Журнал пилотный выпуск Методический вестник начальной школы


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПИЛОТНЫЙ № 0
2015
МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Уважаемые коллеги!
Мы представляем пилотный выпуск школьного журнала «Методический вестник начальной школы».
В нашем журнале планируем публиковать научно- методические и практические материалы для современной школы, знакомить с официальными документами Министерства образования и науки РФ. На его страницах мы хотим представить опыт работы и результаты творческого поиска учителей нашей школы.
Мы хотим, чтобы каждый учитель мог о себе сказать: « Я – отличный профессионал и счастливый человек!»

Ждем ваших предложений по содержанию журнала и надеемся на сотрудничество.


КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ДАТ
ЯНВАРЬ 2016
1 Новогодний праздник
День былинного богатыря Ильи Муромца
70 лет со дня открытия Первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1946)
3 80 лет со дня рождения Николая Михайловича Рубцова, поэта
(1936-1971)
4 4-10 Неделя науки и техники для детей и юношества
Неделя «Музей и дети»
6 120 лет со дня рождения Ефима Николаевича Пермитина,
писателя (1896-1971)
7 Рождество Христово
8 День детского кино
10 120 лет со дня рождения Михаила Ильина (Ильи Яковлевича Маршака), писателя (1896 -1953)
11 День заповедников и национальных парков
13 День российской печати
85 лет со дня рождения Аркадия Александровича Вайнера, писателя (1931-2005)
14 105 лет со дня рождения Анатолия Наумовича Рыбакова, писателя (1911-1999)
15 125 лет со дня рождения Осипа Эмильевича Мандельштама, поэта (1891-1938)
17 310 лет со дня рождения Бенджамина Франклина, американского политического деятеля (1706-1790)
18 120 лет со дня рождения Корнелия Люциановича Зелинского,
литературоведа (1896-1970)
21 День инженерных войск
24 240 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана, немецкого писателя, композитора, художника (1776-1822)
25 Татьянин день (День российского студенчества)
185 лет со дня рождения Константина Николаевича Леонтьева, философа, писателя (1831-1891)
27 Всемирный день таможенника
190 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, писателя (1826-1889)
125 лет со дня рождения Ильи Григорьевича Эренбурга, писателя (1891-1967)
28 175 лет со дня рождения Василия Осиповича Ключевского, историка (1841-1911)
29 150 лет со дня рождения Ромена Роллана, французского писателя (1866-1944)

СОДЕРЖАНИЕ
МИНИСТЕРСКИЕ ВЕСТИ…………………………………………………….4
Об УМК «Школа России» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта ………………………………………………………..4
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ…………………………………………………………..7
МЕТОД ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / Из опыта работы учителя начальных классов Вилковой Н.Н./………………………………………………………………7
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ПРОЩАЙ, ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!» 2 классе /классный руководитель Вилкова Н.Н/.………………………………………………………………………11
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ……………………………………………………18
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА УРОКА………………………………………………………………18
Я ИДУ НА УРОК……………………………………………………………......20
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………….…20
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МАТЕМАТИКИ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ДЕЙСТВИЯ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ» (учитель Калетинец Л.Н.)……..25
В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ………………………………………………..35
ТРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТА, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ УЧИТЕЛЮ В РАБОТЕ Н. В. Чуб, практический психолог...............................................................................35
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ…..…………………………..38
Структура каждого типа урока по ФГОС…………………………………………...38
…………………………………………………МИНИСТЕРСКИЕ ВЕСТИ
-356235-4762500Об УМК «Школа России» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
Система учебников «Школа России» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО, получила положительные отзывы РАН, РАО и вошла в федеральный перечень учебников на 2014/2017 учебный год.Главными особенностями системы «Школа России» являются
приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,
личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.
Усовершенствованная система отличается направленностью учебного материала, способов его представления и методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Это отражено и в новом художественном оформлении комплекса, и в системе заданий, и включении в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др.
Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
Все учебники системы имеют завершенные линии с 1 по 4 класс, а также развёрнутое учебно-методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных работ, поурочных разработок, книг для чтения, демонстрационных таблиц, электронных приложений к учебникам, словарей и других пособий.
В обновленных программах реализован современных подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного образовательного стандарта. Подтверждением этому служат целевые установки, заложенные в самой концепции системы «Школа России» и программах по учебным предметам для начальной школы. Одним из ведущих положений стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.
Эта задача решается средствами всех учебных предметов, среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова, где формирование семейных ценностей является одной из приоритетных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье. В поддержку этой деятельности в комплект включены следующие книги: «Зелёные страницы», атлас-определитель «От земли до неба», «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
К принципиально важным результатам образования в начальной школе ФГОС относит формирование универсальных учебных действий как основы умения учиться.В этой связи структура и содержание всей системы и каждого учебника направлены как на организацию различных видов деятельности учащихся, так и на использование современных методов и технологий обучения педагогами. Примером может служить организация учебной деятельности на уроках русского языка по курсу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и математики по курсу М.И. Моро.
В курсе русского языка реализованы коммуникативно-речевой, системно- функциональный, личностно ориентированный подходы в обучении родному языку. Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т. д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.
Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.
В курсе математики авторы особое внимание уделяют такой подаче учебного материала, которая создаёт условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий, таких, как действия по сравнению математических объектов, проведению их классификации, анализу предложенной ситуации и получению выводов, по выявлению разных функций одного и того же математического объекта и установлению его связей с другими объектами, по выделению существенных признаков и отсеиванию несущественных, по переносу освоенных способов действий и полученных знаний в новые учебные ситуации.
Дальнейшее развитие получила и методика работы над текстовыми задачами (структура задачи, этапы решения задачи: анализ задачи, поиск и составление плана её решения, проверка решения, составление и решение задач, обратных заданной задаче), в том числе и формирование умений записать текстовую задачу сначала с помощью схем, используя фишки и фигуры, а затем ис помощью схематических чертежей. Овладение приёмами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные учебные действия, развивает способность к проведению обобщений, облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках математики, но и при изучении других школьных предметов.
ФГОС большое внимание уделяет работе учащихся с информацией как одному из важнейших компонентов умения учиться. В связи с этим в системе учебников «Школа России» разработана специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться внутри системы, а также выходить за ее рамки в поисках других источников информации. Несомненно, ценность системы учебников «Школа России» состоит в том, что ей присущи характеристики, которые очень значимы для учителя: фундаментальность, надёжность, стабильность, и вместе с этим открытость новому, соответствие требованиям современной информационно-образовательной среды. В этой связи учебники по окружающему миру, математике и русскому языку дополнены электронными приложениями, содержание которых усиливает мотивационную и развивающую составляющие содержания системы «Школа России».
Система учебников для начальной школы «Школа России» успешно сочетает лучшие традиции российского образования и проверенные практиками образовательного процесса инновации. Именно поэтому она позволяет достичь высоких результатов, соответствующих задачам современного образования, и является наиболее востребованной и понятной учителю.
-70485167640-7048615240
-70485116205
367665933450

