Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов


(СЛАЙД)Мы изменили свое окружение так радикально,
что теперь должны изменять себя,
чтобы жить в этом новом окружении.
Норберт Винер
(СЛАЙД)Педагогический совет «Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов»
(СЛАЙД)ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА.
I. Информация о выполнении решений предыдущего педагогического совета.
II. Контроль и оценивание образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Анализ работы педагогического коллектива школы по использованию контроля и оценивания образовательных результатов школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Контроль и оценивание НОД на этапе дошкольного образования.
Организация накопительной системы оценки (портфель достижений) обучающихся.
Технология оценивания учебных достижений обучающихся при изучении курсов «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно – нравственной культуры народов России».
Мониторинг двигательной активности обучающихся как результат личностного развития школьников.
III. Разработка решения педагогического совета.
РАБОЧАЯ ГРУППА:
Избрание редакционной коллегии.
Оценка результата учебного труда ребенка существовала во все времена и во всех типах школ. Учеба без оценки подобна работе без зарплаты, выстрелу без мишени, баскетбольному поединку без кольца. Но как зарплата, мишень и баскетбольное кольцо определенным образом нормированы, так и оценка деятельности обучающегося обязательно должна быть выражена в конкретной форме и по определенному алгоритму. Таким нормативным выражением оценки на протяжении веков являлась школьная отметка.
Принятые новые образовательные стандарты привнесли изменения и в содержание образования, и в требования к результатам обучения, и в подходы к диагностике и оценке результатов.
На сегодняшний день это одна из актуальных проблем реализации ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО.
(СЛАЙД) Наша образовательная организация уже четвертый год реализует ФГОС НОО, второй – ФГОС ООО и ФГОС ДО. В подготовительный период педагоги школы активно включились в изучение требований Федеральных государственных образовательных стандартов и знают, что они призваны изменить весь школьный уклад. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательной организации. Творческие группы педагогов работали над проектами ООП ДО, НОО, ООО. Наиболее трудным для пошаговой технологизации был раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО», так как в современной педагогической науке не в достаточной мере разработаны оценочные процедуры, с помощью которых можно было бы производить внешнюю и внутреннюю оценку образовательных результатов школьников в логике ФГОС нового поколения. В существующих методиках проверки качества целостного образовательного процесса не представлены четкие диагностики его оценивания, не определены возможности объективного анализа его результатов.
Образовательный стандарт законодательно устанавливает требования к уровню подготовки выпускников– начальной, основной, средней школы.
(СЛАЙД) Данные требования задают базовую часть для организации диагностики, контроля и оценки результатов обучения. Контроль в образовании означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей, компетентностей обучающихся. Измерение и оценка успехов в обучении предполагает определение того, что подлежит измерению, а также критериев, показателей, шкал, единиц и инструментов измерения.
Сегодня на педагогическом совете мы подведем первые итоги системы оценивания образовательных достижений обучающихся в условиях реализации новых образовательных стандартов в нашей ОО.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.
В ООП НОО, ООП ООО МАОУ СОШ №22 (СЛАЙД - скрин сайта) подробно описана система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы оцениваем разные направления деятельности обучающихся, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач. В связи с этим на смену традиционной системы оценивания приходит новая система оценки, где оценка уже играет совсем другую роль. Предлагаем вам, ознакомится со сравнительным анализом традиционного и нового видения системы оценки(памятки на столах).
Сравнительный анализ традиционного и нового видения системы оценки
(ПАМЯТКА)
Традиционная система оценки Новое видение системы оценки
1. Оценка как процесс субъект-объектного взаимодействия
2. Оценивается конечный результат
3. Оценка осуществляется дискретно
4. Результат оценки - количественная отметка
5. Оценка сфокусирована на отдельном предмете и теме
6. Оценивается фрагментарное знание и узкоспециальное умение
7. Учитель выступает в роли судьи и контролера
8. Взаимодействие учителя и обучающегося исключается в процессе оценки (контрольной или итоговой работы)
9. Оценка преимущественно осуществляется учителем
10. Основной акцент делается на объективности оценки
11. Оценка жестко структурирована внешними факторами
12. Акцентируется внимание на том, что обучающийся не знает и не умеет
13. Оценивание часто носит сравнительный характер в пределах класса (группы)
14. Оценивается один тип интеллекта в пределах данного предмета
15. Оценивание ограничено отдельным средством (контрольной работой, тестом и т.д.)
