Статья на тему Эссе как эффективный инструмент оценивания результатов учебной деятельности студента техникума (колледжа). Примеры эссе на экономические темы


Эссе как эффективный инструмент оценивания результатов учебной деятельности студента.
В настоящее время учебные заведения СПО  призваны формировать свободную, развитую и образованную  личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях  постоянно меняющегося мира. В таких образовательных условиях, подкреплённым бурным расширением информационного пространства, весьма эффективным является использование преподавателем технологии развития критического мышления (ТРКМ),
             Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности  за собственные решения.   
При рассмотрении специфики ТРКМ нельзя не вспомнить слова А.Тофлера: «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться». Т.е. в работе с текстом мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, гораздо важнее – качественно обрабатывать в своём сознании прочитанное. ТРКМ делает акцент именно на эффективной обработке информации, преимущественно текстовой.
Среди многочисленных методик, составляющих ТРКМ, хотелось бы отметить такую актуальную форму  осмысления прочитанного как эссе.
Эссе  (Франц. «Essai”, англ. “essay” или  “assay” – опыт, очерк, от латинского «exagium» – взвешивание) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной или социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса.
Классиком-основателем опытов с   эссе считается М.Монтень («Опыты», 1580г.).
Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма и сам термин становятся все более и более популярными  в последнее время.
Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Собственно, теме создания эссе посвящены многие научные и научно-популярные трактаты. Здесь же хотелось бы отметить, что разнообразие форм эссе определяется  тремя основными факторами:
- временем, которое на него тратится;
- умением  строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);
- художественным даром автора, выразительностью речи, богатством  привлекаемого культурного контекста и т.д.
Если создание эссе – замечательное задание для обучающегося, направленное на лучшее понимание текста, то для преподавателя эссе  превращается в один из самых значительных инструментов оценивания результатов учебной деятельности.
Для написания эссе можно предложить и 5 и 10 минут, подготовке эссе можно посвятить и гораздо больше времени – в случае, если обучающийся длительное время обрабатывает достаточно большой объём сложной информации ( например, в ходе разработки проекта, подготовки к конкурсу, написания реферата и т.п.). В данном случае эссе является результатом исследовательской деятельности, который демонстрирует степень освоения изученного материала, уровень его проработки, а также умение обучающегося высказывать свою точку зрения на проблему и отстаивать её.
Примером успешного использования данной методики является участие студентов ГБ ПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий» в I Всероссийском конкурсе эссе «Точка роста», организованном в 2015-2016г.г. Федеральной антимонопольной службой России. 11 студентов группы 2БУ специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» в течение нескольких месяцев детально изучали специфику работы ФАС России, а также вопросы, связанные с регулированием конкуренции на макроэкономическом уровне. Студентами осуществлялась исследовательская работа, направленная на изучение особенностей конкурентных политик предприятий, организаций, функционирующих на территории Воронежской области. В результате обработки собранной информации ребята написали эссе, которые и отправили на конкурс. Два студента – Богомазова Наташа и Васильев Илья – заняли в конкурсе 2 место, за что были награждены возможностью пройти практику-стажировку в Воронежском УФАС, а именно – в отделе контроля рекламы и недобросовестной конкуренции. Что дала эта практика студентам? Хотя она не связана непосредственно со спецификой их будущей профессии, нельзя переоценить значимость приобретённого опыта, который проявился в:
1) повышении уровня самооценки (что немало важно в успешной профессиональной деятельности);
2) расширении спектра знаний ( и как выяснилось, не только экономических, но и правовых);
3) знакомстве с новыми людьми, являющимися высококвалифицированными специалистами ( не забываем о нетворкинге!);
4) возможности «проникновения» в те сферы экономической деятельности, которые ранее были нам знакомы лишь поверхностно;
5) мотивации дальнейшего саморазвития, без которого невозможна успешная профессиональная деятельность;
6) и … массе новых впечатлений!
Далее предлагаю ознакомиться с содержанием эссе студентов-победителей Всероссийского конкурса «Точка роста».
Эссе студента ГБ ПОУ ВО «БТПИТ» Васильева Ильи
Конкуренция как драйвер экономического роста.
