Рабочая программа по технологии 6-7 класс (мальчики и девочки)



«Согласовано»
Руководитель МО/ТГ
__________ Семушкина М.С.
«___»________2015 г

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________ Ерохина Е. В.
«___»________2015 г

«Утверждено»
Директор шклоы
______________ Жеребцова В. И.
Приказ № ___ от
«___»________2015г







Рабочая программа
По технологии 8 класс
базовый уровень основного общего образования
2015-2016 учебный год
Карповой Н.В.
учителя технологии,
высшей квалификационной категории




2015 – 2016 учебный год



Пояснительная записка
Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Поэтому изучение образовательной области «Технология», предусматривающей творческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи приобрести общетрудовые знания и умения, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям.

Данная рабочая программа реализуется на основе следующих нормативно - правовых документов:

Закон «Об образованиРоссийской Федерациии» в редакции от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Стандарты основного общего образования по технологии (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г.№1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. №69);
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от29.06.2011г.№85);
Авторская программа О.А. Кожина «Технология. Обслуживающий труд», 5-8 классы. М: Издательский центр « Вентана-Граф»,2013г;
Авторская программа В.М.Казакевич «Технология. Технический труд», 5-8 классы М: Издательский центр « Вентана-Граф»,2013г;
Положение о рабочей программе педагога МБОУ «Баграмовская СОШ»;
Приказ Министерства образования Рязанской области № 385 от 24.04.2015.
Учебный план МБОУ «Баграмовская СШ» (приказ____________________).
Учебный годовой график МБОУ «Баграмовская СШ» (приказ _________)


Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства образования России № 1089 от 05.03.04, Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд», Примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд», авторских программ «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожиной и «Технология. Технический труд» под редакцией В.М.Казакевича, с учётом возможностей образовательного учреждения, находящегося в сельской местности и имеющей УОУ.

Рабочая программа разработана для обучения учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы, рассчитана на 136 часов, по 68 часов в 6-7 классах – 2 часа в неделю, в сельской школе, в соответствии с имеющейся материально – технической базой школы и оборудованием, а также с учетом потребностей региона.
Так как школа является сельской, в программе учитывается сезонность сельскохозяйственных работ в регионе и в связи с перераспределением времени между разделами уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии.
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирается с учетом следующих положений:

распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;
выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.
Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе. В реализации программы важное место отводится методу проектов, который способствует повышению познавательной и трудовой активности школьников, росту их самостоятельности.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
Данная программа по желанию социума (детей и родителей), а также, учитывая оснащение кабинета технологии, уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения.
Объекты труда подобраны одинаково доступные и интересные как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций.

Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основой учебной программы «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Рукоделие. Художественные ремесла». «Сельскохозяйственный труд» ,«Проектные и творческие работы».
Основой учебной программы «Технология. Технический труд» являются разделы: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Сельскохозяйственный труд», «Электротехнические работы»,
«Проектные и творческие работы».





















6 класс (девочки)


Сельскохозяйственный труд (18часов)
Основные теоретические сведения. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв. Правила безопасного труда при работе на пришкольном участке. Биологические и хозяйственные сорта региона. Районированные сорта цветочно - декоративных культур, способы размножения многолетних цветковых растений. Наличие на растениях вредителей и способы борьбы с ними. Модификация препаратов. Соблюдение правил ТБ при работе с химическими средствами борьбы с вредителями растений. Сроки и способы посадки выбранных культур, режим полива в зависимости от погодных условий. Особенности агротехники двулетних овощных культур, районированные сорта, их характеристики. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии.
Практические работы Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, клубней и луковиц многолетних растений. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного участка. Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, составление перечня овощных и цветочно-декоративных культур для выращивания, разработка плана их размещения, составление схем севооборотов, подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, внесение удобрений, посевы и посадки овощей, посадка корнеклубней георгин, черенкование флокса, размножение растений делением куста, луковицами, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, подкормка растений, зашита от болезней и вредителей.