Памятные и знаменательные даты России в 2016 году
2016 год в России
2016 год - Год российского кино.
2016 год - 160 лет государственной Третьяковской галерее.
2016 год - перекрестный Год Греции в России и Год России в Греции
2016 год - Россия и Турция планируют провести перекрестный Год туризма
2016 год АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии) и Россия отмечают 20 лет установления партнерских отношений. На 13 конференции в Джакарте принято решение объявить этот год Годом русской культуры для стран, входящих в АСЕАН, и Годом культуры стран АСЕАН в России
………………………………………………………….…ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
МЕТОД ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
/ Из опыта работы учителя начальных классов Вилковой Н.Н./
Современная система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях развития новых технологий. Одним из важных умений современного человека является поиск информации, переработка и использование её в определённых целях.
К сожалению, многие учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться. У них отсутствует мотивация к учению, интерес к получению новых знаний. С целью формирования положительной мотивации к учению я активно использую проектную деятельность. Проект– это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
К организации проекта предъявляются следующие требования:
Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
Работа по проекту является исследовательской.
Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования проекту совершенно особые:
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
 Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
По продолжительности проекты бывают:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Этапы работы над проектом в начальной школе:
I этап – мотивационный.
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;
Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи, создают рабочие группы;
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта;
формулируются и уточняются задачи;
уточняется информация (источники);
вырабатывается план действий;
определяются средства достижения цели;
устанавливаются критерии оценки результата и процесса;
согласовываются способы совместной деятельности.
III этап – информационно - операционный (выполнение проекта)
Ученики:
собирают материал;
разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия;
проводят исследование;
работают с литературой и другими источниками;
непосредственно выполняют проект;
оформляют проект;
составляют план защиты проекта, -распределяют роли участников для защиты.
Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный.
Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект;
участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта.
Роль учителя как руководителя проекта.
 При работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
 В своей педагогической практике я использую метод проектов для активизации познавательной деятельности обучающихся. При изучении устного нородного творчества дети получили задание подготовить проект «Пословицы и поговорки». Цели выполнения проекта были следующие: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности, учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности. Ученики творчески подошли к выполнению задания.
Важный этап реализации этого проекта – это его презентация. Конечный продукт- изготовление книжки-малышки. На заключительном этапе работы над проектом дети рассказали и показали свою работу классу.
Ещё в первом классе совместно с учителем и родителями учащаяся Паничкина София начала работу над долгосрочным проектом «Книга-альбом «Мой родной край». С презентацией первой главы «Растительный мир Черноморского района» София выступила на секции МАН и заняла второе место. В 2016 году мы продолжим работать над второй главой книги-альбома «Животный мир Черноморского района».
В октябре 2015 года мы провели работу над созданием проекта « Мои питомцы». Дети оформили работу на листе А-4 и защищали свои проекты перед классом.
Как мы видим, проектная деятельность в начальной школе позволяет ребенку делать для себя открытия, ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ученик больше узнает о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. А это является очень актуальным и отвечает новым требованиям ФГОС.
И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.


СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ПРОЩАЙ, ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ!»
проведённого во 2 классе (классный руководитель Вилкова Н.Н.)
Ведущий:
Здравствуйте, ребята и гости нашего праздника.
Мы рады приветствовать вас в этом зале.
Ученик 1:
Как, Осень, была ты красива!    Запомнился нам листопад,Осенние гроздья рябиныОгнем ярко-красным горят.
Ученик 2:Прощаемся, Осень, с тобою.Совсем уже рядом зимаСпасибо тебе за подарки,За все, что ты, Осень, дала.
Ученик 3:Мы праздник сегодня устроим И Осень к себе позовем.Попляшем мы с ней, поиграем,Осенние песни споем.
Ведущий:
Ребята, давайте дружно позовем Осень. Повторяйте за мной:
«Осень! Осень! Осень!
   Приходи на праздник к нам,
   Очень, очень просим!»
Гриб:  Спасайте, помогайте, что делать - то?” (Бегает по кругу). “Слякоть противная утащила нашу красавицу Осень в своё болото. Сказала, что не отдаст ни за что”. (Рыдает).
Ведущий“ Успокойся, не плачь, мы с ребятами, что–нибудь придумаем. Правда, ребята? Спасём нашу осень? (Думай, думай). О, придумал! Мы этой злюке Слякоти подарим красивые картинки. Может, она подобреет и отдаст нам осень. Неси их сюда, Грибок”.
Гриб убегает и тут же возвращается с кусочками картинок в руках, плачет.
Ведущий: “Ну, что опять плачешь?”
Гриб: “Да вот, кто – то наши подарки для злюки Слякоти испортил. Наверно, это помощники Слякоти нам навредили”.
Ведущий “Да не реви ты, мы с ребятами с этой бедой быстро справимся. Все картинки соберём, ещё лучше прежнего будут. Ребята, вам понятно задание? Собирайте все вместе, и тогда у вас все получится. 1, 2, 3, начали”.
Игра “Пазлы”
Ведущий: Вот и славно. Очень красиво получилось. Молодцы, ребята.
Гриб: Понесу наши подарки злюке – Слякоти, может быть, отдаст нам нашу осень – красавицу.
Лесовичок: Беги, беги, скорее возвращайся.
Гриб убегает. Входит Слякоть.
Слякоть: “Что веселитесь? Смеётесь, радуетесь? А я вам сейчас настроение испорчу. Надолго испорчу. А картинки мне ваши не нужны совсем. Не помогли они вам, не увидите вы свою Осень никогда. Будет сидеть со мной в болоте. Будет сыро кругом, слякотно, будет дождик капать весь день”.
Лесовичок: “Смотри, как расшумелась. Не пугай нас, не получится. Ты скажи нам лучше, сможем ли мы что-то сделать. Наши ребята всё могут и всё умеют”.
Слякоть: “На словах все умеют, а вот сделать...”
Гриб: “А ты проверь нас”.
Слякоть: “Вот и проверю, проверю, загадки мои отгадайте. Их ещё никто не отгадал. Мои поганки до сих пор думают, голову ломают. Только не перебивайте, а то обижусь и уйду”.
Загадывает загадки об осени и школе.
Всё лето над нами о чём - то шептали, К зиме под ногами они зашуршали. (Листья)
Ставят дом из травы и цветовИ постепенно увозят с лугов. (Сено)
Сосновая ветка, еловая ветка,От ветки до ветки натянута сетка. (Паутина)
Слякоть:
“Смотри-ка, они и это знают”.Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла,Крупна, кругла, сладка на вкус.Узнали вы? Я - ... (Свёкла)
Круглое, румяное, я расту на ветке,Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
Слякоть:
“Какие умные дети попались!”.
Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны,Так приятен он на вкус, Замечательный .............(Арбуз)
Слякоть: “Все знают, все умеют” (ворчит)
Ведущий: “Ну что, слякоть, ты довольна? Убедилась в том, что наши детки всё умеют”.
Гриб: “Что, Слякоть, убедилась, что ребята ещё и самые быстрые. Отдавай нам Осень”.
Слякоть на цыпочках пытается улизнуть, её ловит Гриб
Гриб: “Куда это ты собралась?”
Слякоть: “Домой, в болото к себе, а то скучно мне стало, надоели вы мне, спать хочу”.
Гриб: А осень когда вернёшь? Ну-ка, ребятки, все дружно, вместе крикните: “Слякоть, отдавай нам осень!”
Все вместе дружно. (Повторить 3 раза)
Слякоть: “Хватит! Чего раскричались (хватается за голову)? Так и быть верну”. Уходит. (Приводит за руку Осень.) “Забирайте, не очень-то и хотелось”. (Уходит, раскрывает зонт и бурчит себе под нос) “А я ухожу, некогда мне”.
Гриб: “Иди, идти к себе в болото, а мы на празднике останемся”.
Осень: Открывает глаза и оглядывается. “ Спасибо вам большое, что вызволили меня из болотного плена”.
Я так рада от души, Благодарна вам я.В гости вы ко мне пришли – Это знак вниманья.Я – Осень золотая,На праздник к вам пришла,Осенние листочки принесла.(достаёт из корзины листочки и раскидывает их)
Осень:Ну-ка, листики берите,С ними весело пляшите.
ТАНЕЦ ЛИСТЬЕВ
Осень:
Сейчас мы поиграем в игру «Что растет в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы — отвечать «да» или «нет».
— Растет капуста в огороде?
- Да!
— Краснеет помидор всегда?
-Да!
— А лук на грядке зеленеет?
-Да!
— Картошка в огороде зреет?
- Да!
— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?
- Нет!
— Есть в огороде перец сладкий?
- Да!
— И кабачок растет на грядке?
- Да!
— Морковка выстроилась в ряд?
- Да!
— Растет на грядках шоколад?
- Нет!
— Растут укроп, фасоль, горох?
- Да!
— Растет большой и злой бульдог?
- Нет!
Осень: Молодцы, ребята! Знаете, что растет в огороде. А вот герой одной известной сказки не знал, что растет у него в огороде.
СКАЗКА ПРО РЕПКУ
Ведущий: Дедка репку посадил...Дедка репке говорил: Дед: Ты расти, расти большая.Стань богатым урожаем,Чтоб тобой я мог гордиться.Принесу тебе водицы,Удобрений ведер пять…Ох, устал, пора поспать. Ведущий: Спит дедулька без забот.Репка между тем растет,Да воюет с сорняками:Их ногами, и руками…Вот уж осень на дворе.Зябким утром в сентябреДед проснулся, испугался. Дед: Ах, я старый разоспался.Репку уж пора тянуть.Подросла, гляжу чуть-чуть.Ай, да репка уродилась!Мне такая и не снилась. (Хватает репку и тянет.) Ведущий: Хвать, но репка возмутилась. Морковка: Экий дедка ты неловкий!Я - не репка, я - морковка.Не умыл ты видно глаз.Репки я стройней в сто раз.И оранжевей к тому же.Коль салат корейский нужен,Без меня ты пропадешь…Сок морковный не попьешь,В супе мне замены нет…И еще один секрет.Я богата витаминомВсем полезным каротином.Я - отличный урожай!
Дед: Что ж, в корзинку полезай.Что такое, что за чудо,Может, выспался я худо?Репку сеял я весной.Ладно, батенька, постой,Репку вытяну другую. Картошка: Ой, ой, ой,Я протестую!Я - не репка. Я - Картошка!Это знает даже кошка.Всем плодам я головаЯсно ведь как дважды два:Если в супе нет картошки,Ни к чему брать в руки ложку.Я для чипсов слышишь, дед,Самый главный компонент.В жарком масле, вот смотриСтать могу картошкой фри,Я - твой главный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай.Я ж опять пойду по репку.Как сидит в землице крепко!Ай да репка, вот те на! Капуста: Право, я возмущена!Дед, ты сникерсов объелся,Сериалов насмотрелся,Может с печки ты упал?Раз капусту не узнал.Я на репку непохожаУ нее одна одежа,У меня ж их целых сто!Все без пуговок…А то…Я - хрустящая капуста!Без меня в салате пусто,А со мной любой обедГолубец иль винегрет…Станет в 10 раз полезней!И потом меня, любезный,Можно квасить и солить…И до лета аж хранить.Можно есть меня всю зиму! Дед: Милости прошу… в корзину.Это что за чудеса?Вот уж битых два часаЯ провел на огороде.Где же репка! Эта вроде… Свекла: Снова дед не угадал.Знать очки ты потерял,Или бес тебя попутал?Свеклу с репой перепутал.Я в сто раз ее красней,И полезней и вкусней!Свеклы нет и нет борща,В винегрете и во щах…Я одна - источник цвета!А свекольная котлета -Это просто объеденье!Сто процентов - похуденье.Я - отличный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай.И тебе найдется место.Только все же интересноГде же репка? Может эта? Лук: Я почти того же цвета,Но не репка, старичок,Я - твой репчатый лучок!Пусть немного и коварен,Но в народе популярен.Самый вкусный шашлычокТот, в котором есть лучок.Все меня хозяйки знаютВ суп и в кашу добавляют,В пирожки, в грибы, в отвар…Я для вирусов - кошмар!Даже грипп меня боится…Хоть сейчас готов сразиться.Я - отличный урожай! Дед: Что ж, в корзинку полезай.Вечер уж к концу подходит.Месяц на небо выходит.Да и мне домой пора.Завтра с самого утраСтану репку вновь искать,А теперь охота спать.
Ведущий:Ух, тяжелая корзина,Пригодилась бы машина…Знатный вырос урожай! Бабка, занавес давай,Сказочке пришел конец.Тот, кто слушал, молодец.Ждем от Вас аплодисментов,Ну и прочих комплиментов…Ведь артисты-то старались,Пусть слегка и волновались. 
Осень: 
Вижу, любите трудиться.Можно и повеселиться.Приглашаю я народ.Встать в веселый хоровод!
Осень:
Мы с вами поиграем. Игра называется «Кто быстрее соберет урожай».Ведущий:А сейчас ребята 2 класса споют осенние частушки.Встречайте юных артистов!
Осенние частушки 
Мы осенние частушки  Пропоем сейчас для вас!  Громче хлопайте в ладоши,  Веселей встречайте нас! 
Как красиво всё кругом Золотым осенним днем: Листья желтые летят, Под ногами шелестят!
Осень — времечко сырое, Дождик льется с высоты. Люди чаще раскрывают Разноцветные зонты!
Осень — чудная пора, Любит осень детвора! В степь с корзинками мы ходим, Много там грибов находим! 
Нет вкуснее яблок спелых, Это знает детвора. Как мы яблоки увидим, Сразу все кричим: «Ура!» 
Любим свёклу мы, морковку И капусту тоже есть, Потому что витамины В овощах и фруктах есть!
Ох, художница ты, Осень,Научи так рисовать.Я тогда в твоей работеТебе буду помогать!
Разудалый я силач —Гну рукой подковку!Потому, что я жуюКаждый день морковку.
Вот и осень наступила,Можно в куртке пофорсить.Летом мне ее купили,Не давали поносить.
Осень, осень, до свиданья,Мы прощаемся на год.Улыбнись нам на прощанье,В гости к нам зима идет.
Игра «Ладошки»
Ведущий:
Предлагаю вашему вниманию игру «Ладошки».
Вот у нас игра какая —
Хлоп ладошка, хлоп другая.
Правой — левую ладошку
Мы похлопаем немножко,
А теперь ладошкой левой
Ты хлопки погромче делай!
Вверх ладошки — хлоп, хлоп,
По коленкам — шлеп, шлеп,
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай,
Можем хлопать за спиной,
Хлопаем перед собой,
Справа можем, слева можем
И крест-накрест руки сложим!
Осень:
Славно мы повеселились,
Поиграли, порезвились.
Песня «Осенняя»
Игра «Улетели птицы»
Ведущий: Я буду читать стихи, а вы внимательно их слушайте. Если услышите «лишнее» слово, начинайте топать.
Улетели птицы:Голуби, куницы.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Мухи и стрижи.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Чибисы, чижи,Галки и стрижи,Комары, кукушки.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижиЧибисы, ежи.
Улетели птицы:Голуби, синицы,Галки и стрижи,Чибисы, чижи,Аисты, кукушки,Лебеди и уткиИ спасибо шутке.
Ведущий: Осень - хлопотливая пора и у зверюшек.Они готовятся зимовать.А вот и белка, и зайчишка, Колючий ежик, бурый мишка.Сейчас мы их сказать попросим,Как все они провожают осень.
Инсценировка «ОСЕННИЕ ВСТРЕЧИ В ЛЕСУ» Заяц Пора мне, зайчику, Линять.Пора мне шубку поменять.Зимой быть серым не могу,Меня заметят на снегу.Белка А я спешу, спешу, спешу,Я на сучках грибы сушу.На зиму делаю запас,Мне очень холодно сейчас.
Медведь В берлогу скоро лягу спать,За осенью – зима опять.Пусть мне во снеПриснится мёд.Проснусь, когда веснаПридёт.Ёж Я тоже буду спать, Как мишка.Я поохотился за лето.Грибы искал, мышей ловил,Мне надо отдохнуть за это.Устал я – выбился из сил.Сучков себе я принесу.Квартиру сделаю в лесу. Осень. Молодцы, звери лесные, все здоровы и веселы. Значит, не страшна вам зима холодная.
А сейчас начинается игра!
Вы корзиночки берите
Фрукты, овощи кладите!
Игра «Сортируем овощи»Играют 2 команды по 5 человек в каждой. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.
Игра «Под зонтиком по лужам»
Осень:Пора мне уходить, ребята,
Но в том не Осень виновата,
За мною вслед Зима идет
И новый год с собой ведет.
А я к вам вновь, друзья, приду,
Но только в будущем году!