16. При оценивании преобладают задания с одним заранее предусмотренным правильным ответом
17. Оцениваются фиксированные учебные достижения
18. Оценивание преимущественно индивидуально
19. Суть оценки - демонстрация ошибки
20. Оценивание проводится в искусственных, стрессовых для учащихся условиях
21. Нити контроля и оценки находятся в руках у учителя
22. Учитель указывает на ошибки и пробелы в знаниях и умениях обучающегося23. Приоритет фактора времени в оценке
24. Жесткость как следствие количественности оценки
25. Качественная оценочная информация (наблюдения, беседа, интервью...) не существенна при оценке
26. Оценка оторвана от контекста обучения
27. Формируется "иждивенческий" менталитет у обучающегося: что оценивается, то и надо учить
28. Количественная внешняя оценка - мера знания
29. Ценность чистовиков как конечного варианта работы
30. Акцент на достижении как конечном показателе эффективности обучения
31. Оценка как функция одной переменной
1. Оценка как процесс субъект-субъектного сотрудничества
2. Оценивается процесс движения к результату
3. Оценка осуществляется непрерывно
4. Результат оценивания - количественно-качественная многомерная характеристика учебных достижений
5. Оценка - системна и межпредметна6. Оценивается широта и глубина прикладных (жизненных) знаний и умений
7. Учитель выступает в роли адвоката и консультанта
8. Взаимодействие учителя и обучающегося не прерывается, более того, поощряется в процессе оценки
9. Всячески поощряется самооценка и взаимооценка обучающегося10. Основной акцент переносится на гибкое сочетание оценки и самооценки
11. Оценка гибко структурирована и представляет собой открытую систему
12. Акцентируется внимание на том, что обучающийся знает и умеет
13. Оцениваются индивидуальные уникальные характеристики обучающегося безотносительно к достижениям других обучающихся
14. Оцениваются различные типы интеллекта, его множественность
15. Оценивание предполагает использование многообразных средств (учебные портфолио)
16. При оценивании поощряется использование "открытых" заданий с возможными вариантами ответов
17. Принимаются во внимание приложенные усилия к достижению учебного результата
18. Наряду с индивидуальной поощряется групповая, командная оценка
19. Суть оценки - предупреждение ошибки и обучение на ошибках
20. Оценивание проводится в естественных для обучающихся условиях, помогающих снимать стресс и напряжение
21. Часть нитей контроля переходит к обучающемуся, трансформируясь в самоконтроль и самооценку
22. Обучающийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением
23. Гибкость временных рамок в процессе непрерывного обучения
24. Качественность оценки требует гибкости организационных структур (форм обучения, расписания, компоновки учебных групп, графика промежуточных и итоговых работ...)
25. Важность качественной информации (эмоциональный фактор, инициатива, отношение к предмету...) при оценке
26. Устойчивое взаимовлияние: непрерывное обучение - непрерывная оценка
27. Поощряется выход за пределы учебной программы и стандартов
28. Объективная самооценка - индикатор знания
29. Ценность не только чистовиков, но и черновиков как рабочего варианта
30. Акцент на развитии обучающегося как непрерывном процессе самообразования
31. Оценка как равнодействующая функций многих переменных
(СЛАЙД)Система оценивания выполняет достаточно большое количество функций. В МАОУ СОШ №22 система оценивания строится на следующих принципах:
Оценивание является постоянным непрерывным процессом.
В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
Оценивание должно быть критериальным.
Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваются с помощью отметки только результаты деятельности обучающегося (его достижения), но не его личные качества.
Критерии оценивания и алгоритм выставления известны и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
(СЛАЙД)Система оценки учебных достижений обучающихся состоит из внутренней и внешней оценки. 
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка выполняет свои основные функции:
Во-первых, функцию ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов посредством уточнения на конкретных примерах содержания и критериев внутренней оценки.
Во-вторых, функцию обратной связи, в основе которой лежит возможность получения объективных и сопоставимых данных в целях управления качеством образования.
Внешняя оценка проводится в рамках следующих регламентированных процедур:
• мониторинговые исследования качества образования.
В МАОУ СОШ №22 проводятся следующие мониторинги:(СЛАЙД)
Мониторинг деятельности о школе.
Мониторинг по движению обучающихся.
Мониторинг занятости обучающихся.
Мониторинг индивидуальных достижений обучающихся.
Мониторинг качества знаний.
Мониторинг образовательной организации.
Мониторинг питания
Мониторинг учета детей в микрорайоне.
Мониторинг качества образования.
Мониторинг по определению эффективности реализации комплексной программы «От рождения до школы»
В целях изучения качества образования в общеобразовательных учреждениях Балаковского муниципального района, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, с 2009 – 2010 учебного года проводятся мониторинговые исследования учебных достижений обучающихся 4-х классов по предметам русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.
(СЛАЙД) Результаты мониторинговых исследований за прошедшие 3 года
Предмет 2013 – 2014 уч.г. В сравнении
2012-2013 уч. г. 2011 – 2012 уч. г.