21 век… Век прогресса, век высоких технологий… «Море» самых разных предприятий… «Океан» товаров, переполняющих прилавки магазинов…
В прошлом году, на каникулах, решил на всё лето уехать в деревню в гости , перед отъездом зашёл в супермаркет «Седьмое небо», что недалеко от дома – купить кое-что в дорогу, и – в путь! Отлично отдохнул (Рыбалка! Речка!), а когда вернулся – нет «Седьмого неба»… На его месте «Пятёрочка» , и не так далеко – снова «Пятёрочка», но поменьше, и тоже вновь открывшаяся… И на фоне этих событий возникли вопросы: что с «Небом» - «съел» конкурент? И ещё: это ж сколько товаров выпускают наши ( и не наши тоже) производители, что магазины растут как грибы после дождя?!
По-моему, главным ответом на все эти вопросы является конкуренция… Борьба магазинов за место «под солнцем»… Стремление производителей сделать «больше и лучше»… Соперничество…
Да что там говорить: конкуренция – везде и во всём, куда не посмотри, чего не коснись. Каждый человек в чём-то стремится быть первым ( сестра выбирает платье к выпускному и переживает, вдруг одноклассницы купят такое же или лучше), а в мире животных так вообще – выживает сильнейший!
Я считаю, что без конкуренции не было бы никакого развития вообще, причём не только в экономической сфере, но и в любой другой: личностной, профессиональной, политической. Стоп! Как бы не отклониться от темы… Конкуренция – драйвер экономического роста… Экономический рост, в первую очередь, проявляется в увеличении объёмов ВВП и, несомненно, в улучшении качества жизни людей за счёт приобретения более качественных товаров ( есть на что покупать: увеличение объёмов производства ведёт к росту заработной платы, к появлению новых рабочих мест).
Как конкуренция заставляет производителей выпускать более качественные и новые товары? Моё мнение: при рыночной экономике главной целью любого производителя является получение прибыли, а прибыль, как это водится, является следствием продаж. Разработки новых видов продукции различные фирмы ведут как раз для того, чтобы люди продолжали покупать их продукцию. Именно необходимость постоянно продавать ведёт к стремлению обновлять ассортимент, придумывая что-то кардинально новое (ну а как же иначе – ведь им хочется прибыли, да побольше!). Конечно, придётся позаботиться о том, чтобы потребитель узнал о новинке и захотел её купить, а потом «вошёл во вкус» и купил ещё и ещё. Такая «забота» - недешёвое удовольствие ,которое зовётся рекламой, но оно того стоит! (по мнению Мартти Ларни, «… реклама – это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали» ). Но другие производители тоже не спят – увидели, «заценили», и – вперёд, к новым открытиям. В результате на рынках, в добавок к старым товарам, в которых всегда нуждался и будет нуждаться потребитель (продукты питания, одежда, обувь и т.д.), появляются абсолютно новые , о которых потребитель и не догадывался. Вот и рост ВВП. Вот и улучшение качества жизни. А всё из-за конкуренции! В ней главная причина!
А что заставляет предприятия постоянно улучшать то, что и так уже хорошо?
Опять-таки, именно конкуренция с другими компаниями. Если компания остановится в развитии или немного замедлит этот процесс, то это может стать роковой ошибкой, так как то , над чем они еще только работают, уже могут освоить конкуренты.
Да что далеко ходить! Вот наглядный пример – прямо перед моими глазами: печатаю сейчас этот текст эссе, а передо мной на столе лежит мой смартфон. Samsung. Попытаюсь доказать, что именно конкуренция является драйвером роста, на примере Samsung и, допустим, Apple. Та-а-к… Открываем Яндекс… (А, может, Googl? Иногда в Googl не нахожу того, что мне нужно, тогда пользуюсь Яндекс. А иногда – наоборот. Мне кажется, эти поисковые системы одинаковы по эффективности, но они-то пытаются доказать, что каждая из них лучшая… Что тут скажешь – конкуренция!
