Рабочая программа по технологии (ФГОС). 5 класс (мальчики)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Каменская основная общеобразовательная школа»
с.Каменка Поворинский район Воронежской области

Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол №______
от « » _______________ 2015 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
______________/Авдеева И.Ю./
« » сентября 2015 г. Утверждаю:
Директор МКОУ «Каменская ООШ»
_________________ /Хмырова М.А./
Приказ № от « » сентября 2015 г.
Рабочая программа учителя
Словина Александра Николаевича
I квалификационной категории
по технологии для учащихся 5 класса
Рабочая программа «Технология» составлена на основе Примерной государственной программы по технологии трудового обучения для общеобразовательных школ: «Технология». Авторы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Под редакцией В.Д. Симоненко. Издательство: М., «Вентана-Граф» 2012 г
2015 год
Пояснительная записка
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Рабочая программа «Технология» для 5 класса разработана на основе:
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
3.Учебный план МКОУ «Каменская ООШ» на 2015-2016 учебный год.
4. Программа «Технология» для учащихся 5-8 классов. Авторы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Под редакцией В.Д. Симоненко. Издательство: М., «Вентана-Граф» 2012 г.
Рабочей программе соответствует учебник «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) по программе В.Д.Симоненко для учащихся 5 классов. Авторы: В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Издательство М., «Вентана-Граф» 2013 год.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
1. «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - учебник по программе В.Д.Симоненко для учащихся 5 классов. Авторы: В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Издательство М., «Вентана-Граф» 2013 год.
2. Поурочное планирование по учебнику «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко. Волгоград. Издательство «Учитель» 2011 г.
Цель:
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачи:
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
Приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности;
Формировать эстетический вкус;
Прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;
Совершенствовать формы профориентации учащихся;
Развивать логическое мышление и творческие способности;
Научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроках.. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются: Беседа (диалог). Работа с книгой. Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению. Самостоятельная работа Работа по карточкам. Работа по плакатам. Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте. 
Учащиеся 5 класса:
должны знать/понимать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;
что такое текстовая и графическая информация;
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
принципы ухода за одеждой и обувью.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам;
обрезать штамповую поросль;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
набирать и редактировать текст;
создавать простые рисунки;
работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Результаты изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Рабочая программа «Технология» рассчитана на 35 учебных часов (для мальчиков, делимые классы).
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии».
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Результаты изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Содержание учебного курса
1. С/х труд (осенние работы) – 7ч
Пришкольный участок. Правила техники безопасности.
Сбор семян цветочных культур. Уборка и учет урожая.
Подготовка участка к осенней основной обработке почвы. Очистка почвы от растительных остатков.
Уборка участка от сухих листьев и веток.
Понятие «система обработки почвы». Основная обработка почвы.
2. Что такое творческий проект - 1ч
Творческий проект.
Этапы выполнения творческого проекта

3. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов - 6ч
Правила внутреннего распорядка, правила ТБ, правила ПБ в кабинете технологии. Древесина, свойства и области применения. Пиломатериалы, свойства и области применения. Пороки древесины. Профессии, связанные с производством древесины и древесных материалов и восстановлением лесных массивов.
Распознавание древесины и древесных материалов. Выявление природных пороков в материалах и заготовках.
Понятия «изделие» и «деталь». Технический рисунок, эскиз, чертеж. Линии и условные обозначения. Прямоугольное проецирование (на одну, две и три плоскости). Технологическая карта и ее назначение. Использование ЭВМ для подготовки графической документации.
Чтение и выполнение технических рисунков. Определение последовательности изготовления изделий.
Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов для изготовления изделий из древесины.
Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов
Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами
Организация рабочего места столяра. Соблюдение правил безопасности труда при использовании ручного инструмента и оборудования верстака. Уборка рабочего места.
Основные технологические операции ручной обработки древесины и древесных материалов, особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление; столярная и декоративная отделка деталей и изделий.
Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями. Защитная и декоративная отделка изделия.