% качества % обученности% качества % обученности% качества % обученностиРусский язык 43,8
(спад 29,9%) 93,8 73,7
(спад 7,6%) 100 81,3 100
Математика 73,7
(спад 4,1%) 95 77,8
(рост 2,8%) 100 75 100
Окружающий мир 75
(спад11,7 %) 100 86,7
(спад 8%) 100 94,7 100
Литературное чтение 42,1
(спад 28,5%) 94,7 70,6
(рост 12,6%) 100 58 100
В 2013-2014 учебном году 54,9 % обучающихся 4-х классов подтвердили свои знания во время проведения мониторинговых исследований в 2013 – 2014 учебном году, расхождение с годовыми отметками у 45,1 % детей (40 % - результаты ниже, 5,1 % показали знания выше). Причины спада объясняются подбором обучающихся, усложнение заданий от года к году.
• (СЛАЙД) государственная итоговая аттестация выпускников;
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА) организуется и проводится:
в форме основного государственного экзамена (ОГЭ);
в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
ОГЭ представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования.
ГВЭ представляет собой форму письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.
В настоящий момент ОГЭ проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 №1394.
(СЛАЙД) Сравнительный анализ результатов внешней оценки качества образования МАОУ СОШ №22 по государственной итоговой аттестации за 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 (ГИА)
Года Кол-во участников качество % Успеваемость
% Средний балл по школе
Русский язык 2011-2012 69 73 100 33,8
2012-2013 75 65 98 32,3
2013-2014 60 66,7 100 32,14
Математика 2011-2012 69 52 98 15,98
2012-2013 76 96 100 20
2013-2014 60 18,3 100 13,4
Биология 2011-2012 14 28 100 22,3
2012-2013 10 100 100 36
2013-2014 6 0 75 19,3
Обществознание 2011-2012 39 48 100 24,5
2012-2013 57 98 73,7 28,1
2013-2014 26 41,65 87 17,43
Информатика и ИКТ 2011-2012 16 81 100 14,03
2012-2013 4 100 100 19,7
2013-2014 12 85 100 21,92
История 2011-2012 7 28 100 22,08
2012-2013 0 0 0 0
2013-2014 0 0 0 0
Химия 2011-2012 10 90 100 27,85
2012-2013 7 77 100 20,8
2013-2014 0 0 0 0
Физика 2011-2012 12 75 100 20,17
2012-2013 5 100 100 26,2
2013-2014 12 85 100 21,92
География 2011-2012 32 43 100 18,92
2012-2013 59 100 100 26,3
2013-2014 24 30,55 85,7 21,6
Английский язык 2011-2012 2 0 100 32
2012-2013 2 50 100 47,5
2013-2014 0 0 0 0




Вывод: Итоговую аттестацию в независимой форме за курс основного общего образования прошли:
2011-2012 68 выпускников 98,6%
2012-2013 74 выпускника 97,4%
2013-2014 61 выпускник 100%
(СЛАЙД) Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования (ГИА) организуется и проводится:
в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ);
в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
ЕГЭ представляет собой форму государственного контроля освоения выпускниками основных образовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В настоящий момент проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 №1400.
(СЛАЙД) Сравнительный анализ результатов внешней оценки качества образования МАОУ СОШ №22 по государственной итоговой аттестации за 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 (ЕГЭ)
Года Кол-во участников Успеваемость % Средний балл по школе
Русский язык
2011-2012 52 100 64,7
2012-2013 47 100 63,1
2013-2014 24 100 66,75
Математика
2011-2012 52 94 40,6
2012-2013 49 97 47,2
2013-2014 24 100 42,16
Биология
2011-2012 14 92,8 45,64
2012-2013 8 75 48,6
2013-2014 0 0 0
Обществознание
2011-2012 40 95 52,52
2012-2013 34 100 54,5
2013-2014 15 100 52,13
Информатика и ИКТ
2011-2012 4 100 64,75
2012-2013 5 100 58,8
2013-2014 4 75 47,25
История
2011-2012 14 85 40,41
2012-2013 12 100 38,75
2013-2014 5 80 42,6
Химия
2011-2012 5 80 43,80
2012-2013 3 100 60,3
2013-2014 Английский язык
2011-2012 3 100 46,67
2012-2013 0 0 0
2013-2014 Физика
2011-2012 18 83 41,50
2012-2013 18 100 50,2
2013-2014 15 100 44,13
География
2011-2012 2 100 40,50
2012-2013 0 0 0
2013-2014 1 100 53
Литература
2011-2012 5 100 59
2012-2013 0 0 0
2013-2014 0 0 0
Вывод: Итоговую аттестацию в независимой форме за курс среднего общего образования прошли:
2011-2012 49 выпускников 94,2%
2012-2013 47 выпускников 100%
2013-2014 24 выпускника 100%



(СЛАЙД) Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.).Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки обучающихся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьным психологом; в промежуточных и итоговой оценках обучающихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующий уровень образования.