Пусть доказывают – мне от этого только лучше. Получается, что качество моей жизни становится выше – оно же зависит от качества информационного пространства! О! Выходит, я только что опять доказал, что конкуренция – драйвер экономического роста!) Итак, читаю: «…лидерство на рынке продаж данных устройств с уверенностью удерживают две компании: Apple и Самсунг. В сумме общая доля рынка этих компаний на глобальном рынке смартфонов из года в год составляет около 50 %. В 2013 г. доля компании Apple составила 15 % (самое низкое значение за последние 3 года), а Самсунг – 31 %. …Во втором квартале 2013 г.  Samsung прервал четырехлетнее лидерство Apple как самого прибыльного производителя мобильных устройств, благодаря высокому спросу на Galaxy S4 ...» А далее нахожу информацию о том, что в определённые периоды времени Apple снова лидирует, а потом – наоборот… И что же мы имеем на 2016 год? Обе компании представили свои лучшие продукты, в которых есть все, что необходимо конечному потребителю т.е. нам. Эти компании осуществили наши мечты. Раньше нам казалось фантастикой открытие двери, сейфа с помощью сканера отпечатка пальца, а в 2013 году компания Apple сделала это реальностью – мы можем разблокировать телефон одним прикосновением пальца. Samsung предлагает нам сейчас усовершенствованную модель - Galaxy S7, в которой «…экран будет увеличен, процессор Snapdragon Qualcomm 810 станет еще быстрее и мощнее, а 5 Гб оперативной памяти обеспечат оптимальную работу самых энергозатратных приложений. В списке мультимедийных функций Galaxy S7 - рекордные 30 Мп основной камеры и 10 Мп фронтальной камеры. Режимы 3D-съемки, стабилизации изображения и улучшения качества снимков помогут создавать идеальный фото- и видеоконтент».
Получается, что эти два гиганта, постоянно конкурируя между собой, «подталкивают» друг друга, заставляют развиваться и двигаться вперёд.
Инструментами их конкурентной борьбы являются, в первую очередь, эффективный менеджмент качества, а также действенная рекламная политика.
Подобных примеров можно приводить сотни... Вот и в моём родном регионе – Воронежской области – есть много предприятий, конкурирующих друг с другом и с подобными предприятиями других областей. И такая конкуренция даёт нам, потребителям, возможность широкого выбора товаров, обладающих высоким качеством. Например, Воронежский молочный комбинат «Вкуснотеево». О нём я знаю не понаслышке – мама покупает «молочку» только лишь от этого производителя, потому что это действительно вкусно и, главное, экологически чисто.
На сайте комбината его история представлена в картинках с надписями: возник в 1969 году, устоял в «лихие 90-е», 1993 – сотрудничество со шведской фирмой «Tetra Pak», 1999 – сотрудничество со шведской компаний (работа на шведском оборудовании), 2000 – создание бренда «Вкуснотеево», 2001- запуск французской линии по розливу молока в пластиковые бутылки , с 2005 по 2010 годы в состав комбината вошло 4 предприятия –ОАО «Маслодел» ( г.Маркс Саратовской обл.), сыркомбинат «Тихорецкий» (Краснодарский край), молочный завод в г.Ульяновске, Калачеевский сыродельный завод (Воронежская обл.), период 2012-2014 годы – создание совместного предприятия по производству сыров с датско-шведской компанией.
История комбината помогла мне сделать важные выводы.
Конкуренция – это не схватка с целью уничтожить. Здоровая конкуренция должна основываться на сотрудничестве и на взаимной поддержке. Если бы в своё время «Вкуснотеево» не наладило отношения со шведской компанией, которая дала возможность обновить производство прогрессивной зарубежной техникой, то, скорее всего , комбинат исчез бы с рынка, как сотни других подобных.
Да, рынок жесток: он вытесняет слабых. А банкротство – вещь неприятная как для экономики страны в целом, так и для людей, которые теряют рабочие места… Тот факт, что в состав «Вкуснотеево» вошло несколько таких слабых предприятий, говорит о том, что их производство – пусть «вялотекущее», неэффективное, сохранилось. Сохранилось оборудование, а главное, люди не остались без работы. Взяв «под крыло» умирающие предприятия, более успешная компания сделала их жизнеспособными ,а свои позиции укрепила, расширив производственные возможности и рынки сбыта.