4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов - 2ч
Выпиливание лобзиком.
Организация рабочего места.
Технология выжигания по дереву.
Правила безопасности.
5. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов - 9ч
Черные и цветные металлы. Виды, способы получения и обработки отливок из металла, проката. Виды, свойства и способы получения искусственных материалов. Профессии, связанные с добычей и производством металлов.
Распознавание видов металлов и искусственных материалов.
Особенности графических изображений деталей и изделий из различных материалов. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты, применяемые при работе с металлами и искусственными материалами.
Чтение технических рисунков, эскизов и чертежей деталей и изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов.
Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения. Основные технологические операции обработки металлов ручными инструментами, спецификация инструментов, особенности выполнения работ.
Организация рабочего места. Соблюдение правил безопасности труда. Уборка рабочего места.
Способы механической, химической и декоративной лакокрасочной защиты и отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.
Изготовление деталей по чертежу и технологической карте. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Защитная и декоративная отделка изделия.
Понятие о машинах и механизмах.
Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Приемы работы на сверлильном станке. Правила безопасности труда при работе на сверлильном станке.
Организация рабочего места для сверлильных работ. Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке. Уборка рабочего места.
6. Технологии домашнего хозяйства - 2ч
Интерьер жилого помещения. Способы ухода за напольными покрытиями, лакированной и мягкой мебелью. Технология ухода за кухней. Технологии ухода за одеждой.
Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью. Экологические аспекты применения современных химических препаратов в быту.
7. Исследовательская и созидательная деятельность - 2ч
Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с использованием ЭВМ.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).
Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием компьютера, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия.
Основные виды проектной документации.
Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление изделия, выполнение технологических операции по ручной обработке материалов. Правила безопасной работы.
Способы проведения презентации проектов.
Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
8. С/х труд (весенние работы) – 6ч
Пришкольный участок. Правила техники безопасности.
Уборка участка от сухих листьев и веток.
Весенняя обработка почвы, подготовка почвы к посадке. Обработка почвы под овощные растения: предпосевная и послепосевная (междурядная).
Способы выращивания овощных культур.
Посадка цветочных культур. Посадка овощных культур.
Уход за посевами: прополка, рыхление, полив.
Список методической литературы: 1. Программно-методические материалы: Технология.5-11 кл. / Сост. А. В. Марченко. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с. 2. А.Т.Тищенко, В. Д. Симоненко. «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - Учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков).– М.: «Вентана-Граф», 2013 г. – 189 с. 3. Пичугина Г.В. Компетентностный подход в технологическом образовании. «Школа и производство», 2006. - № 1. – С. 10-15. 6. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. «Технология». М., «Вентана-Граф» - 2012г., 144
Тематическое планирование
№ раздела Наименование раздела Всего часов Из них
Теория Практические работы
Раздел 1 С/х труд 7 - 7
Раздел 2 Что такое творческий проект 1 1 -
Раздел 3 Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 6 3 3
Раздел 4 Технологии художественно-прикладной обработки материалов 2 1 1
Раздел 5 Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов 9 5 4
Раздел 6 Технологии домашнего хозяйства 2 2 -
Раздел 7 Исследовательская и созидательная деятельность 2 - 2
Раздел 8 С/х труд 6 - 6
Итого: 35 12 23
Календарно-тематическое планирование по технологии в 5 классе
№ урока Дата Тема урока Формирование информационной компетентности Требования к уровню подготовки обучающихся Виды учебной деят-ти (на уровне УУД) Д/з
Предметные УУД Метапредметные УУД Личностные УУД С/х труд – 6ч
1 Инструктаж по т/б при работе с с/х инвентарём. Уборка участка от сухих листьев и веток. учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования
оценивание своей способности и готовности к труду умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; 2 Уборка овощных культур 3 Осенняя обработка почвы. 4 Сбор семян цветочных культур 5 Сбор семян цветочных культур 6 Уборка участка от сухих листьев и веток. Уборка участка от сухих листьев и веток. Что такое творческий проект - 1ч
Вводный инструктаж по технике безопасности. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования. Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Формирование целостного мировоззрения
Программное обучение, рассказ, беседа
§1,2
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов - 6ч
5 Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы
Графическое изображение деталей и изделий Учебно-познавательная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного совершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Самостоятельное определение цели своего обучения.