….…………………………………………………...УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА УРОКА
Анализ урока
ОУ__________________________________________________________________________________
Дата _________________Класс____________Предмет_______________________________________
Тема урока___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ФИО учителя ________________________________________________________________________
Оборудование ________________________________________________________________________
Раздел 1. Целеполагание
Критерии оценки Да Частично Нет
Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев 1 – 0
Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний) 2 1 0
Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей) 2 1 0
Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке) 3 2 0
Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания) 3 2 0
Всего по разделу Максимум по разделу 6
Раздел 2. Информационное обеспечение
Критерии оценки Да Частично Нет
Основной источник информации – рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели 1 – 0
Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь) 1 – 0
Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет) 2 1 0
Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников 2 1 0
Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент 2 1 0
Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио) 2 1 0
Целесообразность использования ИКТ 2 1 0
Всего по разделу Максимум по разделу 10
Раздел 3. Организация деятельности учеников
Критерии оценки Да Частично Нет
Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность 2 1 0
Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности 2 1 0
Всего по разделу Максимум по разделу 4
Раздел 4. Педагогические технологии
Критерии оценки Да Частично Нет
Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий) 1 – 0
На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах_______________ _____________________________________________________
_____________________________________________________
(подчеркнуть нужное или дописать) 3 2 0
Всего по разделу Максимум по разделу 3
Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия
Критерии оценки Да Частично Нет
Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки 1 – 0
Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла, обсуждает их с учениками 3 1 0
Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям 3 2 0
Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям 3 2 0
Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.) 3 2 0
Всего по разделу Максимум по разделу 12
Всего за урок по всем разделам Максимум за урок по всем разделам 35

