Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по МДК 04.01«Слесарная обработка деталей, изготовление и сборка узлов и агрегатов» основной профессиональной образовательной программы по специальности 190103 Автомобиле- и тракторо



Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ





МЕТОДИЧЕСКИЕ указания для студентов
по выполнению самостоятельной работы
МДК 04.01. «Слесарная обработка деталей, изготовление и сборка узлов и агрегатов»

«Профессионального цикла»
основной профессиональной образовательной программы по специальности 190103 Автомобиле- и тракторостроение.










г.о. Тольятти 2014 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по МДК 04.01«Слесарная обработка деталей,
изготовление и сборка узлов и агрегатов»
основной профессиональной образовательной программы по специальности 190103 Автомобиле- и тракторостроение.
Тольятти: 2014 г.
Пособие предназначено для специалистов при разработке рекомендаций по выполнению самостоятельной работы студентами по МДК 04.01«Слесарная обработка деталей, изготовление и сборка узлов и агрегатов» в соответствии с установленными требованиями работодателей.


Согласовано
МК специальности 190631 Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта
протокол заседания методической комиссии ГБОУ СПО ТМК
№ ____ от «___» ___________ 2014 г.
Председатель МК ГБОУ СПО ТМК
С. Ю. Середнева ______________



Разработал ______ Мицык Л.В. , преподаватель ГБОУ СПО ТМК












СОДЕРЖАНИЕ




Введение 4
2. Карта самостоятельной работы студента 8
3. Список рекомендуемой литературы 11
4. Приложение 1 12
5. Приложение 2 14
6. Приложение 3 15

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной
работы по МДК 04.01. «Слесарная обработка деталей, изготовление и сборка узлов и агрегатов».
разработана в соответствии с рабочей программой профессионального
модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО ТМК по специальности 190103 Автомобиле- и тракторостроение, разработанной в ФГОС.
Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данному профессиональному циклу соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение профессионального цикла МДК 04.01. «Слесарная обработка деталей, изготовление и сборка узлов и агрегатов».
студентами дневной формы обучения предусмотрено всего 258 часов, из них лекций – 172 часа, практических занятий – 60 часов, самостоятельных занятий – 86 часов.
Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой и Интернет-ресурсами на основе организации их изучения.
Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
активизация самостоятельной работы студентов;
содействие развития творческого отношения к данному профессиональному циклу;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
установление требований к результатам изучения профессионального цикла.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
Цель преподавания профессионального цикла МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования» - дать студентам теоретические знания в области обеспечения профессиональной деятельности.
В результате изучения МДК 04.01«Слесарная обработка деталей, изготовление и сборка узлов и агрегатов».
студент должен:
уметь:
выбирать и назначать базы при слесарной обработке;
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
выбирать и пользоваться оборудованием, приспособлениями и инструментами для сборочных работ;
выбирать методы и последовательность обработки деталей,
осуществлять технологический процесс изготовления деталей;
оформлять учетную документацию;
разрабатывать технологические процессы изготовления деталей средней сложности;

знать:
правила и порядок оформления технологической документации;
основные методы слесарной обработки деталей;
основные методы сборки узлов и механизмов;
правила техники безопасности при выполнении слесарных и сборочных работ.
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций:
ПК 4.1. Осуществлять технологический процесс изготовления деталей, сборку и испытания изделий автотракторной техники.
ПК 4.2. Разрабатывать технологические процессы изготовления деталей средней сложности, сборка простых видов изделий автотракторной техники и их испытаний.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Карта самостоятельной работы студента

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по профессиональному циклу МДК 04.01. «Слесарная обработка деталей, изготовление и сборка узлов и агрегатов» состоят из карты самостоятельной работы студента, порядка выполнения самостоятельной работы и списка рекомендуемой литературы.
В данной карте указаны наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основная и дополнительная литература.
Для выполнения самостоятельной работы необходимо пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению студентов.
Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
Наименование темы или
вопроса
Час
Вид работы
Форма контроля
Дата сдачи

1
2
3
4
5

МДК 04.01. «Слесарные и ремонтные работы промышленного оборудования»
86






Практическое занятие №1
«Составить план-эскиз
класификации рабочих зон».

