Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП.


Использование средств ИКТ в работе с дошкольниками на занятии по ФЭМП.
Шигапова Е.М. Воспитатель МАДОУ «Детский сад №20» г. Чистополь
«Для меня главное – это роль технологии, её связь с человеческим капиталом и человеческим потенциалом. Технологии дают возможность делать великие вещи. Вы должны быть оптимистично настроены в отношении того, что технология может сделать в руках человека" Сатья Наделла, главный исполнительный директор корпорации Microsoft.
Современный этап развития общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании. Использование ИКТ способствует повышению качества обучения, приучает детей самостоятельно получать необходимые знания в течение всей жизни и позволяет им легче адаптироваться в условиях быстро изменяющейся действительности.Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста является на сегодняшний день одним из приоритетных и изучаемых направлений. Вопросы использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста рассматривают Ю.М. Горвиц, Н.А. Зворыгина, И.В. Иванова, Л.А. Леонова и др. В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и др. В своих работах они отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств в дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения и развития детей дошкольного возраста.
Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании имеют определенные особенности. ИКТ значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в аспекте раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей детей дошкольного возраста. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют представить ребенку большое количество готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, а так же развивать интеллектуальные, творческие способности, учить их самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию, одной из задач которого является необходимость заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Все это дает основания внедрять ИКТ в систему дошкольного воспитания и образования.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность в полной мере реализуется в условиях мультимедийных технологий как инструмента познания детей дошкольного возраста в условиях непосредственной образовательной деятельности.
ИКТ могут использоваться в разных областях познания детей дошкольного возраста. Одной из них является формирование математических представлений.
Обучение детей дошкольного возраста математике является обязательным компонентом программы дошкольного обучения и воспитания.
Математические представления детей – это начальные знания детей в области математики как науки.
Работа по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических знаний. Это, по сути, предматематическая подготовка, представляющая собой планомерный и целенаправленный процесс. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен на решение задач умственного воспитания и математического развития детей дошкольного возраста. Его отличительными чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
Исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютерных технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, и в целом личности ребенка
(С. Новоселова. И. Пашелите, и др.)
Одним из самых популярных программных средств, используемых нами – воспитателями на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point.
Программа Power Point проста в использовании. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОО. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа Power Point одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.
Современное развитие информационных технологий и уровень распространения вычислительной техники в образовательных учреждениях позволяют воспитателю сегодня использовать компьютер как повседневное средство обучения дошкольников. Моя творческая тема «Использование информационных технологий во время ООД по ФЭМП». Возможности использования персонального компьютера с его периферийными устройствами в непосредственной образовательной деятельности – огромные. Самые несложные презентации,созданные в приложении Microsoft Office Power Point выполняют функции демонстрационного материала. Они заменяет множество дидактических пособий и картинок, используемых в непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП, но в отличие от обычных картинок они могут ожить и заговорить с ребенком, что делает непосредственную образовательную деятельность с использованием мультимедийных установок интереснее и познавательнее. Наиболее важную информацию на слайде можно выделить, придав ей эффект анимации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлечёт внимание ребёнка, и он заострит свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения воспитателя будут услышаны и увидены. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является целью работы воспитателя.
Несмотря на то, что в пресс–релизах фирм, занимающихся выпуском обучающих программ, появляются разработки, рассчитанные на детей в возрасте от 3 до 6 лет, я сама создаю мультимедийные инсталляции. Данные инсталляции позволяют изучать и закреплять именно тот материал, который проходят дети в данное время, в соответствии с требованиями реализуемой программы. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста мы занимаемся с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран, интерактивной доски) фронтально и в подгруппах, что повышает интерес детей к изучаемому материалу и расширяет возможности моделирования игровых ситуаций. Подробные мультимедийные инсталляции позволяют мне сделать ООД более яркой красочной и запоминающейся. Детям нравится подобная деятельность, они ждут подобных игр и работают на них с гораздо большей отдачей.
Созданные мною мультимедийные инсталляции по ФЭМП базируются на точных математических расчётах ограниченных рамками изучаемой темы, допускают возможность самостоятельного использования детьми при закреплении темы.
Основные задачи созданных инсталляций по ФЭМП:
создать у дошкольника дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
увеличить число ситуаций, решать которые ребенок может самостоятельно;
индивидуализировать учебные задания;
использовать компьютер в системе тренингов;
использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка;
моделировать виртуальную среду.
Многие дети уже свободно владеют компьютером, но компьютер для них это только игра, жизнь в виртуальном мире. Это для них забавно и интересно. Я помогаю понять ребенку, что компьютер может стать для них другом и помощником в усвоении знаний. Решая подобные задачи во время ООД с использованием компьютера, они убеждаются в этом.
ООД с использованием компьютера - совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Её специфика заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно найти способы решения какого – либо задания.
В отличие от других игр и видов деятельности они позволяют:
увидеть продукт своего воображения и своей игры;
восстановить процесс и динамику творчества ребёнка.
ООД с использованием компьютера, которую я провожу с детьми, не изолирована от педагогического процесса. Она предлагается в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и образовательную деятельность, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Грамотное использование компьютера в ДОО ставит ребёнка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя, его возможности, ребёнок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.
Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.
ООД по ФЭМП с использованием компьютера помогает решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению;
оказать учебно-методическую помощь детям в самостоятельной работе над учебным материалом.
Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели ООД:
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у дошкольников, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности детей.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Образовательный аспект: восприятие детьми учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
В соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.1.1249-03 образовательная деятельность с использованием компьютера (в компьютерном классе) проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раза в неделю продолжительность работы ребёнка за компьютером 8 - 10 минут и общая продолжительность 25 минут. Занимаются дети подготовительных и старших групп по подгруппами по 6-8 человек.
При образовательной деятельности с дошкольниками предполагается освоение детьми теоретических знаний и практических навыков работы на компьютере. Занятия в компьютерном классе тесно связаны со всеми разделами программы «Воспитания и обучения в детском саду»
С целью предупреждения возникновения утомления глаз после работы за дисплеем монитора в заключительной части работы на компьютере обязательно проводятся гимнастики для глаз, калейдоскопы, гимнастики для улучшения мозгового кровообращения. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения мы используем обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров»…)
А так же применения компьютера в детском саду позволило выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ. Во-первых, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним. Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка. В - третьих, это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, являются стимулом познавательной активности детей. В - четвертых, компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. В - пятых, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты). В-шестых, компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
Использование мультимедийных пособий при проведении ООД по ФЭМП является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации педагогической деятельности, развития творческих способностей дошкольников и создание благополучного эмоционального фона.
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы выходим на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.
Список литературы
1. Баракина, Т.В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Баракина // Детский сад: Теория и практика. – 2011. – № 3. – 2. Белошистая, А.В. Теория и методика организации математического развития дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая.
3. Бузмакова, С.В., Криволапова, Г.А. Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / С.В. Бузмакова и др. // http://festival.1september.ru/articles/649942/.
4. Синицкая Е.П. Использование информационно-коммуникаций технологии в работе с детьми дошкольного возраста // http://festival.1september.ru/articles/580259/5. Осьмакова М.В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников
// http://dogendocs.ru /docs /index-268744.htm/ 6. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 2010.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.