………………………………………………………………….Я ИДУ НА УРОК
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Согласно новым образовательным стандартам внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса. Требования стандарта фиксируют, что каждая школа сама определяет содержание внеурочной деятельности и организует её в формах, отличных от учебных занятий, что для значительной части педагогов становится серьезной проблемой.
Иногда представление учителя о том, как организовать внеурочную деятельность, не превращая её в проведение дополнительных уроков (пускай и на основе занимательного материала, расширяющего познания обучающихся в конкретной предметной области), приводит к искажению смысла данной части образовательного процесса. Цель внеурочной деятельности - способствовать воспитанию и социализации младших школьников, развитию познавательного интереса и формированию универсальных учебных действий.
Проблема форм занятий внеурочной деятельности, является актуальной проблемой современной педагогики. Возрастные особенности младших школьников делают необходимым широкое использование в образовательном процессе ярких образов, интересных фактов, разработку учителем ситуаций, требующих эмоционального отклика, общения, творческого самовыражения. В этом плане виртуальное путешествие (экскурсия) является одной из эффективных форм внеурочных занятий в начальной школе.
В толковом словаре Ушакова слово «экскурсия» трактуется так - ЭКСКУРСИЯ, экскурсии, ·жен. ( ·лат. excursio - вылазка). 1. Коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью. Ботаническая экскурсия. Экскурсия в музей. Экскурсия в горы. Загородная экскурсия. Дальняя экскурсия (на далекое расстояние). 2.перен. Мысленный взгляд на что-нибудь.
В словаре Ожегова приведено такое объяснение слову:
1) Экскурсия - Группа экскурсантов
2) Экскурсия - Коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью
Учёный Б.П. Есипов, анализируя экскурсию как одну из возможных форм учебной работы, относил её к сопутствующим формам учебного процесса, подчеркивая наглядность и широкие возможности для организации наблюдения, сопоставления и обобщения информации, исследовательской деятельности.
Экскурсия как форма организации внеурочной деятельности объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает обучающимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Развитие современных технических средств, компьютеризация, возможность использования в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, значительно расширили возможности использования экскурсий в образовательном процессе, сделав путешествие виртуальным.
Виртуальное путешествие — это способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства на экране. Виртуальное путешествие создает "эффект присутствия" - яркие, запоминающиеся зрительные образы, и позволяет получить наиболее полную информацию по рассматриваемому вопросу.
С точки зрения включения виртуальных экскурсий (путешествий) во внеурочную деятельность перед учителем встают две проблемы: какие ресурсы можно использовать для подготовки виртуальных путешествий и как провести внеурочное занятие в данной форме.
В сети Интернет представлено достаточно много материалов, которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий младших школьников:
- http://tours.kremlin.ru - витруальное путешествие по московскому Кремлю;
- http://www.mn.ru/files/bolshoi/tour - виртуальная экскурсия по Большому театру;
-http://www.rmtour.ru/rus - виртуальное путешествие по Русскому музею;
- http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html;
- http://tutservis.ru/publ/ehkskursii_onlajn/virtualnyj_tur_po_krymu/40;
- http://www.na-gore.ru -виртуальная экскурсия по свято-ильинскому храму.
Виртуальные путешествия могут быть многообразными и соответствовать запросам школьников с самыми разными интересами. Внеурочное занятие в форме виртуального путешествия предполагает организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса УУД.
План внеурочного занятия – виртуального путешествия предполагает:
Слово учителя, формирующее мотивацию или возвращающее к вопросам, возникшим на уроках (На уроке мы проходили тему «Моя малая РОДИНА». Что мы уже знаем о Выборге? Что бы Вы еще хотели узнать, в каких уголках Выборга побывать?), совместная постановка цели и задач внеурочного занятия (Цель нашего занятия – совершить виртуальное путешествие по Выборгскому замку, по всем площадям города Выборга и др.).Виртуальную экскурсию - работу с соответствующими материалами интернет-ресурса: видео, фото - материалами, работа с моделью, текстом.
Работу по первичному восприятию материала (Какое настроение после экскурсии? Что увидели? Что особенно понравилось? О чем хотели бы больше узнать?), рекомендацию источников информации для поиска ответов на индивидуальные вопросы.Включение детей в разнообразную деятельность, расширяющую представление о предмете экскурсии. Это может быть творческая работа - рисунок, письмо, проект, поделка (индивидуальная или групповая). Можно использовать дополнительный материал, например, видеофильм о исторических событиях, дидактические игры, викторины по рассматриваемому материалу.
Отзыв о виртуальном путешествии (экскурсии), рефлексия деятельности.
Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеурочной проектной деятельности школьников. Если в 1-2 классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 3-4 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу, селу и обмениваться ими с учениками других образовательных учреждений. Необходимость планирования работы над проектом, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств.
Используя виртуальные путешествия как форму проведения учебных занятий, учитель продумывает возможность их применения либо в конкретном разделе имеющейся программы внеурочной деятельности, либо выстраивает саму программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают обучающиеся и которые они создают сами.
Введение в образовательный процесс внеурочной деятельности является значимым условием успешной реализации требований нового образовательного стандарта. Учитель, работающий по-новому должен быть готов использовать при организации работы детей современные цифровые ресурсы и оборудование, включать обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, творческой, исследовательской, проектной).