(СЛАЙД) Функции внутренней оценки:
Во-первых, обеспечивать обратную связь, информируя:
• обучающихся об их продвижении в освоении программы (а на определенном этапе — и об общем уровне освоения), об их сильных и слабых сторонах;
• учителей об эффективности их педагогической деятельности.
Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение обучающихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т. д.
Внутренняя оценка проводится в рамках следующих регламентированных процедур: (СЛАЙД)
стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования;
текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении учебной программы курса. Текущая оценка может быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в обучении;
тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
внутришкольный мониторинг образовательных достижений;
Внутришкольный мониторинг представляет собой процедуры:
оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
оценки уровня достижения той части личностных результатов, которые связаны с оценкой поведения, прилежания, а также с оценкой учебной самостоятельности, готовности и способности делать осознанный выбор профиля обучения;
оценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся.
промежуточная и итоговая аттестация устанавливает фактический уровень теоретических знаний обучающихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с требованиями государственных образовательных стандартов;
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности обучающегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным обучающимся. В портфолио включаются как работы обучающегося (в том числе – фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и отзывов для портфолио ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в течение всех лет обучения в школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по выбору индивидуальной образовательной траектории на следующем уровне образования и могут отражаться в характеристике.
(СЛАЙД) Опытом работы с портфолио обучающихся поделится Шишкина А. В.
На сегодняшний день нет единства в определении критериев, показателей, параметров, по которым можно было бы определить достижения воспитанников СПДО, их результаты. Качество образования, с точки зрения современных научных подходов, характеризуется через совокупность критерий - условий образовательного процесса и результатов этого процесса.
(СЛАЙД) К результатам дошкольного образования относят:
- показатели личностного развития (творчество, мотивация, любознательность и т. д.);
- уровень готовности ребенка к школе, что является одним из показателей преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы начальной школы;
- знания, умения, навыки, полученные ребенком в рамках образовательной программы. Требования к содержанию, методам работы в СПДО предполагают оценку качества образования в СПДО как оценку условий, созданных для развития личности ребенка по различным направлениям.
Требования, предъявляемые к результату развития ребенка в детском саду, представляются характеристиками, выраженными в виде возрастных портретов.
В дошкольном возрасте - это ожидаемый результат, но не уровень, не выставляемый балл или отметка. Образовательная программа СПДО описывает только ожидаемый возрастной портрет выпускника. (СЛАЙД)
«Физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками». У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
«Любознательный, активный» Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
«Эмоционально отзывчивый». Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
«Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения». Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту». Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности». Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
«Овладевший необходимыми умениями и навыками». У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Вместе с тем воспитатели СПДО отслеживают результаты качества освоения образовательных программ, что никоим образом не смешивается с результатом качества образования в целом, а является только одной из его составляющих. Система работы по оценке достижений воспитанников представлена ведением карт мониторинга.
Опытом работы поделятся воспитатели СПДО Еделева О. П., Ярцева Е. Н.
О мониторинге двигательной активности обучающихсярасскажет учитель физической культуры Захарова С.Ю.
(СЛАЙД)В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения обучающихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования. В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:
Предметные результаты — усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемых в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.
(СЛАЙД)Предметные результаты обучения
Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в школе.
Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах мониторинговых исследований за курс начальной школы, ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.Но на сегодняшнем педсовете мы будем вести разговор о личностных и метапредметных результатах.
(СЛАЙД)Личностные результаты рассматриваются как достижения обучающихся в их личностном развитии.
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики.
(СЛАЙД)В образовательном процессе школы существует ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
соблюдениинорм и правил поведения, принятых в МАОУ СОШ №22.
2) участии в общественной жизни ОО;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения и поведения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяют три вида личностных действий: (СЛАЙД)
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (сформированность внутренней позиции обучающегося)
Смыслообразование (обучающийся должен задать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для него учение? – и уметь на него отвечать)
Нравственно-этическая ориентация (знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости)
Личностные УУД сформированы, если: (СЛАЙД)
Обучающийся осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат.
Обучающийся умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
Обучающийся понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.
У школьника развита рефлексия.
У школьника сформирована учебная мотивация.
У школьника сформирована адекватная самооценка.
(СЛАЙД) Методы оценки
Существуют следующие формы оценивания личностного развития обучающихся:(СЛАЙД)
На основе портфеля достижений. Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.