Кулинария (8 часов)
Основные теоретические сведения Содержание минеральных веществ в пищевых продуктах и их роль в жизнедеятельности организма человека, суточная потребность в них. Расчет количества и состава продуктов для сбалансированного питания. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Первичная подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Значение кисломолочных продуктов в питании человека; ассортимент кисломолочных продуктов; виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Основные теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш, бобовых и макаронных изделий.
Практические работы .Составление рациона здорового питания. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания. Расчет суточной потребности человека в минеральных солях и микроэлементов.

Элементы материаловедения (2ч)
Основные теоретические сведения. Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них. Классификация натуральных волокон животного происхождения. Шерсть, шелк, пух. Процесс получения нитей из этих волокон. Свойства натурального волокна животного происхождения. Применение шерстяных, шелковых тканей в быту. Саржевое и атласное переплетение в тканях. Понятие о раппорте, характеристика дефектов ткани.
Практические работы. «Распознавание волокон животного происхождения». Заполнения в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон». «Определение видов тканей (шерстяные, шелковые) по их свойствам».
Элементы машиноведения (4 ч)
Основные теоретические сведения. Назначение и принцип действия регуляторов бытовой швейной машины. Регулировка качества машинной строчки и длины стежка. Устройство машинной иглы. Правила установки иглы в швейную машину. Подбор номера иглы в зависимости от вида ткани. Правила ухода за швейной машиной (чистка, смазка) инструменты и приспособления, применяемые при смазке.
Практические работы Регулировка качества машинной строчки и длины стежка на различных образцах тканей. Установка иглы в швейную машину. Выполнение пробных машинных строчек. Чистка и смазка швейной машины
Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (6час).
Основные теоретические сведения. Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа прямой юбки. Прибавки к меркам на свободу облегания. Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Способы моделирования прямых юбок. Форма, силуэт, стиль. Индивидуальный стиль в одежде.
Практические работы Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Выбор модели юбки в зависимости от особенностей фигуры. Моделирование юбки выбранного фасона. Подготовка выкройки юбки к раскрою.

Технология изготовления юбки. (16 часов)
Основные теоретические сведения. Правила выполнения следующих технологических операций: обработка верхнего среза юбки притачным поясом и подкройной обтачкой, обработки застежки тесьмой «молния», обработки низа юбки ручным и машинным способом, разметка и пришивание пуговиц . Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой . Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Подготовка юбки к примерке (скалывание и сметывание). Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре.Стачивание деталей юбки. Обработка нижнего среза юбки швом вподгибку с закрытым срезом. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка юбки (внутрипроцессная и окончательная). Контроль качества готового изделия.
Практические работы.
1. Раскладка выкройки и раскрой ткани.
2. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
3. Обработка деталей кроя.
4. Скалывание и сметывание деталей кроя.
5.Проведение примерки, исправление дефектов.
6.Обработка деталей юбки (стачивание).
7.Обработка верхнего среза юбки.
8. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
9. Определение качества готового изделия.

Рукоделие. Художественные ремесла (6 ч)
Основные теоретические сведения Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Лоскутное шитье. Краткие сведения из истории создания изделия из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева, тюль и др. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити). Припуски Подготовка материала к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой. Санитарно-гигиенические требования. Техника безопасности при выполнении работ. Обмеловка. Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента. Правила безопасной работы при влажно-тепловой обработке (ВТО).
Практические работы. Изготовление шаблонов из картона. (Треугольник квадрат, шестиугольник)Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.


Творческие проектные работы (6 часов)
Основные теоретические сведения. Знакомство с понятием «Творческий проект по технологии». Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных и поделочных материалов. Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический, аналитический, и их содержание. Требования к выполнению творческого проекта. Разработка технологического маршрута и эго поэтапного выполнения. Реклама. Цель рекламы. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идеи для выполнения учебного проекта. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Подбор материалов, инструментов, и приспособлений, технологии выполнения. Разработка творческого проекта. Разработка рекламного проекта изделия. Отделка изделия. Презентация творческого проекта. Самооценка результатов качества труда.