Формирование целостного мировоззрения
Программное обучение, рассказ, беседа
§3,4
9 Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
Последовательность изготовления деталей из древесины учебно-познавательная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Овладение элементами организации умственного и физического труда. Программное обучение, рассказ, беседа §5,6
11 Разметка заготовок из древесины.
учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей.
Программное обучение, рассказ, беседа §7
15 Пиление заготовок из древесины.
Строгание заготовок из древесины. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Самостоятельное определение цели своего обучения. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию
Проявление познавательной активности. Программное обучение, рассказ, беседа §8,9
19 Сверление отверстий в деталях из древесины.
Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, саморезов.
учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Самостоятельное определение цели своего обучения. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию Программное обучение, рассказ, беседа §10,11
21 Соединение деталей из древесины клеем. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Проявление познавательной активности. Программное обучение, рассказ, беседа §13
Технологии художественно – прикладной обработки материалов - 2ч
24 Зачистка изделий из древесины.
Отделка изделий из древесины. учебно-познаватель-ная,информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Самостоятельное определение цели своего обучения. Формирование целостного мировоззрения Программное обучение, рассказ, беседа.
Выполнять работы ручным инструментом. Соблюдать правила безопасного труда. §14,15
27 Выпиливание лобзиком.
Выжигание по дереву. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Проявление познавательной активности. Программное обучение, рассказ, беседа §16,17
Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов - 10ч
35 Понятие о машине и механизме.
Тонколистовой металл и проволока. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Формирование целостного мировоззрения Программное обучение, рассказ, беседа §18,19
39 Рабочее место для ручной обработки металлов. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Проявление познавательной активности. Программное обучение, рассказ, беседа §20,21
41 Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию Программное обучение, рассказ, беседа §22
44 Правка и разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки.
учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Самостоятельное определение цели своего обучения. Формирование целостного мировоззрения. Программное обучение, рассказ, беседа §23,24
46 Резание и зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Самооценка умственных и физических способностей. Программное обучение, рассказ, беседа §25,26
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. Программное обучение, рассказ, беседа §27
51 Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов.
Устройство настольного сверлильного станка. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом Организация учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками. Проявление познавательной активности. Программное обучение, рассказ, беседа §28,29
53 Сборка изделий из тонколистового металла и проволоки, искусственных материалов. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Проявление познавательной активности Программное обучение, рассказ, беседа §30
55 Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. Программное обучение, рассказ, беседа §31
«Технологии домашнего хозяйства» - 2ч
63 Интерьер жилого помещения.
Эстетика и экология жилища учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности. Проявление познавательной активности.
Формирование способности к саморазвитию и самообразованию. Программное обучение, рассказ, беседа
§32,33
65 Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью учебно-познаватель-ная информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Оценивание своей способности к труду. Осознание ответственности за качество результатов труда. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Проявление познавательной активности Программное обучение, рассказ. Находить информацию с помощью сети Интернет §34
Исследовательская и созидательная деятельность - 2ч
67 Презентация проекта. учебно-познаватель-ная
информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость, самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ. Самооценка умственных и физических способностей. Программное обучение, рассказ, беседа. Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей.
68 Защита проекта. учебно-познаватель-наяинформационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности. Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества. Проявление познавательной активности. Программное обучение, рассказ, беседа. Выполнять эскиз, модель изделия. С/х труд – 6ч
Уборка участка от сухих листьев и веток. учебно-познаватель-ная,информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования
оценивание своей способности и готовности к труду умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; Весенняя обработка почвы Посадка цветочных культур Посадка овощных культур Уход за посевами цветочных культур Уход за посевами овощных культур