И не могу не отметить, что очень здорово, что «Вкуснотеево» придерживается стратегии, направленной на возрождение села – в 2014 году начал функционирование сыродельный завод в посёлке Пригородном Калачеевского района Воронежской области.
Выходит, что только конкуренция, основанная на сотрудничестве, на заботе о потребителях, на стремлении решать социальные проблемы общества, конкуренция, предполагающая высокую степень ответственности предприятий перед партнёрами, клиентами, является драйвером экономического развития. И политика «Вкуснотеево» - наглядный тому пример.
При этом очень важно, чтобы сильные предприятия, осуществляющие успешные конкурентные стратегии, разрастаясь, не заполоняли большую часть рынка, ведь тогда конкуренция ослабеет: появление монополий для неё губительно.
Мне кажется, что даже если все производители осознают значимость существования такой , я бы сказал, цивилизованной, правильной конкуренции, у них никогда не получится договориться между собой по вопросам разделения рынка, цен и других составляющих соперничества – невозможно «составить» такое соглашение, которое устраивало бы всех, тем более, мотивы конкуренции настолько сильны, что обязательно будут появляться предприятия, пытающиеся обойти такое соглашение. Этим фактом вызвана необходимость государственного регулирования конкуренции. Хотя вижу некоторое противоречие в данном вопросе: история государственного вмешательства в экономическую жизнь показывает, что часто государство мешает продавцам предлагать покупателям более выгодные условия , таким образом, государство ограничивает конкурентов, а значит, и ограничивает конкуренцию. Замкнутый круг? Думаю, нет. Просто необходимо уточнение: государство сохраняет конкуренцию , предотвращая действия «хищнические» и подрывающие состояние экономики в целом. Например, в моём рассказе о Воронежском комбинате я акцентировал внимание на том, что сотрудничество его с иностранными фирмами пошло на благо. Но а если процесс вложений зарубежных фирм в российскую экономику не регулировать ( а как раз государство этим занимается : одним из направлений деятельности ФАС России является контроль за иностранными инвестициями), то может произойти значительный отток капитала за рубеж, что ослабит экономический фундамент страны. Или вот ещё важный момент: государство регулирует образование монополий – иначе процесс монополизации осуществлялся бы стихийно, что повлекло бы за собой сбой в функционировании рыночного механизма. Во избежание таких катастрофических ситуаций, Федеральная антимонопольная служба России вот уже 25 лет осуществляет свою деятельность под девизом «Законность. Равенство. Справедливость» .А значит, двигателем экономического роста страны, действительно, является конкуренция, но только лишь при условии открытости, соблюдения интересов, а также взаимном сотрудничестве трёх главных составляющих жизни общества: государства, производителей и потребителей. Это первый важный вывод, к которому я пришёл, рассуждая о роли конкуренции в экономическом развитии страны.
Я постараюсь «свить» ещё одну, на мой взгляд, очень важную цепочку размышлений относительно вопроса конкуренции и её созидательного характера.
В октябре 2015 года с экранов телевизоров Первым каналом до нас было донесено интервью Президента РФ Владимира Владимировича Путина, в котором он подчеркнул, что «… российский военно-промышленный комплекс является драйвером экономического роста. Вооружения — это высокие технологии, и задачи, которые Россия решает в этой сфере, побуждают страну к развитию науки, а это в конечном счёте позитивно влияет на экономику». Фраза В.В.Путина – «…драйвер экономического роста» - не могла не привлечь моего внимания, поскольку созвучна теме моего эссе, а несколько поразмыслив, я понял – вот она, формула эффективно развивающейся экономики: укрепление оборонного потенциала страны – высокие технологии –научный прогресс– модернизация отечественных производственных мощностей – развитие перерабатывающего комплекса – подъём производства. И все эти звенья имеют общий фундамент – конкуренцию в её здравом, цивилизованном проявлении. От того, насколько надёжен и крепок он будет , зависит экономический рост страны. Если общими усилиями мы будем поддерживать этот фундамент, то, я уверен, наша великая Россия, моя любимая страна, всегда будет самой лучшей, а это значит – вне конкуренции!
Эссе студентки ГБ ПОУ ВО «БТПИТ» Богомазовой Натальи
Конкуренция как драйвер экономического роста.
«Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга». Слова Эвина Кэннона подтолкнули меня начать свои размышления с сопоставления понятий «война» и «конкуренция». Одни из целей войны – собственное выживание или уничтожение противника. Конкуренция же - это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности. Следовательно, конкуренция не имеет ничего общего с войной, а значит, её надо поддерживать, так как она несёт в себе развивающие, прогрессивные начала. В целях разграничения «воинственных» и «развивающих» принципов в конкурентной борьбе осуществляет свою деятельность Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), ведь, к сожалению, не все и не всегда реализуют принцип здорового соперничества - иногда конкурирующие стороны разворачивают настоящую битву, забывая о назначении конкуренции – содействие экономическому развитию и улучшению условий жизни в обществе.
Сейчас я докажу, что конкуренция способствует экономическому росту, а затем постараюсь выяснить, какой должны быть конкуренция, чтобы она действительно несла в себе конструктивные начала.
Экономический рост является главной составляющей траектории развития общества, именно он определяет направление движения общества, которое может носить прогрессивный, регрессивный или инерционный характер. На мой взгляд, все факторы, влияющие на экономический рост можно объединить в следующие группы.
1)Трудовые ресурсы, а именно образованность и профессиональная подготовка кадров. От качества трудовых ресурсов зависит производительность труда.
2)Наличие основного капитала. От уровня фондовооружённости и степени прогрессивности техники также зависит производительность труда.
Конкурентная борьба нацелена на «добычу» конкурентных преимуществ, главными из которых являются объёмы производства, качество продукции и цена ( при условии востребованности товара и его актуальности). Качественный продукт возможно произвести только на высокотехнологичном оборудовании, из качественного сырья и под контролем либо при непосредственном участии квалифицированных работников. Наращиванию объёмов производства также способствует технологический фактор. Таким образом, конкуренция подталкивает производителя совершенствоваться в техническом и кадровом аспектах. Производитель, в свою очередь, либо сам начинает заниматься инновационной деятельностью, при этом обновляя производственные мощности и повышая уровень образования своих сотрудников, либо пользуется уже имеющимися научно-техническими разработками, активно внедряя их в производство. НТП в этом случае ускоряется. И в целом в стране наблюдается экономический рост.
Таким образом, конкуренция является драйвером экономического роста. Но не любая конкуренция, а только правильно выстроенная. У меня существует своё мнение относительно «правильной» конкуренции.
Так получилось, что мне приходится совмещать учёбу и работу: я подрабатываю в небольшом кафе «У реки» в нашем городе Борисоглебске. Так вот знаете, что хозяин этого кафе говорит о конкуренции ( я с ним беседовала на данную тему)? «… а для меня конкуренции не существует. Не знаю я, что это такое, и не думаю о ней. Я люблю своё дело, обожаю вкусно готовить – спокойно и с удовольствием этим занимаюсь… Я могу кормить своих клиентов «в долг», понимая, что финансовая ситуация не может быть всегда благополучной. Я не гонюсь за высокими ценами, потому что понимаю, что вкусное и полезное должно быть доступно всем…» Интересный подход, не правда ли? Мне кажется, что, сам того не осознавая, хозяин кафе реализует свою индивидуальную конкурентную стратегию: невысокий уровень цен, оригинальное, вкусное меню, лояльность к клиенту. Не знаю, каких результатов он достигнет в будущем при таком подходе, но вот уже полгода уютное местечко «У реки» ежедневно становится местом отдыха, пусть немногих, но постоянных посетителей. А в последнее время я стала всё чаще видеть там новые лица...
Я считаю, что конкуренция должна основываться на гуманных принципах, на заботе о потребителе. Хотя главной экономической целью является получение прибыли, на мой взгляд, первостепенным должен быть человеческий фактор.
Также я провела ещё одно небольшое исследование методом интервьюирования, обратившись с вопросами о конкуренции к торговому работнику магазина «Конфетный рай», что неподалёку от нашего техникума. На просьбу назвать своих основных конкурентов продавец ответила, что их нет… «Мы работаем уже довольно долго и за это время у нас уже появилась своя клиентская база, которая с удовольствием посещает наш магазин. Есть магазины, у которых цены и меньше, и больше, в ассортименте только лишь брендовые марки, но мы работаем по своим ценам и формируем свой ассортимент, не равняясь ни на кого». Я позволю себе привести ещё несколько дословных ответов на мои вопросы, так как они очевидно подтверждают мою точку зрения на то, какой должна быть конкуренция.