В ходе проверочных, тестовых заданий по предметам русский язык, литература, литературное чтение, биология, экология, история, обществознание, география, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры и светской этики включаются задания на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений.
Об оценивании личностного развития обучающихся на уроках «Основы духовно-нравственной культуры и светской этики» расскажет Гладилина С.Г.Психологическая диагностика. (СЛАЙД)
Сформированность внутренней позиции обучающегося;
Сформированность мотивации учебной деятельности;
Ценностные ориентации;
Уровень нравственной воспитанности;
Ориентация в морально-нравственных основах поведения, развитие социальных качеств;
Сформированность самооценки;
Мотивы выбора профессии;
Профессиональное самоопределение.
Обобщённая оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ осуществляется в нашей образовательной организации в ходе различных мониторинговых исследований, которые проводят психолог школы Дрозденко А.Е. и социальный педагог Юнеева Н.В. (СЛАЙД)
Виды личностных УУД Исследуемые критерии Диагностический инструментарий Ответственный Класс
Самоопределение
Самооценка и уровень притязаний
Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн.
Изучение общей самооценки с помощью опросника Г.Н.Казанцевой. Психолог 1 - 4 кл.
5 - 6 кл.
7 – 9 кл.
Профессиональное самоопределение
Методика изучения статусов профессиональной идентичности Дж.Голланда.
Методика «Профессиональная готовность».
Анкета выбора профиля для обучающихся 9 классов. Психолог 8 – 9 кл.
9 кл.
11 кл.
СмыслообразованиеМотивы учения
М.Р.Гинзбург «Изучение учебной мотивации».
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой.
Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников. Психолог 1-4 кл.
5 кл.
5 – 6 кл.
6 – 9 кл.
Мотивы выбора профессии Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчаровой. Психолог 8 – 9 кл.
11 клЦенностные ориентации Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича.
Опросник Г.В.Резапкиной «Иерархия жизненных ценностей». Психолог. 1-4 кл.
5 – 7 кл.
8 – 9 кл.
Нравственно-этическая
ориентация Уровень нравственной воспитанности
Анкета «Как определить уровень воспитанности?»
Определение уровня воспитанности личности учащихся. Социальный педагог 1 - 4 кл5 – 6 кл.
6 – 7 кл.
Ориентация в морально-нравственных основах поведения, развитие социальных качеств Диагностика нравственной воспитанности (нравственная самооценка, этика поведения, отношение к жизненным ценностям, нравственная мотивация).
Методика для изучения социализированности личности обучающегося М.И.Рожкова. Социальный педагог 1- 4 кл5 – 9 кл.
10 – 11кл.
В учебном процессе в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта оценка личностных достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся. Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.
Опытом своей работы поделится педагог-психолог Дрозденко А.Е.(СЛАЙДЫ)
Качественно новой позицией стандартов второго поколения являются требования к достижению метапредметных результатов. Метапредметные результаты наряду с предметными подвергаются персонифицированной оценке, что налагает на педагогов определенную ответственность.
(СЛАЙД) Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.В ООП школы все УУД четко прописаны по уровням образования.
Так в начальной школе происходит формирование следующих метапредметных результатов: (СЛАЙД – по классам)
Класс Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
1 класс 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать  в паре.
 
2 класс 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
6. Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
 
  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план .
5. Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы
  1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
 
3 класс 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 
2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
 
4 класс 1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 
2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.
Класс Метапредметные результаты
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
5 - 6 1.Умение самостоятельно организовать собственную деятельность.
2.Умение составить план в соответствии с поставленной задачей.
3.Выбор средства реализации поставленных целей.
4.Умение работать по алгоритму, с памятками, правилами.
5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки.
6.Умение понимать и использовать диаграммы, таблицы, схемы.
7.Умение самостоятельно вести поиск информации.
8.Умение наблюдать природные явления и выполнять опыты.
9.Умение выделять основное содержание прочитанного текста, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его.
10.Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в коммуникативной деятельности на иностранном языке.
11.Умение формулировать личные понятия о безопасности.
12.Умение анализировать причины возникновения опасности.
13.Умение обобщать и сравнивать последствия опасных ситуаций.
14.Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях.
15.Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников. 1.Осознание, что такое свойства предмета – общие, различные.
2. Умение использовать знаково-символьную запись математических понятий.
3.Освоение базовых понятий: язык и речь, речь устная и письменная, монолог и диалог, речевая ситуация, типы и стили речи, разделы науки о языке.
4.Создание текстов разных типов.
5.Умение понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев.
6.Извлекать информацию из предоставленных источников,
умение выбирать источник информации.
7.Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.
8.Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.
9.Определять причины и следствия важнейших исторических событий.
