«Не будем ссориться, друзья» (организация образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием ИКТ во 2 младшей группе)


Основная образовательная область. Социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей. «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности. Игровая, коммуникативная, познавательная.
Программное содержание. Формировать у детей представления о том, что хорошо и что плохо; опыт оценки хороших и плохих поступков. Создавать игровые ситуации, способствующие приучению детей к вежливости, такие нравственные качества, как доброжелательность, доброта, дружелюбие.
Методические приемы. Игровая ситуация, физминутка, чтение художественной литературы.
Развивающая среда. Хорплоша (кукла), игрушки (кукла, машина, зайка, мишка), мультимедиапроектор, презентация, экран.
Предварительная работа. Беседа о дружбе, о вежливости, рассматривание серии картин, чтение художественной литературы, разучивание потешек о дружбе.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей у нас в группе. Вы рады гостям?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы считаете, у гостей хорошее настроение? А у вас? Давайте мы с вами подарим нашим гостям свои теплые, добрые улыбки и поздороваемся с ними.
Сейчас я приглашаю вас сесть на стулья. Сели удобно, красиво. Покажите мне свои лучистые, добрые глаза. Какие они у вас красивые!
Стук в дверь.
Основная часть.
Воспитатель: Ой, ребята кто же это? Давайте посмотрим. Ребята, а у нас в гостях, знакомтесь – Хорплоша! Он знает, что такое хорошо и что такое плохо. Хорошо и плохо – значит Хорплоша. Когда дети дружные, никого не обижают, поступают хорошо, то Хорплоша улыбается, а если ребята дерутся, обижают друг друга, поступают плохо, то она хмурится.
Хорплоша: Здравствуйте милые дети, вы всех прекраснее на свете. Вот таких хороших приглашаю поиграть.
Дидактическая игра «Хорошо, плохо»
Воспитатель: Посмотрите на экран (Слайд 2) Что вы видите? Мальчик с девочкой поступают хорошо или плохо?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Девочка, что делает? (Ответы детей). Она поступает хорошо или плохо?
(Ответы детей). Да, ребята, девочка поступает хорошо. Она мишке пришивает лапу. Посмотрите, Хорплоша какого цвета? Что он делает?
Дети: Жёлтого. Улыбается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на следующую картинку. (Слайд 3). Что вы видите? (Ответы детей). Что, случилось с зайцем? (Ответы детей). Хозяйка, как поступила хорошо или плохо? (Ответы детей).
Дети: Плохо.
Воспитатель: Да, ребята хозяйка зайца поступила плохо. Посмотрите, Хорплоша стал какого цвета?
Дети: Красного. Сердится.
Воспитатель: (Слайд 4) А на этой картине, что вы видите? (Ответы детей). У девочки кто-то отобрал куклу, и она плачет, а мальчик принес ей эту куклу. Мальчик поступил хорошо или плохо (Ответы детей).
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Да, ребята мальчик поступает хорошо. Посмотрите, Хорплоша стал какого цвета?
Дети: Жёлтого. Веселый.
Воспитатель: (Слайд 5) Ребята, а на этой картине лиса выгнала зайца из своего дома. Лиса как поступила, хорошо или плохо? (Ответы детей).
Дети: Плохо.
Воспитатель: Да, ребята лиса поступила очень плохо. Посмотрите, Хорплоша стал, какого цвета?
Дети: Красного. Сердитый.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как надо вежливо попросить у друга игрушку?
Дети: Сказать дай, пожалуйста.
Создание игровых ситуаций.
Воспитатель: Правильно. Рамазан, хочешь поиграть с машиной? (создаю игровую ситуацию). Аслан попроси у Рамазана вежливо машину.
Аслан: Рамазан. Дай пожалуйста машину.
Воспитатель: Динара. Хочешь поиграть с куклой? (создаю игровую ситуацию). Дарина попроси у Динары куклу.
Дарина: Динара, дай пожалуйста куклу.
Вызываю детей по очереди.
Воспитатель: Молодцы, Надо не отбирать игрушку у друга, а вежливо попросить. Быть вежливым, это хорошо. Посмотрите, Хорплоша стал какого цвета?
Дети: Жёлтого. Улыбается.
Воспитатель: Ребята, Хорплоша хочет, чтобы все мальчики и девочки были вежливыми и дружными.
Физминутка.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботится мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло.
Рассказывание сказки с обсуждением.
Воспитатель: Я расскажу вам сказку про трех друзей. Жили-были три друга – Мишутка, Зайчонок и Лисенок. Любили они играть на полянке (Слайд 6). И вот однажды папа Мишутки сделал для зверят качели. Когда прибежали на поляну Зайчонок и Лисенок, то они увидели Мишутку, который качался на качелях. (Слайд 7). Зайчонок подошел и попросил Мишутку, чтобы он дал ему покачаться. (Слайд 8). Но Мишутка сказал: «Нет, не дам. Эти качели сделал мой папа, значит качели мои». И продолжал качаться. Зайчонок сказал: «Мишутка. Ты жадина! Я не хочу больше с тобой дружить!». И Зайчонок убежал домой. А Мишутка продолжал качаться. И тут к нему подошёл Лисенок и попросил покачаться, но Мишутка сделал вид, будто не слышит Лисенка. Лисенок постоял, постоял и тоже обиделся и ушел. Мишутка остался один, и ему стало неинтересно качаться, и он побежал домой. Ребята, посмотрите на Хорплошу, какого цвета он стал?
Дети: Красного, сердитый.
Воспитатель: Но вот наступила другое утро. Мишутка радостно побежал на полянку, чтобы увидеть своих друзей. (Слайд 9). Но они так и не пришли. И тут Мишутка понял, что потерял друзей. Ему стало стыдно за свой поступок, и он загрустил и заплакал. Ребята, как вы думаете, почему Зайчонок обозвал Мишутку жадиной?
Дети: Он не давал покачаться друзьям.
Воспитатель: Правильно! Он поступил с друзьями некрасиво и поэтому остался один. Жадничать это плохо. Вот поэтому Хорплоша покраснел и рассердился. Давайте, чтобы Хорплоша наш снова улыбался, сыграем в игру «Поссорились и помирились» (выпоняется под музыку).
Этюд «Поссорились – помирились»
Жили-были друзья. Они дружили, играли вместе, танцевали, улыбались… Но однажды друзья поссорились! Ребятам было очень плохо, они решили помириться. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяются друг с другом мизинцами и произносят «мирилку»):
Хватит нам уже сердиться!
Веселятся все вокруг,
Поскорей давай мириться:
Я – твой друг!
И ты – мой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
(дети обнимаются друг друга).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Посмотрите, Хорплоша снова улыбается. Ребята, кто у нас сегодня в гостях? Кто это?
Дети: Хорплоша!
Воспитатель: Когда Мишутка жадничал, какого цвета был Хорплоша, почему?
Дети: Красного, сердитый. Мишутка поступил плохо.
Воспитатель: А когда вы просили вежливо друг у друга игрушки, Хорплоша был какого цвета?
Дети: Жёлтого, улыбался.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорплоша теперь будет жить у нас и учить нас делать хорошие поступки. Давайте же будем дружными, добрыми и никогда не будем ссориться! А поможет нам в этом песня.
Просмотр видеоролика «Песня о дружбе».