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Здоровье – это самая важная ценность для каждого человека. Много пословиц и народных мудростей сказано в его честь. И неспроста, ведь здоровому все по плечу. И лишь заболев, мы начинаем ценить хорошее самочувствие, отсутствие болей и недомогания, энергичность и бодрость. Самые интересные факты о здоровье человека, о которых должны знать все, собраны в этой статье.
1. Соль вредна для сердечнососудистой системы организма человека. Если ее количество уменьшить хотя бы на 3 грамма в сутки, продолжительность жизни увеличится на 5-6 лет.
2. Специалисты университета Вирджинии выяснили, что мозг человека начинает стареть с 27 лет. Интересно и то, что пик возможностей данного органа припадает на 22 года.3. Рыба, а именно содержащиеся в ней омега-3 жирные кислоты, благотворно влияют на работу сердца. Положительный эффект будет виден, если употреблять ее два раза в неделю.
4. Ученые из университета в Швейцарии доказали связь между стрессами и выпадением, разрушением зубов, а также проблемами с деснами.5. Чтобы замедлить старение кожи, нужно ежедневно съедать немного черного шоколада.
6. Вас никогда не интересовал вопрос, почему во время похолодания начинаются всеобщие простуды? А все потому, что кожа человека более чувствительна к холоду. Для сравнения: на одном квадратном сантиметре кожи находится около 12 точек, чувствительных к холоду, и всего 2 – к теплу.7. Ученые давно пришли к выводу, что существуют продукты, которые способствуют омоложению организма человека. Среди них: черный шоколад, чай, шпинат, клубника, яблоки, черная смородина, виноград (красный), апельсины, гранаты, хлопья с отрубями и другие. 8. Шиповник, смородина, облепиха и черноплодная рябина в свежем виде улучшают тонус сосудов и препятствуют возникновению варикозного расширения вен.
9. Если регулярно употреблять апельсиновый или грейпфрутовый сок, можно значительно уменьшить риск возникновения остеопороза.
10. Кофейные зерна, а точнее хлорогеновая кислота, содержащаяся в них, предохраняет наш мозг от разрушения.
11. Огурцы улучшают состояние ногтей. С косметической целью этот овощ можно не только употреблять внутрь, но и использовать его сок в качестве ванночек и примочек.
12. Мед положительно влияет на интеллектуальные способности человека.
13. Люди, которые живут на побережье, живут дольше, чем обитатели материка.
14. Занятия спортом должны приносить удовольствие, энергию и силу. Но ученые установили, если активно заниматься более дух часов в день, может произойти обратный эффект. 15. Употребление киви, а также использование его в качестве маски для лица омолаживает кожу.
16. Вы знаете, почему все мужчины очень любят мясо? Кроме того, что оно прибавляет силы, мясо способствует выработке именно мужского гормона тестостерона.
17. Употребляйте листья петрушки для укрепления иммунитета.
18. Если каждый день съедать ядра пяти грецких орехов, продолжительность жизни увеличится на 7 лет.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА МАТЕМАТИКИ В ФОРМЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ:
«ДЕЙСТВИЯ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ»
(учитель Калетинец Л.Н.)
Тема: «Действия с многозначными числами.»Предмет: математика
Уровень образования: 4 класс (1-4)
Форма урока: деловая игра, классно-урочная.
Аннотация:
Урок математики разработан в форме деловой игры с экономическим содержанием, имеет практическую направленность, тесно связан с современной экономикой. В ходе деловой игры совершенствуются вычислительные навыки, умение решать составные задачи, выполняются действия с многозначными числами, развивается умение анализировать, сравнивать, делать выводы, работать самостоятельно, расширяется экономический словарный запас. Разработку могут использовать в своей работе учителя начальных классов работающие по любой программе.
Цели урока. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному выполнению действия с многозначными числами в разнообразных ситуациях при решении задач с экономическими ситуациями; создать условия для развития у младших школьников логического мышления, повышения экономической грамотности, пополнение словарного запаса; содействовать развитию у школьников умения работать индивидуально, в парах, коллективно, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности.
Оборудование: компьютерный тест с выбором ответа, таблицы, карточки с геометрическими заданиями, чертежи, сигнальные карточки.
Приложения
№ 1 Компьютерный тест с выбором ответа
№ 2 Таблицы
№ 3 Геометрические задания
№ 4 Карточки с задачами.
Деятельность учителя
I. Самоопределение к деятельности
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.
- Сегодня на уроке математики мы проведем деловую игру, в ходе которой будем совершенствовать вычислительные навыки, умение анализировать, делать выводы, систематизируем знания по решению задач изученного вида, расширим экономическую грамотность.
- Что вы ждете от урока? Каким хотите видеть урок? Солнышко с лучиками.
Начнем наш урок с ответа на вопрос:
- Как называются деньги, которые берет предприниматель взаймы в банке?
Для проверки надо выполнить действия.
Поработаем на ЭВМ.
(Приложение № 1)
долг 6
кредит 5
15284451193805600
005600
425451193807200
007200

19856451651000049974516510000
: 90 : 70
37465901700015233659017000
+
1871345105664000118554510566400049974510566400014090658216900072326582169000220916582169000425458280400015684559944000156845599440001299845370840004254537084000
- 60 х 5 : 100
Кто решил подымает карточку с ответом (5,6)
- Прочитайте с обратной стороны, что такое кредит?
- Когда банк отказывает в кредите?
- Сегодня мы с вами будем группой независимых экспертов, которые должны определить, какой фирме можно предоставить кредит?
- Кто такой эксперт
- Что должен уметь эксперт?
III. Устный счет. Деление на группы.
- Итак, эксперт должен уметь хорошо считать. Я как председатель правления банка сейчас проверю, насколько хорошо вы это делаете. Записываем только ответы.
* Произведение чисел 200 и 3
* Частное чисел 3500 и 7
* 600 увеличить в 8 раз
* 6300 уменьшить в 7 раз
* Увеличить 4200 на 80
* Уменьшить 790 на 400
* Найти от 1000
* Какой доле метра равен 1 дм?
* Чему равна 1/3 часть суток?
- Теперь каждый из вас инспектор. Проверьте ответы вашего соседа.
- Кто решил всё правильно – старший эксперт, 6-8 заданий – эксперт, меньше 6 заданий – наблюдатель.
IV. Работа над пройденным
- Эксперт должен уметь не только хорошо считать, но и проверять, поэтому решите данные примеры с проверкой.
(4 человека работают у доски, остальные самостоятельно в тетради)
3605 .. 87 902000 – 27866
409236 : 804 67894 + 25307.
Итак с этим заданием вы справились успешно. Приступаем к работе по проверке фирм. Но сначала отдохнем.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать;
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
V. Работа по теме урока
- В банк подали заявление о кредите три фирмы. Нам нужно собрать информацию, проверить, проанализировать их деятельность и вынести решение о выдаче кредита. Для удобства каждая группа экспертов будет заниматься одной фирмой, затем все результаты будут сравниваться.
(Вывешиваю таблицу. Приложение №2)
Сведения о прибыли фирм за последние три года.
1 фирма 306700 р, 135826 р, 524305р.
2 фирма 252823р, 403567р, 325474р.
3 фирма 426500р, 145308р, 293200р.
- Подсчитайте суммарную прибыль за три года и проанализируйте рост доходности фирмы. Результаты занесите в таблицу.
- Итак, чему равна прибыль каждой фирмы?
- Какая же фирма преуспевает?
VI. Продолжение работы по теме (работа с геометрическим материалом)
а) строительство
Карточки с геометрическими заданиями
(Приложение № 3) Наблюдатели получают карточки с облегченным заданием
Фирмам выделили участки под строительство. За это время они успели построить забор вокруг участка.
Первая фирма выбрала участок прямоугольной формы площадью 350000 м2 и шириной 500 м457200117475S = 350000 м200S = 350000 м2
500 м Р-?

?
Вторая фирма выбрала участок квадратной формы площадью 250000 м2 и стороной 500м
5715000S = 250000 м200S = 250000 м2
500 м Р -?