10.Знание основных методов научного познания и методов исследования объектов и явлений природы.
11.Развитие смыслового чтения на иностранном языке, включая умение определить тему, выделить основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
12.Приобретение опыта самостоятельного поиска информации в области безопасности жизнедеятельности.
13.Способность овладевать совокупностью социокультурных знаний об окружающем мире. 1.Умение работать в парах, группах, выражать свою мысль, умение слушать других, вступать в диалог.
2.Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение, адекватное восприятие.
3.Умение воспроизводить прочитанный или прослушанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение).
4.Освоение навыков работы в малой группе, вести диалог, высказывать собственную точку зрения.
5.Способность и готовность взаимодействовать с представителями другой культурной общности с учетом их речевых возможностей.
6.Развитие интереса и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности.
7.Умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
8.Проявление навыков планирования своего речевого и неречевого поведения.
7-8 1.Умение выделять свойства в изученных объектах и дифференцировать их.
2.Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, окружающей жизни.
3.Находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем.
4.Умение понимать и использовать графики, таблицы, схемы.
5.Овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
6. Умение использовать в самостоятельной деятельности приемы сопоставления и сравнения.
7.Умение планировать свое речевое и неречевое поведение в соответствии с ситуацией.
8.Умение составлять план деятельности (цель, прогнозирование, контроль).
9.Умения выполнять лабораторные работы с использованием приборов, широко применяемых в практической жизни.
10.Понимание отличий научных данных от непроверенной информации.
11.Приобретение опыта самостоятельного поиска.
12.Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.
13.Овладение эвристическими методами решения проблем.
14.Умение моделировать индивидуальный подход к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях.
15.Умение сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 1.Сознание того, что такое свойства предмета – существенные, несущественные, необходимые, достаточные.
2.Планиметрическое моделирование.
3.Умение использования знаково-символьной записи математических понятий на других предметах.
4.Овладения приемами анализа и синтеза объекта и его свойств.
5.Проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения.
6.Создание разностилевых текстов.
7.Умение определять род и жанр произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
8.Устанавливать причинно-следственные связи.
9.Развитие исследовательских учебных действий: поиск и выделение информации, обобщение и фиксация информации.
10.Уметь прогнозировать содержание по заголовку текста, извлекать информацию из разных источников, выделять основную мысль и устанавливать причинно-следственные связи.
11.Понимание смысла основных научных понятий и законов, взаимосвязи между ними.
12.Овладение такими общенаучными понятиями, как природные явления, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
13.Приобрести опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий.
14.Уметь применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
15.Освоить приемы действий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера.
16.Способность творчески переосмысливать полученные знания о социальных и культурных особенностях, а также о системе ценностей и представлений, принятых в странах изучаемого языка. 1.Умение планировать работу группы и работать по плану.
2.Умение формулировать проблему, высказывать свою точку зрения и сопоставлять ее с точкой зрения других.
3.Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработки общей позиции.
4.Умение довести диалог до логического завершения.
5.Умение пересказывать тексты с использованием образных средств и цитат из текста.
6.Отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту.
7.Создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог.
8.Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
9.Активно взаимодействовать с представителями другой культурной общности в разных формах: устной (говорение) и письменной (чтение и письмо).
10.Овладение умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
11.Уметь информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
12.Использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях, владение основами работы с учебной и внешкольной информацией, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.).
9-11 1.Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач
2.Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем и организовывать сотрудничество для их решения
3.Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
4.Умение самостоятельно определять сферу своих интересов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему
5.Умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и неучебных ситуациях.
6.Способность и готовность к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка. Использование иностранного языка в других областях знаний.
7.Способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др..8.Контролировать и корректировать деятельность, давать ее оценку.
9.Умение генерировать идеи и определять средства для их реализации.
10.Проявление способности к мобилизации сил и энергии в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
11.Проявление способности к волевому усилию к выбору в чрезвычайной ситуации и к преодолению препятствий.
12.Уметь вносить необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
13.Умение оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности. 1.Моделирование пространственных тел.
2.Совершенствование умений в использовании знаково-символьной записи математического понятия.
3.Использование индуктивного умозаключения.
4.Умение приводить контрпримеры.
5.Знания норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
6.Создание текстов, различных по жанру и стилю, с учетом сферы и ситуации общения; владение литературоведческой терминологией.
7.Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы).
8.Способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности.
9.Понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения.
10.Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений.
11.Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний
12.Чтение аутентичных текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы, составлять аннотацию прочитанного текста, выражая свое мнение
13.Освоить приемы действий в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
14.Уметь анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 1.Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера.
2.Умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров.