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс (мальчики)
Сельскохозяйственный труд (18часов)
Основные теоретические сведения. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв. Правила безопасного труда при работе на пришкольном участке. Биологические и хозяйственные сорта региона. Районированные сорта цветочно - декоративных культур способы размножения многолетних цветковых растений. Наличие на растениях вредителей и способы борьбы с ними. Модификация препаратов. соблюдение правил ТБ. При работе с химическими средствами борьбы с вредителями растений. Сроки и способы посадки выбранных культур, режим полива в зависимости от погодных условий. Способы повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии.
Практические работы Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение семенников двулетних овощных культур, клубней и луковиц многолетних растений. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного участка. Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, составление перечня овощных и цветочно-декоративных культур для выращивания, разработка плана их размещения, составление схем севооборотов, подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, внесение удобрений, посевы и посадки овощей, посадка корнеклубней георгин, черенкование флокса, размножение растений делением куста, луковицами, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, подкормка растений, зашита от болезней и вредителей.

Кулинария (8 часов)
Основные теоретические сведения Содержание минеральных веществ в пищевых продуктах и их роль в жизнедеятельности организма человека, суточная потребность в них. Расчет количества и состава продуктов для сбалансированного питания. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Первичная подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Значение кисломолочных продуктов в питании человека; ассортимент кисломолочных продуктов; виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов. Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш, бобовых и макаронных изделий.
Практические работы .Составление рациона здорового питания. Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни. Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания. Расчет суточной потребности человека в минеральных солях и микроэлементов.

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ(22часа)
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСНЫХ материалов(10)
Основные теоретические сведения Виды пиломатериалов, технология их производства и область применения. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация. Профессии, связанные с обработкой древесины и древесных материалов. Ручные инструменты и приспособления для изготовления деталей призматической формы. Устройство и назначение рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески. Основные технологические операции и особенности их выполнения: разметка, пиление, долблении, сверление отверстий; сборка деталей изделия, контроль качества; столярная и декоративная отделка изделий. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.
Практические работы Определение видов пиломатериалов. Выбор пиломатериалов и заготовок с учетом природных и технологических пороков древесины. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по технологической карте. Организация рабочего места столяра: подготовка рабочего места и инструментов; закрепление заготовок в зажимах верстака. Изготовление изделий из деталей призматической формы по чертежу и технологической карте: выбор заготовок, определение припуска на обработку; строгание заготовки, пиление с использованием стусла. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ МЕТАЛЛА(12 часов)
Основные теоретические сведения. Металлы и сплавы, основные технологические свойства металлов и сплавов. Основные способы обработки металлов: резание, пластическая деформация, литье. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Профессии, связанные с обработкой металлов. Сталь как основной конструкционный сплав. Инструментальные и конструкционные стали. Виды сортового проката. Назначение ручных инструментов и приспособлений для изготовления деталей и изделий: штангенциркуль, кернер, слесарная ножовка, зубило.. Основные технологические операции изготовление деталей из сортового проката и особенности их выполнения: правка, разметка, резание ножовкой, опиливание кромок, сверление отверстий, гибка, отделка.
Практические работы Определение видов сортового проката. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу и технологической карте. Организация рабочего места: рациональное размещение инструментов и заготовок на слесарном верстаке; закрепление заготовок в тисках; ознакомление с рациональными приемами работы ручными инструментами. Изготовление изделий из сортового проката по чертежу и технологической карте: правка заготовки; определение базовой поверхности заготовки; разметка заготовок с использованием штангенциркуля; резание заготовок слесарной ножовкой; опиливание прямолинейных и криволинейных кромок напильниками, гибка заготовок с использованием приспособлений; отделка абразивной шкуркой. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов.