?
Третья фирма выбрала участок прямоугольной формы и площадью 280000 м2 и шириной 400 м.
457200125730S = 280000 м200S = 280000 м2
400 м Р-?
?
- Какая фирма сэкономила на заборе? Какая форма участка более рациональная. Результаты запишите в таблицу.
Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде «два».
б) Расходование ресурсов
- Теперь проанализируйте информацию о расходовании ресурсов фирмами
Первая фирма из 100 кг подсолнечника получает 50 кг масла, вторая фирма получает 60 кг масла, третья фирма получает 55 кг масла.
Сколько масла получит каждая фирма из 90 т подсолнечника?
- Что получилось?
(Приложение № 4)
в) Проверка коммерческих планов
Информация о планах фирм коммерческая тайна, поэтому фирмы предоставили её в закодированном виде. Нам надо проанализировать правильность планов.
1 фирма
3 1 4 2
(ххх + ххх * ххх ) – ххх : ххх
2 фирма
2 1 4 3
(ууу + ууу * ууу) – ууу : ууу
3 фирма
1 2 3 4
(ZZZ + ZZZ * ZZZ) – ZZZ : ZZZ
- Правильно ли поставлен порядок действий? Результаты занесите в таблицу.
(Приложение № 4)
VII. Итог урока.
- Какой фирме выделяем кредит и почему?
Таблица для сравнения
1 фирма
2 фирма
3 фирма 2 3 3 –
1 1 1 1 +
3 2 2 –
VII. Рефлексия деятельности.
- Какие задания выполняли?
- Какие вам показались наиболее интересными?
- Для чего нам нужно уметь выполнять такие задания?
- Довольны ли вы результатами своей работы?
- С каким настроением уходите с урока?
Деятельность учащихся
Экономическая грамотность - аналог термина финансовая грамотность - совокупность знаний о финансах и умений применять эти знания на практике посредством управления доходами расходами, а также сбережения имеющихся финансовых средств.

долг 6
кредит 5
15284451193805600
005600
425451193807200
007200

19856451651000049974516510000
: 90 : 70
37465901700015233659017000
+
1871345105664000118554510566400049974510566400014090658216900072326582169000220916582169000425458280400015684559944000156845599440001299845370840004254537084000
- 60 х 5 : 100
(После решения задания выбирают правильный ответ и читают с обратной стороны, что такое кредит?)
- Кредит – это предоставление денег на какое-то время с возвратом за определенную плату (под проценты). Кредит чаще всего берут в банке.
- Банк отказывает в кредите, если заемщик не платежеспособен.
- Эксперт оценивает прибыльность фирмы и возможность предоставления кредита.
- Эксперт должен уметь хорошо считать.

