Урок-конкурс как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеклассной деятельности «ОТ ИГРЫ К ЗНАНИЮ»

Урок-конкурс как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеклассной деятельности
«ОТ ИГРЫ К ЗНАНИЮ»
Шлычкова Людмила Алексеевна учитель МОУ Немчиновский лицей
Внеклассные мероприятия (викторины, конкурсы, лингвистические игры) помогают в игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, вовлечь в урок-игру учеников разных уровней знаний.
Составляется не просто план урока-мероприятия, но пишется целый сценарий. И очень важно участие в этом самих ребят, т.к. предстоящее внеклассное действо должно стать праздником, где нет места неудачам и грусти.
Задания, представленные в разработке урока такого типа, подбираются не только учителем, но и учениками, которые задолго до состязания собирали материал по крупицам из старых календарей, газет, журналов.
Цели:
- проверить знания учащихся о частях речи;
- учить распознавать и обосновывать правильность выбора орфограммы при написании слова;
- развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;
- моделировать игру в целях воспитания интереса к предмету;
- воспитывать любовь к слову и речевой культуре.

Подготовка к конкурсу
Класс делится на две группы с капитаном во главе. Каждая группа поделена на равные с противником команды для выполнения различных заданий.
У учителя есть помощники – ведущие, судьи, эксперты.
Задания могут предлагаться в одном, двух, трех и более вариантов с учетом количества участников.
Участники игры «грамотеи», «знатоки», «эрудиты», «интеллектуалы», «редакторы», «болельщики» - объединенные по интересам и увлечениям учащихся.
Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее (И.Этвес)
Вступительное слово ведущего.
Дорогие друзья! Сегодня мы проводим большой праздник знатоков и любителей русского языка. Это конкурсы, игры, викторины. Это успехи и победы в обмене информацией и знаниями о языке.
Приглашаем на сцену капитанов команд для получения необходимых инструкций.
Каждая команда представляет в качестве своего лозунга высказывание-эпиграф о роли знания. Итак, в добрый путь от игры к знанию!
Часть 1.
Ведущий: Наш лозунг: «знание-сила».
Ученик: Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания, и рожь в полях растет.
- О какой части речи говорится в стихотворении? Почему вы так считаете? (О глаголе, так как глаголы обозначают действия предметов или их состояние)
Конкурс грамотеев I
Объяснить условия выбора гласной в словах.
собраю выбраю
растраю сдраю
блстаю зажгаю
блщу блстать
умрать блснуло
выбру отжмаешь
расстлю зажгся
расстлаю
Объяснить условия выбора ь
плачте мажте
сбереч учишся
сжеч не обрежтесь
певуч обруч
Конкурс знатоков I
«Замени буквы».
Замени в глаголе звонкий звук парным глухим так, чтобы слово изменило свое значение.
Задевать (затевать), зиять (сиять), обрызгать (опрыскать), тужить (тушить), молодить (молотить).
Возвратная форма.
Запишите как можно больше глаголов, которые употребляются только в возвратной форме.
Бояться, смеяться, гордиться, улыбаться, здороваться, надеяться
Конкурс болельщиков I
«Аукцион»
Назовите как можно больше глаголов в не, которые пишутся слитно.
Ненавидеть, недоумевать, недопонимать, недосыпать, несдобровать
Загадки.
В каком глаголе сто отрицаний? (сто-нет)
В каком – 100 букв й? (сто-й)
В каком – 100 ю? (сто-ю)
Конкурс затоков II
Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г.Демыкина.
Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(Он растит такую рожь –
С головой в нее уйдешь).
Ставит счетчики монтер.
Ставит фильмы режиссер
(Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(Подойти и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плач!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.
(Синонимы: 1) строят; 2) организует; 3) устанавливает; 4) снимает; 5) замешивает; 6) распознает болезнь; 7) писать.)
Подберите синонимы к словам.
1-я группа. Уходить - (удаляться, скрываться)
Увидеть - (заметить, увидать)
Снять - (скинуть, сбросить, сорвать)
2-я группа Догадаться - (додуматься, сообразить)
Обматывать - (обвивать, обвертывать)
Совершаться - (происходить, твориться)
Конкурс эрудитов II
Назовите шесть однокоренных слов-глаголов, в которых были бы ъ и ь.
(Въехать, съехать, подъехать, въезжать, съезжать, подъезжать)
Какую роль играют глаголы в отгадках к следующим загадкам?
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь
О них обычно говорят
Водой (не разольешь).
И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни (уши вянут).