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ (2 часов)
Основные теоретические сведения. Организация рабочего места. Условные обозначения элементов электротехнических устройств на принципиальных схемах. Электромагнит и его применение в электротехнических устройствах. Принцип действия и устройство электромагнитного реле. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических устройств.
Практические работы Чтение схем электрических цепей, включающих электромагнитные устройства..

Элементы техники (4часов)

Основные теоретические сведения. Понятие о рабочей машине. Технологические машины и их рабочие органы. Транспортные машины и их рабочие органы. Принципы резания в технике. Принципы вращения в технике. История появления наземных транспортных машин. Водный и воздушный транспорт. Транспортирующие машины.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (6 ч)
Основные теоретические сведения. Художественная обработка изделий из древесины. Изготовление изделий домашней утвари. Изготовление изделия, отделка с использованием народной росписи
Практические работы. Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием технологий художественной обработки материалов. Выпиливание деталей лобзиком. Выбор формы и размера коробки для рукоделия. Сборка простейших конструкций изделий из фанеры.


ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (6 ЧАСОВ)
Основные теоретические сведения. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Виды проектной документации.
Практические работы Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.















Содержание программы

7 класс девочки
Сельскохозяйственный труд (18часов)
Основные теоретические сведения. Технология выращивания основных видов плодовых растений своего региона, районированные сорта. Способы размножения плодовых растений. Правила безопасного труда при закладке сада и внесении удобрений. Профессии, связанные с выращиванием плодовых и ягодных культур. Приемы и способы обрезки плодовых деревьев и кустарников. Приемы обработки почвы в приствольных кругах. Районированные сорта цветочно - декоративных культур способы размножения многолетних цветковых растений. Наличие на растениях вредителей и способы борьбы с ними. Правила ухода за цветочно- декоративными растениями. Роль лекарственных растений в жизни человека. Соблюдение правил ТБ.


Практические работы. Отбор посадочного материала и посадка многолетних цветковых растений, уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме: перекопка приствольных кругов, выбор способа защиты штамбов от повреждений грызунами. Подвязка и укорачивание стеблей малины. Обрезка плодово- ягодных культур. Разработка эскиза клумб для УОУ. Посев цветочно – декоративных растений на УОУ, уход за ними. Посадка лекарственных растений на УОУ
Кулинария (8 часов)
Основные теоретические сведения. Значение минеральных веществ в питании человека. Понятие о микроорганизмах, их воздействие на пищевые продукты. Продукты для приготовления мучных изделий. Качество муки. Разрыхлители теста. Виды теста(бисквитное, слоёное, песочное, соленое). Рецептура и технология приготовления теста.. Способы приготовления бисквитного теста, рецептура. Виды начинок. Способы оформления. ТБ. Состав песочного теста. Роль десерта в праздничном обеде. Технология приготовления желе и муссов. Желирующие вещества. Особенности приготовления пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Подача десерта к столу.
Практические работы. Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Приготовление шарлотки. Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд.

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Элементы материаловедения (2 ч)
Основные теоретические сведения Химические волокна и ткани из них. Способы получения искусственных и синтетических волокон. Механические, физические, технологические свойства тканей из искусственных волокон. Свойства искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Краткие сведения об ассортименте тканей из искусственных волокон.
Практические работы. Распознавание вида волокон по характеру горения.
Элементы машиноведение (4часа)
Основные теоретические сведения. Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Наладка и уход за швейной машиной.
Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий.
Практические работы Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Устранение неполадок в работе швейной машины.
Конструирование и моделирование плечевых швейных изделий (6час)
Основные теоретические сведения. Виды женского легкого платья. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Последовательность построения основы чертежа в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Особенности моделирования плечевых изделий. Муляжный метод конструирования. Зрительные иллюзии в одежде.
Практические работы Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа. Эскизная разработка модели швейного изделия. Моделирование изделия выбранного фасона. Подготовка выкройки
Технология изготовление швейного изделия(16часов)
Основные теоретические сведения. Особенности раскладки выкройки на ткани с направленным рисунком. Обработка деталей кроя. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Способы обработки проймы, горловины, застежек. Обработка плечевых срезов. Выкраивание подкройной обтачки. Обработка выреза горловины подкройной обтачкой. Сборка изделия. Порядок проведения примерки, выявление и исправление дефектов изделия. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.
Практические работы: Раскладка выкройки на ткани с направленным рисунком. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя. Проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей и выполнение отделочных работ. Влажно-тепловая обработка изделия.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (6 ч)
Основные теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Назначение декоративно-прикладных изделий. Краткие сведения из истории бисероплетения. Инструменты и материалы для выполнения декоративного изделия. Работа с каталогами, литературой, экспонатами. ТБ.
Практические работы Технология изготовления декоративно-прикладного изделия. Плетение брелка.