3.Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классных и домашних творческих работ, создание рефератов на литературные и общекультурные темы.
4.Дальнейшее развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
5.Готовность практически использовать приобретенные знания по иностранному языку.
6.Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
7.Объективное определение своего вклада в общий результат,строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
8.Развитие навыков взаимодействия с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.
Основное содержание оценки строится вокруг умения учиться и проводится в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.). Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основных образовательных программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
(СЛАЙД)Методами оценочной деятельности являются наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).
(СЛАЙД)Формы оценки:
индивидуальные, групповые, фронтальные;
устный и письменный опрос;
(СЛАЙД)Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.
(СЛАЙД)На основе программы формирования УУД в МАОУ СОШ №22 составлена программа мониторингасформированности УУД.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на уровнях образования.
Программа представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на уровнях начального и основного общего образования.По программе мониторинга оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года). Во 2 – 6 классах диагностика УУД проводится один раз, в конце учебного года.
(СЛАЙД)Циклограмма мероприятий
№ УУД Характеристика УУД Инструментарий Методы Периодичность проведения
1 Стартовая диагностика Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД Комплекс диагностик Тестирование 1 раз в год
5 Регулятивные УУД Контроль Рисование по точкам
Корректурная проба тестирование 1 раз в год
6 Познавательные УУД Логические УУД Сравни картинки
Выделение существенных признаков
Логические закономерности
Исследование словесно-логического мышления тестирование 1 раз в год
7 Коммуниникативные УУД «Рукавички»
«Левая и правая сторона»
«Узор под диктовку»
«Совместная сортировка»
«Дорога к дому»
«Кто прав?» Тестирование
Беседа
Тестирование
Тестирование
тестирование
беседа 1 раз в год
Программа содержит технологические карты формирования различных видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных), которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий.(СЛАЙД - показ карт)
В технологических картах указаны УУД, нормативные показатели универсальных действий, в каждом уровне присутствуют рекомендации по коррекции универсальных действий.
Опираясь на технологическую карту формирования УУД, учитель проводит диагностику каждого обучающегося и заполняет индивидуальную карту сформированности УУД.
На основе данных индивидуальной карты учитель составляет сводную карту сформированности УУД всего класса.(СЛАЙД - показ карт).
№ ФИ обучающегося Личностные Регулятивные Познавательные КоммуникативныеМотивация Нравств. представл. 1 Кирилл А. IIуроввысокий средний высокий средний
2 Виктор Б. IIIуровсредний низкий низкий высокий
3 Иван Б. IIIуровсредний низкий низкий средний
4 Анастасия Б. Iуроввысокий высокий средний высокий
5 Яна Г. IIIуровсредний низкий низкий высокий
6 Карина Г. IIIуровсредний низкий низкий средний
7 Анна Д. Iуроввысокий высокий высокий высокий
8 Александр К. Iуроввысокий средний средний высокий
9 Софья К. IVуроввысокий средний средний средний
10 Екатерина К. IIIуровсредний высокий высокий высокий
11 Арсений К. IIуровсредний средний средний высокий
12 Данил М. IIIуровсредний средний низкий средний
13 Кристина Н. Iуроввысокий высокий средний высокий
14 Кристина О. Iуроввысокий средний средний высокий
15 Юлия О. Iуроввысокий высокий высокий высокий
16 Анастасия О. IVуроввысокий высокий средний средний
17 Елизавета Р. IIIуровсредний высокий высокий высокий
18 Алина С. IIуровсредний высокий средний высокий
19 Алексей С. Iуроввысокий высокий высокий высокий
20 Никита С. IIIуровсредний низкий низкий высокий
21 Никита Ст. IIуроввысокий низкий высокий средний
22 Екатерина Ф. Iуроввысокий высокий средний высокий
23 Анна Ф. Iуроввысокий высокий средний высокий
24 Денис Х. Iуроввысокий средний высокий высокий
25 Ярослав Х. IVуроввысокий средний средний средний
26 Елена Я. IIуровсредний высокий средний высокий
Из таблицы видны продвижения отдельных обучающихся, также она дает возможность построить индивидуальную работу с некоторыми детьми по развитию конкретных УУД.
В результате проведенного мониторинга в 4-х классах мы можем наглядно продемонстрировать динамику формирования УУД в школе на уровне начального общего образования.
Динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах:
(СЛАЙДЫ) Личностные УУД

Мотивация

Нравственные представления

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД
По диаграммам видно, что в течение трех лет по результатам замеров прослеживается положительная динамика формирования всех видов УУД, что свидетельствует о том, что организация образовательной деятельности способствует развитию УУД у обучающихся. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.
