Статья по теме ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО


Е.Н. Даниленко, учитель математики
Алтайский край, с.Хабары,
МБОУ «Хабарская СОШ № 2»
E-mail: delena1975@yandex.ruОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
«Чтобы переваривать знания,
надо поглощать их с аппетитом»
(Франс А.)
С сентября 2014 года наша школа, являясь пилотной по внедрению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, начала работать по новым стандартам в 5-х классах, поэтому возникла необходимость создавать систему оценки образовательных результатов по математике в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Согласно которым, система оценки образовательных достижений школьников является одним из инструментов реализации стандарта и привязывается к планируемым результатам деятельности освоения основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки создаётся для повышения качества образования, что предполагает вовлечённость в процесс оценивания не только педагогов, но и учащихся. Система оценки, основанная на комплексном подходе к оцениванию, должна охватывать оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Для текущего оценивания в своей практике использую такие методы, как наблюдение, оценивание процесса выполнения задания, выбор ответа, краткий ответ, открытый ответ и др., а чтобы соотнести запланированные результаты с полученными, использую следующие инструменты оценивания: критериальное описание, сравнение с эталоном, «вопросники», памятки, линейки достижения. Необходимо отметить, что если учитель целенаправленно, в системе использует оценивание, то многие ребята уже через полгода свободно могут сами разрабатывать критерии для оценивания, например, математических диктантов, презентаций (критерии всегда объявляются до выполнения задания). С удовольствием составляют памятки для работы в группе (см. приложение 1).
Для повышения мотивации школьников, для выявления «проблемных точек», для составления индивидуальных маршрутов обучения на уроках, при выполнении домашнего задания, при выполнении диагностических работ использую самоанализ, самооценку и взаимооценку. Ребята учатся анализировать, аргументировать свою точку зрения, планировать свою дальнейшую деятельность. Результаты оценки учащиеся заносят в лист контроля (самооценки) (см. таблицу 1).
В своей практике использую накопительную оценку, оценивание проводится на протяжении нескольких уроков (2-3-х), а затем выводится среднее арифметическое и отметка выставляется в классный журнал (см. таблицу 2).
При оценивании учитель чаще всего выступает в роли консультанта, помощника (кроме проверочных, контрольных работ). Учитель всегда должен использовать словесную оценку деятельности учащихся.
Для получения независимой оценки предметных знания использую Интернет-ресурсы: сайт «ЕГЭ по математике, подготовка к тестированию по математике», http://uztest.ru и «Сервис проверки знаний учащихся по математике», http://www.diagtest.ru. Учащиеся с удовольствием выполняют предложенные им задания, а их родители имеют возможность проконтролировать процесс обучения.
В заключение следует отметить, чтобы иметь стабильные, хорошие результаты учащихся, учителю необходимо иметь желание, терпение, опыт, проявлять творчество.
Таблица 1
Лист самооценки
Фамилия _______________ Имя ___________ Класс ______
Умение № заданий из к/рУровень усвоения Возникшие трудности
Умею Решаю с трудом Не умею Выполнять арифметические действия с натуральными числами А1Сравнивать натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби А4, А5 Выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями и смешанных чисел А2, В4 Решать текстовые задачи арифметическим способом А8 Выполнять арифметические действия с десятичными дробями А3, В2, В3 Решать простейшие уравнения В1Находить значения буквенных выражений А7, В3 Решать задачи на проценты А6, В5, С1 Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения С2Таблица 2
Лист контроля
Класс: ФИ:
Блиц-опрос Верно ли? Домашнее задание Работа в парах Самостоятельная работа Проверочная работа Итог
Приложение 1
Памятка. Как работать на уроке в паре.
Внимательно прочитайте задание.
Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну.
Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить, но не злоупотребляй этим.
Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил.
Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу.
Библиографический список
Дюмина, Т.Ю. Математика. 5 класс. Диагностика уровней сформированности предметных умений и УУД / Т.Ю. Дюмина. – Волгоград: Учитель, 2015. – 133 с.
Кузнецова, Л.В., Минаева, С.С., Рослова. Л.О., Седова, Е.А., Суворова, С.Б. Планируемые результаты. Система заданий. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы / [Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013.–176 с.
Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. -174 с.