Творческая, проектная деятельность (6 часов)
Основные теоретические сведения. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Виды проектной документации.
Практические работы Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Коллективный анализ
возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.


















Содержание программы
7 класс мальчики
Сельскохозяйственный труд (18часов)
Основные теоретические сведения. Технология выращивания основных видов плодовых растений своего региона, районированные сорта. Способы размножения плодовых растений. Правила безопасного труда при закладке сада и внесении удобрений. Профессии, связанные с выращиванием плодовых и ягодных культур. Приемы и способы обрезки плодовых деревьев и кустарников. Приемы обработки почвы в приствольных кругах. Районированные сорта цветочно - декоративных культур способы размножения многолетних цветковых растений. Наличие на растениях вредителей и способы борьбы с ними. Правила ухода за цветочно- декоративными растениями. Роль лекарственных растений в жизни человека. Соблюдение правил ТБ.
Практические работы. Отбор посадочного материала и посадка многолетних цветковых растений, уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме: перекопка приствольных кругов, выбор способа защиты штамбов от повреждений грызунами. Подвязка и укорачивание стеблей малины. Обрезка плодово- ягодных культур. Разработка эскиза клумб для УОУ. Посев цветочно – декоративных растений на УОУ, уход за ними. Посадка лекарственных растений на УОУ

Кулинария (8 часов)
Основные теоретические сведения. Значение минеральных веществ в питании человека. Понятие о микроорганизмах, их воздействие на пищевые продукты. Продукты для приготовления мучных изделий. Качество муки. Разрыхлители теста. Виды теста(бисквитное, слоёное, песочное, соленое). Рецептура и технология приготовления теста.. Способы приготовления бисквитного теста, рецептура. Виды начинок. Способы оформления. ТБ. Состав песочного теста. Роль десерта в праздничном обеде. Технология приготовления желе и муссов. Желирующие вещества. Особенности приготовления пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Подача десерта к столу.
Практические работы. Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Приготовление шарлотки. Приготовление и художественное оформление сладких и десертных блюд.

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Технология создания изделий из древесных материалов (14 часов)
Основные теоретические сведения Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов. Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности. Графическое изображение соединений деталей на чертежах.
Практические работы. Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного расположения, способов и видов соединения деталей изделия. Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами.
Технология создания изделий из металла (10 часов)
Основные теоретические сведения Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные способы изменения свойств металлов и сплавов. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов . Точность обработки и качество поверхности деталей. Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах. Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей. Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.
Практические работы Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия по чертежу. Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками. Контроль качества резьбы.

Электротехнические работы (2 часов)
Основные теоретические сведения. Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых приемников электрической энергии.
Практические работы Изучение схем квартирной электропроводки

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (8ч)
Основные теоретические сведения
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России. Региональные виды декоративно-прикладного творчества (ремесел). Роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Эстетические и эргономические требования к изделию. Учет технологии изготовления изделия и свойств материала. Основные средства художественной выразительности. Виды поделочных материалов и их свойства. Понятия о композиции. Виды и правила построение орнаментов.
Практические работы
Ознакомление с характерными особенностями различных видов декоративно-прикладного творчества народов России.
Определение требований к создаваемому изделию. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления (по одному из направлений художественной обработки материалов). Выбор материалов с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определение последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
Изготовление изделия с применением технологий ручной и машинной обработки из конструкционных и поделочных материалов. Подготовка поверхности изделия к отделке. Декоративная отделка поверхности изделия. Соблюдение правил безопасности труда.

