=280,56, D4-5=167,22, D5-6=163,92, D6-1=152,53.
Угол наклона: φ1-2=3ο30', φ2-3=5ο30', φ3-4=4ο12', φ4-5=2ο32', φ5-6=3ο28', φ6-1=4ο06'.
Рассчитать ведомость замкнутого теодолитного хода, в соответствии со своим вариантом.
Вариант №1 α6-1=120ο45'' , Х1=5300,00, У1=4200,00
Вариант №2 α6-1=121ο34'', Х1=5305,00, У1=4205,00
Вариант №3 α6-1=125ο28'', Х1=5310,00, У1=4210,00
Вариант №4 α6-1=126ο16'', Х1=5315,00, У1=4215,00
Вариант №5 α6-1=127ο09'', Х1=5320,00, У1=4220,00
Вариант №6 α6-1=128ο48'' , Х1=5325,00, У1=4225,00
Вариант №7 α6-1=129ο55'', Х1=5330,00, У1=4230,00
Вариант №8 α6-1=130ο01'', Х1=5335,00, У1=4235,00
Вариант №9 α6-1=131ο31'' , Х1=5340,00, У1=4240,00
Вариант №10 α6-1=132ο30'' , Х1=5345,00, У1=4245,00
Вариант №11 α6-1=133ο04'' , Х1=5350,00, У1=4250,00
Вариант №12 α6-1=134ο27'' , Х1=5355,00, У1=4255,00
Вариант №13 α6-1=135ο41'' , Х1=5360,00, У1=4260,00
Вариант №14 α6-1=136ο13'' , Х1=5365,00, У1=4265,00
Вариант №15 α6-1=137ο54'' , Х1=5370,00, У1=4270,00
Вариант №16 α6-1=138ο39'' , Х1=5375,00, У1=4275,00
Вариант №17 α6-1=139ο42'' , Х1=5380,00, У1=4280,00
Вариант №18 α6-1=140ο02'' , Х1=5385,00, У1=4285,00
Вариант №19 α6-1=141ο19'' , Х1=5390,00, У1=4290,00
Вариант №20 α6-1=142ο22'' , Х1=5395,00, У1=4295,00
Вариант №21 α6-1=143ο37'' , Х1=5400,00, У1=4300,00
Вариант №22 α6-1=144ο57'' , Х1=5405,00, У1=4305,00
Вариант №23 α6-1=145ο10'', Х1=5410,00, У1=4310,00
Вариант №24 α6-1=146ο46'' , Х1=5415,00, У1=4315,00
Вариант №25 α6-1=147ο14'' , Х1=5420,00, У1=4320,00
Вариант №26 α6-1=148ο20'' , Х1=5425,00, У1=4325,00
Вариант №27 α6-1=149ο40'' , Х1=5430,00, У1=4330,00
Вариант №28 α6-1=150ο50'' , Х1=5435,00, У1=4335,00
Вариант №29 α6-1=151ο33'' , Х1=5440,00, У1=4340,00
Вариант №30 α6-1=152ο43'' , Х1=5445,00, У1=4345,00
Вариант №31 α6-1=153ο07'' , Х1=5450,00, У1=4350,00
Вариант №32 α6-1=154ο25'' , Х1=5455,00, У1=4355,00
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 7
Даны общие измерения в геометрическом нивелировании (в таблице).
№ стан. №№ точек Отсчеты по рейке, ммзад. пер. промеж.
1 2 3 4 5
1 Рп 1 1112 6236 ПК 0 0987 6108 2 ПК 0 0671 5796 +20 1012
+60 0314
+70 1584
ПК 1 2132 7259 3 ПК 1 0456 5584 +55 0312
+85 2036
ПК 2 1548 6672 4 ПК 2 0856 5983 ПК 3 2543
7668
5 ПК 3 1865 6989 +35 2014
ПК 4 0319 5445 6 ПК 4 2438 7563 Х 1468 6595 7 Х 2114 7242 ПК 5 1036 6160 8 ПК 5 2118 7246 Рп 2 1426 6550 Рассчитать журнал геометрического нивелирования, в соответствии со своим вариантом.
Вариант №1 Нн=246,583 Нк=246,769 Вариант №2 Нн=246,397 Нк=246,583
Вариант №3 Нн=356,752 Нк=356,936 Вариант №4 Нн=419,815 Нк=420,003
Вариант №5 Нн=200,230 Нк=200,412 Вариант №6 Нн=216,171 Нк=216,358
Вариант №7 Нн=313,664 Нк=313,852 Вариант №8 Нн=388,819 Нк=389,004
Вариант №9 Нн=401,071 Нк=401,254 Вариант №10 Нн=331,476 Нк=331,662
Вариант №11 Нн=428,919 Нк=429,104 Вариант №12 Нн=398,391 Нк=398,574
Вариант №13 Нн=217,136 Нк=217,325 Вариант №14 Нн=399,825 Нк=400,012
Вариант №15 Нн=398,232 Нк=398,414 Вариант №16 Нн=215,028 Нк=215,216
Вариант №17 Нн=189,991 Нк=190,180 Вариант №18 Нн=203,929 Нк=204,118
Вариант №19 Нн=301,631 Нк=301,817 Вариант №20 Нн=447,817 Нк=448,002
Вариант №21 Нн=410,310 Нк=410,498 Вариант №22 Нн=415,835 Нк=416,021
Вариант №23 Нн=318,865 Нк=319,052 Вариант №24 Нн=207,962 Нк=208,146
Вариант №25 Нн=255,919 Нк=256,105 Вариант №26 Нн=313,822 Нк=314,007
Вариант №27 Нн=477,829 Нк=478,018 Вариант №28 Нн=455,845 Нк=456,031
Вариант №29 Нн=217,882 Нк=218,069 Вариант №30 Нн=418,969 Нк=419,153
Вариант №31 Нн=347,016 Нк=347,204 Вариант №32 Нн=280,825 Нк=281,010