(Данные выражения являются фразеологизмами, где глаголы употребляются в переносном смысле.)
Конкурс капитанов I
«Почему так говорят?»
Это домашнее задание готовят эксперты и капитаны команд. Оценивается наиболее интересная, подходящая к теме информация.
Зарубить на носу? (В старину носом называли памятную дощечку, бирку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные зарубки)
Время истекло? (Две с половиной тысячи лет назад в Древнем Вавилоне появились приборы для измерения времени – водяные часы. Это был высокий сосуд с отверстиями на дне. Время измерялось количеством вытекшей воды. Отсюда – «время истекло»)
Реветь белугой? (Белугой, кроме рыбы, называют еще полярного дельфина, который был известен мореплавателям еще с XVII века)
Игра не стоит свеч? (Первоначально это означало, что выигрыш в карточной игре был так мал, что не окупил стоимости свечей, сгоревших во время игры в карты)
Конкурс грамотеев II
«Произноси правильно»
Поставьте ударения в словах.
Брала, брало, брали
Дала, дало, дали
Заняла, заняло, заняли
Поняла, поняло, поняли
Гнала, гнало, гнали
Спала, спало, спали
Начала, начало, начали
Приняла, приняло, приняли
Конкурс болельщиков II
«Угадай-ка!»
Угадайте загадки и вспомните фразеологические обороты, в которых встречаются отгадки.
Кто над нами
Вверх ногами?
У тебя есть,
У меня есть,
У дуба – в поле,
У рыбы в море.
Не говорит,
Не поет.
А кто к хозяину идет –
Она знать дает.
Отгадки: 1) Муха (мухи не обидит, делать из мухи слона, как сонная муха)
2) Тень (бросать тень, быть в тени, наводить тень на плетень)
3) Собака (вот где собака зарыта, собаку съесть на чем либо, как собака на сене)
Конкурс интеллектуалов I
Определите часть речи. Что нужно сделать, чтобы это стало ясно?
а) Жгут, гладь, ожёг, поджог, зубрила.
б) Стекло, стой, поджёг, ожог, запевала.
(Для справки: Жгут, гладь, зубрила, стекло; строй, запевала – омонимы. Ожёг, поджёг – глаголы. Ожог, поджог – существительные)
Найдите «лишнее слово».
а) Спит, дожтит, вечереет, светает. (Спит – состояние человека)
Увлечься, испечь, уберечь, пресечь. (Увлечься – возвратный глагол)
Сжигать, снимать, сеять, бежать. (Бежать – непереходный глагол)
б) Изучать, приобрести, любить, рассказать. (Рассказать – непереходный глагол)
Прыгать, метаться, сидеть, известить. (Известить – глагол совершенного вида)
Рассмотреть, откроешь, подрастаем, волновать. (Рассмотреть – глагол II-го спряжения)
Конкурс редакторов II
Отредактируйте предложения.
Товарищи упорно старались переубедить его, но он упорно (упрямо) стоял на своем.
Целый день и почти целый (весь) вечер мы готовились к поездке на Волгу.
В фойе толпились иностранные корреспонденты, редакторы иностранных (зарубежных) журналов.
Некоторые взяли с собой удочки, а некоторые (кое-кто) даже взяли (захватили) котелки.
Конкурс интеллектуалов II
Анаграммы – это слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Найдите среди слов «лишнее».
Мадам, потоп, тот, Анна, дед, шалаш, заказ
М.В.Ломоносов писал:
Великая Москва в языке столь нежна,
Что «а» поизносить за «о» велит она.
Каккое языковое явление имел ввиду великий ученый? (Ломоносов отмечал «аканье» - характерную черту южно- и среднерусского говоров, свойственное и современному русскому языку.)
Что общего между словами редис и радикулит? (Эти слова происходят от латинского слова radix (радикс – корень). Редис – корнеплод, а радикулит – заболевание корешков спинномозговых нервов. От этого же корня радикальные (коренные) перемены, радикал (корень) как термин в математике.)
Заключение
Жюри подводит итоги, объявляет победителей. В качестве призов могут быть самодельные оригинальные эмблемы-значки («Лучшему эрудиту», «Самому смекалистому в конкурсе знатоков» и т.п.).
Учитель благодарит всех, кто помог в организации урока, отмечает тех ребят, которые составляли задания к конкурсам. Затем объявляется тема следующего мероприятия и задания к нему.
При такой проверке знаний интерес учеников в поиске материала и изучении теоретических сведений о языке значительно возрастает.
Использованная литература
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. / Пер. с англ. – СПб., 1996.
Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. / В.А.Иванова и др. – Л., 1990
Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку. Учебное пособие для учащихся 5-9 кл. ср. шк. – Челябинск, 1996.
Журналы «Русский язык в школе», «Русский язык в литовской школе», «Словесник», «Русская речь», «Смена», «Русский язык за рубежом», «Пионер», «Вожатый», «Однокласник».








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15