Вопрос Ответ
1. Считаете ли вы расположение вашего магазина удачным? Да. Мы находимся в центре города, рядом расположены учебные заведения, администрация и большое количество магазинов и большинство этих людей заходят к нам.
2.Имеется ли в вашем ассортименте импортная продукция? Нет, наш директор заключает договоры на закупку только с отечественными фабриками, ведь их так много. И им хорошо и людям вкусно!
3. Есть ли какие-нибудь особенности у вашего магазина, которые делают его более предпочтительным по сравнению с конкурентами? Да, есть. У нас в наличии имеется диабетическая продукция, а еще прекрасная Тамбовская выпечка, которая радует как гостей нашего города, так и его жителей. Также у нас имеется такая услуга как заказ продукции. И главное, у нас очень разнообразный ассортимент – мы сотрудничаем со многими фабриками, о продукции которых мало известно, а ведь она ничуть не хуже раскрученных брендовых товарных марок. У нас удобное расположение полок с товаром – рука так и тянется набросать в пакетик всяких разных конфеток по чуть-чуть.
4. Каков у вас уровень цен? У нас цены самые различные. Начиная от очень низких, например, на карамель, и заканчивая довольно высокими – на конфеты из настоящего шоколада, например, с фундуком либо с черносливом.
5. Большая ли у вас сеть магазинов? Можно сказать, что да. Наши магазина разбросаны по всей Воронежской области. И количество магазинов в одном городе может достигать даже 5-ти.
6. Как часто обновляется ваш ассортимент? Довольно часто. Причём наш директор постоянно приобретает новые виды изделий, которые ранее нами не закупались, и покупатели приобретают их с радостью – им нравятся новинки!
Вот ведь здорово! Маленький уютный магазинчик с вкусным названием доставляет радость людям – абсолютно всем, независимо от уровня дохода, продвигает товары наших российских производителей, и при этом не боится серьёзных, сильных конкурентов, распространяющих конфетную продукцию брендовых марок, а ведь эти конкуренты, казалось бы, имеют неоспоримые преимущества, на создание которых ушли долгие годы и немало денег. Не поверите, но «Конфетный рай» не является клиентом рекламных агентств нашего города, не снабжает свой ареал рекламной информацией, не размещает POS-материалы в торговом зале. Парадокс? Думаю, нет. Просто любовь к тому, чем занимаешься, уверенность в своих силах и желание заботится о потребителях и доставлять им радость способны творить чудеса.
Ещё хотелось бы добавить, что эффективное соперничество возможно при условии гибкости и мобильности. Внешняя среда в современном мире настолько изменчива, что только то предприятие, которое может быстро реагировать на эти изменения и приспосабливаться к ним, сможет удержать свои позиции и развиваться в дальнейшем. И вот пример – всё то же кафе «У реки»… Сначала посетителями были только взрослые, и в основном мужчины. И вот однажды уже знакомый клиент заглянул перекусить с семьёй – с женой и ребёнком. Спустя несколько дней меню кафе изменилось: вот я уже вижу в нём молочный коктейль… А на витрине появился лимонад и аппетитные пирожные… И вот пример от «Конфетного рая»: однажды продавец услышал разговор двух покупательниц, которые забежали в магазин с тем, чтобы купить немного конфет и свежих печеньев и попить чаю на работе в обеденный перерыв. Из этого разговора стало понятно, чего не хватает на прилавках «Конфетного рая»: чая! Если приобрёл конфеты, то обязательно надо попить чайку!
Конечно, мнений относительно того, какой должна быть конкуренция – много. Кто-то считает, что нужно быть более жёстким, кто-то делает ставку на то, чтобы во что бы то ни стало обойти конкурента по всем возможным позициям… А мой взгляд близок к точке зрения американского писателя, бизнес-гуру, Тома Питерса: «Не надо участвовать в забеге с конкурентами. Надо ставить свой забег и бежать в одиночку».