Комплекс упражнений по изучению имени существительного для детей с ДЦП с учетом ведущей модальности и межполушарной ассиметрии

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации
Кафедра общего языкознания и русского языка







Дидактический комплекс упражнений по теме «Имя существительное»



Исполнитель:
Махнева Светлана Викторовна,
магистрант 2 курса обучения,
группа мп-21z









Екатеринбург 2015
Введение
Имя существительное относится к самостоятельным частям речи и имеет грамматическое значение предметности. Это значение отличается от понятия «предмет», поскольку многие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с точки зрения лексики не обозначают конкретных предметов. Грамматический признак предметности обнаруживается по вопросам «кто?» или «что?». Существительное дает наименование всем существующим явлениям, понятиям, предметам.
Школьное обучение для ребёнка – это в основном процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
 В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей можно условно разделить на четыре категории.
Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы  - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения ( обоняние, осязание и др.) и с помощью движения.
Дискреты – у них восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия вовсе не свойственен.
Важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию, к какому типу восприятия он относится, чтобы учитывать это при подготовке заданий к урокам русского языка.
Вот ряд рекомендаций учителю русского языка.
Визуальный тип восприятия информации:
опорные схемы с цветным выделением, разных шрифтов; таблицы;
задания с использованием иллюстраций или иллюстрированных фрагментов;
задания на наблюдательность (например, отличия);
по памяти описать персонажей, предметы, действия, близких людей;
использовать при выполнении задания цветовые выделения;
самостоятельная работа с учебником - прочитать, найти ответ на вопрос;
поменяться тетрадями, проверить работу соседа.
Аудиальный тип восприятия информации:
использование разной интонацию, тембр голоса, темпа речи;
задания: прочитать вслух, рассказать, прочитать в лицах;
проговаривать слова перед письмом;
записывать на диктофон, слушать аудиозаписи;
представить, что персонаж думает, что говорит;
пересказ в группах и парах;
ведение дискуссии.
Кинестетический тип восприятия информации:
задания с предикатами, пантомимы;
придумывание слов-названий (например, конфетам по вкусу, по начинке);
разобрать слово, составить слово по схеме;
сигнальные карточки, опорные записи;
прописывание в воздухе, протопывание, прохлопывание;
обвести, подчеркнуть важную информацию;
пальчиковое чтение, использование мелкой моторики.
При составлении комплекса были учтены следующие рекомендации. Для развития левого полушария рекомендуются следующие виды упражнений:
Прочитать задание к упражнению, составить алгоритм действий, поэтапное выполнение которых приведет к результату;
Прочитать в учебнике правило, записать его в виде таблицы (схемы) и наоборот;
Определить основную мысль текста;
Откорректировать текст, предложения;
Упражнения с деформированным текстом (вставить буквы, раскрыть скобки и т.д.);
Дать теоретическое обоснование какому- либо примеру;
Разделить текст на части, озаглавив их;
Разделить слово на морфемы;
Разобрать предложение на морфемы;
Разобрать предложение по членам;
Найти значимые части (в правиле, в тексте), которые влияют на смысл;
Составить предложение по схеме;
Индивидуальные задания (опора на интровертированность);
Повторить задание (правило);
Повторить несколько раз предложение;
Воспроизвести сказанное учителем, одноклассниками;
Сочинения на заданную тему;
Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа);
Объяснить значение слова, опираясь на словарь.
Для развития правого полушария рекомендуются следующие виды упражнений:
Определить в целом, к какому результату нужно прийти, выполнив упражнение;
Найти ошибки в тексте, их исправить;
Назвать чувства, эмоции, переживания, ощущения, которые испытываем при чтении текста;
Прочитать выразительно (без подготовки);
Групповая работа (опора на экстравертированность);
Выявить дополнительную, неосновную информацию;
Нарисовать, изобразить то, что представляется в процессе чтения, выполнения задания;
Провести лингвистический эксперимент;
Задания с использованием музыкального фона;
Подведи итог (урока, сказанного, прочитанного);
Задания на развитие интуиции;
Задания с использованием контекста, жизненных ситуаций;
Задания на поиск известной информации и сопоставление;
Сочинение на свободную тему;
Дописать текст, используя изученный материал;
Написать научную статью, составить репортаж;
