Урок по ФГОС для 5 класса по теме «Среды жизни планеты Земля»


                          технологическая карта урока 
Урок 21
Ф. И. О. педагога: Федорочева Ирина АлексеевнаПредмет: биология 5класссКласс: 5-й «Б» Тема раздела: Жизнь организмов на планете Земля
Тема урока: Среды жизни планеты Земля.
Тип урока: Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний
Задачи Образовательные: Познакомить с понятием «Среда обитания». Раскрыть смысл приспособления животных к различным средам обитания. Научится выделять главное из прочитанного. Способствовать развитию грамотной биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса
Цели: Формируем умение работать с рисунками учебника, формируем умение сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания.
Формируем умение объяснять взаимосвязи между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природ
Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту учебника или справочной литературы
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Этапы урока Ход урока Формирование УДД
Организационный момент Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь Личностные УУД
создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность; 
Актуализация знаний Внимание! Внимание! Седьмого февраля стартуют Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное время проводили подготовку к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.
Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство. Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему?
Ответы ребят.
Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, мы с вами познакомимся со средами жизни планеты Земля. Коммуникативные
организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог
Познавательные УУД
-Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя
Регулятивные УУД
-Высказывать своё предположение
-Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Предметные:
-повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания».
Изучение нового материала. Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать « средой обитания»?
- ответы ребят…
Cреда обитания – условия, окружающие организм
Ребята, открываем учебник на стр75,параграф 17, используем справочные карточки. Задания следующие:
1-й ряд. Работает с водной средой.
2-й ряд. Работает с наземно - воздушной.
3-й ряд. Работает с почвенной средой обитания
План
1. Назовите основные характеристики среды обитания?
2..Какими признаками обладают организмы населяющие среду?
3.Назовите основных представителей среды?
Обсуждение вопросов и заполнение таблицы:
Среда жизни Особенности среды Обитатели среды Приспособленность обитателей к среде
Организменная Водная Наземно -воздушная Почвенная Сообщение ученика о влияние человека на среды жизни . 1-й ученик отрицательное влияние
2-й ученик положительноеФизминуткаПознавательные УУД
-Продолжить формирование умения работать с учебником и дополнительной литературой.
-Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки, заполнять таблицы
Коммуникативные УУД
-Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
-Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
-Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
-Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Личностные УУД
-Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
-Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Закрепление Задание 1. Прочитать текст и ответить на вопросы.
Текст .Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха . Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Вопросы.
О какой среде идёт речь?
Назовите животных, живущих в этой среде.
Задание 2.
Текст.
Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Вопросы.
Как называется эта среда обитания?
Каких животных, живущих в этой среде вы знаете? Назовите их.
Задание 3. Посмотрите фрагмент сказки Бианки «Путешествие муравьишки» и
Запишите какие среды обитания освоили насекомые. Регулятивные УУД
-Уметь корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения знаний.
Личностные УУД:
-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
-быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
-не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
КоммуникативныеУУД: 
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Уметь сотрудничать со сверстниками
Рефлексия учебной деятельности Обсуждение и проверка заданий, ответ на вопрос: Почему корреспондент пришел в недоумение?
Помним, что улыбка это поцелуй души! Улыбнулись друг другу и похлопали! Регулятивные УУД:
- осознание того, что уже усвоено
-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД:
-организовать рефлексию собственной учебной деятельности.
Инструкция по выполнению дом . задания Я обнял глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
-Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Я обнял глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Напишите мне небольшое сочинение – рассуждение
1-й ряд. Как человек изменяет водную среду обитания,
2-й ряд. Как человек изменяет наземно – воздушную среду обитания,
3-й ряд. Как человек изменяет почвенную среду