Конспект открытого занятия по культурно – гигиеническим навыкам детей подготовительной группы «Столовый этикет»


Конспект открытого занятия по культурно – гигиеническим навыкам детей подготовительной группы «Столовый этикет»
Выполнила: воспитатель подготовительной группы Урыкова О.В.

Программное содержание:
-Расширить знания детей о столовом этикете.
-Закрепить знания о назначении и названии различной посуды.
-Закрепить умение правильно сервировать стол.
-Вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.
-Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Материалы и оборудование: различная посуда: кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; картинки с изображением пищи (для игры «Что чем едят», фартуки для дежурных, скатерть для сервировки стола, диск с музыкой.Ход ОД:
Воспитатель:
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о столовом этикете. Что это такое, как вы думаете?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Этикет - это слово французского происхождения. В 16 веке «этикет» означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время под этикетом принято понимать установленный порядок поведения, правила учтивости. Человек, соблюдающий требования этикета, внимателен, деликатен, доброжелателен.
Сервировка стола - искусство, с которым хорошо знакомы все мамы и бабушки, но каждый ребёнок с удовольствием поможет взрослым накрыть на стол. Для этого, прежде всего, необходимо знать, какой посудой мы пользуемся. Она различна по материалу изготовления. Если посуда из стекла - она (стеклянная, из глины- (глиняная, из дерева-(деревянная, из чугуна-, из железа-, из алюминия-, из пластмассы-, из керамики., из фарфора-, из серебра-… Посуда также различна по назначению. В чём ваши мамы готовят еду?
Дети: В кастрюле, в сковороде, горшочке.
Воспитатель: Как называется эта посуда?
Дети: Кухонная посуда.
Воспитатель: Из чего мы едим и пьём?
Дети: Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, кружек, стаканов.
Воспитатель: Как она называется?
Дети: Столовая, чайная, кофейная.
Воспитатель: Но у нас в саду случилась беда: вся посуда перепуталась. Давайте расставим её по назначению.
Игра «Что к чему».
Правила игры: на столе вперемешку стоят 2 кастрюли разного размера, сковорода, горшочек, половник, глубокая тарелка, тарелка под второе, блюдце, чашка, бокал. Надо расставить посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная.
Воспитатель: Но одной посуды недостаточно. Сейчас я загадаю вам загадки и мы узнаем, чего нам не хватает.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот-
Открывай пошире рот.
Дети: Ложка.
Воспитатель:
При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один - разрезает, другая- цепляет.
Обоим работы в тарелке хватает.
Дети: Вилка и нож.
Воспитатель: Правильно, ребята. А как можно назвать все эти предметы?
Дети: Столовые приборы
Игра «Что чем едим»
1. Это ешь вилкой: котлета, рулет, гуляш, салат, омлет, рис, макароны, пельмени, картофель.2. Это ешь с помощью ножа и вилки: отбивная котлета, курица, сосиска, жаркое, блины.
3. Это ешь ложкой: каша, творог, суп, йогурт, мороженое.
(Воспитатель показывает детям картинки с изображением блюд. Дети отвечают, какое блюдо какими столовыми приборами надо есть.)
ФизминуткаВоспитатель: Для чего точат ножи? Чтобы были острыми. Давайте поиграем в точильщиков.
Точим нож! Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Воспитатель: Ну вот, название посуды мы вспомнили, назначение различной посуды мы вспомнили…
В группу входит грустная девочка
(переодетый воспитатель)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а кто это к нам пришёл? Как тебя зовут?
Маша: Меня зовут Маша. Мне сегодня день рождения, ко мне придут гости, а я не знаю, как правильно накрывать на стол.
Воспитатель: Не расстраивайся Маша, наши ребята тебе помогут. Правда, ребята.
(Дети накрывают стол: скатертью, ставят салфетки, ставят блюдца с чашками, чайные ложки, конфетницу с конфетами, чайник)
Воспитатель: Маша, вот видишь, как надо накрывать стол к праздничному чаепитию.
Маша: Да, теперь я знаю, как правильно накрывают праздничный стол. Спасибо вам ребята.
(Во время беседы детей и Маши входит мальчик (переодетый воспитатель) и без приглашения садится за стол, ноги кладёт на стул, локти на стол, наливает чай, берёт конфеты и ест, чавкает, а фантики бросает на пол, чай пьёт очень громко)
Воспитатель: Мальчик, ты кто? Ты что делаешь, мы старались, а ты?
Саша: (мальчик с набитым ртом отвечает) Меня зовут Саша, я брат Маши. На, Машка тебе подарок.
Воспитатель: Разве правильно так себя вести?
Саша: Я не знаю. А как правильно?
Воспитатель: Ребята, правильно Саша поступает?
Дети: нет
Воспитатель: А давайте, научим Сашу правилам поведения за столом:
- за стол можно садиться когда пригласят,
- локти на стол не клади, только кисти рук,
- не чавкать и не разговаривать с полным ртом,
- фантики на пол не бросать,
- Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами.
Саша: Спасибо, ребята, что научили меня правилам поведения, я теперь всегда буду их соблюдать.
Маша: Спасибо ребята, угощайтесь конфетами.