Ролевые игры, инсценировка;
Творческие задания;
Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ);
Составление слов и предложений из частей;
Чтение- нахождение взаимосвязи;
Пересказ текста ( художественного, научного);
Чтение по ролям.
Используя упражнения для развития разных полушарий головного мозга, можно в большей степени гармонизировать учебное пространство.
Данные рекомендации были учтены при составлении комплекса упражнений по теме «Имя существительное». Это одна из особенностей данного комплекса. Кроме этого, эти упражнения подобраны для детей с ДЦП.
Дети с особыми образовательными потребностями, как правило, учатся медленнее, но могут учиться и достигают высоких результатов. Принцип опирается на идею Выготского Л.С. о зоне ближайшего развития (ЗБР) и отвергает теорию «потолка». Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Человек с особыми образовательными потребностями в соответствии с этим принципом это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество или если оно может обеспечить для этого условия.
Как и все остальные люди, человек с ограниченными возможностями в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого в педагогике: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека.
Важнейшими задачами поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением, специфических образовательных потребностей. Следует помнить, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.
Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений. У отдельных детей нарушения моторики осложняются насильственными движениями (гиперкинезами) головы, рук, плеч, гримасами лица и т.д., которые особенно усиливаются при волнении, испуге, неожиданном обращении к ребенку, а также при попытках выполнять те или иные целенаправленные действия. Часто у детей наблюдается и тремор дрожание пальцев рук и языка. Он наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, при письме). Снижение числа контактов с окружающими приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных, волевых. Такие дети не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. Особенности развития познавательной и личностной сфер должны учитываться при организации учебного процесса.
Нарушения умственной работоспособности как правило проявляются двумя вариантами.
1.Стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления. У таких детей низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. У детей быстро наступает психическое истощение, на которое ребенок может реагировать вспышками раздражения, активным избеганием от контакта или полным отказом.
2. Неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности.
У таких детей состояние меняется иногда в течение одного урока несколько раз. Короткий период познавательной активности сменяется резким утомлением, внимание неустойчиво. Нарушение умственной работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения.
Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Для профилактики нарушений внимания и работоспособности необходимо
дозирование интеллектуальной нагрузки (объем учебного материала должен быть сокращен на треть от обычного объема);
сокращение времени урока; число уроков должно быть сокращено или разделено на периоды с организацией длительного отдыха между ними;
планирование смены видов деятельности с целью профилактики утомляемости;
во время уроков необходимо планировать двигательные разминки и специальные релаксационные упражнения;
применять на уроках специальные методики и приемы предъявления материала с учетом характера нарушения или заболевания.
Качество знаний и представлений об окружающем мире у детей значительно снижено. Поэтому при предъявлении учебного материала педагог должен вводить дополнительные разъяснения, при объяснении широко использовать наглядность и варьировать ею.
Недостатки памяти ведут к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам. В связи с этим целесообразно при планировании и проведении уроков опираться на линейно-концентрический принцип обучения, что предполагает строить изучение нового на прошлом опыте детей, на каждом этапе обучения изучаются одни и те же направления деятельности, но на более высоком уровне. Вводится многократное повторение материала.
Личностные особенности детей необходимо учитывать при подборе заданий. Уровень сложности задания должен соответствовать возможностям ребенка, а оценка должна стимулировать и мотивировать на продолжение деятельности.
Эти особенности были учтены для составления данного комплекса упражнений. Дети с особыми образовательными потребностями могут иметь различные модальности восприятия информации, что тоже нашло отражение в упражнениях.
