600
500
4800
900
4280
390
250

8 ч (один работает у доски)
600 500 4800 900 4280 390 250 1
4 8ч
(Дети меняются тетрадями и проверяют записи)
(Учащиеся получают таблички с надписями: старший эксперт, эксперт, наблюдатель)
18173701460500 х 3605 - 313635 87
87 261 3605
+ 25235 - 526
28840 522
313635 - 435
435
0
67437015938500
- 409236 804 х 509
4020 509 804
- 7236 + 2036
7236 4072
0 409236
- 902000 + 874134
27866 27866
874134 902000
+ 67894 - 93201
25307 25307
93201 67894
1 группа 2 группа 3 группа
+306700 +252823 + 426500
135826 403567 145308
524305 325474 293200
966831 (р.) 981864 (р.) 865008 (р.)
- Прибыль первой фирмы за три года 966131 рубль.
- Прибыль второй фирмы за три года 981864 рубля.
- Прибыль третьей фирмы 865008 рублей
- Преуспевает вторая фирма (вносят результаты в таблицу для сравнения).
Таблица для сравнения
1 фирма
2 фирма
3 фирма 2
1
3
350000 : 500 = 700 (м)
(500 + 700) ∙ 2 = 2400 (м)
250000 : 500 = 500 (м)
500 ∙ 4 = 2000 (м)
280000 : 400 = 700 (м)
(400 + 700) ∙ 2 = 2200 (м)
- На заборе сэкономила вторая фирма. Квадратный участок оказался более рациональным
90 т = 90000 кг90000 : 100 = 900 (р.)
50 ∙ 900 = 45000 кг = 45 т
60 ∙ 900 = 54000 кг = 54 т
55 ∙ 900 = 49500 кг = 49 т 500 кг- Вторая фирма из 90 т подсолнечника получит больше масла, чем другие фирмы
- Нет
- Правильно
- Нет
- Кредит выделим второй фирме, так как у неё самая большая прибыль за три года, эта фирма выбрала боде рациональную форму участка и меньше затратила на строительство забора, из одного и того же количества семян подсолнечника получила больше масла, чем все фирмы, правильно наметила свои коммерческие планы
- Эти задания имеют практическую направленность, тесно связаны с современной экономикой.
Приложение к уроку можно посмотреть по ссылке: http://infourok.ru/user/kaletinec-larisa-nikolaevna
.…………………………………………………В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ
ТРИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТА, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ
УЧИТЕЛЮ В РАБОТЕ
Н. В. Чуб, практический психолог
Учитель - сам себе психолог, это абсолютно доказанный факт. Именно учитель способен, словно сканер, распознавать способности ребёнка, особенности его характера, предсказывать поведение. Опытный педагог без труда пользуется приобретёнными за время работы психологическими знаниями, зачастую даже не задумываясь об этом. Вот, например, детский почерк. По нему учитель может составить вполне правдоподобный психологический портрет ученика, всего лишь по нескольким фразам проанализировать душевное состояние ребенка. И очень часто психолог, который приходит в класс, не открывает учителю ничего нового и слышит от учителя: «Да, я тоже это увидел(а). Вы только подтвердили мои догадки». Но всё же мы хотим предложить учителю в помощь три известных психологических теста, которые смогут помочь ему в работе. Просто к обычным инструкциям и интерпретациям мы приложим некоторые
психологические секреты. Именно они и
подскажут учителю множество интересных деталей.
Тест «Рисунок человека»
Популярный и часто используемый тест «Рисунок человека» принято интерпретировать лишь с точки зрения размера рисунка и пояснения некоторых деталей. Например, рисунок, который занимает почти весь лист, означает высокую или даже слишком высокую самооценку, а очень маленький рисунок -заниженную самооценку. Глаза, которые выглядят как пустые глазницы, говорят нам о том, что у ребёнка есть страхи, которые он может даже и не осознавать. Показывает этот тест и наличие у ребёнка агрессии. Зубы, к примеру, говорят об агрессии вербальной. А огромные кулаки или гигантские растопыренные пальцы - об агрессии физической.
Инструкция к тесту звучит очень лаконично: «Нарисуй, пожалуйста, человека. Мужчину или женщину, мальчика или девочку». Никаких дополнительных слов говорить не нужно. Время, которое ребёнку отводится на рисунок, примерно десять минут. После этого рисунок можно забрать и дать снова чистый лист бумаги. А теперь скажите ребёнку: «Нарисуй человека, по полу противоположного тому, которого ты рисовал перед этим». В результате тестирования у вас в руках окажутся два рисунка людей противоположного пола. Эти изображения проецируют образ представлений ребёнка о самом себе, о его отношении к противоположному полу. Первый рисунок и будет проекцией самого ребёнка. Второй же рисунок - его представлением о противоположном поле.
Верните ребёнку его работы и попросите написать короткий рассказ о каждом из нарисованных. Именно в этих двух немногословных рассказах зачастую и скрываются самые главные детские проблемы. Конечно, можно порыться в интернете и проанализировать характер штриха. Но тут и без справочного пособия всё предельно ясно. Чем более прерывист штрих, чем более неуверенна линия детского рисунка, тем более не уверен в себе художник.
Интересная деталь. Нередко дети рисуют человека так, будто бы лист вверху закончился и рисунок не уместился на нём. Это означает, что ребёнок ощущает себя в слишком жестких рамках, у него довольно много ограничений со стороны тех, кто им «управляет».
А как определить, от кого защищается ребёнок? Всё довольно просто. Куда выставлены кулаки, торчат колючки - волосы, туда нужно и смотреть. Например, волосы, прорисованные как торчащие вверх пики-
явная защитная агрессия против тех, кто старше и выше по статусу: учителей, родителей, тренеров, детей старшего возраста или просто физически сильных. Видите кулаки, направленные в стороны,- значит, ребёнок опасается агрессии со стороны себе подобных -сверстников.
Ещё один важный момент -расположение рисунка относительно центра листа. Рисунок, который сдвинут влево, говорит о том, что ребёнок склонен действовать спонтанно, импульсивно и испытывает проблемы с самоорганизацией. Рисунок, который словно приподнят над центром вверх, скажет нам о том, что ребёнок имеет высокую потребность в достижениях, оптимистичен, иногда даже чересчур, проявляет интерес ко всему интеллектуальному.
Рисунок справа от центра листа даёт нам представление о ребёнке рациональном, довольно в себе уверенном, склонном всё систематизировать. И, наконец, рисунок ниже центра листа - это потребность в постоянной поддержке, эмоциональная или физическая слабость, незащищённость и низкая самооценка.
Детский рисунок - это настоящий кладезь информации для взрослых. Его даже не обязательно проводить в виде теста. Вы сможете воспользоваться теми работами, которые дети делали на уроках рисования или просто рисовали в своих тетрадках.
Тест «Социометрия»
Этот тест известен многим учителям, и они с успехом им пользуются. Но кроме того, что вы можете определить лидеров в классе и детей, которые оказались «за бортом» классной жизни, эта методика позволяет проявить целостную картинку взаимоотношений между детьми, выделить группы не только явных, но и
скрытых лидеров. Тест очень прост в проведении. Вы задаёте детям три вопроса, которые предполагают деловой, эмоциональный и интимно - личностный выбор. Например, вопросы могут выглядеть вот так:
• Кого из своих одноклассников ты позвал бы праздновать свой день рождения?
• К кому из одноклассников ты бы обратился, если бы не понял домашнее задание?
• С кем из одноклассников ты поделился бы секретом?
Можно спросить у детей, с кем бы они были готовы оказаться на необитаемом острове (в космическом полёте, на подводной лодке и т. д.).
Вопросы можно легко переформулировать, главное лишь, чтобы вы учли все три параметра при их составлении.
Ну а теперь давайте разберёмся, что будем делать с результатами. Сначала нужно нарисовать на листе бумаги в клетку (или в таблице на компьютере) такую матрицу, где в колонке слева по вертикали вы будете отмечать фамилии детей, которые делали выбор, а в строке по горизонтали - фамилии детей, которых выбирали. Так вы увидите, сколько и каких выборов получил каждый ребёнок. Благодаря этим показателям вы сможете оценить психологический климат в классе.
Уровень благополучия психологического климата считается высоким, если количество лидеров и «предпочитаемых» превышает количество детей, не получивших выборов или получивших 1–2 выбора. И
наоборот, климат признается неблагоприятным, если это соотношение склоняется в другую сторону.
Важными показателями также являются взаимовыборы участников опроса. Когда вы заполните таблицу, эти взаимовыборы станут видны. И если вы вынесете эти взаимовыборы на отдельный лист и добавите стрелочки между фамилиями детей, то очень скоро сможете получить группы общения, существующие в вашем классе, и увидеть, есть между ними взаимодействие или они изолированы друг от друга.
Тест «Волшебный мир»
Эта проективная методика кажется игрой только на первый взгляд. На самом деле она даёт очень правильное отражение внутреннего мира, потребностей и проблем ребёнка. Желательно проводить тест индивидуально с каждым ребёнком, но также можно сделать его темой урока. Если вы работаете с каждым ребёнком по отдельности, то вносите все его реплики
в блокнот. Если же у вас групповая работа, предоставьте детям возможность
записывать свои мысли.
Ребёнку предлагается на время стать всемогущим волшебником. И этот
волшебник может сделать всё, что только захочет. Например, стать взрослее или сильнее, сменить местожительство или школу, завладеть какой - то вещью, сделать так, чтобы с ним все дружили или чтобы мама и папа перестали ссориться. Чтобы тест сработал правильно, постарайтесь придумать легенду, которая погрузит детей в сказку. Тест работает и на взрослых. Можно менять «дислокацию» волшебства в зависимости от того, где именно вы предполагаете искать проблемы.
• Представь себе, что ты можешь переноситься в пространстве. Вот ты уже дома. Какое волшебство тебе хотелось бы совершить?
• А теперь ты, всемогущий маг и чародей, попал в школу. Что бы ты хотел здесь изменить? Какое волшебство использовать?
Можно так же задавать ребенку общие вопросы.
• Сколько лет ты бы себе сделал?
• Какое волшебство ты бы сотворил для своих друзей? Для кого именно?
• В какое животное ты бы захотел перевоплотиться?
Кстати говоря, выбор животного дает хорошую почву для диагностики, ведь животное может быть совершенно беззащитным (птичка), очень агрессивным (тигр), обладать скрытой агрессией (какое-нибудь кусающее насекомое), быть очень большим (слон) или совсем маленьким (мышка).
У этого теста нет специальной интерпретации. Детский текст анализируется как обычное интервью.
Используйте эти тесты и секреты их интерпретации в своей учительской работе – и вы сможете лучше узнать своих детей.
…………………………….КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Структура каждого типа урока по ФГОС
 
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
 
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________