Творческая, проектная деятельность (6 часов)
Основные теоретические сведения. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Виды проектной документации.
Практические работы Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Коллективный анализ
возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление учебной инструкционной карты. Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

























6 класс девочки




Название раздела, тема урока
Кол-вочасов
Дата

Планируемый результат
Вид(форма) контроля
Д/з




план
факт





Сельскохозяйственный труд
(осенний период)
8





1
Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках с\х трудов. Приемы уборки, сроки и хранение овощей

2

Должны знать технику безопасности при работах на учебно-опытном участке, сроки уборки корнеплодов. Уметь правильно обрезать ботву у корнеплодов, взвешивать урожай, рассчитывать урожайность в ц\га, закладывать на хранение
826ехническиее область ее примененияу.
Опрос
Запись в тетради.
Написать, какие условия нужны для хранения корнеплодов


2
Отбор семенников двулетних овощных культур. Закладка их на хранение
2

Знать правила отбора семенников. Уметь выбирать растения на семенники, укладывать на хранение

Опрос, практическая работа

Запись в тетради

3
Понятие о севооборотах. Особенности обработки почвы на полях севооборота
2

Значение чередования культур на полях севооборота. Составлять простые севообороты для овощных культур

Опрос, практическая работа
Составить 5- или6-польный севооборот для своего приусадеб-ного хозяйства. Подготовиться к проверочному тесту


4
Понятие о плодородие. Характеристика почв
2

Знать правила внесения удобрения
Опрос, практическая работа
Составить кроссворд



Кулинарные работы
8





5
Физиология питания.
Минеральные вещества и их значение для здоровья человека.

2

Иметь представление:
- о значении минеральных веществ для здоровья человека;
- суточной потребности в них.
Уметь рассчитывать кол-во и состав продуктов
Опрос
п. 3

6
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Первичная подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий
2

Знать:
- виды круп, бобовых и макаронных изделий;
- правила варки крупяных, рассыпчатых, вязких, жидких каш, бобовых и макаронных изделий
опрос
п. 4

7
Блюда из молока и молочных продуктов. Кисломолочные продукты и виды бактериальных культур для приготовления
2

Знать:
- о значении и ценности для человека молока и продуктов из него;
Уметь применять эти знания на практике

Опрос, практическая работа
п. 5,6

8
Сервировка стола к ужину. Самостоятельная работа
2

Знать:
Общие правила сервировки стола к ужину. Соблюдать правила за столом. Уметь накрывать стол
Опрос, практическая работа
п.9


Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

28






Материаловедение

2





9
Производство и свойства тканей из волокон животного происхождения. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях

2

Иметь представление:
- о видах и методах получения натуральных волокон животного происхождения;
- процессе их переработки в нити и ткани.
Уметь:
- отличать саржевое и атласное переплетения;
- определять их лицевую сторону и дефекты ткани
Опрос.
п.12.


Машиноведение
4






10

Техника безопасности работы на швейной машине. Регуляторы бытовой универсальной швейной машины. Подбор игл и нитей в зависимости от вида ткани

2


Знать назначение. Устройство и принцип действия регуляторов швейной машины.
Уметь подбирать иглы и нити в зависимости от вида ткани
Опрос.
Практическая работа
п.16

11
Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или ее установкой. Уход за швейной машиной.
2

Знать:
-причины, вызывающие неполадки в работе швейной машины (дефекты машинной иглы или ее установки);
-правила регулировки машинной строчки, замены иглы и ухода за швейной машиной
Опрос. Конт-роль за дейст-виями

п.17


Конструирование и моделирование одежды

6





12
Из истории одежды. Стиль в одежде
2

Иметь представление о форме, силуэте, стиле.

опрос
п.18

13
Конструирование юбок. Построение чертежа прямой юбки
2

устройство и принцип работы :
-об условных графических изображениях деталей и изделий;
-о последовательности построения чертежа основы юбки. Уметь читать чертеж




Контроль чертежа
п.19

14
Моделирование юбки выбранного фасона .
Оформление выкройки.
2

Знать способы моделирования и правила подготовки выкройки к раскрою.
Уметь ими пользоваться
Контроль выполнения
п.22,23


Технология изготовления юбок.
16





15
Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка и раскрой юбки на ткани

2

Знать правила раскладки деталей на ткани.
Уметь экономно расходовать ткань
Контроль выполнения

п.24,25

16
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Скалывание и сметывание деталей кроя


2


Знать и уметь применять спосо-бы прокладывания контурных и контрольных линий и точек

Контроль качества

п.26

17
Подготовка юбки к при-мерке. Примерка юбки, выявление дефектов и их исправление

2


Знать и уметь применять на практике правила проведения примерки и способы исправле-ния дефектов

Контроль качества
п.26

18
Виды машинных швов, их назначение и конструкция. Технология их выполнения

2

Знать назначение, конструкцию и технологию выполнения машинных швов.
Уметь их выполнять
Контроль качества
п.28

19
Машинная обработка пе-реднего и заднего полотнищ юбки. Обработка боковых швов и застежки юбки

2


Уметь стачивать вытачки, детали кроя и обрабатывать кокетки, складки, застежку

Опрос и кон-троль выполнения
п.29

20
Обработка верхнего и нижнего срезов юбки

2

Знать и уметь применять способы обработки верхнего нижнего срезов юбки

Опрос и контроль выпонения
п.30,31

21
Особенности влажно-тепло-вой обработки шерстяных и шелковых тканей и ТБ ВТО. Контроль и оценка качва изделия

2

Знать:
- особенности ВТО шерстяных и шелковых тканей;
- правила ТБ при ВТО
Контроль качества
п.32

22
Обобщающий урок – соревнование по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
2

Закрепление полученных знаний и умений
конкурсы



Рукоделие. Лоскутное шитье


6





23
Возможности лоскутного шитья и мода. Геометрический орнамент и композиция. Выполнение эскиза в лоскутной технике

2

Иметь представление о технике пэчворка (лоск.шитья) орнаменте, симметрии и композиции
Уметь выполнять эскизы, подбирать материалы и инструменты
Опрос.
Контроль качества

п.33

24
Изготовление шаблонов элементов орнамента. Раскрой элементов с учетом направления долевой нити и припусков на швы

2


Знать о необходимости припусков для обработки, их величине и правилах раскроя деталей

Качество образца
п.33

25
Технология соединения деталей между собой в лоскутном шитье

2


Знать правила сборки полотна.
Уметь ими пользоваться
Качество образца
п.33


Творческие проектные работы
6





26
Тематика творческих проектов и этапы их выполнения. Организационно-подготовительный этап выполнения творческого проекта

2

Уметь:
выбирать посильную и необходимую работу; аргументированно защищать свой выбор; делать эскизы и подбирать материалы для выполнения
Контроль выполнения
Работа над проектом

27
Выбор оборудования, инструментов и приспособ-лений, составление техноло-гической последовательно-сти выполнения проекта
2

Уметь:
- пользоваться необходимой литературой;
- подбирать все необходимое для выполнения идеи
Контроль выполнения
Работа над проектом

28
Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия)
Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта)
2

Уметь:
-конструировать и моделировать;
-выполнять намеченные работы
Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее
Защита проекта



Сельскохозяйственный труд
(весенний период)
10





29
Весенние работы в овощеводстве.
Понятие о сорте
2

Знать основные виды работ:лущение, пахота, боронование, культивация, прикатывание. Селекция, фаза развития, фенологические наблюдения, вегетационный период.




Опрос


30
Понятие о рассаде. Виды защищенного грунта
2

Понятие о рассаде, основные растения, вы