Упражнение*1
Задание: перед вами картинки с изображением имён существительных, разделите эти картинки на две группы в зависимости от принадлежности каждого предмета к категориям одушевленности- неодушевленности.
У детей картинки: поляна, лес, гриб, трава, сойка, рябчик, сорока, голубь, ласточка, дуб.
Психолингвистическое обоснование: данное упражнение рассчитано для визуалов.
Упражнение*2
Задание: прослушайте имена существительные и распределите их по столбцам, записывая в тетрадь.
Звучат слова: снег, птицы, таракан, мяч, скалка, ведро, мочалка, малыш, житель, огород.
Психолингвистическое обоснование: данное упражнение рассчитано для аудиалов.
Упражнение 3
Задание: Сейчас будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто? или что? Услышав слово, отвечающее на вопрос что? – вы приседаете, вытягивая руки перед собой.  Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? – встаёте на носочки ног, руки над головой.
Вьюга, снегурочка, сугроб, снегирь, коньки, олень, санки, пингвин, шуба, морж.
Психолингвистическое обоснование: данное упражнение рассчитано для кинестетов.
Упражнение*4
Задание: Подберите слова, образованным бессуффиксным способом по образцу:
Переносить- перенос, взлететь- взлёт.
Психолингвистическое обоснование: данное упражнение рассчитано для кинестетов.
Упражнение 5
Задание: Перед вами текст. Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.
В народе говорят, что один в поле не воин.
У меня есть и , значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные , то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая , и нам не страшен никакой .
- великая сила!
Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.
Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова это одно из средств связи предложений в тексте)
Психолингвистическое обоснование: данное упражнение рассчитано для визуалов.
Упражнение 6
Задание проблемного характера: Можно ли употребить слово «мозги» вместо слова «мозг»? Какие выводы из этого следуют?
Психолингвистическое обоснование: данное упражнение рассчитано для визуалов, так как предполагает работу со звуко - буквенным составом слова.
Упражнение* 7.
Задание: послушайте речь своего близкого человека (мамы, папы, брата, друга или подруги), запишите частоупотребляемые ими в речи имена существительные, распределите их по тематическим группам.
Психолингвистическое обоснование: задание рассчитано на аудиальный канал восприятия, задействует правое полушарие. Развивает внимательность.
Упражнение* 8.
Задание: предлагаю всем вместе придумать рассказ. Для этого назовите 5-7 любых имён существительных. Каждый из вас должен придумать предложение, где будет задействовано существительное из общего списка. Задача составить связный рассказ. Для этого необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не потерять логику изложения.
Психолингвистическое обоснование: данная форма задания будет интересна детям, служит объединению класса, задействует кратковременную память, творческая направленность актуализирует правое полушарие, тогда как задача придерживаться последовательности повествования – левое. Упражнение подходит для аудиального канала восприятия, так как выполняется устно.
Упражнение* 9.
Задание: для обобщения всех знаний по теме «Имя существительное» проведём групповую работу. Необходимо на листе формата А2 нарисовать портрет имени существительного, отразив все знания, полученные на уроках по изучению этой части речи.
Психолингвистическое обоснование: Творческая направленность понравится правополушарным детям, задание соединить все свои знания заставит работать левое полушарие, форма задания привлечёт интерес. Подходит для визуалов и кинестетов.
Упражнение* 10.
Задание: составить сказку об имени существительном, используя всю важную информацию о нём.
Психолингвистическое обоснование: творческая направленность актуализирует правое полушарие. Задание можно адаптировать под любую модальность.
Упражнение 11.
Задание: в данном стихотворении пропущены имена существительные второго склонения, восстановите их.
С неба смотрит
Миллионы лет.
Льёт на землю
И тепло, и свет.
Но посветит
И уходит прочь.
А живое
Греет и ночь.
Д. Гулиа
Психолингвистическое обоснование: творческая направленность актуализирует правое полушарие. Задание можно адаптировать под любую модальность.
Упражнение* 12.
Задание: придумайте основание для деления данных имен существительных по трем столбикам.
Пень, зелень, сеялка, берет, победа, полотенце, медь, лазурь, женщина, золото, снегирь, облако, глухарь.
Психолингвистическое обоснование: задание объединить объекты по какому-либо признаку позволит развить левое полушарие, а работа с написанным на доске материалом подойдёт визуалам.
Упражнение 13.
Задание: запиши словосочетания с подходящими предлогами, проговаривая их. Укажи падеж и склонение имён существительных. Поменяйтесь тетрадями, поверьте работу друг друга.
Вскрикнуть (боль), выпрыгнул (песочница), сорвать (дерево), пролить (стол), рассказать (мама), лежит (постель), налить (стакан), говорить (друг).
Психолингвистическое обоснование: адаптировано для всех видов модальностей.
Упражнение 14.
Задание: сгруппируйте существительные по склонениям. Назовите особенность данного материала.
Волк, волчица, стрелок, стрелка, орёл, орлица, козленок, коза, лев, львица, мышонок, мышь, месяц, луна, помощник, помощь, скрипач, скрипка, Николай, Коля, отец, папа.
Психолингвистическое обоснование: упражнение адаптировано для визуалов.
Упражнение* 15.
Задание: перед вами фигурки животных, с завязанными глазами определите, фигурка какого животного у вас в руках, назовите грамматические категории данного существительного: род, одуш/неодуш, склонение.
Материал: фигурки зайца, слона, мыши, черепахи, жираф.
Психолингвистическое обоснование: упражнение на развитие кинестетической чувствительности.
Упражнение* 16.
Задание: вспомните сказки, когда-то услышанные, уведенные, запомнившиеся вам, затем на отдельных карточках нарисуйте 5 волшебных предметов, которые в них упоминались. Как вы определили предметность изображенного. Докажите, что это имена существительные.
Психолингвистическое обоснование: творческая направленность понравится правополушарным детям, форма задания привлечет интерес. Подходит всех видов модальностей.
Упражнение* 17.
Задание: перед вами  предложения, найдите слово, которое повторяется в каждом из них. Определите падеж этого слова. В скобках напишите вопрос. Выделите окончания.
Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для счастья, как птица для полёта. Великая радость – дарить людям счастье! Герои сказок отправлялись за счастьем в трудный путь. Человек живёт с мечтой о счастье.
Психолингвистическое обоснование: данное упражнение подходит для визуалов и аудиалов, оно развивает внимательность
Упражнение* 18.
Задание: послушайте предложения, запишите в тетрадь из каждого подлежащие, выраженные именами существительными.
Весь год мама хвалила меня.
Приезд в город был запланирован.
Отсчёт велся с ноября.
Ко мне подбежали кот, пёс.
Психолингвистическое обоснование: адаптировано для аудиального канала восприятия.
Упражнение 19.
Задание: запишите  имена существительные в форме множественного числа, распределив их в три столбика по родам. Выделите окончания.
Облака, гнёзда, апельсины, каникулы, тракторы, берёзы, гавани, перья, кони.
Учителя, корабли, окна, очки, якоря, рельсы, полотна, офицеры, площади.
Психолингвистическое обоснование:

Упражнение 20.
Задание: запишите  словосочетания, заменяя имена прилагательные именами существительными в родительном падеже, мн ч. Выделите окончания.
О б р а з е ц : журавлиные стаи – стаи журавлей.
Берёзовые почки – ... , подосиновые шляпочки – ... , сливовый компот – ... , дверные ключи – ... , медвежьи берлоги – ... , книжные полки – ... , фабричные трубы – ... , ореховые ароматы – ... , звериные тропы – ... .
Психолингвистическое обоснование:
Упражнение 21.
Задание: спишите , вставив пропущенные буквы. Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.
На площад.. , в Сибир.. , по лестниц.. , вдоль тропинк.. , в журнал.. , к Астрахан.. , до полк.. , на террас.. , в долин.. , на лошад.. , на лошадк.. .
Психолингвистическое обоснование:
Упражнение 22.
Задание: Выделите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. Определите разряды имён существительных по значению (собственные – нарицательные; одушевлённые – неодушевлённые; конкретные – вещественные – отвлечённые – собирательные).
Был пасмурный, но душный день. Крюков бесцельно бродил по комнатам, засматривал в окна или же перелистывал давно уже надоевшие альбомы. В этот день ему почему-то казалось, что дети ведут себя отвратительно, жена плохо глядит за прислугой, что расходы ведутся несообразно с доходами (Чехов).
Психолингвистическое обоснование: адаптировано для визуалов.
Упражнение 23.
Задание: определите ряд, в котором все слова являются именами существительными. Опишите свой алгоритм действий.
Растение, трое, возгорание, поле;
Каре, тире, варьете, вместе;
Натрий, карий, алюминий, всякий;
Манго, облако, древко, повидло.
Психолингвистическое обоснование: работа по алгоритму актуализирует левое полушарие, адаптировано для визуалов.
Упражнение 24.
Задание: в каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?
Зрение- существительное, нарицательное, неодушевлённое, среднего рода, 2 склонения;
Росток- существительное, нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2 склонения;
Невежда- существительное, нарицательное, одушевлённое, женского рода, 1 склонение;
Человек- существительное, нарицательное, одушевлённое, общего рода, 2 склонение.
Психолингвистическое обоснование: если варианты читать вслух, то задание будет адаптировано для аудиального канала восприятия. Если читать с доски или с раздаточного материала, то можно адаптировать для визуалов. Подойдёт для учащихся с хорошо развитым левым полушарием.
Упражнение 25.
Задание проблемного характера: В устной речи мы часто слышим «Врач пришёл» и «Врач пришла», но в словаре слово «врач» относится к мужскому роду, а не к общему. Почему словарь не определяет это слово как слово общего рода?
Психолингвистическое обоснование: может быть адаптировано под любую модальность.
Упражнение 26.
Задание:
Психолингвистическое обоснование:
Упражнение 27.
Задание:
Психолингвистическое обоснование:
Упражнение 28.
Задание:
Психолингвистическое обоснование:
Упражнение 29.
Задание:
Психолингвистическое обоснование:
Упражнение 30.
Тест
Часть А
Укажите вариант ответа, где расположены имена существительные общего рода.
Капризуля, Саша, Женя;
Подлиза, доска, шкаф;
Тихоня, сирота, дом.
Укажите буквой род имени существительного в следующем списке, где буквами будут обозначаться
А- мужской род
Б- женский род
В- средний род

