Занятие по математике для подготовительного класса Повторение состава числа 5. Счетные операции в пределах пяти


МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа»
Открытое занятие
по математике
в подготовительном классе
" Повторение состава числа «пять».
Счетные операции в пределах пяти." Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Некрасова И.Л.
27 февраля 2014 года
Конспект открытого занятия по математике
в подготовительном классе
Тема: Повторение состава числа «пять» Счетные операции в пределах пяти.
Цель: закрепление ранее изученного материала.
Задачи:
Способствовать актуализации и закреплению знаний, полученных на предыдущих занятиях; умение совершать счетные операции в пределах пяти, повторить состав числа 5, продолжать ориентироваться на листе бумаги, закрепить название фигур, закрепить знания о днях недели, временах года.
Продолжить работу над развитием мобильности и творческой самостоятельности обучающихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, работу над развитием мыслительных действий (анализ, сравнение, обобщение), развитие речи, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше), развитие внимания, памяти, логического и образного мышления, воображения. Привитие интереса к предмету, воспитание у обучающихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки, аккуратности, самостоятельности, желание заниматься.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
2. Постановка темы и целей урока.
-Сегодня на занятии мы с вами закрепим изученный ранее материал. А вот о каком числе сегодня пойдет речь, вы узнаете отгадав загадку:
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья (пятерка).
Отличная оценка в школе (пятерка).
-Правильно. Сегодня мы повторим состав числа 5, будем выполнять различные счетные операции в пределах пяти, закрепим название фигур.
3. Закрепление изученного материала. Сказка.
-Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 - обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Мы, ребятишки стоим возле дворца. Сказка начинается. Жил-был царь. И была у него дочь - красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Поехал ее искать Иван Царевич. Едет день, едет два. Подъезжает к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы.
Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:
Какой сегодня день недели?
Какой был вчера день недели?
Какой будет завтра день недели?
Назовите третий тень недели.
Назовите пятый день недели.
Назовите второй день недели.
Какие времена года знаете?
-Справились мы с заданием Бабы Яги.
Баба Яга дала клубочек и отправила царевича к своей сестре Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и царевич пошел за клубком. Прикатился клубок к болоту. И вдруг перед царевичем показалась Кикимора. Она выслушала царевича и решила помочь. Но для того чтобы получить карту, надо выполнить задание.
-Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить задание. Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать:
в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;
в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;
в центре нарисуйте черный овал;
в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;
в правом верхнем углу нарисуйте желтый квадрат.
- А сейчас проверим. Какую геометрическую фигуру нарисовал Саша в правом нижнем углу. Где нарисовала Таня желтый круг? В каком углу Сережа нарисовала овал?
-Проверьте свою работу. Кто не справился?
- Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес.
- Вот и мы с Иваном Царевичем попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание.
Повторение состава числа 5.  Домик с числом 5.
Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 5. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 4, а какое число должно жить рядом? 1. Молодцы, справились и с этим заданием. Жители домика посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.
Физкультминутка
Иван Царевич раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся, руки в сторону, развел, и пошел,
пошел, пошел за царевной в глушь лесную,
вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал.
Работа с числовым рядом
- Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. Вот вход в замок. Дверь в замок, за которой спрятана царевна, завален камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Разберет у доски Никита, а мы ему поможем за столами. Возьмите цифры и выложите числовой ряд от 1 до 9 слева направо. Все приготовились, начали работать.
покажите число меньше 5 на 1 (4);
маленькое число (1):
число, которое меньше 7 на 1 (6);
число, обозначающее день недели - вторник (2);
число, последующее за числом 4(5).
-Какое из этих чисел самое большое? Самое маленькое?
-Назовите соседей числа 5.
- Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней. Но войти не можем, нам необходимо решить задачи, чтобы открыть дверь.
Решение задач в стихах.
- А сейчас будьте внимательными, решите “Веселые задачки в стихах” Четыре яблока у Саши, Груша у Серёжи. Сколько фруктов мы получим, Если вместе сложим? (5) 4+1=5 Под шатром ветвистой ели. Белка сделала качели. И на Белкины качели Собрались лесные звери: Один заяц и куница Три рыженьких лисицы На качели все спешат. Вы, ребята не зевайте, Всех зверей пересчитайте …. (5) 1+1+3=5 Шесть бельчат в лесу гуляли И грибочки собирали А один улегся спать. Сколько их гуляет? (5) 6-1=5 У стены стоят кадушки. В каждой ровно по лягушке. Если было пять кадушек. Сколько было в них лягушек? (5) 1+1+1+1+1=5 Четыре краски есть у Сани, Одна у маленького брата. Все краски посчитайте сами, Ну, постарайтесь-ка, ребята! (5) 4+1=5 Возле грядки две лопатки. Возле кадки три лопатки. Все лопатки сосчитать – Сколько будет? Ровно… (пять) 2+3=5 
Работа с учебником.
- Что-то дверь не поддается, нужно выполнить задания в нашем учебнике, если правильно все сделать, то дверь точно откроется.
Выполнение заданий на стр.58.
-Молодцы. Посмотрите, а дверь открылась. Иван царевич с царевной встретились и благодарят вас за помощь.
4. Подведение итогов.
-А теперь нам пора возвращаться в школу. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5. Вот мы и в классе. Мы в сказке побывали, Очень многое узнали, Возвратились мы назад, нам наш класс очень рад.
- Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
- Что вам понравилось?
- Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?