2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
сентябрь

Практическое занятие №2
«Составить технологический процесс выполнения плоскостной разметки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
сентябрь

Практическое занятие №3
«Составить технологический процесс выполнения пространственной разметки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
сентябрь

Практическое занятие №4
«Заточка инструмента. Схема процесса резания при рубке металла».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
октябрь

Практическое занятие №5
«Составить технологический процесс выполнения правки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
октябрь

Практическое занятие №6
«Составить технологический процесс гибки металла в тисках. Рассчитать длину заготовки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
октябрь

Практическое занятие №7
«Составить технологический процесс резки металла в тисках».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь

Практическое занятие №8
«Разработка технологического процесса изготовления слесарного крейцмейселя».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь

Практическое занятие №9
«Составить технологический процесс изготовления слесарного молотка с квадратным бойком».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь

Практическое занятие №10
«Составить технологический процесс изготовления плоскогубцев».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь

Практическое занятие №11
«Составить технологический процесс изготовления разметочного циркуля».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь

Практическое занятие №12
«Составить технологический процесс изготовления раздвижного ножовочного станка для ручной слесарной ножовки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь

Тема 1.13. Нарезание наружной резьбы.
2
Составить конспект по теме: «Нарезание наружной резьбы».
Устный
опрос
январь

Тема 1.14. Нарезание внутренней резьбы.
2
Составить конспект по теме: «Нарезание внутренней резьбы».
Устный
опрос
январь

Практическое занятие №13
«Составить технологический процесс распиливания замкнутого прямолинейного контура (отверстия)».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
февраль

Тема 1.16 Типичные дефекты при распиливании и припасовке причины их появления и способы устранения.
2
Составить конспект по теме: «Типичные дефекты при распиливании и припасовке причины их появления и способы устранения».
Устный
опрос
февраль

Практическое занятие №14
«Разработка технологического процесса шабрения».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
февраль

Практическое занятие №15
«Составить технологический процесс притирки конических поверхностей».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
март

Тема 1.19. Паяние металлов мягкими припоями.
2
Подготовить конспект по теме: «Паяние металлов мягкими припоями».
Устный
опрос
март

Практическое занятие №16
«Описать приемы и способы разделки, сращивания, изоляции и пайки электропроводов».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
март

Тема 1.21. Лужение
2
Подготовить презентацию по теме: «Лужение».
Защита презентации
апрель

Тема 1.22. Клеевые соединения.

2
Подготовить конспект по теме: «Клеевые соединения».
Устный опрос
апрель

Практическое занятие №17
«Разработать технологический процесс изготовления боковых кусачек (острогубцев)».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
апрель

Тема 2.1. Основные понятия о машинах, деталях машин и механизмах.

2
Подготовить конспект по теме: «Основные понятия о машинах, деталях машин и механизмах».
Устный опрос
май

Тема 2.2.
Основные понятия о сборке.
2
Подготовить конспект по теме: «Основные понятия о сборке».
Устный опрос
май

Практическое занятие №18
«Составить план рабочего места при заданных условиях».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
май

Практическое занятие №19
«Определить шифры деталей трензеля».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
июнь

Тема 2.5.
Механизмы преобразования движения.

2
Подготовить конспект по теме «Винтовые механизмы».
Устный опрос
июнь

Тема 2.5.
Механизмы преобразования движения.

2
Подготовить презентацию по теме: «Механизмы преобразования движения».
Защита презентации
июнь

Тема 2.6. Подшипники скольжения.
2
Подготовить сообщение по теме «Подшипники скольжения».
Устный опрос
сентябрь

Тема 2.7. Подшипники качения.
2
Подготовить конспект по теме «Подшипники качения».
Устный опрос
сентябрь

Практическое занятие №20
«Определение момента затяжки резьбового соединения».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
сентябрь

Практическое занятие №21
«Составить технологию изготовления стопорной гайки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
октябрь

Тема 2.9. Общие понятия о муфтах.
2
Подготовить сообщение по теме «Глухие, сцепные и подвижные типы муфт».
Устный опрос
октябрь

Практическое занятие №22
«Описать технологический процесс сборки узлов с подшипниками скольжения».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
октябрь

Практическое занятие №23
«Описать технологический процесс сборки с подшипниками качения».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
октябрь

Практическое занятие №24
«Описать технологический процесс сборки ременной передачи».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь

Практическое занятие №25
«Описать технологический процесс сборки зубчатой передачи».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь

Практическое занятие №26
Заполнение операционной карты сборки: «Разработка технологии изготовления универсально - сборного приспособления».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь

Практическое занятие №27
«Определение усилия необходимого для склепывания изделия».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
ноябрь

Практическое занятие №28
«Расчет длинны заклепки при заданных условиях».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь

Практическое занятие №29
«Выбор метода запрессовки и определение усилия запрессовки».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь

Практическое занятие №30
«Составить технологический процесс последовательности сборки деталей в агрегаты».
2
Подготовить отчет по практической работе.
Отчет по практической работе
декабрь


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература основная:

