Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе


Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
Сообщение на заседании ШМО «Инновационные технологии в образовательном процессе»
Работа обобщает передовой педагогический опыт применения дифференцированного подхода в обучении, систематизирует теоретические сведения по данному вопросу, рассказывает о собственном педагогическом опыте в применении технологии
Одной из наиболее признанных инновационных педагогических технологий является дифференцированное обучение, которое, прежде всего, проявляется в применении разноуровневых заданий. Для меня это не очень разработанная тема, я не системно применяю разноуровневые задания, хотя успешность применения этой технологии как раз и зависит от системности её применения.
Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:
овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно ориентированного обучения;
применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся;
такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Чтобы обучение можно было считать дифференцированным, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:
 уровень обученности в данной области знания,
 уровень общего развития, культуры;
 особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.);
 особенности характера, темперамента.
Применение разноуровневых заданий при обучении весьма актуально. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, но каждый может проявить собственное «Я». Предлагаемый подход помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору.
Кроме того, он позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Уровневые задания с успехом могут быть использованы на всех этапах обучения:
 При изучении нового материала
 При контроле за усвоением знаний, умений и навыков
 При проверке знаний.
Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.
Технология уровневой дифференциации. Этапы
1. Диагностика учебных способностей учащихся
2. Объяснение учебного материала с учётом способностей учащихся
3. Подготовка разноуровневых заданий по темам
4. Выполнение разноуровневых заданий на уроках
3
5. Организация групповой работы на уроке и во внеучебное время (использование метода проектов в НОУ и работа кружка «Школа юного филолога»)
6. Подготовка разноуровневых домашних заданий
7. Выполнение разноуровневых домашних заданий
8. Разноуровневый контроль
9. Организация само- и взаимоконтроля
Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных». Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обучаемости. В этом помогает входная диагностика.
Входная диагностика
Разные авторы предлагают по-разному организовать входную диагностику. Так, Милейко Г. А. предлагает вот такие работы. Уровень А – сильные учащиеся, творческий уровень, уровень Б – средний конструктивный уровень усвоения, уровень С – слабые учащиеся, воспроизводящий уровень. Как я понимаю, перед такой работой учащимся даётся указание отвечать на те задания, на какие они хотят и могут ответить, а также учитель сообщает, что оценка за эту работу ставиться на будет.
Входная диагностика. 7 класс. № Вид диагностики Содержание задания Кол-во баллов Уровень
сложности
1. Начитанность, читательский интерес и литературный кругозор
На мой взгляд, это задание уровня В. Все цитаты должны быть хорошо знакомы учащимся 7 класса 1. Узнай героя по описанию.
Назови автора и название произведения.
Какие ещё произведения этого автора читал? Напиши названия.
А) «Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на тоненьких ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крестный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном сюртуке и в смешной шляпе, но это не мешает ему быть милым, дорогим крестным».
Б) «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым 1
2
3 В
Б
А