Слова
Буквы


Кенгуру



Тюль



Шампунь



Тушь



Гантель



Обведите кружочком вариант ответа «да» или «нет», который вы считаете правильным по отношению к утверждению.

Утверждение
ДА
НЕТ


Имена существительные бывают трёх родов: женского, мужского, среднего.
Да
Нет


Имена существительные бывают трёх родов: женского, мужского, множественного.
Да
Нет


Имена существительные бывают четырёх родов: женского, мужского, среднего, множественного.
Да
Нет


Имена существительные бывают четырёх родов: женского, мужского, среднего, общего.
Да
Нет


Часть В
К данным именам существительным подберите прилагательные. Правильно согласуйте прилагательные с существительными.

Имена существительные
Имена прилагательные


Рояль



Фамилия



Мышь



Картофель



Рельс



Тюль



Молодежь



Гантель



Вермишель



Определите род несклоняемых сложносокращенных имён существительных( аббревиатур).
МОУ-
СОШ-
ЮНЕСКО-
ДЮСШ-
ДШИ-
Закончите фразу.
Род имён существительных каникулы, сутки, будни _____________ .
Закончите фразу.
Несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения, как фрейлейн, инженю, леди относятся к ______________ роду.
Психолингвистическое обоснование: задания адаптированы под визуальный тип восприятия, направлены на активацию левого полушария.