Некоторое отставание можно заметить в формировании регулятивных УУД. Это объясняется тем, что дети действительно затрудняются в постановке задач, планировании своей деятельности и т.п. Формирование таких умений – длительный процесс.
Отрадно наблюдать, что коммуникативные УУД достаточно хорошо сформированы, преобладает высокий уровень при согласовании действий в сотрудничестве и построении монологического высказывания. В целом положительная динамика есть за весь период проведения мониторинга, что убеждает нас в том, что мы на верном пути.
Формы и способы оценивания метапредметных результатов в основной школе
Текущий контроль
1. Учебные исследования.
2. Учебные проекты.
3. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Промежуточный
1. Комплексные работы на межпредметной основе.
2. Тематические работы по всем предметам
Итоговый
1. Комплексные работы на межпредметной основе, направленные на сформированностьметапредметных УУД при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом.
2. Защита итогового индивидуального проекта.
Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП.
(СЛАЙД)Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать:
свои достижения в самостоятельном освоении содержания иметодов избранных областей знаний и/или видов деятельности;
способность проектировать и осуществлять целесообразную результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
В основу метода проектов положена идея о направленности деятельности школьника на результат.
К основным направлениям проектной деятельности следует отнести (по результату):(СЛАЙД)
проекты, нацеленные на разработку и создание изделий (в т.ч. инженерные);
проекты, нацеленные на создание информационной продукции;
проекты, нацеленные на проведение мероприятий (в т.ч.проведение игры, игровые проекты);
проекты, нацеленные на решение проблем,проекты, нацеленные на самостоятельное обучение (учебные проекты);
исследовательские проекты;
социальные проекты.
Оценивание проекта
Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый Повышенный
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы.
Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.
Регулятивные действия Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии.
Некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.
Коммуникативные
действия Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.
В нашей школе обучающиеся под руководством учителей - предметников активно принимают участие в разработках учебных проектов, которые обучающиеся представляют на различных конкурсах, конференциях, семинарах, школьного, муниципального, регионального, федерального, международного уровня.
(СЛАЙД) Итоги участия в конкурсах.

(СЛАЙД) Довлатова И. В., Кауменова Е. Д., Синельникова В. И., Десятниченко В. И., Шевелева Е. А.,Васина Т. П., Мушенкова Г. К. на уроках отмечают успехи ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.
Гладилина С. Г., Козырев А. В., Куницына Е. Л. показывают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения обучающимся.
Федукина О. В., Орлова О. М., Видманкина Н. А., Тарасова Н. В. привлекают обучающихся к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
Чуйкина Е. Н., Кудакова Л. В.. Шишкина А. В. обучают школьников приемам работы в группах, показывают, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогают им решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.
Орлова О. М., Десятниченко О. М., Зеркальная М. Е. на уроке уделяют большое внимание самопроверке школьников, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания.
Волкова Л. В., Гуркина В. А., Ягудина Я. М., Битюкова С. К., Лукьянова С. В. оценивают не только сами, но и позволяют обучающимся участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания.
Антипина С. В., Мезина М. Б., Васина Т. П., Видманкина Н. А., Мушенкова Г. К., Шишкина А. В., Шевелева Е. А., Тарасова Н. В., Мерзлякова Л. А. учат обучающихся тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учат пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.
Плеханова А. А., Дубова О. О, Битюкова С. К., Ягудина Я. М.. обращают внимание на развитие памяти и логических операций мышления обучающихся.
Волгина Т. С., Захарова С. Ю., Этина О. В., Самарин Б. А. обращают внимание на общие способы действий в той или иной ситуации, показывают, как распределять роли и обязанности, работая в команде.
Чуйкина Е. Н., Федукина О. В., Каширина Т. Н, Мушенкова Г. К., Видманкина Н. А., Васина Т. П., Шишкина А. В., Лукьянова С. В., Битюкова С. К. используют проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности, дают детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Куницына Е. Л., Вязникова Т. А., Шевелева Е. А, Ягудина Я. М., Тарасова Н. В. находят способы увлечь детей знаниями к своему предмету.
Мушенкова Г. К., Антипина С. В., Нестеркина Ю. А., Мезина М. Б. включают детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
Волкова Л. В., Васина Т. П., Видманкина Н. А., Шевелева Е. А. всегда дают шанс исправить ошибку, показывают, что ошибка – это нормально. Шишкина А. В. помогает обучающимся найти себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Мушенкова Г. К., Десятниченко В. И., Довлатова И. В., Ягудина Я. М. учат школьников ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
Кудакова Л. В., Кауменова Е. Д., Мерзлякова Л. А. учат разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием программы внеурочной деятельности «После уроков» разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся. Слово Галиевой Ю.Н.РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА.