Конспект по биологии на тему Среды жизни планеты Земля ( 5 класс)


Конспект урока
Тема урока: Среды жизни планеты Земля.
Тип урока: изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.
Цели урока: 1. Создать условия для формирования у школьников представления об отличительных особенностях разных сред обитания. 2. Научить распознавать приспособления организмов к особенностям среды обитания
Планируемые результаты освоения темы.
Личностные. Осознавать успешность своей деятельности.
Предметные. Выявлять черты приспособления живых организмов к условиям, сложившимся в разных средах обитания.
Метапредметные умения:
* познавательные - осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, уметь выявлять в рассматриваемых объектах их сходство и различие, фиксировать результаты в рабочей тетради, делать выводы;
* регулятивные - ставить цели урока, достигать результата в процессе учебной деятельности, адекватно оценивать действия по выполнению задания, корректировать деятельность в процессе урока;
* коммуникативные – работать в паре, группе, корректно взаимодействовать друг с другом.
Основные понятия и термины: среды жизни живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почвенная среда жизни, организм как среда жизни;
Методы контроля на уроке: фронтальный, устный, письменный.
Ход урока.
1.Организационный этап (1 мин).
Три клада у природы естьТри ее основы.Вода, земля и воздух.Какая бы не грянула беда,Целы они – все возродится снова.
Живому организму подходят любые условия жизни? Учитель: О каких кладах идет речь?
Клады – это среды обитания.
2. Актуализация опорных знаний (2-3 мин).Тема урока « Среды жизни планеты Земля»
Учит.- Что для вас важно, хочется узнать, интересно?
Учен. – (таким образом учащиеся формулируют значимую для них цель)
Учит. – Для того чтобы выполнить поставленную вами цель, предлагаю выполнить несколько заданий.
3. Этап усвоения новых понятий. (25-30 мин.)
Проблемный вопрос урока.
Почему живые организмы отличаются друг от друга?
Учен. – Высказывают предположения.
Учит. – Вы гуляете в лесу, парке. Плаваете в реке или море. Вы осваиваете наземно - воздушную и водную среды обитания, но вы вряд ли об этом задумываетесь. Но так ученые называют эти дома для живых существ.
Задание № 1. На основе имеющихся у вас знаний на карточках с названиями животных и сред обитания соедините стрелками название животного и соответствующую ему среду обитания.
Выполняется в парах.
Соедините стрелками название животного и соответствующую среду обитания:
Сороканаземно - воздушная среда
Ёж
Карась
Кротводная среда
Медуза
Кузнечик
Дельфин
Слепыш почвенная среда
Задание 2.
Учит. – говорит о том, что для выполнения следующего задания им необходимо прочитать параграф 17 учебника. Объясняет, как заполнять таблицу.
Задание выполняется индивидуально. Каждому ученику выдается схема.
Задание № 2.Заполните таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах»
Условия жизни Водная среда Наземно-
воздушная среда Почвенная среда Организменная среда
Кислород Вода Изменения температуры Свет Взаимопроверка по образцу.
Учащиеся дополняют, исправляют записи в таблице.
Приложение 1 Характеристика сред.
Водная среда
Кислорода не хватает
Света мало
Воды достаточно
Температура изменяется незначительно
Почвенная среда Наземно – воздушная среда
Кислорода недостаточно Света достаточно
Света недостаточно Воды часто не хватает
Воды достаточно Температура значительно изменяется
Температура ровная
Организменная среда
Кислорода недостаточно
Света недостаточно
Воды достаточно
Температура может изменяться
.Задание №3.
Задание выполняется в группах.
По раздаточному материалу (картинки с изображениями животных), с помощью таблицы (задание №2) найдите черты приспособления животных к обитанию в определенной среде. Заполните «свою» графу таблицы. Две другие графы заполняются во время ответа других групп.
Среда жизни Приспособления Животные
Водная Наземно-воздушная
Почвенная Этап применения новых понятий. (5-7 мин.)
Живому организму подходят любые условия жизни?
Учащ. – кратко отвечают.
Задание №5. Задание выполняется индивидуально. Какие утверждения верны? Обведите номера правильных предложений.
1) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2) Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3)Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м. Это помогает им схватывать пищу.
4) Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в наземно-воздушной среде.
5) Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
этап. Домашнее задание. (2 мин.)
§17, работа над мини-проектом «Новоселье» (выбрать животное и «переселить» его в новую среду обитания, продумав, какие новые приспособления ему понадобятся, оформить в любой технике – рисунок, аппликация, поделка из бумаги и т.п.)
этап. Итоги урока. (2-3 мин.)
Выставление оценок, ученики сдают рабочие листы и тетради с выполненным домашним заданием прошлого урока.