Приложение Программа по русскому языку МОУ-СОШ №4 ГО Богданович Раздел «Имя Существительное»
Морфологические признаки имени существительного включают постоянные категории рода, склонения, одушевленности/неодушевленности. К изменяемым признакам относятся падеж и число. Для определения постоянных категорий существительного следует поставить его в начальную форму – именительного падежа единственного числа. Например, в предложении «В лесу стояла полная тишина» имя существительное «в лесу» употребляется в форме предложного падежа единственного числа, при этом по начальной форме слова «лес» определяется мужской род, 2-е склонение.
По значению и грамматическим свойствам определенные группы существительных могут быть противопоставлены друг другу. Нарицательные существительные, служащие обобщенными наименованиями однородных предметов, противопоставлены собственным, которые называют единичные предметы (город – Москва; девочка – Маша); Одушевленные существительные, дающие наименования живым существам, противопоставлены неодушевленным, обозначающим предметы и явления действительности, не причисляемые к живым (человек – страна). Эта категория устанавливается по вопросам (кто? что?); Конкретные существительные, обозначающие предметы и явления, которые подвергаются счету, противопоставлены отвлеченным, вещественным и собирательным. - Отвлеченными называют понятия, которые обозначают действие или признак в отвлечении от производителя действия или носителя признака (нищета, вдохновение, любовь); - К вещественным относят существительные, дающие наименование однородной по своему составу массе, например, пищевым продуктам, сельскохозяйственным культурам, минералам, металлам, химическим элементам и т.д. (масло, серебро, бензин, духи); - Собирательные существительные обозначают совокупность одинаковых лиц или предметов как неделимое целое, которое невозможно определить количественным числительным (молодежь, листва, профессура). Все существительные распределены по двум грамматическим классам: склоняемые, т.е. изменяемые по падежам (их большинство), и несклоняемые (например, заимствованные слова типа «жюри», «рефери», «авеню»; аббревиатуры – МГУ, ООН, ГЭС).
Программа по русскому языку ФК (ГОС) МОУ-СОШ №4 по учебно- методическому комплексу М.М.Разумовской предполагает изучение темы «Имя существительное» на протяжении всего основного образования в 5 и 6 классах.
В 5 классе на изучение «имени существительного» по программе ФК ГОС выделяется 14 часов.
Содержание тем по разделу «Имя существительное».
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имей существительных.
Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных.
Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.
Правописание безударных окончаний имен существительных.
Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.
Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль. НРК. Употребление имён существительных в художественных текстах писателей Урала.
Культура речи. Правильное употребление рода в словах тина бандероль, вуаль, лазурь, мигрень, мозоль, шоссе, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).
Правильное употребление некоторых грамматических форм (пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят, и др.).
Правильное произношение имен существительных, в частности звука [э] после твердых и мягких согласных (типа ателье, пионер); ударение в словах километр, квартал, волнами (и волнами), избу (и избу) и др.; терминов русского языка.
В 6 классе на изучение раздела «Имя существительное» отведено 10 часов.
Содержание тем по разделу «Имя существительное».
Морфологические признаки имени существительного.
Словообразование имён существительных.
Самостоятельная работа по словообразованию.
Правописание сложных существительных.
Употребление имён существительных в речи. НРК. Имена существительные – географические названия на карте.
По результату изучения раздела «Имя существительное» учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Уметь распределять существительные на группы в зависимости от значения.
Уметь образовывать имена существительные суффиксальным и приставочным способом.
Уметь правильно писать слова с суффиксами -чик, -щик, знать правило написания.
Уметь правильно писать не с существительными.
Иметь представление об одушевленных и неодушевленных существительных; уметь различать.
Уметь правильно писать слова и расставлять знаки препинания.
Иметь представление о собственных и нарицательных именах существительных; уметь различать.
Иметь представление о роде, иметь определять род имен существительных.
Уметь правильно употреблять существительные общего рода; знать особенности несклоняемых имен существительных.
Уметь находить имена существительные, употребляемые или только во множественном числе, или только в единственном числе.
Знать особенности склонения существительных на -мя. Уметь склонять существительные.
Уметь находить существительные с безударными окончаниями -е, -и.
Уметь сочетать существительные с глаголами и именами прилагательными; находить существительные в тесте и правильно их использовать в речи.
Уметь опознавать в тексте имя существительное, определить морфологические, синтаксические, грамматические признаки.
Уметь распознавать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные; род имен существительных; склонение; определять падеж, синтаксическую роль.






15