1.Заплатин В.Н Справочное пособие по материаловедению: учеб. Пособие для нач. проф. Образования/ В.Н Заплатин, Ю.И Сапожников, А.В Дубов; под.ред. В.Н Заплатина.-2-е изд., стер.- М. ; Издательский центр «Академия»,2008. -224 с.
2. Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей: учеб. Пособия для нач. проф. Образования / Б.С.Покровский.- 2-е., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.-224 с.
3. Покровский Б.С. Ремонт промышленного оборудования: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / Б.С. Покровский. -2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 208.
4. Покровский Б.С Слесарно-сборочные работы : учеб. Пособие для нач. проф.образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.: ил.
5. Покровский Б.С., Скакун В.А. Справочник слесаря / Б.С.Покровский, В.А. Скакун- 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» 2008.- 384 с.
6. Фещенко В.Н. Слесарное дело. Сборка производственных машин. Книг 3: учеб. Пос. – М.: Инфра-Инженерия, 2012. -554 с., ил.
7. Фещенко В.Н Слесарное дело. Слесарные работы при изготовлении и ремонте машин. Книга 1: учеб. пос. – М.: Инфра-Инженерия, 2013-464 с., ил.
8.Фещенко В.Н. Слесарное дело. Механическая обработка деталей на станках. Книга 2: учеб.пос. –М.: Инфра-Инжерия, 2013. – 464 с., ил.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Презентация

Как правильно подготовить презентацию

Презентация это особая форма представления информации. Для этого обычно используются технические средства. Основная задача презентации заинтересовать аудиторию в продвигаемом продукте, услуге, идее и т.п. Непосредственно перед проведением презентации составляется так называемый сценарий.
Эффективность презентации Для поддержания интереса к презентации оратор должен выбрать оптимальное время для ее восприятия. «Доклад» должен быть интересным и оригинальным. Нужно попытаться в максимально короткое время рассказать о многом и не утомить слушателей. Элементы юмора рассеивают недоверие аудитории, важно только следить за их уместностью.
Подготовка к презентации - изучение темы выступления; - определение задач и целей; - знание аудитории; - структура презентации; - вступление и заключительная часть; - наглядные материалы.
Критерии оценивания презентаций:

Оформление слайдов
Параметры

Стиль
Соблюдать единого стиля оформления.

Фон
Фон должен соответствовать теме презентации

Использование цвета
Слайд не должен содержать более трех цветов
Фон и текст должны быть оформлены контрастными цветами


Анимационные эффекты
При оформлении слайда использовать возможности анимации
Анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания слайдов

Представление информации
Параметры




Содержание информации
Слайд должен содержать минимум информации
Информация должна быть изложена профессиональным языком
Содержание текста должно точно отражать этапы выполненной работы
Текст должен быть расположен на слайде так, чтобы его удобно было читать
В содержании текста должны быть ответы на проблемные вопросы
Текст должен соответствовать теме презентации


Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации
Наиболее важная информация должна располагаться в центре
Надпись должна располагаться под картинкой




Шрифты
Для заголовка – не менее 24
Для информации не менее – 18
Лучше использовать один тип шрифта
Важную информацию лучше выделять жирным шрифтом, курсивом. Подчеркиванием
На слайде не должно быть много текста, оформленного прописными буквами

Выделения информации
На слайде не должно быть много выделенного текста (заголовки, важная информация)


Объем информации
Слайд не должен содержать большого количества информации
Лучше ключевые пункты располагать по одному на слайде



Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с таблицами
с текстом
с диаграммами



Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - Работа отвечает всем требованиям критериев;
оценка «4» - Незначительном нарушении или отсутствии каких-либо параметров в работе;
оценка «3» - Половина критерием отсутствует.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Как составлять конспект:
Определите цель составления конспекта.
Записать название конспектируемого материала.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.
Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.
Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Оформление конспекта:
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных
информатив ных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Составление сообщения

Сообщение - вид самостоятельной работы в учебном процессе, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, учит критически мыслить.
Этапы работы над сообщением
-Подобрать материал для сообщения (сообщение должно быть кратким, понятным, интересным) ;
-Хорошо выучить текст сообщения;
- Уметь объяснить сложные слова, термины;
- Уметь приводить примеры, делать выводы
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» -Тема раскрыта полностью, выступление уверенное;
оценка «4» - Тема раскрыта не полностью, выступление уверенное;
оценка «3» - Тема раскрыта не полностью, выступление не уверенное.










13PAGE \* MERGEFORMAT14115




13PAGE 15






13PAGE \* MERGEFORMAT14215




2 Эмблема(прозр фон)Рисунок 12 Эмблема(прозр фон)•ђ Заголовок 1•ђ Заголовок 2•ђ Заголовок 3 Заголовок 415